18 июня 2017, 20:00
КУБОК КОНФЕДЕРАЦИЙ-2017. 1-й тур. Группа A. РОССИЯ – НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ – 2:0
Игорь РАБИНЕР
из Санкт-Петербурга
– Я видел только состав и статистику последнего контрольного матча с Чили, поэтому с точки зрения игры нынешнюю сборную России открываю для себя во многом заново, – начал Хиддинк. – Чилийцы сейчас – очень конкурентоспособная команда, победитель двух последних Кубков Америки, к вам она приехала практически сильнейшим составом. И россияне сумели сыграть с ней вничью, что, безусловно, хороший результат, на который нельзя было не обратить внимания.
Сравнив составы на тот матч и на стартовый на Кубке конфедераций, заметил несколько изменений. На мой взгляд, у этих перемен – атакующая направленность, вариант на Новую Зеландию выглядел более наступательным, чем на Чили. В частности, речь об обоих фланговых футболистов. И мой старый знакомый по сборной и "Анжи" Юрий (Жирков. – Прим. И.Р.), и Самедов – в значительно большей степени вингеры, чем крайние защитники.
Для меня это важно. Когда меня спрашивают об отношении к схеме с тремя центральными защитниками, подчеркиваю, что у нее бывают очень разные трактовки. И оборонительная версия, когда все пятеро – защитники, а к ним добавляется еще и опорник, сосредоточенный на разрушении, мне, признаюсь, не нравится. Здесь же было не 5-3-2, а именно 3-5-2 – и вот это уже совсем другое дело.
Целый ряд игроков раньше не знал. В частности, центральных защитников, в том числе Васина, хавбеков и ребят из группы атаки, кроме Глушакова и Смолова.
– И как, по-вашему, схема воплотилась в жизнь?
– Меня очень порадовали первые 15 минут в исполнении российской сборной. Давление, темп, прессинг стали впечатляющими. Новозеландцы не могли из-под него выбраться, поднять голову! Скорости были высокими, а, потеряв мяч, ваша команда моментально вступала в отбор и отвоевывала его. В первые семь минут Россия подала четыре угловых, после одного из которых Васин попал в штангу. Вообще, вам просто не повезло, что не забили на стартовом отрезке. А ведь россияне заслужили такой награды для себя. Два или три шанса были прекрасными. Вы не только переигрывали, но и перебегали Новую Зеландию, что мне очень понравилось.
Но команда не забила, после чего начала немного терять ту цельность и синхронность действий, которые наблюдались у всех игроков на старте. Такое порой происходит, когда не забиваешь в начале то, на что наработал. Некоторые футболисты – по фамилиям называть не буду – в какой-то момент начали нарушать концепцию, систему. Шли в неоправданный дриблинг, занимали неверные позиции. Это позволило Новой Зеландии чуть-чуть выдохнуть. Потому что, если ты оставляешь на поле какие-то дыры, свободное пространство, то обороняющиеся способны замедлить игру, отдышаться – и в прямом, и в переносном смысле.
Это и стало причиной падения скоростей, которое произошло после этих 15 минут. Конечно, невозможно все 90 проводить в том же темпе, в каком Россия действовала в начале, и так высоко прессинговать. Но если у команды есть абсолютная уверенность в себе, то даже если не удается сразу забить, то при сохранении дисциплины и полной концентрации гол от тебя никуда не уйдет. Он и не ушел, но Россия дала Новой Зеландии возможность изменить ход игры. На это тоже нельзя закрывать глаза, и я сказал об этом в перерыве.
Учитывая, что во втором тайме новозеландцы окончательно "сдулись", Россия, если бы ее футболисты более четко действовали позиционно, могла легко забить пять-шесть раз. Они знают, как играть! Но слишком часто находились в неправильных позициях. Для меня как тренера важнее всего не выступление отдельных исполнителей, а то, как они выглядят как единое целое.
В начале игры это целое, безусловно, было. Позже оно начало периодически немного ломаться. И с той же Португалией важнее всего будут именно общекомандные перемещения, компактность, подстраховка, отсутствие разрывов между линиями. Нельзя позволять сопернику себя растягивать, давать ему пространство.
– После того, что Игнашевич и братья Березуцкие приостановили выступления за сборную, у нее теперь абсолютно новый центр защиты. Как он вам? Или по Новой Зеландии выводов делать нельзя?
– Да, новозеландцы выглядели слабо и не бросили российской обороне настоящего вызова. Следующие встречи будут гораздо показательнее. Но бросилось в глаза, что все три центральных защитника – бойцы и смелые парни, которые без раздумий шли в единоборства, порой жесткие, и чаще всего выигрывали их. Это мне понравилось. Остальное увидим дальше.
– В чем еще резерв усиления игры, кроме того сохранения цельности, о котором вы сказали?
– Мне нравится Глушаков. Помимо того, что это хороший, инициативный хавбек, не боящийся в нужный момент, увидев пространство, подключиться из опорной зоны в атаку (как, собственно, и родился первый гол), он обладает опытом и, есть ощущение, авторитетом в команде. Такому футболисту правильно было бы взять на себя функции "контролера игры". Включать голос, расставлять партнеров и прикрикивать на них, чтобы не теряли позиции, руководить командными перемещениями.
– Так, как в вашей сборной России это делал Семак?
– Да, Семак, а также Зырянов. Они были тактически очень хорошо образованы, а Семак – тот вообще всегда контролировал игру, смотрел на шаг-два вперед, в том числе и в момент потери мяча. По-моему, в нынешней сборной самый подходящий человек для этой важной роли – именно Глушаков, который вполне способен быть "тренером на поле".
– Согласны с тем, что лучшим игроком матча выбран Смолов?
– Меня не особо интересуют такого рода вещи – они в основном созданы для болельщиков. Больше обращаю внимание на общекомандное выступление. Но за Федора, с которым вместе работали в "Анжи", рад, и от всей души его поздравляю. Такое признание – хорошо для него.
– Каким Смолов был в пору вашей совместной работы?
Кубок конфедераций-2017. Календарь // Все о сборной России //
Как попасть на матчи Кубка конфедераций – читайте здесь