21 июня 2015, 16:10

Есть ли жизнь без Неймара?

Александр ШМУРНОВ
Приглашенный автор

КУБОК АМЕРИКИ-2015. Групповой турнир

КУБОК АМЕРИКИ-2015 с Александром ШМУРНОВЫМ

Известный телекомментатор специально для "СЭ" ведет путевые заметки с Кубка Америки-2015

– Скажи, почему они так играют за сборную? - спросил я своего чилийского товарища и коллегу Алехандро Систернаса.

– Как?

– С таким невероятным азартом, с такой страстью…

Аргентине - гол, Ямайке - селфи

– Как аргентинцы с Ямайкой? – Алехандро, конечно, не мог упустить момент – чтобы чилиец Аргентину "добрым словом" не помянул…

– Аргентина с Ямайкой – это частный случай. Это вообще, по-моему, нонсенс, что 12-й командой на Кубок Америки приехала не роскошная Коста-Рика, а эти… туристы. Они же с Кавани после матча прямо на поле фотографировались, а с Месси – в микст-зоне. Потом сразу отправляют фотки друзьям: "Вау, тут я и Месси!" Аргентина им быстро забила и могла спокойно отдыхать. У них у всех был тяжелейший сезон, а впереди еще две недели турнира, если в четвертьфинале не вылетят, что вряд ли… Я ведь про другое. Про то, например, как ваш Алексис Санчес прыгал в матче с Боливией головой в гущу соперников на летящий на высоте колена мяч, рискуя нарваться на шипы…

Алехандро улыбнулся одними глазами через толстые стекла очков. Он принял комплимент.

– Мы – чилийцы – очень гордые по натуре и очень любим свою страну.

– В этом нет сомнений. Но речь не только о чилийцах. Тут уругвайские болельщики громко ругали Кавани: мол, не может ничего сделать. И, в общем, они правы, моментов он уже запорол штук пять… Но вспомни, как он стелился в подкатах в центре поля и даже возле своей штрафной, сколько мячей выиграл у своих ворот, когда Аргентина давила со страшной силой. Кстати, меня потряc колумбиец Карлос Санчес, опорный хав из "Астон Виллы". Обычный, в общем-то, игрок. А здесь он буквально умирает на поле все 90 минут и уничтожает Неймара. Причем не так, как Суньига на чемпионате мира. Санчес все делал чисто, за счет объема работы и чувства игры. Да и сам Неймар играл два матча так, словно они последние в жизни… Впрочем, тут они у него и вправду оказались последними.

– А в чем вопрос-то? Я в толк не возьму, ты к чему это все расписываешь? – Алехандро недоуменно прищурился. У него все эмоции прячутся за очками, но от этого становятся только заметнее. – Они играют за сборные своих стран на важнейшем турнире. В Европе, по-моему, так же… Или как-то иначе?

– Нет, что ты, что ты. Это я так, беседу поддерживаю… Ты про историю с Видалем еще скажи, что лично ты думаешь? Потому что мнения очень разные. Ваши конкуренты из Ultimas Noticias сделали сильную штуку накануне матча с Боливией. Напечатали 50 ответов людей, от простых прохожих до депутатов и знаменитостей, на вопрос: "Должен ли Видаль играть против Боливии после всего, что произошло?" Получилось так: 27 – за, 23 – против. Правда, из этих 23 трое или четверо сказали: мол, пусть отдохнет после стресса... Но, как минимум 40 процентов посчитали, что человек, который сел пьяный за руль и попал в аварию во время турнира, когда за футболистами следит вся страна, не может быть символом нации…

Алехандро улыбнулся, на этот раз совсем по-другому.

– Мне очень хочется, чтобы сборная выиграла турнир. Но, то ли я чего-то не понимаю, то ли кто-то другой… Неймар кидает мяч в соперника, потом говорит грубость судье под трибунами – это плохая дисциплина, плохой поступок, и он теперь не будет играть на Кубке Америки. А Видаль сталкивается по дороге из казино с другой машиной – это разве не плохая дисциплина?

С Неймаром, кстати, пока не все понятно. Бразильцы подали апелляцию, и шанс сыграть хотя бы в финале, если комиссия сделает минимальную уступку, у него остается. Пока он получил четыре матча дисквалификации: один за, собственно, удаление, и еще три – за фразу в адрес чилийского арбитра Оссиеса: "Хочешь сделать себе имя за мой счет…" И дальше ругательство. Но мне, кстати, гораздо более оскорбительной показалась сама суть фразы: "Хочешь сделать себе имя за мой счет". Это и впрямь – дисциплина…

***

– О, "Мано де Тулиу", как приятно тебя снова видеть.

– Привет, русо, какой Кубок Америки без тебя…

…Мы познакомились ровно 20 лет назад. То есть, как познакомились: пытались набить друг другу морду. У нас были соседние места в ложе прессы во время финала Кубка Америки-1995, когда Уругвай по пенальти обыграл Бразилию. Весь матч мой сосед, бразилец со странным для Бразилии именем Тим, злился на меня за то, что болею за Уругвай, а когда после финального свистка я торжествующе крикнул: "Это вам за руку Тулиу", вспомнив, как их нападающий Тулиу подыграл себе мяч рукой, прежде чем сравнять счет в четвертьфинале с Аргентиной, он полез драться. Нас развели по углам ринга. На 16 лет…

Я ждал встречи с ним. Первые лет десять – с испугом, потом – с тоской. И, когда в 2011-м в пресс-центре в аргентинской Кордобе увидел Тима, пошел ему навстречу с улыбкой. И получил такую же в ответ. Мы тогда много говорили о странностях игры сборной Бразилии без центрфорварда, о бразильцах в Европе, о тренерских идеях и о развитии игры. Вообще, бразильские футбольные журналисты – самые футбольные футбольные журналисты в мире. Чтобы это понять, достаточно послушать, какие вопросы они задают на пресс-конференциях. Однажды я своими глазами видел, как один задал такой длинный и сложный вопрос Марио Загало, что тот дважды почти упал в обморок…

Кто в Бразилии вправит мозги Неймару? // Чили – в плей-офф, Неймар – дисквалифицирован

– Скажи мне, Тим, как Бразилии играть без Неймара?

– Так же, как и с Неймаром. Бразилия сегодня никак иначе играть не может. Глаза на ворота – и понеслись. Скорость в контратаках – больше у нас ничего нет. У нас нет Хави с Иньестой, нет Пирло, нет Швайнштайгера, нет полузащиты, которая создавала бы рисунок игры. Есть техника и скорость. Они есть у Неймара, они есть и у других…

– Но без него всяко будет хуже. Ты ведь не станешь отрицать, что Бразилия больна неймарозависимостью.

– Пока не стану. Но это мы еще проверим. Вот прекрасный шанс доказать, что, если и больна, то знает рецепт выздоровления. В 1962-м, кстати, тут же, в Чили, когда Пеле получил травму, все говорили в один голос, что теперь Бразилия ничего не выиграет. Выиграла, да еще как!

– Но год назад было по-другому. Вы потеряли Неймара и получили 1:7 в Белу-Оризонти, – я замолчал, прикидывая, не получу ли, наконец-то, в челюсть. Нет. Видимо, время для рукопашной мы с Тимом давно упустили.

– Рассказать тебе, кто сделал главную глупость год назад?

– Расскажи.

– Дунга. Он тогда не был в сборной, но пришел в телеэфир перед полуфиналом в бандане с надписью: "Крепись, Неймар". И это было ошибкой.

– Что же тут плохого? Лидер получил травму, он его поддерживает…

– Он должен был выйти с повязкой не "Крепись, Неймар", а "Вперед, Бернард". Ведь на месте Неймара в матче с Германией играл совсем молодой Бернард, и вот кому нужна была поддержка.

Все-таки бразильские футбольные журналисты – это голова…

– А сейчас, он должен сказать: "Давай, Коутинью, это твой шанс!", – продолжал Тим. – Твой шанс, Виллиан, твой шанс, Фирмину. Но, прежде всего, – речь о Коутинью. Главная его проблема в сборной в том, что на его позиции здесь играет Неймар. Теперь Неймара нет. Но они все равно будут играть в прежний футбол: мяч перехватили и полетели вперед…

– Последний вопрос, Тим, – мы разговаривали в перерыве эпического матча Аргентина – Ямайка и оба спешили на свои места (теперь, увы, в разных концах журналистской трибуны), не зная, что нам готовит второй тайм. – Почему тут нет Луиза Густаву, Оскара, наконец, Халка?

– Первые двое остаются основными игроками сборной. У них вроде как небольшие травмы, будем считать – они не в форме. Но начнется отборочный цикл к вашему чемпионату мира, и они будут в составе. Ну, а Халка нет из-за Дунги.

– А что они не поделили?

– Перед первым матчем после возвращения Дунги у Халка были какие-то проблемы: мелкая травма, как обычно. Но тот это запомнил, и теперь Халку не очень доверяет.

– Как думаешь, он пригодился бы в этой команде?

– Конечно. Особенно теперь.

– Спасибо, Тим, побегу… Мы ведь поговорим еще ближе к финалу? Кстати, погоди, еще один вопросик: а почему так мало бразильских болельщиков в Чили? Матч с Колумбией вообще будто в гостях играли.

– Приедут. Как обычно, ближе к финалу…

В пресс-центре после матча было пусто. Аргентинцы все скопились в микст-зоне, перехватывая друг у друга момент для очередного вопроса Маскерано и Месси. Мы с Алехандро Систернасом отрешенно смотрели на экран…

– Скажи, а могло так произойти, чтобы про аварию Видаля вообще никто не узнал? Не разглашать, и все. Звезда сборной, в такой важный момент…

– Нет, конечно. А почему ты спрашиваешь? Что, у вас так могло бы быть?

Фото автора, instagram.com/ashmurnov