АРХИТЕКТУРНЫЕ ГЕНЫ
Всему в своей жизни мы обязаны родителям, и каждый из нас – на генном или ином уровне – получает многое от тех, кто подарил нам жизнь. Жоау Карлос – отец полузащитника сборной Бразилии и "Барселоны" Филиппе Коутинью – по профессии архитектор. На древне-греческом это слово означает "строитель". Или, если вспомнить шедевры античных мастеров, творец. Как правило, это люди с особым складом ума, способные видеть гораздо больше среднестатистического человека. И, видимо, именно эти качества, но уже в футболе удалось развить Коутинью.
Уже в юном возрасте он выделялся среди сверстников в школе "Васку да Гама" глубоким пониманием игры, филигранной техникой и нестандартными ходами. Ролики с детскими подвигами Филиппе можно без проблем отыскать в интернете: поддержавшие сына родители рассылали их селекционерам различных клубов. Позднее отец даже пожертвовал любимой работой, чтобы помочь после переезда в Европу своему самому талантливому отпрыску, для которого в детстве примером служили старшие братья. "Они всегда были с мячом, как и большинство детей в нашей стране, и я хотел быть таким, как они", – вспоминал потом Коутинью.
ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО
Семья для Коутинью всегда была на первом месте. Даже техника празднования голов имеет непосредственное отношение к близкому человеку. Посылаемый в сторону трибун поцелуй – благодарность жене и матери двух очаровательных детей Айне. Будущие супруги познакомились, когда Филиппе было 14 лет, а в 17 его избранница последовала за ним в Европу и стала человеком, который поддерживал его в самых сложных ситуациях. Была с ним и в горе, и в радости, ведь у Айне есть традиция после матчей выходить на поле, плавно перекочевавшая с "Энфилда" на "Камп Ноу".
Идею отдать внука в футбольную академию подала бабушка, а вдохновляет на футбольные подвиги мама – Эсмеральда Коутинью. В Милане, как рассказывал Филиппе, у него не было ни дискотек, ни алкоголя, и счастье он находил в других вещах. С особой теплотой Коутинью вспоминает, как во время борьбы за чемпионский титул главный тренер "Ливерпуля" Брендан Роджерс каждый тур зачитывал письма матерей футболистов.
– Сначала я даже не понял, что тренер читает письмо от моей мамы, но когда он упомянул ее имя, я был действительно ошеломлен, – признался Филиппе. – Там говорилось, что она любит меня, гордится мной и всегда скучает по мне. И это как раз те слова, которые мне нужно было услышать. Они вдохновили меня.
ТЕХНИКА ИЗ ЗАЛА
С шести лет он гонял мяч на обычной уличной площадке, а потом переключился на футзал. Техника и умение принимать нестандартные решения оттачивались Филиппе именно там. На маленьком поле, где у тебя минимум времени и пространства, нужно было постоянно импровизировать, и сейчас мы видим это на лучших стадионах планеты.
"В его ногах особая магия", – годы спустя восхищался техникой своего подопечного Маурисио Покеттино. Нынешний тренер "Тоттенхэма" сыграл важную роль в карьере Коутинью, когда тот переживал самый сложный период в своей карьере. В "Интере", куда его приглашал Жозе Моуринью, 18-летний полузащитник встретил совсем другого наставника. Впрочем, и сменивший Особенного Рафаэль Бенитес безгранично доверял молодому бразильцу, а знаменитый соотечественник Лусиу опекал новичка, но все перевернула травма. Залечив ее, Коутинью оказался не нужен принявшему миланцев Леонарду, так что аренда в возглавляемый Покеттино "Эспаньол" стала для футболиста настоящим спасением.
РАФА ГОВОРИТ
Пути бразильского футболиста и аргентинского тренера могли пересечься вновь уже в Англии. Покеттино хотел видеть все же оказавшегося лишним в "Интере" Коутинью в "Саутгемптоне", однако выбор полузащитника пал на "Ливерпуль". Здесь стоит отметить роль Бенитеса, замолвившего за своего бывшего подопечного словечко. Красные тогда получили уведомление от владельцев об ограничении трансферного бюджета и могли брать только молодых игроков не дороже 10 миллионов евро.
"За Филиппе невозможно было следить, потому что он не играл в "Интере", – вспоминал бывший спортивный директор "Ливерпуля" Дамьен Комолли. – Но мы знали, что он хорош только потому, что Рафа считает его футболистом мирового класса. Когда кто-то вроде Бенитеса говорит так об игроке, вы слушаете".
Новый клуб и чемпионат стали для него новым вызовом. "В Англии темп и физическая сила – самые важные факторы, с которыми вам приходится справляться, – рассказывал Филиппе. – Я всегда быстро мыслил, но в премьер-лиге нужно было реагировать еще быстрее".
ВОЛШЕБНИК "ЭНФИЛДА"
Не обладая выдающимися по британским меркам физическими данными, 172-сантиметровый бразилец мог превзойти оппонентов, только совершенствуя собственную игру. Это под силу лишь по-настоящему талантливым футболистам, чей игровой интеллект позволяет непрерывно развиваться.
"Филиппе был невероятен, и он полностью изменил нас, – написал о Коутинью в своей книге "Пересекая черту" Луис Суарес. – Он тот, кто дал нам веру в мяч, настолько хороши его технические способности. Ты знаешь, что он не потеряет его, что он сделает с мячом что-то особенное, и он всегда выбирал правильную передачу".
Столь техничный футболист не мог не влюбить в себя "Энфилд", и его игра принесла бразильцу прозвище "Маленький волшебник".
– У меня бежали мурашки по коже, когда я впервые увидел флаг с моим лицом, потому что я этого не ожидал, – признался Коутинью. – Это был крутой сюрприз, и я хочу поблагодарить фанатов за то, что они даже написали O M?gico (волшебник) на португальском.
ЛЮБИМЫЙ ИГРОК – РОНАЛДИНЬЮ
Коутинью никогда не скрывал, кто является его кумиром. "Лучший игрок из всех, кого я когда-либо видел – это Рональдинью, – говорит Филиппе. – Я бы с удовольствием сыграл с ним. Он мог делать с мячом потрясающие вещи".
Позднее уже Рони заявил, что бывший ливерпулец идеально подходит под стиль "Барселоны". Некоторые даже сравнивают манеру этих футболистов, отмечая схожую технику. Особенно это касается дриблинга при смещениях в центр с левого фланга. В Англии Коутинью довел данный прием с последующим обводящим ударом из-за пределов штрафной до совершенства.
Казалось, защитники и вратари должны были выучить его движения наизусть, однако футбол бразильца настолько интеллектуален, что позволял ему постоянно оказываться хитрее оппонентов. "Это наши естественные движения в Бразилии, и я развил их будучи ребенком, когда учился играть в футбол", – пояснял Коутинью неразгаданные простыми смертными секреты техники своей обводки.
НАСЛЕДНИК ИНЬЕСТЫ
Сначала Коутинью адаптировался к темпу и жесткости Англии. После перехода в "Барселону" рассказывал, что потихоньку привыкает к непохожему на стиль других команд футболу каталонцев. Исключительно интеллектуальному и построенному на контроле мяча. И это у него блестяще получается. Теперь в дураках остаются лучшие защитники ла лиги, а вратари не знают, куда полетит мяч.
Главный тренер сборной Бразилии Тите как-то признался, что использует Коутинью на фланге, не желая менять привычную ему по клубу позицию, но уверял: идеальным местом, где в полной мере раскроется талант полузащитника, является центр поля. Ради этого пентакампеоны даже внесли коррективы в свою игру, опробовав новую модель в мартовском матче с Россией.
– Он оказывает невероятное влияние на игру сборной Бразилии, в нашей команде он прошел долгий путь, научился читать игру и принимать решения, – поделился мнением об игре Коутинью поставивший его вровень с Неймаром Даниэл Алвес.
Теперь, похоже, на очереди смена роли в "Барселоне", ведь попрощавшийся с каталонским клубом Андрес Иньеста в ответ на вопрос о своих преемниках первой назвал фамилию Коутинью. Такой футбольный интеллектуал просто не может ошибаться, и, судя по последним новостям, с этой точкой зрения согласен и наставник "Барсы" Эрнесто Вальверде.
В материале использованы цитаты Eurosport, СNN, ESPN, Yahoo Sport, Fourfourtwo