Англия

8 апреля 2014, 15:31

Жозе Моуринью: "Футбол - это эмоции и не более того"

Мария Никулашкина
Заместитель шефа отдела информации

Главный тренер "Челси" Жозе Моуринью дал интервью английскому изданию Esquire, в котором поделился секретами успеха, объяснил, почему важно внимание к деталям, и рассказал о порядках в своем доме.

Прошлым летом Жозе Моуринью вернулся на "Стэмфорд Бридж" и впервые в своей тренерской карьере был уязвим: он провел три полных раздражения года в мадридском "Реале" и в первый раз завершил сезон, не завоевав ни единого трофея.

Он огляделся в раздевалке – Джей Ти, Лэмпс, Кэшли. А потом его взор пал на Хуана Мату. Ему 25, он почти на пике, художник с мячом, лучший игрок "Челси" по мнению болельщиков последних двух лет. Избавившись от него, он даст остальным понять, кто здесь главный и что неприкосновенных нет. Именно так Моуринью и поступил. "Челси", который в последние годы напоминал тюрьму, управляемую заключенными, был взят под контроль нового старого тренера.

***

Прежде чем Моуринью приступил к работе, он отправил открытое письмо своим будущим подчиненным. Когда он сделал это в первый раз – будучи неожиданно назначенным в "Порту" в январе 2002 года, – это был настоящий бумажный лист, но 51-летний португалец идет в ногу со временем.

"Сейчас у всех нас есть приложения в телефонах и айпэдах, – объяснил он появление во "Входящих" у игроков "Челси" нового сообщения. – Так что больше никаких бумажных писем".

Базовые инструкции, которые португалец отправляет своим игрокам, не сильно изменились за более чем десятилетие его тренерской деятельности. Моуринью всегда подчеркивает: он верит в то, что футбол – это коллективные усилия и что каждый должен поумерить свои персональные амбиции ради общего дела. Он обещает быть справедливым, но напоминает игрокам, что каждое решение, которое он примет, будет в интересах клуба. В то же время он знает, что у футболистов есть эго, и дает понять, что при полном выполнении его требований, он посвятит всего себя тому, чтобы сделать их лучшими.

Это своего рода контрактное соглашение между тренером и игроками. Письменная договоренность о том, чего он ждет от игроков и что они получат взамен.

"Да, – соглашается Моуринью. – Больше нет такого: "Я уважаю тебя, потому что ты главный тренер". Теперь все иначе. "Я уважаю тебя, потому что ты хорош. Я уважаю тебя, потому что ты честен со мной. Я уважаю тебя, потому что ты делаешь меня лучше, и я это чувствую".

Подход Моуринью работает не для всех. В "Реале" он публично и весьма цинично рассорился с двумя "галактикос" – Икером Касильясом и Серхио Рамосом, возможно, самыми уважаемыми вратарем и защитником мира. Ходили слухи, что и с Криштиану Роналду под конец своего пребывания в Мадриде он почти не разговаривал.

В то же время португалец собрал небольшую армию игроков, которые ценят его. Златан Ибрагимович говорил о Моуринью как о тренере, заставившем его "чувствовать себя, как лев". Голландский полузащитник Весли Снайдер пошел еще дальше: "Я был готов убивать и умирать за него". Когда в 2008 году умерла мать Фрэнка Лэмпарда, Моуринью звонил ему каждый день, выражая соболезнования и предлагая помощь. Тогда он даже не был его тренером, и казалось весьма маловероятным, что когда-нибудь снова им станет.

"Он самый лояльный, самый заботливый тренер из тех, с кем я когда-либо работал, – недавно сказал Лэмпард. – Я, наверное, необъективен, но с ним сразу же, без промедления приходит успех".

***

Он единственный в мире тренер, становившийся чемпионом Англии, Италии и Испании, а также Португалии. Он дважды выигрывал Лигу чемпионов с, объективно говоря, слабейшими командами из тех, кто завоевывал трофей за последние десять лет – с "Порту" в 2004 году и "Интером" в 2010-м. К тому же он выиграл целый набор кубков, суперкубков, брелоков и безделушек, но самым сумасшедшим его достижением является то, что он перевозит с собой из клуба в клуб умение почти не проигрывать в домашних матчах. Моуринью не строит клубы. Он набирает и натаскивает спартанских воинов, готовых до смерти защищать свою цитадель.

Казалось бы, каждая команда должна отчаянно желать такого тренера. Но это, оказывается, не совсем так. В 2008 году он проходил собеседование в "Барселоне", но каталонцы предпочли ему тогда малоопытного Пепа Гвардьолу. "Манчестер Юнайтед" мог пригласить его на место сэра Алекса Фергюсона, но источник, близкий к "Олд Траффорд", сообщил, что им пришлась не по душе привычка португальца прыгать из клуба в клуб, когда он заскучает. Вместо этого они выбрали человека, готового работать на перспективу.

Ходит слух, что Моуринью плакал, узнав, что ему не достанется эта работа, но сам он старательно отрицает, что разговоры на эту тему вообще когда-либо велись. Некоторым экспертам, особенно не лезущему за словом в карман Йохану Кройффу, не нравится стиль игры, который португалец прививает своим командам. И почти все находят его высокомерным и даже нарциссичным.

Моуринью слышит все это. Возможно, самой экстраординарной гранью его экстраординарной личности является то, что его все это, похоже, совершенно не волнует. Конечно, он все знает. Он футбольный тренер, и его действия изучаются тщательнейшим образом. Такого нет, пожалуй, ни в одной другой профессии. Даже премьер-министрам и генеральным директорам живется легче. Его успехи публичны, так же как и все его неудачи.

Находит ли Жозе напряженной работу футбольного тренера? "Нет, – решительно отвечает он. – Я иногда нахожу жизнь напряженной. Не в Лондоне, но в Мадриде и в Италии было так".

Может ли что-то лишить его сна? "Ничего, – отвечает он и заходится смехом. – Ничего! Я сплю по семь-восемь часов каждую ночь".

После паузы он продолжает: "Не могу сравнивать свою работу с работой хирурга, который делает операцию на сердце. Разница в том, что результат моей деятельности известен миллиону людей, а результат его работы волнует только семью человека, оказавшегося на операционном столе. Но он несет гораздо больше ответственности, чем я. Вот почему мне иногда кажется, что мы зарабатываем слишком много денег по сравнению с людьми, которые приносят человечеству гораздо больше пользы, чем мы".

"Что такое футбол? – задается вопросом Моуринью. – Это эмоции. Не более того".

***

Нынешний Моуринью старше, возможно, мудрее и, уж точно, куда менее модный, чем тот, кто впервые возглавил "Челси" в 2004 году. Тогда, в свой 41 год, он был обходительный и загорелый. Сейчас ему за 50, и в его волосах больше соли, чем перца. Более половины тренеров премьер-лиги младше его. А он, кажется, стал меньше беспокоиться о том, во что он одет.

"Я выбираю одежду, чтобы чувствовать себя хорошо, а не выглядеть хорошо, – объясняет португалец. – Иногда могу одеть спортивный костюм. Иногда требуются пиджак и галстук. Зависит от обстоятельств. Но я никогда не беспокоюсь о том, чтобы выглядеть модным. Главное, чтобы было удобно".

***

Одна из злободневных страшилок – это тщеславие современных футболистов. "Множество раз в "Реале" выстраивалась очередь к зеркалу в раздевалке перед началом игры, пока судья ждал футболистов в подтрибунном помещении, – рассказывает Моуринью. – Но таково уж наше общество. Молодежь сильно об этом беспокоится. Им по двадцать с чем-то, а мне 51. И если я хочу работать с детьми, нужно вникать в их мир. Как я могу запретить игрокам заниматься в автобусе этим… Как это называется? "Твиттер", что ли? Как я могу запретить им, если моя дочь и мой сын делают то же самое? Приходится приспосабливаться".

***

Моуринью признает, что футбол уже не такая безобидная игра, какой она была, когда он впервые пришел в "Челси" десять лет назад. Сейчас иностранные инвесторы имеются у 10 из 20 клубов премьер-лиги и у многих в низших дивизионах. Зарплаты футболистов раздулись с просто ужасных до непристойных. Настали времена, когда даже Том Клеверли может основать свой собственный модный бренд – TC23.

"Я тренирую с 2000 года, и сейчас у меня второе поколение игроков. Раньше я чувствовал, что футболисты пытаются заработать как можно больше денег, разбогатеть к моменту окончания карьеры. Сейчас же люди, которые окружают игроков, стремятся сделать их богатыми еще до того, как карьера начнется, – Моуринью горько усмехается. – Они хотят, чтобы ребята становились богатыми, едва подписав первый контракт. Еще до того, как сыграть первый матч в премьер-лиге и узнать, что такое Лига чемпионов. Из-за этого клубы оказываются в сложной ситуации".

Осложняет ли это работу Моуринью? "Нужно найти хорошего парня. Парня, который хочет добиться успеха, у которого есть гордость и страсть к футболу. Который мечтает не о том, чтобы заработать на один миллион больше, а о том, чтобы играть на высочайшем уровне и завоевывать титулы. Ведь если добьешься всего этого, к концу карьеры и так разбогатеешь. Так что мы упорно работаем для того, чтобы задавать молодым игрокам верный ориентир, учим их следовать примерам из прошлого – Лэмпардам и Терри, которые всегда были фанатиками побед".

***

Стандарты, заданные Моуринью – признанные и его поклонниками, и недоброжелателями, – уходят корнями в его собственную короткую и неяркую карьеру игрока. Семья Моуринью, родом из Сетубала, была тесно связана с футболом: его отец Фелиш был голкипером, однажды вызывавшимся в сборную Португалии, а дядя Марио Леду, владевший консервным заводом, построил стадион для местной "Витории".

Сам Жозе был защитником и в юношеские годы пришел в клуб "Рио Аве", который тренировал его отец. Согласно легенде, нынешний яростный и пафосный Моуринью родился в 1982 году.

Тогда, в возрасте 19 лет, он оказался на скамейке запасных в матче с лиссабонским "Спортингом", в то время доминировавшим в чемпионате Португалии. Один из игроков обороны "Рио Аве" получил травму, и едва Фелиш задумал выпустить на поле сына, как тут же получил сообщение от президента клуба, что если он это сделает, то не только Жозе никогда снова не наденет футболку "Рио Аве", но и он сам будет отправлен в отставку. В итоге отец и сын со стороны наблюдали за разгромом своей команды (1:7), и именно тогда Жозе Моуринью решил, что больше никогда не потерпит такого унижения.

После этого он один раз сходил в бизнес-школу, перешел в университет на курс спортивной науки и работал тренером по физподготовке в футбольных командах.

"Люди думают, будто меня расстраивает то, что я не был ведущим игроком. Но это не так, – утверждает он. – Совсем не так. Мне нравилось играть в футбол даже во втором и третьем дивизионах. Я с самого начала чувствовал, что тренерская деятельность мне больше по душе, поэтому, как только я закончил обучение в академии и тренерские курсы, естественным образом оказался в этой среде. В своей жизни я делал только то, что хотел делать".

То, что ему удалось достичь таких высот, Моуринью объясняет весьма банально: просто он очень много трудился. Он работал с детьми с ограниченными возможностями, стал тренером по фитнесу и, наконец, в 1992 году подключился к работе нового тренера лиссабонского "Спортинга" Бобби Робсона в качестве переводчика.

Когда Робсон отправился сначала в "Порту", а затем в "Барселону", Моуринью последовал за ним. После Робсон ушел в ПСВ, а Моуринью остался и сделался незаменимым для нового наставника каталонского клуба голландца Луи ван Гала. Все это время он вел журнал, который называл "Библией", и совершенствовал свою "методологию".

Хотя сейчас он стал успешным тренером, окруженным собственными ассистентами, подход к работе Моуринью остается неизменным. Златан Ибрагимович восхищался: "Он работает в два раза больше, чем все остальные. Он живет и дышит футболом 24 часа 7 дней в неделю. Я никогда не встречал тренеров, настолько осведомленных о сопернике. У него была вся информация, включая размер ботинок третьего вратаря".

"Это не навязчивая идея, – уточняет Моуринью – Я считаю, что детали очень важны: детали делают игроков лучше, делают команду лучше, помогают побеждать. Конечно, в мире есть несколько футболистов, благодаря которым так или иначе команда может выглядеть ярче, чем она есть на самом деле. Но в целом футбол – это команда, а команда становится лучше, если ты обращаешь внимание на детали. Это не одержимость. Опыт подсказывает мне, что детали действительно имеют значение".

***

Игроки, работавшие с Моуринью, рассказывают о неусыпном внимании. Их телефоны постоянно позвякивают от текстовых сообщений: "Как ты спал?". "Ты правильно питаешься?". "Ты счастлив?" Последний вопрос повторяется снова и снова.

Португалец известен тем, что обращается к девушкам и женам игроков, напоминая, что у них только одна задача: заставлять своего мужчину – и футболиста его команды – улыбаться. Хорошие способности Моуринью к языкам (по слухам, чтобы уверенно заговорить по-итальянски ему хватило трех недель) позволяют ему общаться с людьми напрямую. Возможно, это покажется слишком незначительным, но вспомните сборную Англии под руководством Фабио Капелло.

"Понимание очень важно, – утверждает Моуринью. – Иной раз уровень игры твоего футболиста падает, а ты не понимаешь почему. Он добросовестно тренируется, у него нет никаких травм, и все вроде бы идеально, но он не играет так, как может. Почему? Должна быть какая-то причина. Футболисты должны доверять тренеру. Я не полицейский, поэтому не гоняюсь за игроками за пределами клуба. Руководство очень хочет, но я не позволяю следить за ними. У футболистов своя жизнь и своя частная территория".

***

Моуринью утверждает, что никогда не был так счастлив, как сейчас. На интервью он пришел со своей 17-летней дочерью Матильдой. Она очень интересуется фотографией и мучает фотографа Esquire вопросами, хорошо ли оплачивается такая работа и какие компьютерные программы могут ей потребоваться. По ходу интервью девочка скучает, и корреспондент уточняет у Жозе, может ли он задать ей вопрос. Тот отвечает: "Конечно".

"Дома вы смотрите футбол все вместе?" Матильда открывает рот, но Жозе не может остановиться. "Нет!" – вмешивается он и смеется. "У нас дома игра "два на два". Мама и дочка изолированы от футбола. Они любят, когда я выигрываю, и беспокоятся о моем настроении, но они живут не ради футбола. Ну а мальчик (Жозе-младший) – это мальчик. В этом возрасте – 13, 14, 15 лет – он очень интересуется футболом. Так что у нас в семье двое футболистов и двое более интеллигентных людей".

***

Моуринью явно получает удовольствие от английской премьер-лиги. Соперничество "Мадрид – Барселона" дурно повлияло даже на него, так что он был рад приехать в страну, где на высшие награды претендуют четыре-пять команд. Он получил порцию оскорблений от фанатов соперников, но он уверен, что это положительное явление. Действительно, большинство английских любителей футбола в ответ на вопрос о Моуринью скажут, что ненавидят его, но ни за что не откажутся, чтобы он возглавил их клуб. В целом английский чемпионат выиграл от возращения Моуринью – его харизма заполнила вакуум, образовавшийся после выхода на пенсию Алекса Фергюсона и отъезда Роберто Манчини.

Сам Моуринью считает, что премьер-лига без Фергюсона стала более скучной. "Мне его не хватает", – признается он. Вопреки ожиданиям эти два специалиста всегда отлично ладили друг с другом и обменивались бутылками дорогого красного вина после каждого матча.

Португалец считает, что они во многом похожи. Комплимент, которым он одаривает немногих. "Сэру Алексу за 70, ведь так? Он только что завершил карьеру, он первый год на пенсии, но каждые выходные на футболе. Ха-ха-ха! Я думал, он будет наслаждаться другими вещами. Но он посещает матчи каждую неделю!" – удивляется Моуринью.

Сейчас он мечтает добиться многого с одним-единственным клубом, как Фергюсон с "МЮ". В данный момент его план таков: уйти на пенсию в 65, после дюжины лет, за которые он приведет "свой "Челси" к господству в мировом футболе, а потом потратит еще два года на то, чтобы сделать Португалию чемпионом мира.

Он рассматривает карьеру в сборной как признак старения, вроде интереса к садоводству.

"Мне не нравится такая работа, – говорит Моуринью, презрительно фыркая. – Нужно два года ждать соревнований! А так легкие матчи, много товарищеских игр, квалификация. Тренировки два дня в месяц!"

Жозе качает головой. Для него это действительно бессмысленно. "Мне не нужно прятаться от футбола, – утверждает он. – Мне хватает пары летних недель где-нибудь на пляже. Это оптимальный вариант для меня".

***

Должно быть, хорошо быть Моуринью. Жить без всяких сомнений. Быть самонадеянным и уверенным в том, что успех гарантирован. Спать по восемь часов, когда твои соперники ворочаются в постели. Но что если его возвращение в "Челси" не принесет успеха? Что если его второе пришествие лишь испортит впечатление от прежних достижений? Рассматривал ли он такой вариант?

"Когда я решил вернуться, конечно, был риск, что все пойдет не так. Но я не боюсь. Я доверяю себе и полагаю, что могу сделать это снова, – утверждает Моуринью. – Я не боюсь потерять работу. А когда ты не боишься, не испытываешь давления, когда не слишком беспокоишься, можешь по-другому проявить себя. И это делает тебя лучше".

15