7 июня 2016, 09:00
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Сергей ЕГОРОВ
В воскресенье случилась интрига с Денисовым. Игорь получил травму, из-за которой не сыграет на турнире во Франции. В целом, думается, внимания заслуживает не столько серьезность потери (обидно, но не Дзагоев и далеко не Вернблум), сколько обстоятельства, ей сопутствующие.
Публикация заявки сборной на турнир стала чем-то вроде прогноза погоды. Сначала обещали 19 мая и расширенную заявку, потом назначили на 21-е число и окончательный список.
В голову тренеру залезать не требовалось, потому что Слуцкий открыто и в соответствии со своей логикой все рассказывает. Другое дело, что с этой логикой и видением процесса хочется поспорить, а с организацией процессов сборной – не согласиться. Я бы сказал, поспорить доброжелательно, потому что стремление тренера донести свое видение до болельщиков, перезагрузить имидж сборной вызывает к ней ответную симпатию.
Вот что 23 мая, на встрече в редакции "СЭ", сказал Леонид Викторович:
– Я не вижу смысла давать расширенные списки. Чем больше людей ты включил в него – тем больше ты себя обрек на недовольство с их стороны. Для кого-то из тренеров это не важно, но лично для меня означало бы, что будет тяжелый разговор с каждым из выбывших игроков. Думаю, все обидятся. Вопрос только во внешних проявлениях. К сожалению, у меня такая работа, когда я кого-то из людей делаю несчастным. Причем не только этого человека. Но и его ближайшее окружение: друзей, родителей… Это ужасно, но это моя работа.
На мой взгляд, довольно двусмысленной и обидной для футболистов является и сама по себе ситуация совместительства. Она уже дает основания для недовольства. Как, скажем, объяснить Кудряшову, в чем он слабее Щенникова? Почему нет ни одного футболиста "Ростова", тренер которого так не нравится президенту клуба, который отпустил Слуцкого в сборную? Как ни отвечай на эти вопросы, осадок все равно останется, а ответ на самом деле универсальный – таково видение тренера.
По-моему, в сборной несколько недодумали со списком 23-х. И дело не в обидах футболистов. И не во вкусовщине.
Вспомнил опыт Euro-2008 и -2012, ЧМ-2014 – тренеры, Хиддинк, Адвокат и Капелло, начинали сборы в расширенном составе, в итоге убирая лишних. В 2008-м сам Слуцкий разрешил Олегу Иванову, в ту пору полузащитнику "Крыльев", работать со сборной уже после определения заявки. В итоге Иванов занял вакансию травмированного Погребняка. А Павленко Станислав Черчесов тогда отозвал на сборы "Спартака".
"В тренерском штабе сборной мне сказали, что, хотя Олег сегодня и не попадает в состав, на него рассчитывают в ближайшем будущем, особенно с учетом того, как он работает, – говорил в 2008-м Слуцкий в интервью "СЭ". – Поэтому и родилось предложение оставить футболиста в сборной, чтобы он проникся духом большого футбола и атмосферой команды. Считаю, что пребывание в тренировочном лагере сборной окажется для Иванова более полезным, чем прохождение учебно-тренировочного сбора в составе "Крыльев Советов". Он пропустит самарский сбор, который будет посвящен работе над функциональным состоянием, но ту же работу проделает в сборной".
В 2012-м Адвокат отцепил Дзюбу, и тот не стал слабее. В 2014-м Капелло повез в Бразилию Черышева – и тот работал весь турнир вне заявки.
Посмотрел, как сейчас решают вопрос тренеры сборных – участниц Euro-2016. Немец Лев взял 27 человек на сборы. Четверых отцепил 31 мая. Англичане вызвали 26 человек, 31 мая Ходжсон отсеял троих. У итальянцев было 30 человек, Конте в итоге убрал аж семерых.
Все эти сборные, случись травма, имели возможность выбирать из уже имеющегося контингента – причем контингента хорошо тренированного, прошедшего с командой сборы. У нас же Юсупов приезжает без бутс и после двух недель релакса. Первоначальная реакция Артура ("ехать на Евро после 15 дней отпуска – только людей смешить") кажется мне весьма точной. А если бы Артур все это время работал с национальной командой? И не только он, но и Оздоев/Тарасов/Могилевец. Вызов в сборную – это не то предложение, на которое можно обидеться.
По-моему, только пять команд из 24 сразу назвали окончательный состав: Россия, Франция, Португалия, Исландия и Швеция. Остальные решили подстраховаться.
Это сборная, где зарабатывают себе место в истории, а не горюют по испорченному отпуску. Это и футболисты прекрасно понимают. Вызванные в срочном порядке Шишкин и Торбинский отказались от поездки соответственно в Париж и Майами. Поехали только семьи.
Леонид Викторович уже закаленный боец. Он вовсе не такой душка, каким иногда кажется. Чего и кого тут опасаться? В конце концов, ни один главный тренер сборной за всю ее российскую историю по-доброму с этого места работы не уходил. Вопрос лишь в нюансах – насколько громким окажется свист трибун и как долго потом на ток-шоу будут шуметь депутаты.
Так если конец у этого пути все равно один, стоит ли быть добрым по ходу движения?