Евро

17 июня 2016, 00:15

Обеспечение опасности. Чем Франция отличается от России

Дмитрий Симонов
Первый заместитель главного редактора

EURO-2016. Группа B. Матч №13. РОССИЯ – СЛОВАКИЯ – 1:2

Спецкор "СЭ" Дмитрий СИМОНОВ – о том, почему французский Euro-2016 – один из худших турниров в истории с точки зрения организации

ПОМОГЛА АНГЛИЙСКАЯ ПОЛИЦИЯ

Весь вечер и ночь со среды на четверг в Лилле продолжались столкновения, и сирены не смолкали до глубокой ночи. Британские болельщики перемещались от паба к пабу, периодически нарываясь на конфликт. Полиции было много, но утихомирить фанатов у нее так толком не получилось. Впрочем, по сравнению с Марселем, где творился натуральный хаос, налицо хоть какой-то прогресс. Уж по крайней мере никто не погиб.

Примерно в девять вечера легкие провокации в адрес полицейских едва не переросли в настоящую битву, когда стражи порядки эвакуировали участников мелкого конфликта в ресторане восточной кухни. Две маленькие армии выстроились стенка на стенку на одной из ведущих к вокзалу улиц. Полиция – со щитами и гранатометами со слезоточивым газом, который в этот вечер несколько раз локально пускался в ход; фанаты – с флагами и вызывающими жестами вместо орудия. Правда, несколько раз из толпы в сторону полицейских прилетали стеклянные бутылки – в небольшом количестве они все же попали к фанатам, несмотря на запрет на торговлю напитками в стеклотаре.

Погасить побоище, которое казалось неминуемым, удалось полиции британской. Ее сотрудники экстренно прибыли с родины, чтобы взять фанатов под контроль. "Бобби", скорее напоминавшие по униформе полевых врачей, особенно в сравнении с бронированными французскими роботами, применяли методы психологического воздействия и в конечном счете уговорили пьяных фанатов отступить.

В мелких стычках, впрочем, пострадали люди. Одному российскому телеоператору повредили камеру, другому повезло еще меньше – собственной камерой ему рассекли лоб. Как рассказывают коллеги-телевизионщики, работавшие в городе до поздней ночи, британцы врывались в пабы, рестораны и кафе с криками: "Где тут русские?" Работники заведений в страхе пытались захлопнуть двери, но успевали не всегда. Публика, большую часть которой составляли французы либо состоятельные болельщики Словакии или России, приходила в изумление и ужас.

Рассказывают, досталось трем россиянам из Севастополя, которые по неосторожности заглянули в наполненный англичанами паб, не ожидая, что к ним тут же применят силу.

При этом конкретно в среду официально полиция не зафиксировала ни одной драки непосредственно между англичанами и россиянами. Под стражу за насилие по отношению к полиции и другим людям попало 25 человек, из них 12 россиян. Часть из них была арестована "задним числом" – за хулиганство в Марселе по полученным сводкам.

В РОССИИ ТОЧНО БУДЕТ ЛУЧШЕ

Нет никаких поводов сомневаться в том, что чемпионат Европы по футболу продолжит оставаться театром боевых действий – в частности, в городах, где пройдут матчи англичан, но и не только их. Франция абсолютно не готова реагировать на вызовы, принимать решительные действия в сложных ситуациях, находить баланс между разумом и силой, без которой порой тоже не обойтись. Попытки полиции демонстрировать спокойствие не приносят результата, количество не перерастает в качество, а бездействие, пассивность и вялые попытки остановить погромы становятся, по сути, лишь дополнительным стимулом, потворствующим беспорядкам. Крайне спорное решение – применение слезоточивого газа, вредящего всем вокруг. На моих глазах два сотрудника уличного кафе быстрого питания задыхались и истекали слезами, потому что распыление произошло совсем рядом с ними, и им попросту некуда было деться из своего закутка.

Разгильдяйство касается не только работы полицейских. Как рассказывают люди из среды организаторов, французы игнорируют многие требования УЕФА. Допустим, так и не были предоставлены бесплатные автобусные маршруты для журналистов, что вообще-то является нормой для крупных соревнований, и даже для сотрудников УЕФА! Своим подходом Франция является полной противоположностью России, которая, как бы ее ни пытались клеймить западные СМИ за все подряд, выполняет каждое мелкое указание, можно сказать, каждый чих ФИФА, чего бы он ни касался. На внутрироссийских соревнованиях проблем в нашей стране хватает, они всем известны, но, когда речь касается действительно крупных турниров, России мало равных с точки зрения дисциплины и организации.

Но вернемся к французскому Euro. На стадионах по-прежнему неразбериха. Поскольку французы не могут наладить логистику, то сами путаются, кому куда можно зайти, а куда нельзя. Например, на игре Россия – Словакия меня с еще одним коллегой были готовы пропустить в ВИП и сделали бы это, если бы мы сами не уточнили, что ищем вход для журналистов. К тому моменту (равно как и после него) нас не подвергли ни единой серьезной проверке – допустим, с использованием ленты или рамки металлоискателя.

Наконец, последний штрих, который лично для меня дал ясный ответ на вопрос, готова ли Франция противостоять главным проблемам современности. Рано утром 16 июня я отправился из Лилля в Париж. Билет стоимость 63 евро на комфортабельный скоростной поезд, который едет один час и одну минуту, понадобился мне только раз – чтобы уточнить номера вагона и места. Ни на вокзале, ни на перроне, ни во время пути никто не проверил, имею ли я право находиться в этом поезде, не говоря уж про документы. Знал бы – поехал бы "зайцем". Кроме того, я не прошел ни единого досмотра – ни перед входом на вокзал, ни перед посадкой. Ничто не помешало бы оказаться на моем месте совсем другому человеку, и в рюкзаке у него мог быть не ноутбук и набор самых необходимых вещей, а совсем другое.

Вместо обеспечения безопасности Франция занимается скорее обеспечением опасности. Хорошо, если 11 июня в Марселе так и останется самым черным днем Еuro-2016.

Лилль – Круасси-сюр-Сен

6