Евро

16 июля 2016, 09:30

Валерий Бутенко: "Поставил бы Карасеву "отлично"

Павел Алешин
Корреспондент
Чемпионат Европы продемонстрировал не только уровень современного футбола, но и судейства матчей. О проблемах в этой области рассуждает Валерий Бутенко, арбитр ФИФА, работавший на двух чемпионатах мира и двух первенствах континента, 13 раз входивший в десятку лучших судей Советского Союза.

– Валерий Павлович, как вы оцениваете общий уровень судейства во Франции?

– Честно признаюсь, полного удовлетворения от работы судейского корпуса не получил. Скандалов, кажется, удалось избежать, хотя ошибки в отдельных моментах случались, но это естественно: разыгрывались высокие титулы, большие деньги, и колоссальное напряжение, ответственность давили не только на игроков, но и на судей. Если говорить о тех, кто понравился, то могу назвать только голландца Кайперса. Швед Эрикссон, турок Чакыр, которым доверяли важнейшие матчи, не были убедительны, их работу вряд ли можно считать образцовой.

– А как вам россиянин Сергей Карасев?

– Карасев отработал добротно, проявил себя квалифицированным арбитром, был убедителен в плане своих решений. В частности, четко разобрался в эпизодах при назначении 11-метровых, полностью владел ситуацией, когда футболисты выражали свое несогласие, пытались оказать на него давление, правильно вел себя с методической точки зрения. Словом, достойно представил наш судейский корпус после долгого отсутствия российских арбитров на столь представительных форумах, показал, что наши судьи не уступают лучшим зарубежным, а порой и превосходят их. Я поставил бы ему оценку "отлично". Его появление на поле на стадии плей-офф было бы оправданно. Но глава судейского комитета Пьерлуджи Коллина объяснил, что в заключительной стадии решил опираться на проверенные кадры – на опытных арбитров. Только где же тогда совершенствоваться новому поколению судей?

– Вам не кажется, что со стороны судей имел место слишком либеральный подход при оценке игровых единоборств?

– Сыграли свою роль уровень и значимость турнира, на котором каждый из участников стремился всеми средствами занять более высокое место. Но главная задача арбитра – охрана здоровья футболистов, и здесь были явные пробелы. В борьбе за мяч внизу, на газоне некоторый либерализм еще допустим, но судьи порой не обращали большого внимания на удары в лицо локтями в воздушных единоборствах, не принимали к нарушителям никаких мер. То же самое и при атаках соперника сзади, ударах по ахиллам. Хотя требовались и суровые наказания, и профилактика таких нарушений, часто приводящих к серьезным травмам.

– Не стал ли жертвой судейского либерализма Криштиану Роналду, которого в финальном матче унесли на носилках?

– Нет, его травма так сказать производственная, вызванная стечением обстоятельств. Вступая в жесткое единоборство, француз Пайет не шел на слом соперника, умысла у него никакого не было. Но при этом игрок, нанесший серьезную травму, пусть и неумышленно, должен был ответить за это, но остался без желтой карточки.

– Кстати, не первый на этом чемпионате в подобной ситуации.

– И это минус судьям, которые должны с первых минут матча вести профилактическую работу на поле, оберегать футболистов от травм, не пускать развитие событий на самотек. Когда игроки чувствуют, что судья все видит, ничего не оставляет без внимания, то и ведут себя корректнее.

– Вы заметили, что у судей не было единой трактовки игры рукой: в каких случаях надо свистеть, в каких продолжать игру?

– Раньше в этом аспекте игры все было проще: игра рукой или попадание мяча в руку. Сейчас подход к определению игры рукой усложнился: нужно учитывать естественное положение руки или нет, увеличивает ли она площадь тел, расстояние от пробившего по мячу... Но способствует ли это единой трактовке нарушения? Я, например, совершенно не согласен с назначением итальянцем Риццоли пенальти в полуфинальном матче за игру рукой Швайнштайгера. Немец выпрыгнул вместе с французским соперником на верховой мяч, намереваясь сыграть головой, но никак не рукой. Откуда здесь может быть умысел? Интересно, назначил бы арбитр такой пенальти, случись эпизод в штрафной французов?

– Что еще вызвало у вас неприятие в судействе на Евро?

– Слишком часто арбитры стали полагаться на мнение помощников, в том числе и находящихся у линии ворот. Тот же Риццоли в матче Португалия – Австрия назначил пенальти по подсказке своего помощника Антонио Дамато. В полуфинальном матче – то же самое. Эти случаи переворачивают судейство с ног на голову.

– Но, может быть, помощнику какие-то эпизоды видны были лучше, чем главному?

– Помню, в одном из матчей "Спартак" – "Динамо" при полных трибунах я положился на мнение своего помощника Юрия Хлопотнова и отменил гол Федора Черенкова, зафиксировав положение "вне игры". А гол оказался чистым, и меня на месяц отстранили от судейства вместе с Хлопотновым. И правильно, главный арбитр в ответе за все, происходящее на поле. Да, футбол стал быстрее, контактнее, но кого это волнует? Арбитр обязан отвечать современным требованиям, летать по полю, находиться в том месте, откуда виден эпизод и принимать самостоятельные решения.

– В свое время завершавших карьеру футболистов призывали идти в судейство. И наш футбол получил хороших арбитров Кирилла Доронина, Ивана Тимошенко, да и вы до превращения в арбитра поиграли в Киселевске, Южно-Сахалинске, дубле московского "Динамо", а в составе махачкалинского стали даже чемпионом РСФСР. Почему сейчас бывших футболистов среди арбитров единицы?

– Судейство должно доставлять человеку удовольствие. Я, например, еще играя за завод "Красный пролетарий", судил матчи цеховых команд. Конечно, футболисту, пропустившему через себя массу игровых ситуаций, единоборств, легче разбираться в спорных эпизодах. А вообще хороший судья – это штучный товар, как и футболист, здесь тоже талант нужен. Есть и психологический момент. Футболист, даже плохо сыгравший, не подвергается такой обструкции со стороны тренеров, руководителей клубов, СМИ, как судья, допустивший ошибки на поле. Не каждый в состоянии ее выдержать.

– Вот и главный тренер ЦСКА Леонид Слуцкий довел судей до того, что они написали письмо на имя президента РФС Виталия Мутко, требуя извинений от армейского наставника. Кстати, вы подписали бы такое письмо?

– Не подписал бы. Слуцкий, вроде бы умный человек, интеллектуал, после участия в разных телешоу разговорился, иногда не к месту и в данном случае, несмотря на шутливый тон, явно перегнул палку. Но это все же ирония, не думаю, что он призывал вершить над арбитрами самосуд. С другой стороны, наши судьи своей работой сами нередко дают повод для нелестных реплик в их адрес. На поле надо проявлять и квалификацию, и характер.

P.S. Сегодня одному из лучших арбитров в истории отечественного футбола Валерию Бутенко исполняется 75 лет. Поздравления от "СЭ"!

4