18 ноября 2019, 13:45
Черчесов и его игроки много говорили о реванше перед матчем. Эта мысль четко прослеживалась, было очевидно, что россияне выйдут на поле со смелым планом. Даже травмы основных (и важнейших) футболистов Головина с Черышевым не помешали. Наша команда применила схему 4-2-3-1, без прессинга и довольно пассивно без мяча, но со строгой опекой опорников Бельгии (Витселя и Де Брейне). Это способствовало смещению акцента атак гостей на фланги.
Такой подход соперника (активные действия на краях) требовал от России оборонительной системы, которая могла бы компенсировать серьезное преимущество бельгийских исполнителей в классе. Но ее не было, и на пространстве флангов наших просто разрывали. Ниже несколько мыслей по персоналиям.
1. Фернандес провел очень противоречивый матч
С его фланга пришел не только первый гол, но и еще один острейший момент по прямой вине армейца. Всего Мариу четыре раза прошли на дриблинге — в опасных ситуациях. Отговорка про силу Эдена Азара не применима, потому что Фернандеса «возил» е Азар-младший, Торган.
На фланг в помощь защитнику ЦСКА Черчесов отрядил Ионова, который часто недорабатывал в обороне и зачастую просто бросал своих игроков. На выходе случались ситуации, когда Фернандес оставался один против братьев Азар (претензии к Мариу не по таким моментам).
Несмотря на это, Черчесов по ходу матча не стал вносить коррективы. Фернандес встречал на своем фланге каждого из братьев Азар пассивно и даже находясь уже в штрафной продолжал плассироваться, а не вступать в единоборства. В итоге Мариу не контролировал ни пробросы мяча (как в центр — гол Торгана, так и к лицевой — опасный удар Эдена), ни передачи.
Статистика дополняют печальную картину. Всего 23 процента выигранных единоборств, если же взять только в обороне, то еще меньше — 20. При этом Фернандес иногда просто не успевал вернуться с чужой половины поля и его зону страховал Оздоев. Против Бельгии такие акценты в действиях в защите на флангах выглядят рискованно для своих ворот.
2. Ход с Петровым на позиции левого защитника
Задумка — использовать правую ногу футболиста «Краснодара» для диагональных проникающих передач в финальной трети поля и его смещения в полуфланги. Нельзя сказать, что это работало плохо. Были хорошие пасы в штрафную, включая 2 острых и 5 в радиус 20 метров от ворот (примерно — центр штрафной), но такой подход требовал очень высокого расположения при атаках. Петров катастрофически не успевал возвращаться из этих позиций, это тоже рискованный шаг штаба сборной России.
За это бельгийцы наказали. Третий гол — контратака, завязавшаяся на левом фланге (прямо перед этим Петров пошел в прессинг почти к чужой штрафной). Четвертый гол — снова итог оголенного фланга игрока «быков». Был еще момент в самом начале матча, когда Петров зевнул рывок за спину сразу двоих соперников — все закончилось неточным ударом Лукаку по фактически пустым воротам с нескольких метров.
Если Фернандеса нагружали оборонительной работой, и он ее выполнял неудачно, то у Петрова ситуация другая — он толком не набил объем единоборств и отборов. Для сравнения, у Фернандеса 10 единоборств в обороне, у Петрова 2. Зато у Сергея много подборов (12, из них 6 — на чужой половине) и перехватов. В этой части его оборонительная статистика похожа на выкладки опорника. Что логично: Петров при потерях мяча оказывался гораздо ближе к центру, чем к флангу.
В итоге край часто оказывался оголен, туда уходил Лукаку, а за ним — Семенов. Структура обороны рушилась, 2 гола с этого фланга — закономерный итог.
3. Сборная атаковала непривычно большими силами.
Было много задач по подстраховке при переходах владения. В очередной раз можно привести действия Оздоева в пример в этих ситуациях (относительно выступления партнеров). Магомед хорошо играл при подстраховке и в целом в обороне, правда, есть вопрос по его действиям при втором голе (кажется удар Азара после скидки Лукаку на его совести, но это дискуссионно). В целом при порой возникавшем хаосе к Оздоеву меньше всего претензий.
Статистика тоже говорит об объемном оборонительном вкладе зенитовца. У Оздоева 16 подборов, причем 11 — на чужой половине поля. 6 перехватов и лучший процент выигранной борьбы среди полузащитников.
Стоит отметить и полезную работу хавбека в развитии атак во всех фазах, особенно в части объема (88 точных передач, 91 процент — общая точность). Магомед отдал 13 пасов в финальную треть с точностью 85 процентов, что очень солидно. Можно возразить, что у Оздоева больше половины всех передач поперечные, это правда, но он опорник, регулировать темп и вектор атак — его прямая обязанность.
Россия сыграла в самый комбинационный футбол за последнее время. В среднем за год за одно владение мячом футболисты делали 5 передач, в предыдущие годы еще меньше 3-3,5 передачи за владение. Против Бельгии — 6,7, это рекорд.
Доля длинных пасов составила всего 7,6 процента, это очень мало. Для сравнения, год назад против Швеции в Лиге наций набралось 18,6 процента. Показатели прессинга, средняя длина передач и многие другие показатели тоже говорят о комбинационном и смелом характере игры. Но разве только в этом смысл футбола?
Сборная действительно интересно выглядела в атаке, но во множество опасных моментов преобразовать это не смогла. Больше, чем на гол, наши точно не наиграли. Можно также признать, что мало кто ожидал, что с Бельгией Россия способна действовать так впереди. С натяжкой можно считать это достижением. При этом команда катастрофически потеряла баланс в обороне и закономерно пропустила 4 мяча.
Даже замены были больше направлены на атаку, кстати, Бакаев и Кузяев классно вошли в игру.
При этом Черчесов не стал устраивать перестроения и тактические изменения по ходу встречи, даже несмотря на 0:3 к 40-й минуте. Скорее всего, намеренно. Но кажется, к такому футболу мы пока не готовы.
Сборная России по футболу: состав, новости и материалы //
Чемпионат Европы-2020: турнирные таблицы и расписание матчей, календарь и результаты игр отборочного турнира