8 июня 2012, 16:59
EUROЗАМЕТКИ
Спецкор "СЭ Интернет" в Польше продолжает серию публикаций, посвященных событиям, окружающим польскую часть Euro-2012.
Петр ТЕРЕЩЕНКОВ
из Варшавы
С тех пор, как в середине марта УЕФА подтвердил мою аккредитацию на чемпионат Европы, то и дело задумывался: интересно, в какой момент уже там, в Польше, придет ощущение, что присутствуешь на грандиозном празднике, за которым, затаив дыхание, следят миллионы людей по всей планете. Ведь столько слышал с чужих слов и читал о непередаваемых эмоциях, когда вдруг начинаешь чувствовать себя частью великого события, что хотелось самому отчетливо поймать этот миг.
Может, это произойдет сразу по прилете в Варшаву? Нет. Ну, прибыли мы с коллегой Артемом Агаповым в польскую столицу 2 июня. Да, кругом плакаты, многие машины украшены польскими флагами, то и дело на пути попадаются местные жители в символике своей национальной команды. Но ощущения все равно немного будничные. Читаемые, что ли.
"Ладно. Все-таки до первого матча еще целых шесть суток. Наверное, осознание придет ближе к делу", - подумалось тогда. Но дни шли, а "момент истины" так и не наставал. Вот сидишь на трибуне во время открытой тренировки одной из команд-участниц, пытаешься накрутить себя, мол, в десяти метрах перед тобой 23 человека готовятся к самому главному турниру в своей жизни, а ты самый что ни на есть непосредственный наблюдатель - но всплеска эмоций все равно нет, больше волнуют рабочие вопросы. Как бы не пропустить, не дай бог, чью-нибудь травму или какое-то иное важное событие, о котором тут же надо сломя голову сообщать в редакцию.
Или, скажем, общаются игроки сборной Польши после занятия с прессой, стоит окруженный толпой соотечественников лучший футболист бундеслиги Роберт Левандовски. Казалось бы, еще недавно мы на пятом этаже здания "СЭ" на улице Красина в Москве смотрели, как он делает хет-трик в ворота голкипера "Баварии" Мануэля Нойера в финале Кубка Германии. А теперь - гляди на главную надежду поляков на Euro в упор. Снова не берет. Все болельщицкое само по себе отторгается напрочь с мыслями: "А вон рядом интервью дает вратарь Щенсны. Он знает английский, поэтому надо спешить протиснуться к нему и задать вопросы о сборной России". Получилось - прекрасно. Спешишь скорее обработать информацию и послать ее в офис.
Вот так 8 июня становилось все ближе, а несколько рутинной работы ничуть не убавлялось. И пусть рутина эта с Euro-привкусом, но, с другой стороны, чем она принципиально отличается от освещения, скажем, нашего чемпионата. Немногим - разве что по-русски никто вокруг не говорит. И вот уже начинаешь по-настоящему волноваться, что тот самый "момент" так и не настанет. Euro-будни так и будут сменять друг друга, оставаясь в дальних ячейках памяти, а не в ее хит-параде если не на все времена, то хотя бы за декаду. Но - обошлось.
Причем вопреки моим представлениям в самой банальной ситуации. Отработав первые официальные предматчевые мероприятия - пресс-конференции и тренировки греков и чехов на Национальном стадионе Варшавы за сутки до стартовой игры турнира - я, прилично вымотанный, покинул главную арену польской части Euro и спешил к трамвайной остановке, по выработавшейся тут привычке наблюдая за происходившим вокруг. Миновал группу испанских болельщиков, протиснулся между расположившимися на пешеходной дорожке греками, как вдруг неожиданно даже для себя остановился как вкопанный.
Уже смеркалось, а я стоял и смотрел на махину стадиона, думая, что осталось подождать еще сутки, и здесь, да еще и на моих глазах без преувеличения начнут решаться судьбы людей.
Игроки будут пытаться оставить свои имена в летописях. Любое их действие на поле может оказать влияние на настроение целой страны, забей важный гол - и сотни тысяч болельщиков высыпят на улицу где-нибудь в другой части Европы в сотнях километрах от того места, где прохладным вечером примерз к земле ваш корреспондент.
Запусти мяч в небеса с 11-метровой в ключевой момент, и число проклятий в адрес неудачника не будет поддаваться исчислению. Полет мысли вел все дальше: кто-то заработает огромные контракты, на кого-то до конца жизни могут поставить клеймо, рисковые могут разбогатеть на спортивных ставках, обделенные талантами Нострадамуса - промотать состояния.
Самым счастливым, только начинающим знакомство с футболом, предстоит впервые увидеть, а, главное, осознать всю важность таких крупных турниров. Другие, наоборот, с умным видом будут рассуждать, что футбол уже не тот, и в 1984 году во Франции трава была зеленее и игра интереснее.
В пивной реке по всему миру вот-вот наступит половодье, продавцы атрибутики не только в Польше, но и на местах потирают руки, жены мысленно на время попрощались с мужьями, обитатели спортивных интернет-форумов разминают пальцы. Все ждут отмашки для начала трехнедельного безумия. И варшавская арена - один из восьми центров притяжения миллионов мыслей, мечтаний и устремлений - так близко… Прямо передо мной!
Ура! Все-таки накатило!
P.S. Все эти дни ожидания я, каюсь, маневрировал по Польше в спортивном костюме - удобнее, знаете ли, в нем в поездах. Но вчера, придя в квартиру, ближе к ночи первым делом достал из сумки рубашку и брюки, нашел утюг. Не откладывая на утро, начал приводить парадную амуницию в боевую готовность. Надо соответствовать...
Движения раскаленного металла по лежащей на гладильной доске одежде с каждым разом становились все плавнее и спокойнее в такт сердцебиению... Поводов нервничать больше не осталось.
Последняя серия второго сезона "Игры престолов" будет досмотрена перед сном. А уже скоро начнется Euro, частичкой которого, к огромному облегчению, я себя уже ощущаю. Желаю всем вам побольше ярких эмоций от турнира. Пусть в ближайший месяц футбол сделает нас всех немножко счастливее.
Он может.