На следующий день после первого матча на чемпионате Европы против сборной России (4:1) его итоги подвели капитан сборной Чехии Томаш Росицки, полузащитник Томаш Хюбшман и глава делегации Владимир Шмицер.
Александр БОБРОВ
из Вроцлава
По словам наших чешских коллег, в субботу капитан сборной Чехии Томаш Росицки вел себя необычно. Он дал несколько продолжительных интервью чешским журналистам, поговорил с корреспондентом "СЭ" и нашими польскими коллегами. Говорят, что такое не очень-то характерно для полузащитника.
- Насколько поражение повлияло на вашу команду?
- Конечно, мы ужасно расстроены. Хорошо, что совсем скоро матч с Грецией, и у нас есть возможность все исправить. Мы продолжаем участие в турнире, проиграв первый матч фавориту группы. Нет причин и времени для паники, нужно успокоиться и в следующей игре не повторять тех ошибок, что мы допустили.
- Какие ошибки вы имеете в виду?
- Многие (улыбается). В первую очередь, плохо сыграли в обороне. Позволили русским проводить опасные контратаки. Не реагировали на них, как нужно. Мы слишком часто теряли мяч. Сейчас мне трудно подробно анализировать игру - я пока не просматривал видеозапись. А порой твои впечатления на поле очень сильно отличаются от того, что затем видишь на телеэкране.
- Игроки российской сборной вас чем-то удивили?
- Несколько странно они выглядели в начале матча. В предыдущих играх они гораздо больше и чаще прессинговали. Тут они этого делать не стали. Выжидали, отдав мяч, когда мы ошибемся, и проводили разящие контратаки.
- Как нужно изменить игру к следующему матчу?
- Уступили лучшей команде группы. Теперь нам предстоит встреча совсем с другим соперником. Изучим ошибки, проанализируем их и начнем все заново. У нас, к сожалению, есть подобный опыт - оказывались в сложной ситуации в ходе отборочного цикла.
- Ничью со сборной России сочли бы хорошим результатом?
- Конечно! (смеется)
- Почему фанаты освистали уходившего на замену Милана Бароша?
- Не знаю. Мне кажется, он сыграл нормально.
- Вы второй человек в команде после главного тренера Михала Билека. Что как капитан говорили другим футболистам?
- Успокойтесь. Поводов для паники нет. Все еще исправимо.
- Во втором тайме, когда вышел Плашил и Ирачек ушел вправо, вы изменили схему и зачастую играли 4-3-3.
- Шла открытая игра. Мы достаточно быстро забили гол. И могло все сложиться иначе. Лично я чувствовал, что есть шанс сравнять счет. Мы пытались атаковать. Было бы неправильно говорить, что мы не старались этого делать.
- Вы могли забить.
- Да. Был момент. Но в итоге русским помог опыт. Если же судить по статистике матча, соперники не доминировали - у них не было подавляющего преимущества. Увы, им удавалось очень здорово переходить от обороны к атаке.
- Полагаете, что вашу команду подвела в том числе неопытность?
- Да. В этом матче победил опыт.
- Игру поляков с греками, наверное, тоже не видели. Знаете, что случилось с вашим партнером по "Арсеналу" - Войцехом Щенсны?
- Слышал. Он получил красную.
- А гол видели?
- Нет. Его ошибка?
- Не только.
- Сколько игр ему придется пропустить?
- Одну. Фол "последней надежды". А с Андреем Аршавиным общались?
- После матча перебросились несколькими фразами.
- Поздно вечером под окнами вашей гостиницы собралось много чешских фанатов. Они шумели, кричали. Это доставило вам определенные проблемы?
- Вроде нет. Меня там тогда не было.
- С греками, возможно, будет проще - у них нет такого числа игроков высокого уровня, как у российской команды.
- Так рассуждать нельзя. Будет совсем иной матч. Не исключаю, что греки, посмотрев нашу встречу с Россией, попробуют сыграть в том же ключе, что и русские.
- Но у них нет Аршавиных и Дзагоевых.
- Согласен. Но в целом тактику они могут выбрать схожую.
- То есть греки отдадут вам мяч и будут готовить контратаки?
- Да. Что-то в этом роде.
Из говорящих по-русски чехов дать интервью согласился только Ян Лаштувка, пообщавшийся с одним из украинских телеканалов. Томаш Хюбшман был вынужден прийти на разговор с журналистами - его включили в тройку футболистов, отправленных в субботу на "эшафот" пресс-службой сборной.
- Какие ощущения остались после игры с Россией?
- Игра была почти равной. Но мы очень наивно сыграли в обороне. Предоставили соперникам много пространства и дали возможность проводить быстрые контратаки. Они ждали наших ошибок и старались ими воспользоваться. Россия свои шансы не упустила, потому счет получился таким крупным. Аршавин действовал только впереди и только с мячом. Знали, что он не любит отходить назад. Сыграл он очень хорошо. Очень сильно выглядела средняя линия - Зырянов, Широков, Денисов. Трудно обороняться, когда мяч оказывается у Аршавина или Дзагоева.
- Что можете сказать об игре защитников соперника?
- В обороне действовали по семь-восемь человек. Постоянно.
- Во втором тайме, когда вы вышли на поле, был напряженный период после того, как забил Пиларж. Счет мог стать 2:2. Почему не смогли дожать соперника?
- Соглашусь. Команды действовали на равных. И могло случиться все что угодно. Чего-то нам все же не хватало, чтобы создать момент и забить еще один гол. Хотя после удара Росицки удача была на стороне Малафеева. Повезло вашему вратарю, что мяч остался у него "на руке". Это футбол. Полети мяч по иной траектории, счет стал бы 2:2, и матч мог закончиться совсем по-другому. Затем, так получилось, мы чуть раскрылись и получили еще одни мяч. На этом в принципе матч уже завершился. Все стало ясно.
- Как настроение в команде - пришли в себя?
- Нет смысла забивать себе голову переживаниями. В субботу разберем игру и на этом с матчем закончим. Будем готовиться к игре с греками. Нужно собраться. Обидно, но все в наших руках. Это турнир, у нас есть еще пара матчей.
- Почему так свистели болельщики, когда уходил с поля Барош? У него проблемы с фанатами?
- Ну да. Есть немного. И у Бароша, и у других футболистов. Потому болельщики так реагируют. Вы, наверное, не слышали, что они требовали отставки тренера.
- Слышал. "Билек - вон!"
- Да. Но состоялась только первая игра. Мне кажется, еще рано начинать разговоры, что нужно выгонять тренера. Нельзя так относиться к нему и к футболистам. В этом смысле болельщиков не понимаю. Да, проиграли 1:4. Да, все расстроились. Но так реагировать они не должны. Это неправильно, не идет на пользу ни нам, ни тренерском штабу. В сложной ситуации мы уже оказывались в отборочных матчах, готовы к подобному и не забиваем себе голову.
- А вы утром после игры просматривали газеты?
- Нет. Я не читаю - ни на Украине, ни в Чехии. Для чего? Думаю, и так все знают, что сыграли плохо. Зачем об этом еще раз читать чьи-то мнения? Нужно разобраться в команде - какие ошибки допустили, почему выступили так, а не иначе. И идти дальше.
Одним из первых к футбольному полю в компании Петра Ирачека и Владимира Дариды вышел о чем-то шутивший с ними менеджер сборной Чехии и глава чешской делегации Владимир Шмицер.
- Вы прекрасно понимаете, насколько мы расстроены. Для нас это тяжелый удар. Россия играла действительно здорово, - признался именитый чех. - Они действовали смело, хорошо организовывали и использовали контратаки. Мы же плохо оборонялись. Русские забили четыре гола и заслужили победу. Ну а нам остается готовить к очередному матчу и постараться выступить лучше следующего соперника. Понятно, что нам нужно играть иначе. Ничего еще не закончено, никакие шансы не потеряны. Мы всего на одно очко отстаем от второго места. (смеется)
- В первую четверть часа ситуация на поле не предполагала, что матч сложится таким образом.
- А затем мы допустили ошибку в центре поля. У русских в пятницу очень хорошо получался быстрый и резкий переход от обороны к атаке. Они забили два хороших гола. Вроде только что ничего не предвещало опасности, шла равная игра. И вдруг мы проигрываем 0:2. В умении проводить быстрые контратаки и заключается одна из главных сильных сторон российской сборной.
- Почему так вели себя чешские болельщики по отношению к футболистам?
- Наверное, причины нужно искать в прошлом. Милан Барош, если речь о нем, играл очень хорошо. Первый тайм он провел на "отлично". После перерыва ему приходилось сложно, нужно было постоянно бороться за мяч с защитниками. Болельщиков не изменишь. Нужно концентрироваться на своей работе и готовиться к следующему матчу.
- Росицки нет на тренировке. Что с ним случилось?
- Вы знаете, что перед турниром он был травмирован. Он сейчас занимается по своей программе. С ним все в порядке.