22 ноября 2014, 12:00
Главный тренер сборной России Фабио Капелло готов обвинять в неудачах команды кого угодно. В России, по его мнению, все не так: журналисты задают неправильные вопросы, экспертное сообщество плохо разбирается в футболе, уровень наших игроков сильно переоценен, а ожидания болельщиков – это, как обычно, их проблемы. Ответить Капелло решили люди, которым не все равно, – авторитетный болельщик, известный тренер, знаменитый в недавнем прошлом футболист и журналист нашей газеты. Как выяснилось, у нас, россиян, к Капелло претензий как минимум не меньше, чем у него – к нам.
ОТВЕТ БОЛЕЛЬЩИКА
У знаменитого актера театра и кино Валерия Баринова к дону Фабио претензия одна. Но очень серьезная.
– Разделяете мнение Капелло, что плачевный результат на ЧМ-2014 – наш реальный уровень?
– Нет! Как не согласен и с его фразой, что там игроки выдали сто процентов своих возможностей. Какие сто?! Да они и сорока процентов не показали!
– Почему?
– Я летал в Бразилию, смотрел живьем матчи сборной. Не покидало ощущение, что игроков сковал страх. Казалось, после каждого паса они оборачиваются на скамейку и ждут реакции Капелло. Отсюда зажатость, неуверенность, боязнь ошибиться. С Алжиром первые минуты начали смело. Я уж обрадовался: "Наконец-то!" Но повели в счете – и опять коленки задрожали. Играли так, словно им отпилили ноги. Вообще ничего не получалось! Вырос психологический барьер, который ребята никак не могут не то что перепрыгнуть – даже переползти.
– Что делать?
– С некоторыми футболистами сборной я говорил на эту тему – они отрицают, что Капелло их запугал. Дескать, все хорошо, обстановка нормальная. Но на поле же видно – что-то не то! В Куябе я поселился в одном отеле с корейцами. Они были доступны, спокойно общались с болельщиками. Автограф? Пожалуйста. Фото на память? Легко. А наши от кого отгородились? Жили в полной изоляции от внешнего мира.
– Сборная России слабее Алжира?
– Конечно, нет! Хотя против Германии эта команда отыграла замечательно. Но уровень наших футболистов позволял справиться и с Алжиром, и с Кореей, и с Бельгией, которая чемпионат мира провела из рук вон плохо.
– А что происходит в новом отборочном цикле?
– Тот же синдром. Неуверенность в сочетании с трусостью привели к тому, что мы не можем обыграть даже Молдавию! Боимся! Дрожим! При этом Капелло меня не раздражает. В нем нет равнодушия, каждый тур мотается по стадионам. Днем в Химках, вечером в Черкизове, завтра уже в Петербурге… Но какую-то жилу надрезал. У сборной при нем вдруг появился ген страха. Раньше мы могли сыграть лучше или хуже – но такого не было точно. Вот, пожалуй, моя единственная претензия к итальянцу.
– Многих угнетает его неумение признавать ошибки. А вас?
– Нет. Тот, кто кается, вызывает жалость. Конечно, для себя нужно делать выводы. Но на публике надо стоять на своем, твердить: "Я прав!" Иначе сразу заклюют. Возьмем последнее интервью Капелло. Не стоит удивляться его высказываниям. Если б он во всем винил себя, это означало бы одно – пора в отставку. А он уходить не хочет.
– Еще бы – такой контракт.
– С контрактом ситуация вообще за гранью добра и зла. Сначала зачем-то торопимся продлить. Потом выясняется – платить нечем. На что же надеялись, когда предлагали ему баснословную зарплату? Министр спорта, президент РФС – люди государственные. Пусть скажут, откуда деньги?
Сегодня проще всего катить бочку на тренера. Но его отставка – не панацея. Честно, больших ошибок у Капелло не вижу. Поставил Дзюбу или нет… Разве это главное? Корень наших проблем гораздо глубже. В детском футболе. За десять лет в огромной стране не способны подготовить центрального защитника! Сережа Игнашевич – молодец, дай Бог ему здоровья сыграть и на ЧМ-2018. Но где же, черт возьми, молодежь?! В атаке, кроме Кокорина, Кержакова и Дзюбы, тоже никого. Широков сломался – все, катастрофа! А что будет в 2018-м?
– Допускаете, что пролетим мимо чемпионата Европы-2016?
– Думаю, туда мы все равно попадем. Хоть с Капелло, хоть с российским тренером. Я не могу убить в себе веру в наш футбол. Я же болельщик, а не садомазохист. Правда, когда в последнее время прихожу на стадион, кажется, что занимаюсь именно садомазохизмом.