Евро. Статьи

29 июня 2021, 18:00

«Почему для Месси и Роналду никто не требует вводить потолок зарплат?» Романцев — о Евро-2020 и уровне российского футбола

Александр Львов
Обозреватель
Рубрика «Спросите у Романцева».

Чем запомнится концовка нынешнего июня? Рекордной жарой, новой атакой злобной пандемии и, конечно же, европейским футбольным фестивалем. Правда, праздник продолжается уже без нас — недолго музыка играла... Грустно, но надо жить и идти дальше. По крайней мере, так считают большинство тех болельщиков и читателей «СЭ», кто к концу месяца вновь заполнили вопросами почтовый ящик Олега Романцева, который по старой дружбе помогаю ему осваивать. Не скажу, что все его корреспонденты обладают достаточным тактом и корректностью. Хотя с самого начала общения с ними уважаемый тренер заявил, что будет говорить только о футболе, не заглядывая в его нынешние кулисы, которые, увы, порой отдают запашком сплетен и интриг. Надеюсь, напоминание об этом не даст повода для обиды тем, чьи вопросы на сей раз остались без ответов. Как, например, тот, в котором Романцева спрашивают о том, не хочет ли он возглавить сборную России. Ох уж эта жара...

А я, в свою очередь, присоединяюсь к Олегу Ивановичу, который искренне благодарит всех, кто не забывает его. И конечно, отдельное спасибо болельщикам «Спартака».

Итак, поехали!

«Не ищите причину неудачи только в лимите»

Геворг Папоян: Против каких тренеров вам было играть труднее всего?

Олег Романцев: Сложно назвать кого-то одного, поскольку против «Спартака» любая команда играет с запредельным настроем. Скажу лишь, что со всеми коллегами у меня всегда были и по сей день остаются самые теплые и дружеские отношения. К сожалению, некоторых уже нет, но память о них жива. Вспоминаю великого Валерия Лобановского, с которым еще игроком общался в сборной на чемпионате мира в Испании. Всегда следил за его работой, многое у него перенял. Особенно в выстраивании отношений с футболистами и умении вовремя принимать необходимые решения. Встречи с его киевским «Динамо» всегда были горячими и тяжелыми. Кстати, первое свое тренерское золото выиграл, переиграв в Лужниках команду Валерия Васильевича, с чем он меня, несмотря на поражение, после матча и поздравил. Большой был тренер, стратег, мудрец. Правда, от некоторых журналистов ему доставалось, хотя после смерти тренера они поспешили назвать Лобановского великим... Приходилось сражаться со «Спартаком» и против близких друзей Александра Тарханова и Георгия Ярцева. Ох и непростые были матчи! Уж они-то все спартаковские секреты знали. Да и я знал, чего можно от них ожидать. Но легче от этого никому не было, а победы еще труднее доставались.

Ivan Popovici: Олег Иванович, не считаете ли вы лимит на легионеров одной из главных причин падения уровня российского футбола?

Олег Романцев: Думаю, не все в этом вопросе упирается в этот коварный лимит. Мы видели, что сегодняшняя сборная по многим игровым компонентам уступала соперникам по группе. Да, никто не может упрекнуть наших ребят в отсутствии желания не уступить, в стремлении избегать борьбы. Но одного этого для успеха в таких масштабных турнирах недостаточно. Вот и выходит, что нынешнее поколение в нашем футболе просто не самое сильное. Возможно, в этом какую-то роль и сыграл тот самый лимит. Но точно не главную. И мне так же, как и вам, жаль, что ситуация именно такова.

Эдуардо Бенесько: Олег Иванович, а не хотите ли возглавить сборную России по футболу?

Олег Романцев: Ох...

Семен Беляков: Почему в России еще просто не повторили систему подготовки молодых футболистов, как в Германии, Нидерландах или Бельгии?

Олег Романцев: Не обижайтесь, но это скорее вопрос к министру спорта или президенту РФС. Я не чиновник, а тренер. И сейчас частенько бываю на самых разных детских турнирах. Вот недавно вместе с нашими спартаковскими ветеранами побывал в Туле по приглашению руководителя местного «Арсенала» Гурама Аджоева на открытии футбольного центра для мальчишек. Значит, стараются все-таки создавать условия для ребят. А в мое время футбол для нас начинался прямо со своего двора. И уже там мы влюблялись в него, стремясь затем попасть в футбольные секции. Сейчас у многих ребятишек такой возможности нет — негде играть во дворах. Зато есть компьютеры, гаджеты. Видимо, в названных вами европейских странах другой подход к воспитанию молодых футболистов, который нам предстоит освоить и перенять. А пока поддерживаю Леонида Слуцкого, сказавшего, что в этом плане мы не футбольная страна.

Алексей Ларкин: Стоит ли убирать Черчесова и кто может заменить его в сборной?

Олег Романцев: Без комментариев.

Футболисты сборной России после вылета с Евро. Фото Александр Федоров, «СЭ» / Canon EOS-1D X Mark II
Футболисты сборной России после вылета с Евро. Фото Александр Федоров, «СЭ» / Canon EOS-1D X Mark II

«Мой друг Рехагель побеждал на Евро и без звезд»

Ром-Белый Романов: Олег Иванович взяли бы вы кого-нибудь из игроков нынешнего состава сборной на Евро-1996? Спасибо.

Олег Романцев: По сей день с сожалением вспоминаю тот турнир, до начала которого нас считали одним из претендентов на победу. Та сборная действительно была способна на многое. Мы на одном дыхании прошли отбор. В составе были Канчельскис, Бесчастных, Онопко, Добровольский, Карпин, Тетрадзе... Но в последний момент из-за денежных претензий нескольких игроков что-то надломилось. И я не смог остановить процесс ломки, сохранить коллектив. Это была моя ошибка. Знаю, что в нынешней сборной ничего подобного произойти не может, поскольку Черчесову удалось собрать игроков, преданных только игре и команде. Что касается того, кого бы я взял из нынешней в сборной на Евро-96, то, пожалуй, в ней бы могли проявить себя Джикия, Головин, Миранчук. Но все это очень условно — слишком уж разное футбольное время. Тогда, в 96-м, сборную представляло целое поколение талантов, большинство из которых выступаи в чемпионатах Англии, Испании, Италии. Нынешний состав сборной поскромней. А вот результат получился один и тот же.

Игорь Вятчанин: Согласны вы с Харри Рэднаппом, что со слабыми футболистами невозможно добиться успеха любому тренеру?

Олег Романцев: С этим не поспоришь. Но не бывает правил без исключений. Здесь тренеру важно сознавать, каков истинный потенциал его игроков, есть ли у них резерв, за счет чего можно попытаться заставить их прыгнуть выше головы. А то, что такие чудеса возможны, доказал мой старый приятель Отто Рехагель, выигравший со сборной Греции Евро-2004 с довольно средним подбором исполнителей. Он сыграл на неуступчивости и характере футболистов, их огромном желании победить, сумев сделать невозможное и удивить весь футбольный мир. Это пример для молодых тренеров. Кстати, и в «Вердере», который Отто возглавлял 14 лет, у него не было такого звездного состава, как, скажем, в «Баварии». Но это не помешало ему дважды становиться чемпионом бундеслиги.

Алексей Ларкин: В России была возможность создать одну из лучших в мире систем подготовки молодых талантов, о чем много было слов, когда нам достался чемпионат мира. Но мы пошли по пути ужесточения лимита на легионеров вместо развития детского футбола. По прошествии времени можно сказать, что это было ошибкой?

Олег Романцев: Что в футболе, что в хоккее, как только мы проигрываем какой-то большой турнир, сразу начинают вспоминать о подготовке резервов, собирать совещания, проводить заседания. Примерно так же, как после пожара в каком-то торговом центре или доме престарелых тут же начинают по всей стране проверять противопожарную безопасность, качество электропроводки. Делают оргвыводы, принимают решения — и так до следующей беды... Сколько у нас уже обсуждалась тема подготовки резервов — не счесть. А сколько выносилось на обсуждение программ, написано научных работ, защищено диссертаций? Но воз и ныне там. И все опять сводится к обсуждению лимита. Вот и сейчас, уважаемый Алексей, вы во второй раз подняли в нашем разговоре эту тему. Хотя известно: сколько ни говори «халва» — во рту слаще не станет. Значит, не так работают те люди, которые отвечают за качественную подготовку молодых футболистов. С них и надо спрашивать. Я знаю, что много занимаются этим вопросом в «Краснодаре», где работает в отличных условиях своя академия. И уже в сборной есть ее воспитанник — молодой голкипер Сафонов. Есть такие же академии у «Спартака», «Локомотива», ЦСКА, «Динамо». И они выпускают интересных ребят. Но больших талантов уровня сборной все еще маловато. Что касается набившей оскомину темы лимита, то я уверен, что по-настоящему талантливый парень в любой ситуации заявит и себе и заиграет. Те же Головин с Миранчуком тому пример.

Альберт Шагиев: Олег Иванович, знаете ли вы башкирский язык?

Олег Романцев: Честно говоря, уже начал подзабывать — давно практики не было (смеется). Ну а если серьезно, то, к сожалению, башкирского, как и китайского с ивритом, я не знаю. А вот в Уфе с ветеранами бывал. Прекрасный город с очень радушными людьми и приветливыми болельщиками. За что им большой рэхмэт (по-башкирски — спасибо. — Прим. «СЭ»)!

Лионель Месси. Фото Getty Images
Лионель Месси. Фото Getty Images

«Осторожно — ВАР!»

Владимир Кожевников: По каким критериям идет отбор в сборную? По дружественным отношениям?

Олег Романцев: Не думаю. Я обычно прикидывал круг возможных кандидатов и следил за ними. Иногда это делали мои помощники, выезжавшие за границу посмотреть того или иного футболиста, выступающего в зарубежном чемпионате. Мне было проще, поскольку большинство из них я знал по совместной работе в «Спартаке». Потому возможности Онопко, Никифорова, Юрана, Аленичева, Карпина или того же Черчесова мне были хорошо известны. Но порой приходилось принимать решения, полагаясь только на собственную интуицию. Как в случае с Сашей Пановым, которого я поставил в состав в 99-м в Париже во встрече с французами. В него тогда мало кто верил. А Сашка забил пару мячей Бартезу, и мы выиграли. А взял его в команду потому, что он это заслужил игрой и голами в «Зените». Так что выбор футболиста в сборную — это всегда тренерский риск. Легко, когда в твоем распоряжении есть Месси или Роналду, под которых нужно подбирать остальных.

Дмитрий Волос: Доколе? И что делать?

Олег Романцев: Не очень понятно, о чем вы. Обычно такие вопросы возникают при обсуждении российских дорог, о проблемах которых все знают, но ничего не меняется.

Алексей Бах: Почему Черчесов сам не уходит?

Олег Романцев: Без комментариев.

Олег Белов: Почему не отменяют лимит? И нужен ли потолок зарплат?

Олег Романцев: По поводу лимита я уже все сказал. А насчет зарплат замечу, что к футболистам здесь не может быть претензий — если им столько платят, то почему же не получать? Я всегда был сторонникам того, чтобы игроки не получали деньги, а зарабатывали их. Схема простая: определенный оклад плюс высокие премиальные за победы и выполнение поставленных на сезон задач. Существует мнение, что большие деньги портят игрока, снижают его мотивацию, тормозят стремление к росту. Возможно, с кем-то так и происходит. Но почему этого не случается с Роналду или Месси, чьи доходы исчисляются многими миллионами? Выходит, деньги им не мешают, а, наоборот, заставляют стараться быть лучше остальных. Значит, дело не в потолке зарплат, а в самих людях.

Сергей Бодин: Такое небывалое количество назначенных пенальти связано с появлением ВАР?

Олег Романцев: Не сомневаюсь. ВАР лишил судей права принимать решения «на свое усмотрение». Теперь арбитру могут указать, что в каком-то моменте он пропустил то или иное нарушение правил. И тогда последует неизбежное наказание. В матче с Данией пенальти на Соболеве был, на мой взгляд, пятьдесят на пятьдесят. Но судья его зафиксировал. А значит, оказался прав. Вообще ВАР оживил игру, сделал ее более результативной. Стали осторожнее в своей штрафной защитники, которые теперь прячут руки от мяча, смелее стали нападающие. Как болельщика меня это устраивает, а как тренера сказать не берусь — это уже в прошлом. Хотя могу представить реакцию австрийского коллеги Франко Фоды, когда во встрече с Италией Арнаутович открыл счет. И вдруг вмешался ВАР, который отменил гол, усмотрев у форварда микроскопический офсайд. После таких моментов у тренера становится еще больше седых волос.

Николай Жутов: Известный тренер Евгений Трефилов назвал три главные причины провала сборной России: космические зарплаты игроков, лимит на легионеров и потеря нескольких поколений качественных детских тренеров из-за мизерных зарплат. Вы согласны с ним?

Олег Романцев: Целиком и полностью. Особенно в вопросе о положении детских тренеров. В большинстве случаев их зарплаты, особенно в провинции, просто смешны. А ведь те, кто воспитывает молодых ребят, учат их не только футболу, но и жизни, несут ответственность за здоровье своих воспитанников. В той же Бельгии, Германии или Англии эта профессия уважаема и хорошо оплачивается. И попасть в нее непросто, нужно пройти необходимый отбор, выдержать конкуренцию. К сожалению, за редким исключением у нас этого нет. А потому среди тех, кому доверены судьбы мальчишек, будущее нашего футбола, немало случайных людей. Настоящий детский тренер — это призвание, дело, без которого человек не может жить. Вспоминаю своего учителя, царствие ему небесное, Юрия Альбертовича Уриновича, воспитавшего в Красноярске таких игроков, как Андрей Редкоус, Владимир Кухлевский, Александр Тарханов. Он просто не мог жить без своего дела. И когда его несколько раз приглашали возглавить команду мастеров «Автомобилист», то, поработав там, он затем все равно возвращался в свою детскую школу.

Виктор Ожегов: Согласны с Евгением Трефиловым, что наша сборная нуждается в срочном омоложении, ради чего можно даже пожертвовать отбором на чемпионат мира в Катаре?

Олег Романцев: Действительно, наша сборная не очень молода. Но не думаю, что смена поколений должна проходить в авральном порядке. И во все времена молодые футболисты обретали в ней свое место, когда рядом с ними были опытные игроки. Вспомните, как неожиданно для всех заиграл рядом с Игнашевичем на минувшем чемпионате мира Кутепов. Сейчас появились способные ребята, у которых есть хорошие шансы усилить команду Черчесова, — Баринов, Жемалетдинов, Сафонов, Дивеев, Макаров, Фомин. Но вот так сразу бросать их всех в бой, на мой взгляд, было бы опрометчиво. И поверьте, причина неудачи сборной на Евро не в не слишком юном возрасте Шунина, Семенова, Дзюбы или Фернандеса, а совсем в другом. Фертонгену, Витселю, Мертенсу, Кевину Де Брейне в сборной Бельгии даже не по 28, но они команда-машина с отлаженным механизмом игры. Хотя пока мне показалась несколько тяжеловатой в сравнении с тем, как выглядела на последнем мировом первенстве.

27 июня. Севилья. Бельгия — Португалия — 1:0. Криштиану Роналду и Ромелу Лукаку после матча.

«Бельгия сильна, но я верю в мудрость Манчини»

Борис Скрылев: Игра какой сборной стала для вас неожиданностью?

Олег Романцев: Возможно, удивлю, сказав, что на данный момент это Венгрия, которая после разгрома от португальцев не дрогнула во встрече с французами. Ну а после ничьей на чужом поле в Мюнхене показала, что и без громких имен в составе даже в группе смерти можно творить чудеса. Лишь чудо позволило команде Лева за несколько минут до конца унести ноги и выйти в плей-офф. А перед венгерской командой за стремление играть вопреки всему стоит снять шляпу. И хотя она, как и наша сборная, оказалась за бортом турнира, она покинула его с высоко поднятой головой.

Александр Шихов: Какой из увиденных матчей произвел наибольшее впечатление? (разговор состоялся до матчей Хорватия — Испания и Франция — Швейцария — Прим. «СЭ»)

Олег Романцев: Пожалуй, пока это встреча Италии с Австрией в 1/8 финала. Казалось бы, один из соперников идет к цели, сметая все на своем пути, а другой с трудом выходит в плей-офф из скромной по составу группы. Но австрийцы показали, что, как любил говаривать Николай Петрович Старостин, в футболе частенько порядок бьет класс. Правда, до конца это сделать не получилось, но предельный настрой, высочайшая игровая дисциплина и слаженность всех линий чуть было не оставили команду Манчини без выхода в четвертьфинал. И не прояви ВАР бдительности по поводу гола Арнаутовича, в Лондоне могла бы прогреметь большая сенсация. Острые моменты, высокий темп, скоростной переход от обороны в атаку — все это держало в напряжении с первой до последней минуты дополнительного времени. И каждый из трех забитых голов стал маленьким шедевром. Какой техникой нужно обладать, чтобы суметь обработать отскочивший мяч, подыграть себе головой под удар и с левой, как это сделал Кьеза, отправить в дальний угол?! А как был хорош второй гол Пессины, пробившего из-под защитника, вторым касанием, поймав на шаге вратаря?! И наконец, совершенно невероятный мяч австрийца Калайджича, забитый головой в падении в ближний угол! Это был футбол высшей пробы!

Кузьма Рыков: Бельгия способна дотянуть до титула? Или на пути к нему могут оказаться такие сложные противники, как Италия или Испания?

Олег Романцев: Бельгийцы хороши во всех линиях, в каждой из которых свои лидеры — Куртуа, Фертонген, Де Бренье, Лукаку. Хотя, как я уже говорил, на чемпионате мира команда выглядела мобильней. Возможно, в плей-офф они вернутся в ту свою игру. Что касается сильных противников, то на этом этапе слабых просто больше не осталось. Они уже все дома и смотрят турнир по телевизору.

Игорь Трешин: За кого будете болеть в оставшееся до финала время?

Олег Романцев: Прежде всего — за футбол, уровень которого, несмотря ни на какие катаклизмы, продолжает расти. А история с датчанином Эриксеном еще раз показала, что эта великая игра делает нас ближе друг к другу и добрее. Я ставлю на Италию и мудрость Манчини, собравшего из ярких талантов дружную играющую команду. Уверен, нас ждет еще достаточно сюрпризов, которые для кого-то окажутся приятными, а кого-то наверняка огорчат. Но что поделаешь — таков футбол. А он — наша с вами жизнь!

Еще раз спасибо, что не забываете! Возможно, я сказал не все то, что вы хотели услышать. Но по-другому не могу — не умею. А болельщикам моего клуба еще раз напомню — любите «Спартак» в себе, а не себя в «Спартаке»!

По-прежнему ваш,

Олег Романцев!

153
  • janovskymihail

    Потому стаканыч, что они имеют титулы в отличие от наших ногомячных бездельников.

    02.07.2021

  • jokus

    Так это ключевое. Одно дело - официальная кормёжка с официальной зарплаты, и совсем другое - хищение бюджетных денег по схеме.

    01.07.2021

  • Аргус

    Везде на этих контрактах куча народу кормиться, другое дело, что во всем мире клубы все таки не государственные компании содержат, а у нас все это в извращенном виде

    01.07.2021

  • jokus

    Ну вот при чём здесь "у нас"? Где мы, и где государство? А если серьёзно, могу только предполагать. Предполагаю же, что футболёры эти сраные - это просто такой способ воровства денег из бюджета. Через откаты. Условному Дзюбе выдают миллиард, и предупреждают, что девятьсот девяносто девять миллионов нужно отдать уважаемым людям и помалкивать. Он согласен, потому что трудом ему и минималку не заработать. Вот как-то так.

    01.07.2021

  • Валерий Башилов

    Нам так подробно рассказывают как российскому болельщику футболку порвали, что про российский футбол я уже забыл-не интересно.

    01.07.2021

  • Иван Леонтьев

    Мне 82.И я болею за "Спартак" с 1953 года и мне не важно Федун хозяин или кто-то другой.Спартак просто в моем сердце и в год 100-летия желаю ярких побед.Олегу Ивановичу желаю здоровья, он еще и мой земляк,а мы-сибиряки живучие!

    01.07.2021

  • Yuri Osnovski

    Олег Иванович, здоровья Вам! Ну и "ни хвоста, ни чешуи", как говорится ;-)

    01.07.2021

  • John Doe

    Пожалуй, в этот раз облагодарю обоих. И госпоина Львова, и Олега Ивановича. И нет, Россия не будет никогда болеть за Спартак Федуна )))

    01.07.2021

  • прол яхонтов

    сравнили ...те хоть забивают и у них там все равно общий уровень зп и налогов выше-а наши игроки как небожители по сравнению с гражданами а что они делают ? какие достижения? правильно гандболистка сказала-мы медали золотые приносим олимпийские, боремся до последнего а нам столько и за 50 жизней не заработать...

    30.06.2021

  • jokus

    Не государство вкладывает, а хозяева этого государства. Государство - не субъект, а инструмент.

    30.06.2021

  • Аргус

    А государство почему миллиарды рублей в футболитсов вкладывает, везде дороги шикарные у нас, школы, больницы, больше некуда вкладывать?

    30.06.2021

  • ШУРА ИВАНОВ

    Месси и Роналдо - это таланты,им и платят за это,а у нас платят кому не попадя,уже сиди спокойно,твое время вышло,если ты уже не видишь очевидного

    30.06.2021

  • Alexsei36

    Вы его неправильно поняли, смысл в том, что игроки получают огромные деньги, но уровень качества своей игры не снижают. Намек на то что наши игроки после подписания высоких контрактов зачастую играют хуже.

    30.06.2021

  • Jackson 57

    Это "Запор"-то? Пожалуй, да...

    30.06.2021

  • Jackson 57

    Проще сразу к фигам закрыть у нас весь профессиональный спорт. А чтобы не было вообще никаких соблазнов, оставить только сугубо национальные виды спорта - лапту, куреш и стенка на стенку на Пасху. Потому что то, как развивается во всём мире профессиональный спорт, есть объективная реальность в реалиях капитализма, в который мы с вами стремительно рухнули в 91-м. Теперь кушайте, не обляпайтесь...

    30.06.2021

  • Jackson 57

    Джонни, тебе бы ещё бухать поменьше, а то скоро совсем Романцевым станешь:((

    30.06.2021

  • Jackson 57

    Вот только во всех этих лигах всегда находятся люди, которые эти потолки ловко огибают. Простейший пример - с Ковальчуком, кстати. Помните, как ему ловко разложили по годам его невдолбенный контракт?

    30.06.2021

  • Andy Lee

    смешно можно подумать игрокам большая от этого разница! ))) нужно вообще бабки убирать их проф-спорта...они убивают наш молодняк который в 20 лет уже упакован по самое и зачастую теряет все желание к развитию...сделать чамп такой же нищий как там в чехии - дании и пущай из кожи лезут зарабатывая бонусами себе з/п или валят в другие ведущие чампы...

    30.06.2021

  • Федор Почкин

    Адвокат и Слуцкий спартаковцы?

    30.06.2021

  • dontknowie

    а что Романцев делал на ЧМ-82 в Испании?

    30.06.2021

  • Berkut-7

    Иваныч просто удивляет, для Месси и Роналду не вводят потолок зарплат потмоу что происхождление денег в клубах которые платят им зарплаты оно рыночное, в России происхождение денег в клубах оно дотационно-корумпирвоанное , вот в чем глобальная разница.

    30.06.2021

  • Оля Скринова

    А слушать Черчесова мне просто смешно. Где чувство собственного достоинства? Умение приизнавать ошибки? Стыд и позор!

    30.06.2021

  • Алексей Владимирович

    Слова про Роналду и Месси - это как показатель состояния нашего футбола: бестолкое и неадекватное.

    30.06.2021

  • Alisa270575

    ВО ВО!!!САМОЕ ТО!!!!СОГЛАСНА.ЕСЛИ БЫ НАШИ ОДНУ МИЛЛИОННУЮ ИГРАЛИ ОТ ЭТОГО РОНАЛДУ!

    30.06.2021

  • Толи

    Где ты такие пенсии видел???

    30.06.2021

  • Lexys1

    первый сайт по ссылке "минимальная пенсия в португалии " сообщает нам: Минимальная пенсия в Португалии составляет 282 евро, а средняя – 550.Зачем врать-то про 3000 евро - сейчас во времена интернета брехня вскрывается моментально.

    30.06.2021

  • Bob-I

    Зачем для того же Роналду вводить потолок зарплат? Он ее окупает! Когда его купили итальянцы, то в первые два дня на одних только футболках клуб заработал больше 100 миллионов евро! За ДВА дня! А сколько заработают на футболках наши "звезды"?

    30.06.2021

  • Андрей

    Все, в т.ч. иностранные специалисты, говорят о том, что надо начинать с низов, с детского футбола. Так у них там в буржуинстве поставлено: детские академии, школа, уроки физкултуры. Ты же предлагаешь накчать реформу сверху - с урезания бюджетов клубов. Ну, урежут. Легионеры, сильные и не очень, быстро свалят из нашего чемп-та, оставшиеся и наши тоже, из чисда тех, кто мастеровитее, тоже обратят свои взгляды на забугорье, а это будут отнюдь не бундеслига, не Англия и не Италия, они там нафиг никому не обкакались на букву "с". Дальше что? Героями нашего чемпионата станут Мелкадзе, Дядюн, Быстров, Павлюченко, Билялетдинов, Сычёв вообновят карьеру. С детей надо начинать, все об этом пишут и говорят, а не с бюджетных урезаний.

    30.06.2021

  • Андрей Сергунов

    Лимит и огромные зарплаты - не совсем причина неудач , но в то же время согласен с Трефиловым. Странно это. В целом вывод такой: человек от футбола, бывший на тех или иных руководящих должностях ,никогда искренне , честно и в полном объеме на острые вопросы о футболе не ответит, т.к он был или есть частью этой системы....

    30.06.2021

  • Vladimir Safonov

    Статья ни о чём! Пустышка.

    30.06.2021

  • маар

    Я бесплатно то смотрю изредка, а платно и ,подавно, смотреть не буду это унылое зрелище.

    30.06.2021

  • just__fan

    надо - Ильич, а не Ильичь

    30.06.2021

  • Одержимый

    Рубрика - "Спросите у Стаканыча"

    30.06.2021

  • Бустег

    выгорел просто. ну да, подбухивает, много курит - но он не алкаш

    30.06.2021

  • Бустег

    при Романцеве мы были 3 ТРЕТЬИМИ втечение нескольких месяцев в рейтинге ФИФА. cейчас в это невозможно поверить.и пусть это было достигнуто в основном в матчах отбора - все равно это супердостижение.сборная проигрывала редко

    30.06.2021

  • serZheo

    В России была возможность создать одну из лучших в мире систем подготовки молодых талантов, о чем много было слов, когда нам достался чемпионат мира. Но мы пошли по пути ужесточения лимита на легионеров вместо развития детского футбола. По прошествии времени можно сказать, что это было ошибкой?_____________А кто сказал, что это взаимоисключающие вещи? Ларкин спрашивает - Вы перестали пить коньяк по утрам... Лимит и ДЮСШ должны работать сообща, как было в Германии. Только так и никак иначе. Одно без другого не работает...

    30.06.2021

  • kanzafarovrimad

    Проснулись диванные эксперты

    30.06.2021

  • SIZ170

    нельзя сравнивать болид и ржавый тазик отечественного автопрома)))

    30.06.2021

  • Andrei Pchenitchnikov

    Правильно. Я за Лучшего Друга Физкультурников и массовое физкультурное движение на деньги, экспроприированные у Федунов, которые они вытащили из наших кошельков.

    30.06.2021

  • Максим Черный

    "великий" в кавычки. а так верно.

    30.06.2021

  • Максим Черный

    мнение алкаша - не интересно. простой вопрос. почему Семин и в "старости" тренировал. а этот в 51 "кончил"? ответ. простой. бухать надо меньше!

    30.06.2021

  • Harley Kooper

    Потолок зарплат не ля Месси или Дзюбы, он в конкретном чемпионате, теплое и мягкое вещи разные. Если у нас будет потолок ниже их запросов, они к нам не поедут. Всё. Другое дело, что один потолок сам по себе ничего не решит. Нужно убирать госпрома родины и нефтИ не только из ногомяча, а вообще из спорта и так далеко, чтобы даже их рекламы небыло видно. И олигархов из федераций - да - тоже убирать, туда, далеко. Да? г-н Лисин? Ато ладно ногомяч, стрелять то тоже нифига не умеем уже.

    30.06.2021

  • футбол>2018

    Пенсии в Испании и Португалии около 3000 евро!! А у нас 15000руб!!!!Чуствуете разницу......

    30.06.2021

  • qwertaz28

    Вызвал на ковёр Бескова Брежнев и сказал Спартаку не место в 1 лиги поднимайте команду Константин Иванович, он я не могу это мои враги номер 1 я, Динамо Леонид Ильичь. Вы партийный? Да Леонид Ильичь. Это парт задание Константин Иванович, меня народ не поймет если Спартак будет играть в 1 лиге. Так из Красноярска появился ВЕЛИКИЙ РОМАНЦЕВ.

    30.06.2021

  • jokus

    Ну так и деньги из бюджета - не народные, а государственные.

    30.06.2021

  • ЮКИ

    стань Таким как Месси и Роналдо и тебя минует потолок!ЮКИ

    30.06.2021

  • Фотограф Михаил Белоусов 89242361732

    Задумался,вспомнил нашу школьную команду...нет, и она была лучше сборной образца "Черчесов и К"

    30.06.2021

  • Аргус

    Романцев вроде взрослый человек, а какие то глупости городит, Месси и Роналду без всякого лимита в грандах чужих стран закрепились и показывают футбол высочайшего уровня, на них весь мир смотрит, какой потолок зарплат , а кто смотрит на Дзюбу и компанию, да внутри страны сделай платные трансляции Рпл это никто покупать даже не будет , с чего тогда они получают то столько? Пусть Романцев еще посмотрит сколько зарабатывает в год Барселона и сколько Зенит

    30.06.2021

  • jokus

    И ты, тупорылый, вали туда же, за компанию с Бегущим придурком.

    30.06.2021

  • Аргус

    Если частные компании то деньги это личные, все остальное ваши фантазии. Вы так на вопрос не ответили, с какого перепою государственные компании вкладывают в футбол сотни миллионов народных денег?

    30.06.2021

  • Мага Шульман

    Знаешь, задумался на немного, а ведь и нет таких!

    30.06.2021

  • Эрик Рыжий

    Ха-ха, а он ведь рассказал. Надо было прочитать текст.

    30.06.2021

  • Эрик Рыжий

    Спасибо. Всплакнул от гордости за великую державу.

    30.06.2021

  • Эрик Рыжий

    Учитывая, что Романцев ответил на вопрос вовсе не словами из заголовка, сделайте вывод о собственном баранстве сами.

    30.06.2021

  • Эрик Рыжий

    Значит, нужно урезать бюджеты клубов. Поскольку на инфраструктуре экономить не получится, то снижать зп

    30.06.2021

  • Эрик Рыжий

    Ну нет, желания было хоть отбавляй, ноги только дрожали и мастерства не хватило, да мысли не было.

    30.06.2021

  • Андрей

    Сам-то наверное не тупой баран, посмышлёнее Романцева в футболе, да? Ну а как-же, конечно. Куда ему до тебя, "не тупого" :sneezing_face:

    30.06.2021

  • Андрей

    Без дотаций футболу до зимней паузы не доиграют, снимутся с розыгрыша две команды как минимум, а ещё пара-тройка будут доигрывать чемпионат как Тамбов в этом году, не исключаю, что и наш Рубин. Это только Высшая лига. Снятие с розыгрыша в I и II лигах будет массовым. Дальше что, тебе лично от этого лучше станет?

    30.06.2021

  • Анкль Ben'sий.

    ОлегИваныч, в свои 96, обгонит и Грановского, и Роберто Карлоса. А так же Дюкова, Орлова, Губерниева, Боярского, Бузову и Макеле Мбембе.

    30.06.2021

  • alexanderpisyako

    "Да, никто не может упрекнуть наших ребят в отсутствии желания не уступить, в стремлении избегать борьбы." Лицемерие и ложь. Все матчи нашей сборной видели и ВИДЕЛИ ЭТО ЖЕЛАНИЕ!!!!!!! Сборная оказазалась хуже чем на ЧМ в Японии, т.е. при вас! На фоне игр наша сборная оказалась полным отстоем!!! Если не прав, то назовите какая сборная хуже нас???

    30.06.2021

  • Смерть сусликам

    Вот когда у нас на футболках и рекламах смогут отбивать трансферы и контракты, тогда да))))))

    30.06.2021

  • Уха

    Ты тут не Был. )

    30.06.2021

  • Роберт Ройман

    По поводу зарплат. Пусть конечно получают сколько дают. НО! Только не из госбюджета!!! Финансирование должно быть частное и только так! Дотации футболу уничтожают уровень игры футболистов.

    30.06.2021

  • Олег Скринов

    Позор и ВЕчное Презрение Русиш тьФуболист. Всем !

    30.06.2021

  • И.И.

    Вы правы, конечно; просто, скажем, в бейсболе я ну совсем не разбираюсь.

    30.06.2021

  • Был тут

    Заголовок и ответ Романцева абсолютно разные, люди, читайте весь текст, а то по комментарием видно, что вы этого не делаете.

    30.06.2021

  • Kirill Lozhkov

    Ответ прост, потому что это Месси и Роналду.

    30.06.2021

  • как минимум, потому что они - отрабатывают свои деньги

    30.06.2021

  • jokus

    Вот же тупой баран. Да потому что Месси и Роналду - не бюджетники.

    30.06.2021

  • John Doe

    Кстати, миожет я вру и рашка гниет? Добро пожаловать. Воспорим.

    29.06.2021

  • John Doe

    Для онимания технического комитета РФС. Россия первая в радиоэлекронике. Нкито не может понять как работает руссукий "Хибин". А это первейшие технрологии. Россия первая в ракетах. Ни кто не сделал лучше нас движком, у у нас из покупают Россия первая в космосе. К 30-му году планируется запуск ядерного буксировщика. Это третий шаг в космос после Гагарина и ребянна Луне. Мы обладаем гиперзвуком. И планируем самолеты. Стиральные машины? Это не дело продвинутых держав. Стиральными машинами пусть занимаются друние. Футбол? ну может гавно. Но только Россия ВО ВСЕМ старается быь первооле. А так не получится. В этом году обосрались. В другом выиграем. Главное завтра гниду Черчесова вышибить.

    29.06.2021

  • Сейчас это просто не возможно даже представить!!!

    29.06.2021

  • Денис

    не только в нхл, во всех американских лигах есть потолки зарплат, а там то люди знают, что нужно для развития этих лиг

    29.06.2021

  • И.И.

    Как "никто не требует"?! По-моему, глядя на НХЛ, все нормальные люди давным-давно именно что требуют ввести в европейских футбольных лигах потолок зарплат, и чем жёстче, тем лучше.

    29.06.2021

  • ДимаАнт

    В точку, бесславная эпоха романцева в сборной давно окончена.ъ

    29.06.2021

  • Бен Ричардс

    СЭ в своем "репертуаре". В статье нет таких слов «Почему для Месси и Роналду никто не требует вводить потолок зарплат?», а смысл его высказывания совсем в другом: надо любить играть в футбол больше, чем деньги за игру в футбол (что совсем не мешает Месси и Роналду требовать и получать за свое мастерство десятки миллионов евро). Относится ли это это к Черчесову можно только одним способом - установить ему зарплату на уровне тренера сборной Финляндии. Готов поспорить с Романцевым на 10 штук евро,что ЗТР Черчесов за такую заплату тренировать сборную из любви к футболу не будет.

    29.06.2021

  • Andrei Pchenitchnikov

    "это их личные деньги" Это деньги, украденные из наших карманов. При лучшем друге физкультурников страна была куда беднее, но деньги на народный футбол находились.

    29.06.2021

  • Денис

    Потому что они заслужили своей игрой свою зарплату, в отличии от наших игрочишков, в этом то и дело, поэтому и требуют для них потолок, выживший из ума старикашка, лучше бы вспомнил и рассказал почему при нем провально выступила сборная на евро 1996, да как пил в своём номере во время евро, о чем кирьяков рассказывал

    29.06.2021

  • Аргус

    как хочет так и рулит это их личные деньги, тратить миллионы долларов государственных денег,в бедной стране на какой то футбол действительно маразм

    29.06.2021

  • Banquero

    Рома Анцев, ты чего?

    29.06.2021

  • alexigot

    Например выход в полуфинал Лиги Чемпионов по дороге обыграв Наполи с Диего Марадоной и Реал Мадрид. Да, проиграли Олимпик Марсель (тогда 4 года подряд чемп Франции). Но попробуйте представить такое сейчас. Много еще было достойных результатов.

    29.06.2021

  • maximalist

    6 побед в групповом этапе лиги чемпионов и проигрыш Уралану. Олицетворение лихих 90-х. Сколько европейских трофеев у Спартака? То-то. Сиди и молчи.

    29.06.2021

  • Andrei Pchenitchnikov

    Как рулит российский "собственник" можно легко видеть на пимере истории "Анжи", безумных трат Федуна и "успехов" детища Галицкого.

    29.06.2021

  • Аргус

    А где Швеция интересно даже?

    29.06.2021

  • Хозяин заимки

    :face_with_symbols_over_mouth:

    29.06.2021

  • vbishevcky

    Неплохо? Кубок дель Соль, напомни, не могу вспомнить , что ещё.

    29.06.2021

  • Зарплата должна платится из кармана собственника, а не из бюджета страны ! В Швеции, вообще нет министерства спорта ! Где Мы и Швеция ? Этот самообман, нужно прекращать ! Пора действительно бить по клещням, тем негодяям, запускающим своё свиное рыло, как в казну, так и в общественную организацию - РФС ! Нужно либо осуществлять контроль за потолком зарплат ( тогда и в госкомпаниях, не должны получать от 4 000 000 рублей в день ), либо весь спорт передать в частные руки ! Почему этого не происходит ? По одной причине; власть должна меняться, даже в футболе ! Все думали, что Стас уйдёт, и останется мужиком, но....Видимо есть с кого брать пример ! Ну что, продолжаем ждать и верить....

    29.06.2021

  • Andrei Pchenitchnikov

    "А ведь те, кто воспитывает молодых ребят, учат их не только футболу, но и жизни, несут ответственность за здоровье своих воспитанников. В той же Бельгии, Германии или Англии эта профессия уважаема и хорошо оплачивается." Про Бельгию и Германию не знаю, про Англию — неправда. Много работал с молодыми английскими тренерами. Начальные зарплаты у них были мизерные. Многие из них сбегали в США, где на стартовую зарплату тренера семью тоже не прокормишь.

    29.06.2021

  • Millwall82

    Но почему этого не случается с Роналду или Месси, чьи доходы исчисляются многими миллионами?(с) потому что это Месси и Роналду, играй лимитчики хоть на 10% от того что могут эти игроки никто бы не спорил об их зарплате. Но они и на пол процента не играют, и не будут играть, а зарплаты огромные.

    29.06.2021

  • Lukaku

    Что-то он больше философствует. А как только задают вопросы про Стасика, дипломатично отмалчивается. Не надо нам здесь отговорок, режьте правду-матку, Олег Иваныч!

    29.06.2021

  • Роман Савин

    Ну как раз с Аланией в 1995 не очень..в 1996,вроде как не он был тренер, но купили игру с Зенитом у Березовского. С приходом серьёзных бабок Ржд в Локо и Гинера в цска, величие тренера Романцева резко закончилось, при том что как тренер он был достаточно молод ещё..

    29.06.2021

  • Erast Kunenkov

    У Романцева уже был целый ряд возможностей конструктивно высказаться о сборной России, последняя – в 2002м. Результаты как бы говорят сами за себя.

    29.06.2021

  • Artorixus

    «Почему для Месси и Роналду никто не требует вводить потолок зарплат?»..................... Да потому, что они по настоящему играют, показывают как красив футбол в их исполнении , делают это на высочайшем уровне, а не мучаются на поле, как наши хватьбаллёры.

    29.06.2021

  • LemieuxMario

    от стакана)))

    29.06.2021

  • Василий_Петров

    Да, никто не может упрекнуть наших ребят в отсутствии желания не уступить, в стремлении избегать борьбы... (с) Я! Я могу упрекнуть!

    29.06.2021

  • я

    Вы Романцева ни с кем не спутали?

    29.06.2021

  • я

    Да, ребята, это вам не Зарему в телеграмме читать

    29.06.2021

  • ЦСКА у Реала тоже выигрывал, а Зенит у Баварии, единичные матчи не показатели! У нас нет ВЕЛИКИХ КЛУБОВ! ВЕЛИКИЕ КЛУБЫ - ЭТО ТЕ, КТО ВЫИГРЫВАЮТ ЛЧ, даже не ЛЕ!!! РЕАЛ, АЯКС, БАРСЕЛОНА, БАВАРИЯ, МЮ, ЧЕЛСИ, ЛИВЕРПУЛЬ, МИЛАН, ИНТЕР, ЮВЕНТУС и другие, их величие доказано чашками ЛЧ. А чем своё ВЕЛИЧИЕ доказал СПАРТАК?! ЦСКА и ЗЕНИТ в Европе выигшрали Кубки УЕФА и то не кричат, что ВЕЛИКИЕ!!! А СПАРТАК - НЕ КЛУБ, А ОДНО СПЛОШНОЕ ПИ,,,БОЛЬСТВО!!!

    29.06.2021

  • Айболит66

    сейчас возможно, а тогда в европе были и яркие победы, и нелепые поражения. в девяностые спартак в европе неплохо играл.

    29.06.2021

  • simon-topor

    Интервью не интересное. Букв много,толковых мыслей мало.

    29.06.2021

  • Айболит66

    Безпокоят по пустякам Олега Иваныча, не дают накатить по своему обыкновению.

    29.06.2021

  • 9 лет выигрывали у всякого дворового ...овна, нацепили на футболки 4 звёздочки и ходят горлопанят - МЫ ВЕЛИКИЙ СПАРТАК!!! А в Европе - СПАРТАК - GOVNO СОБАЧЬЕ!!!

    29.06.2021

  • "ВЕЛИКИЙ" тренер среди Роторов и Аланий!!!

    29.06.2021

  • я

    Странные комментарии.... А ведь именно благодаря Романцеву 80 % болел Спартака и стали таковыми.

    29.06.2021

  • allerc

    Великий тренер оторвался от рюмачки и дал интерьвю. ык!

    29.06.2021

  • Наша сборная проиграла, потому что главный тренер - спартаковец!!! Там где Спартака - там поражение!!!

    29.06.2021

  • Армейцы - за Россию!!! Спартачи - за страну Кастрюль, Щёневмерлию, Укропию, Бандерштадт, Скакуасию, страну 404!!!

    29.06.2021

  • Ре6ят, почему у тренеров Спартака и болельщиков Спартака такие пропитые лица?!

    29.06.2021

  • Журналист пусть лучше спросит у "The man who sold the Spartak" - что этот феерический тренер выиграл в Европе?!

    29.06.2021

  • "Игорь Вятчанин: Согласны вы с Харри Рэднаппом, что со слабыми футболистами невозможно добиться успеха любому тренеру?" А давно Черчесов стал Рэднаппом? ведь это у Черчесова футболисты слабые, а не он сам.

    29.06.2021

  • ворчун

    Нашли "великого" ждуна и задали ему вопросы... без него последние 20 лет как то футбол барахтался и будет дальше, тренер разбазаривший и Спартак и его имя...

    29.06.2021

  • дар ветер

    Протрезвел?

    29.06.2021

  • John Doe

    Важно понимать. С Олега Ивановича спросу нет за происходящее. С него спрос как с авторитета, которы не должне а обязан влиять.

    29.06.2021

  • John Doe

    "Может быть его просто не спрашивали?" Рабинер и Алексеев? Не смеши.

    29.06.2021

  • zeka77

    Кто мешал Романцеву раньше говорить? Может быть его просто не спрашивали?

    29.06.2021

  • John Doe

    В известном смысле уже. И я себя так не веду. Знаешь причину? Мне не правда нравится, не истина, а допустим Закон РФ о Сми. вОТ С РЕБЯТАМИ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ И РАЗГОВАРИВАЕМ. Прости за капс случайный. Кто мешал Романцеву раньше говорить? Рабинер? Алексеев? Или для него было все ништяк?

    29.06.2021

  • zeka77

    ты , когда то тоже станешь старпером

    29.06.2021

  • John Doe

    Так из ваших и Черчесов и Зобнин. Вас не виню. Но чо ты хоеншь-то?

    29.06.2021

  • John Doe

    А что тебе не так? Твое мнение только важно. Напиши на заборе,Ю молись и не читай людей.

    29.06.2021

  • John Doe

    И как все старперы он видит только свои заслуги в далеком прошлом. А так-то он - конфетка.

    29.06.2021

  • Алексей Чистов

    Когда про "не только лимит" сказал, уже начал что-то подозревать, когда про отставку Черчесова отказался отвечать - сразу встало все на свои места. Дальше читать не стал.

    29.06.2021

  • NF

    Видимо, СЭ и те, кто за ним стоит, не успокоятся, пока весь мир не опросят...

    29.06.2021

  • Loden

    А в это время Спартак подгорает Нефчи. Матч ТВ решил добить болел контрольным в голову.

    29.06.2021

  • Пень Джаб.UA*

    и "белые розы" в перерыве

    29.06.2021

  • За украину - НЕТ

    29.06.2021

  • Пень Джаб.UA*

    категоричное по второму вопросу?

    29.06.2021

  • НЕТ

    29.06.2021

  • При том что голые! АБСОЛЮТНО! Но что бы ничего не давило! И только женщины! :))))

    29.06.2021

  • Пень Джаб.UA*

    "Спартак" - ВЕЛИКИЙ За Украину

    29.06.2021

  • Пень Джаб.UA*

    ...и привитые, не забывайте

    29.06.2021

  • Владимир Иванович

    Понравилось, что гол Арнаутовича всё-таки был...А ведь и у нас ВАР ДНЕЛАЕТ ЧУДЕСА, Олег Иванович не один инфаркт получил бы, увидев как Спартаку не засчитывают голы после "офсайдов". В ВАР должны работать чистоплотные люди...

    29.06.2021

  • БРАТЬЯ! Есть такое понятие ПРАЗДНИК ФУТБОЛА! Вчера был праздник! А вот команда моей страны......??????? Всё как то напряжно, не уклюже и вымучено! Наверное мы даже с этим горным шутом гороховым Стасиком на ЧМ пройдём! Вот только зачем!?????? Праздника не будет! :(

    29.06.2021

  • Пень Джаб.UA*

    зарплаты ставят по проффесионализму, а не за паспорт. Лимит на)(

    29.06.2021

  • Солёный

    Ставьте вопрос по дургому и прямо - заслуживают ли наши тех зарплат, которые получают. Интересно будет ли прямой и честный ответ, либо опять уведут в сторону зарплат Роналду и Месси?

    29.06.2021

  • Пень Джаб.UA*

    Хех, Мэтр, вышеперечисленные играют ногами, грудью,телом, головой и головой(мыслью), то наш херрой Рукака, знамо чем

    29.06.2021

  • poloskun

    Если, грит, коньяка не принесете - Мукунку на вас спущу.

    29.06.2021

  • Пень Джаб.UA*

    в рублях зарплата, поэтому

    29.06.2021

  • Дима Питерский

    Стаканыч не опохмелился...

    29.06.2021

  • Пень Джаб.UA*

    Не долго фрайер(ферфей, по-Леонову) танцевал

    29.06.2021

  • Главный тренер сборной Нидерландов по футболу Франк де Бур покинул своей пост, сообщает Королевский футбольный союз в Twitter. Стороны расторгли контракт по взаимному согласию. :flag_ru::head_bandage: P.s . Франк де Бур : В ожидании оценки своей работы я решил подать в отставку. Цель не была достигнута, это ясно.

    29.06.2021