Евро. Статьи

16 июля 2024, 09:30

Спасибо за такую волшебную Испанию, Евро-2024!

Испания установила рекорд по числу побед на чемпионатах Европы
Игорь Рабинер
Обозреватель
Обозреватель «СЭ» — о финале, чемпионе и серебряном призере главного турнира лета.

Хит Queen — снова не для англичан

На берлинском «Олимпиаштадионе» гремела «куиновская» «We are the champions», под которую у угла поля перед трибуной со своими болельщиками праздновали испанцы. 38-летний Хесус Навас, словно Ламин Ямаль, который на 21 год (!) младше, забрался на плечи капитану Альваро Морате, а их дети носились по полю и пинали... пластиковую бутылку. И взлетал в воздух Луис де ла Фуэнте, возможно, главный герой этого чемпионата — и уже не верилось, что месяц назад широкая публика о нем мало что знала. И прыгали игроки, и взлетали в тот же самый воздух кудри Марка Кукурельи, которые можно было бы распределить на пятерых лысых — и хватило бы всем.

Сам же Ямаль и Нико Уильямс, который на четыре года старше, но на самом деле еще тоже пацан пацаном, в момент награждения сидели рядом и с трудом могли осознать происходящее. Карьера только началась, а эти таланты с совсем юным лицами уже — чемпионы Европы! И столько всего для этого чемпионства сделали, при том что им двоим суммарно — столько же лет, сколько Навасу, единственному оставшемуся в команде чемпиону мира-2010, роль которого внутри сборной и для испанской прессы журналист Marca Виктор Ромеро Санчес в нашем разговоре сразу после полуфинала охарактеризовал словом «тотем». Говоря проще — предмет культа...

На берлинском «Олимпиаштадионе» гремела «куиновская» «We are the champions», и я думал о том, что эта великая британская музыка идеально подошла бы под первую в истории зарубежную победу сборной Англии на международных турнирах. Что сейчас заливался бы слезами счастья мой недавний собеседник, 66-летний Роб, который в восемь лет попал с отцом на тот самый финал чемпионата мира-1966, когда одну из решающих ролей сыграл советский судья на линии Тофик Бахрамов, а форвард англичан Джеффри Херст (до турнира не забивший за сборную ни одного гола, проведший в ней всего четыре месяца и считавшийся твердым запасным) сделал хет-трик, и Англия на «Уэмбли» стала чемпионом мира. Это было 58 лет назад — и вот Роб шел на матч, когда «Три льва» могли выиграть большой турнир № 2 в своей истории.

И не жалели бы ладоней и глоток другие мои собеседники, болельщики «Дерби Каунти», отец Уэйн и сын Макс. Папа работает бухгалтером, сын — в компьютерной компании. Папа родился в 1970-м, через четыре года после единственного английского титула, а сын — в 1998-м, и впервые оказался с отцом на великих футбольных матчах в те же восемь лет, что и Роб — со своим. Это был чемпионат мира в Германии, и вот 18 лет спустя Уэйн с Максом снова здесь. И они говорят: «Да, мы играли плохо, нам повезло с более легкой половиной сетки, мы два раза были на волоске от вылета. Но должны же мы когда-то сделать это!»

Я слушал их — и пропитывался симпатией к этим людям и их мечте. Но болел все равно за Испанию, которая по игре на этом турнире оказалась на голову выше всех, обыграла каждого соперника без исключения и дала лишь один повод усомниться в своем превосходстве — во время четвертьфинала с Германией. Теперь ясно, что это был для команды Луиса де ла Фуэнте первый настоящий момент истины. Попробуй прийти в себя, когда получаешь в свои ворота мяч на самом исходе основного времени, и ты к этому моменту уже заменил всю группу атаки.

Но «Красная фурия» взяла себя в руки, и Микель Мерино забил ударом головой с отклонением после навеса Дани Ольмо очень красивый мяч в самом конце овертайма. А теперь, в финале, Испания еще лучше отреагировала на гол Коула Палмера. В четвертьфинале был хотя бы отрезок нервозности и растерянности. Здесь же испанцы вообще не смутились, сразу снова пошли вперед — и тезка Мерино, его одноклубник по «Реал Сосьедад» Микель Ойярсабаль, замкнул прострел Марка Кукурельи.

Микель Ойярсабаль празднует гол в ворота Англии.
Фото Reuters

Испанский и неиспанский золотой гол одновременно

Не вскочить с кресла «Олимпиаштадиона», не закричать в секунду гола Ойярсабаля, заменившего Морату и забившего за эти минуты столько же, сколько капитан — за весь Евро, было невозможно. Ведь что это был за гол! Он и испанский, и неиспанский одновременно.

Испанский — потому что все разыграно низом, с идеально расчерченными передачами. Неиспанский — потому что они были вертикальными либо диагональными, и короткие среди них отсутствовали. Все уместилось в десять секунд. Когда на табло замерли цифры 85.45, центральный защитник Ляпорт у своей штрафной еще только увидел открывание Кукурельи слева, но вместо напрашивавшегося безопасного паса на край поступил гораздо рискованнее — отдал вертикальную передачу Фабиану Руису. Тот мгновенно передал ее через центральную линию (то есть тоже вертикально) Дани Ольмо, а герой четвертьфинала и полуфинала в одно касание «шведой» вырезал вперед на Оярсабаля. То есть расстояние от штрафной до штрафной прошли за три передачи.

А до ворот — за пять. Ойярсабаль в касание переадресовал мяч налево Кукурелье, и тот — тоже единственным касанием — сильно прострелил к линии вратарской на ближнюю штангу, откуда успевший добежать туда Ойярсабаль в падении пробил мимо Пикфорда в сетку. На табло в этот момент было 85.55. За десять секунд покрыли фактически все поле!

Вот такова эта Испания, которая в разы быстрее «поздне-тикитачной». Чем, собственно, от ее второго гола Англии отличается первый, когда на табло значилось время 46.09? Фабиан Руис со своей половины поля отдает вертикальный пас вдоль бровки Дани Карвахалю, который, на мой взгляд, провел феноменальный турнир. Тот в касание внешней стороной стопы (Карвахаль! В касание! «Шведкой»!) пробросил мяч дальше вперед — на ход Ямалю. Опять же — больше чем полполя за две передачи.

И вот тут Ламин включает другую сильную сторону этой «Красной фурии» — скоростной дриблинг, индивидуальные действия, которые прежнее поколение применяло гораздо реже, чем эти два молодца — Ямаль и Нико Уильямс. Первый с мячом сместился в центр от Люка Шоу, а в это время очень важный запутывающий маневр сделал Ольмо — он ворвался в центр штрафной и увел за собой Кайла Уокера. Уильямс слева остался абсолютно открыт, удобно получил мяч от Ямаля и четко пробил в дальний нижний угол.

Снова за время атаки — ни одной промежуточной передачи, все быстро, вертикально, в развитие. А когда потребовалось повозиться с мячом, чтобы обострить ситуацию, — Ямаль с удовольствием это сделал. И не для себя, а для команды. Для ее гола.

Нынешняя сборная Испании очень быстра и легконога. Ее прежняя версия — и на ЧМ-2018, и на ЧМ-2022 — стала по сравнению со славным поколением трех побед подряд на больших турнирах гораздо более тягучей. Ее несложно было просчитать, смоделировать — что удалось и Станиславу Черчесову на чемпионате мира в России, и его марокканскому коллеге в Катаре. Мяч у той «Красной фурии» ходил хоть и безошибочно, но долго — соперники, хоть и «обезмяченные», успевали перестроиться, организовать подстраховку. Если у них с концентрацией на протяжении 90, а при необходимости и 120 минут оставался порядок — Испанию можно было раскусить.

Перестроенную команду де ла Фуэнте раскусить гораздо сложнее, потому что она способна включать разные режимы. Тики-така среди них тоже присутствует, но скорее, как я уже заметил в тексте после полуфинала с Францией, не как атакующий, а как оборонительный инструмент. А в атаку пиренейцы предпочитают играть гораздо быстрее — нет, не длинными, но средними передачами, как в случаях с обоими их голами в ворота Пикфорда.

Футболист сборной Англии Гарри Кейн после вручения серебряных медалей Евро-2024.
Фото Reuters

Англия не могла набрать физические кондиции по ходу турнира. У нее в стране слишком изматывающий чемпионат

Мои собеседники из славного города Дерби перед игрой сказали важную вещь: «Испания — лучшая команда на этом турнире. И, чтобы победить ее, надо, чтобы Англия выдала свой лучший матч. Даже еще лучше, чем в первом тайме с голландцами».

Удалось ли это англичанам? Конечно, нет. И, по мне, было бы странно, если бы это произошло. Испания прошла примерно на одном высочайшем уровне весь турнир. Англию большую его часть лихорадило. «Красная фурия», даже во времена Евро-2008, ЧМ-2010 и Евро-2012 не одерживавшая пяти побед подряд, тут обыграла Хорватию, Италию, Албанию, Грузию, Германию и Францию, то есть легко вышла с первого места из группы смерти и попала в более сложную половину сетки плей-офф. Есть ведь разница в том, пройти ли на одном и том же этапе Германию у нее дома или Швейцарию, не правда ли?

Да, была версия, что Англия набирает физические кондиции по ходу турнира — и поэтому в таком хорошем, убедительном стиле победила в полуфинале голландцев. Но это оказалось иллюзией и не могло ею не быть. Потому что АПЛ — слишком изматывающая, энергозатратная лига с тяжелейшим сезоном. Это вам не чемпионат СССР с 16 командами, когда Валерий Лобановский мог к тому же увозить команду на долгие сборы — что зимой, что перед ЧМ или Евро. У киевского мэтра, исповедовавшего научный подход к футболу, была возможность эту науку применять так, как он посчитает нужным.

У Саутгейта такой возможности нет и близко. Недаром после финала он посетовал, что сборная выглядела уставшей, и один лишний день на подготовку у «Красной фурии» сыграл для этой разницы немалую роль. Я бы тут вспомнил не только об игровых нагрузках у клубов АПЛ, но и о том, что летом у них нет времени закладывать функциональную базу — почти все они ездят по коммерческим турнирам на другие континенты, и тут не до «физики». Один раз англичане могли показаться отлично готовыми — но и то это продолжалось тайм. В финале явно свежее уже были красно-желтые.

«Как вам Саутгейт?» — спросил я отца и сына, болельщиков «Дерби Каунти». «По-моему, мы оба его любим, правда? — обратился Уэйн к отпрыску, и тот подтвердил. — Тактически очень подкован, умеет распределять силы по турниру. В конце концов, мы со времен сэра Альфа (Рэмси. — Прим. И.Р.) не играли в финалах чемпионатов мира и Европы, а при Гарете делаем это уже второй раз!»

Сын Макс добавил: «Даже поколению Руни, Джеррарда и Лэмпарда не удавалось проходить не то что так далеко, а даже до полуфинала. Его результаты, причем не разовые, говорят сами за себя. Мы бы, конечно, хотели, чтобы наша сборная играла как Испания. Но она так не может. Мы никогда не показывали прекрасный футбол, но у нас всегда предельные ожидания. И справляться с такой психологической нагрузкой уже какой раз подряд — это дорогого стоит».

Главный тренер сборной Англии Гарет Саутгейт проходит рядом с трофеем Евро-2024.
Фото Reuters

Все это резонные замечания. Саутгейт, безусловно, обладает умением строить команды. На пресс-конференции после выхода в финал он вспоминал, как впервые дошел до полуфинала на ЧМ-2018 (он, кстати, сказал: «В России»), но тогда не обладал достаточным опытом подведения футболистов к таким играм, который с тех пор обретен.

Саутгейт умеет строить коллективы, которые стабильно доходят до решающих стадий чемпионатов мира и Европы, и это — качество, которое ни в коем случае не стоит недооценивать. А воля? Четыре раза проигрывать в плей-офф Евро, четыре раза сравнять и трижды победить — это круто вне зависимости от качества игры. Но сделать команду-чемпиона ему пока так и не удалось. Кто-то скажет — не повезло, ведь с Италией три года назад англичан отделила от победы серия пенальти, теперь Испания выиграла с помощью гола на 86-й минуте.

Но, во-первых, это две совершенно разные истории, и в 2021-м против интересной, но тоже далеко не совершенной «Скуадры адзурры», тем более дома, шансов у англичан было не в пример больше. И тогда у британцев, помимо преимущества своего поля, были очень убедительные матчи вроде 4:0 с Украиной в четвертьфинале. А сейчас — один тайм. И соперник по финалу — совершенная, пусть и молодая, Испания.

Мне все же кажется, что для победы в финале нужно быть менее расчетливым и более смелым человеком, чем Гарет Саутгейт. И вполне допускаю, что если на его место придет тренер, который не станет «рушить мир до основания», а возьмет из этой сборной все лучшее, включая отличный коллектив, игровую дисциплину и стремление пахать в обороне, но даст этакий апгрейд в смелости, агрессии, прессинге — Англия выиграет-таки впервые с 1966 года большой международный турнир.

Но может быть и другая крайность — придет какой-нибудь революционер-утопист, разнесет в щепки все, что строил Саутгейт, и возведет на этом месте что-то неудобоваримое, что не примут игроки и не даст результата. Впрочем, любые перемены несут в себе такую альтернативу, и бояться их, оставляя на десятилетия нечто привычное и незыблемое, — значит стоять на месте и смотреть, как другие в это время убегают вперед.

Так, как это сделали испанцы, которые искали, искали — и нашли.

Главный тренер сборной Испании Луис де ла Фуэнте с золотой медалью Евро-2024.
Фото AFP

Де ла Фуэнте — MVP чемпионата

Для меня главной фигурой этого Евро стал не кто-то из игроков, даже испанских, — недаром так трудно было определить MVP. Да, Родри — «позвоночник» этой команды, но разве меньший вклад в победу внес Дани Ольмо, решивший исходы четвертьфинала и полуфинала, а в концовке финала, уже при 2:1, вынесший мяч головой из пустых ворот после удара Гехи? Да и ложный рывок, которым он перед голом Уильямса отвлек внимание Уокера, забывать не стоит.

А Ямаль с Уильямсом? Каждый из них, как считает, например, Юрий Семин, с которым мы общались в день финала, тоже заслуживал звания самого ценного игрока турнира. А какие важные роли играли Карвахаль, Фабиан Руис? Так я скоро и всю «Красную фурию» перечислю.

Но такой командой — какой, кстати, до турнира ее никто не видел — ее сделал только де ла Фуэнте. Человек, который свою заслугу видит только в том, что взял в заявку правильных футболистов — но произошло это, по мнению тренера, лишь потому, что он очень хорошо знал большинство из них по сборным, с которыми выигрывал Евро на U-19, U-21, выходил в финал Олимпиады в Токио, а затем, уже на взрослом уровне, брал Лигу наций.

Я спросил перед стадионом встреченных мною болельщиков сборной Испании, оказавшихся, правда, мексиканцами, которые дружат уже 45 лет и регулярно ездят вместе на большие футбольные турниры, хорошо ли они знали де ла Фуэнте до турнира. Именно как для иностранцев, симпатизирующих «Красной фурии», этот вопрос был показательным. Свои-то, понятно, знали. А вот дружественные одноязычные чужие...

Один сказал, что знал очень мало, другой — что не знал почти ничего. Думаю, это довольно показательно. Испанская футбольная федерация, назначая нового тренера вместо Луиса Энрике, исходила не из блеска имени для широкой публики, то есть не из соображений популизма, а из стратегии.

Тренера молодежки нет смысла назначать в первую сборную, когда уже опытное поколение находится в самом расцвете. Он может прийти туда со своими особенными принципами работы, которые подходят мальчишкам, но не «катят» со звездами. Когда же настала пора проводить смену поколений и есть тренер, который с юношескими и молодежной сборной выигрывал все, — это идеальный вариант.

Журналист Marca Виктор Ромеро Санчес привел мне конкретный пример важного кадрового решения от де ла Фуэнте. На ЧМ-2022 Родри играл на месте центрального защитника, а в опорной зоне был (и, по-моему, даже капитанил) ветеран Серхио Бускетс. Не факт, что тренер-прагматик, предпочитающий опытных игроков и их условную надежность в противовес молодецкой нестабильности, решился бы убрать легенду. Но де ла Фуэнте сделал это. А еще сделал ставку на Кукурелью вместо Жорди Альбы, и, наконец, отвел ключевую роль в атаке Уильямсу и Ямалю.

Это сейчас кажется, что Ямаля не может не быть в сборной. Но помню (извините уж за пример из хоккея), как критиковали Уэйна Гретцки в бытность его генеральным менеджером сборной Канады на Олимпиаде-2006 в Турине за то, что не взял туда 18-летнюю восходящую суперзвезду Сидни Кросби, и «Кленовые листья» бесславно проиграли в четвертьфинале сборной России — 0:2, а победную шайбу у нашей команды забросил 20-летний Александр Овечкин. Прими такое решение не Гретцки, а кто-то еще — слова выбирались бы совсем другие.

Но иногда молодого суперталанта не берут, а команда побеждает — так, как это произошло со сборной Аргентины на домашнем для нее ЧМ-1978, когда главный тренер Сесар Луис Менотти не вызвал юного Диего Марадону, но «Альбиселесте» впервые выиграли мировое первенство.

И все же лучше всего, когда есть и результат, и перформанс вундеркинда. Как это произошло у де ла Фуэнте и Ямаля. Иной тренер, может, Ламина и взял бы, но подпускал аккуратно. Луис же просто сделал его основным игроком, а тот на турнире сам забрал себе роль одного из ключевых футболистов. И даже хотел первым или вторым взять Кубок. Но тут уж опытные его бережно осадили.

Очень надеюсь, что когда-нибудь у меня будет желание и потребность вспоминать, что я работал на первом большом международном турнире Ямаля и своими глазами видел, как он на переправе с 16-летия к 17-летию стал чемпионом Европы. И стал первым европейцем, забившим на континентальном первенстве еще до наступления семнадцати.

Может, по этому факту мы когда-нибудь и будем больше всего вспоминать о Евро-2024. А может, благодаря тому, что это был первый шаг новой испанской команды-династии, которая составит виртуальную конкуренцию предыдущей. Со стороны кажется, что у нее для этого есть все.

Пока же восторжествовала справедливость, и чемпионат Европы выиграли те, кто и должен был это сделать. Меньше всего до турнира можно было предположить, что одна команда выступит настолько сильнее всех остальных. И тем более, что это будет не условная Франция, а Испания.

Последний раз настолько большую разницу даже не исходя из результатов, а из масштаба футбола, его размаха я видел на клубном уровне в 2011 году, когда «Барселона» Пепа Гвардиолы в одну калитку убрала в финале Лиги чемпионов на «Уэмбли» «МЮ» сэра Алекса, и казалось, что эти сине-гранатовые — цари и боги надолго. Оказалось, что вовсе нет — и испанцам надо приводить этот близкий для них пример, как можно растерять то, что, кажется, уже у тебя в руках.

И все же давайте жить сегодняшним днем, вкушать его плоды и говорить спасибо футболу, который улыбается нам щедрой улыбкой и дарит такие команды, как эта сборная Испании Луиса де ла Фуэнте.

82
  • сергей карасёв

    испания лучшая на фоне импотентов...

    17.07.2024

  • бэтмен

    Я тебе не родной, по родственным связям тебе скорее слабоумный из соответствующего диспансера подойдет)) Мозгов как раз у тебя и нет, раз не умеешь читать и понимать что написано ;)

    16.07.2024

  • Aprel

    Ты тупой?

    16.07.2024

  • Костариканец

    Эта ребзя были зэ бест!

    16.07.2024

  • Millwall82

    Особенно грекам в 2004 весь греческий пантеон богов помог.

    16.07.2024

  • Millwall82

    по составу Испания08 и Испания12 была поинтереснее, эпоха ХавиИньесты, ну и в нападении не какие-то там Мораты, а Торрес и Вилья. Самого Рауля Арогонес на Евро не взял.

    16.07.2024

  • 88005553535...КБ СЕКСТАНТ

    Не сказал бы, что Франция в числе сильнейших сборных турнира. Ту же Швейцарию или даже Австрию не факт чтобы смогла пройти с такой "игрой".

    16.07.2024

  • Игорь Яковлевич, ну что сказать. Это не отл. и не хор., но это Зачет!

    16.07.2024

  • Как говорила героиня Мэрил Стрип в фильме "Дьявол носит Прада" - "Это всё!")

    16.07.2024

  • shpasic

    ошибка в заголовке: "Спасибо Рабинеру за такую волшебную Испанию!" ведь если бы не он - не быть испанцам чемпионами. он даже не знал, кто такой Фабиан Руис до этого Евро.

    16.07.2024

  • спас

    Принципиально не читаю Яклича, особенно после того как он пишет после трехдневного анабиоза. В гаштете видно наливали за русофобию. А по повду Испании достойная победа на европейском чемпионате сборной практически укомплектованной этническими европейцами, но не...

    16.07.2024

  • спас

    Ты как староста из "Свадьбы в малиновке". Уж определись за красных ты, аль за белых...

    16.07.2024

  • mikeV

    Не понимаю я подобных восторгов. Какая волшебная? Эта обычная качественная игра, именно такая и должна быть на чемпионате Европы от ведущих команд. Всё это "волшебство" - это исключительно на фоне хреновой игры большинства остальных

    16.07.2024

  • Aleks Romanoff

    Там ещё и в 1/8 с Данией, ВАР дважды отработал "как надо" в моменте и решил судьбу матча. В отмене гола Дании из-за пограничного оффсайда, и в назначении спорного пенальти против Дании. Само по себе любое из этих решений норм, но когда дважды ВАР подряд смотрят и принимают принципиально против тебя, это может прибить в равном матче... Особенно, чуть более слабую сторону. Что и случилось. Немцы играли очень хорошо на турнире, почти на том же уровне, что и испанцы... Но свистки были явно за них весь турнир). Потому, говорить о фарте, как о ключевом факторе испанцев, неверно). Они по игре всех обыграли!)

    16.07.2024

  • Alexander Fedorov

    Прежде всего скажите спасибо Энтони Тейлору. Без него сейчас не было этих разговоров. Тейлор, Тейлор, что же ты сделал, скотина...

    16.07.2024

  • Андрей Гридасов

    Главное - вслед за Рабинером себя в этом убедить. И ни в чём не сомневаться! Конечно, так проще жить...

    16.07.2024

  • Aleks Romanoff

    Отличная статья. Спасибо, Игорь! Все верно написано. Как же здорово, что две лучшие команды в мире сейчас - это мои любимые и самые футбольные команды в мире(голосование это отражает!)! Я был так расстроен такому провалу обеих в 2014 году... И долго ждал реабилитации! И дождался). Это справедливо. Футбольный Бог есть! :flag_es::heart:??:flag_ar::slight_smile::thumbsup:

    16.07.2024

  • 99

    Влепил дизлайк за статейку. Человек смотрящий матчи Евро «на всякий случай» в футболке Пеле, это говорит о многом. По существу Испания была очевидным претендентом после группы, и оставить их могла лишь Германия. Чемпион Евро заслуженнее некуда! Но зная автора прикину , что лучше для него всё таки были крестоносцы из Грузии. А цвета формы так схожи с любимым клубом , эх … Пасибкать Евро так это по-рабинерски!

    16.07.2024

  • ScYLa

    А еще очень интересно какую локацию ИЯР для этого выберет и куда теперь намажет лыжи, лишь бы тут не появляться )

    16.07.2024

  • Pol Pol

    Отвечу Тебе как Остап, на лекции в Васюках, о плодотворной шахматной идее .... - Что такое товарищи идея и что такое товарищи, дебют ?! Что ? Дебют товарищи это ... квази уно фантизия ! Одни из вас играют хреново, другие - совсем хреново и ничего не изменит соотношение сил, если каждый ..... регулярно .... в шашки ! То есть, в шахматы ! Что такое тов. Турция и что такое тов. Грузия ? В футбольном то мире ? Сейчас. Это не тот уровень и я не грузин, а тем более ни турок, что б быть увлечённым их поединком. Ладно пусть, пусть это будет третьим матчем в этой всеобщей бездарщине ! Ещё можешь что то предложить ? При огромном желании то почему и нет, можно попытатся найти длинноногую красивицу, на пляже для безногих ... я ведь о том, что было в целом. А в целом, было - плохо ! Очень плохо !

    16.07.2024

  • Багз Банни

    Испанские чиновники от спорта угадали - вместо известных Лопетеги и Луиса Энрике пригласили маломедийного де ла Фуэнте. И не прогадали. Посмотрите сколько молодежи привлек в состав, внутри команды образовался спокойный и рабочий климат. Это вам не Испания образца ЧМ2018.

    16.07.2024

  • infeneon

    В точку подмечено!

    16.07.2024

  • infeneon

    Не со всем согласен с автором и в целом сборная Испании времени Иньесты мне нравилась больше текущей. Но, не могу не признать смелость тренера, такой молодой состав, это просто колосальный риск. Согласен, что MVP турнира Де ла Фуэнте, но Ямаль финал сыграл средне считаю, моменты у него был, топовый нападающий должен был забивать. Но мы понимаем, молодость, первый турнир и т.п. все нормально в общем, просто не надо перехваливать парня, а то будет клоун уровня Мбаппе, чемпион гей тусовок и модных показов. Он (Мбаппе) кстати играл вообще на Евро? Что-то не помню его выступления :-))) странно, что он смог мед. осмотр в Реал пройти, последний шанс соскосчить упущен.

    16.07.2024

  • Так Надо

    Вот это ты подсказал ему идею.. Аж на трехтомник.

    16.07.2024

  • Так Надо

    Нет, это отсылка к тому, что чем больше текст - тем выше гонорар)

    16.07.2024

  • steklyashkin

    Может, была отсылка к "Штирлиц возвращался в Берлин"? Там тоже Копелян если не три, то два раза точно повторял.

    16.07.2024

  • infeneon

    Если бы немцы прошли Испанию, это был бы позор и торжество судейского корпуса. Я в целом ни за кого не болел на Евро, но то что сделал Тони Кроос это подлость которой не место в футболе, а ему даже желтую не дали. И никто не убедит меня, что судья не был заряжен и не тащил Германию (и Кроос был в курсе), потому что в Европе, как и везде, нет равных, точнее все ровны, но Германия и Англия ровнее.

    16.07.2024

  • Так Надо

    Как показывает практика, ни один крупный турнир без везения не выигрывается.

    16.07.2024

  • Так Надо

    Опять вода, вода, вода с перепечаткой части прошлого полотна. На том и стоит улыбающийся щедрой улыбкой и дарящий нам вот такие тексты автор)

    16.07.2024

  • Газ всему голова

    Искусство переобувания от Рабинерии. Теперь у него Испания волшебная

    16.07.2024

  • Vaclav

    Нико-11:sunglasses:

    16.07.2024

  • Ты не прав. А разве Грузия - Турция не смотрелся матч?

    16.07.2024

  • Всегда поражало, что это песню включают победителям Евро. На мираже не помню, но мб пропустил просто.

    16.07.2024

  • Black list

    Хорошо написал, правильно! Спасибо :pray: ИгрьЯклич:wine_glass:

    16.07.2024

  • везёт сильнейшим

    16.07.2024

  • Немцы во втором тайме скоростью и напором смяли испанцев - звучит так, как будто Deutsche Bahn работал без опазданий ))

    16.07.2024

  • до "руки в штрафной" был толчок в спину перед воротами анличан - свисток тоже промолчал. Так что, я думаю, судья в обе стороны наошибался, и поэтому эта тема не заслуживает упоминания

    16.07.2024

  • Александр Доброноженко

    а как быть тогда с "рукой Бога",то бишь Марадоны? Дурацкие,никчёмные разговоры из серии "если бы да кабы". Испанцы не просто на голову были выше всех,а на весь полный рост.Всё,жирная точка! Остальное-от лукавого.

    16.07.2024

  • Iriston63

    А что за цензура? Правда глаза колет? Куда делось моё сообщение?

    16.07.2024

  • Apokrif

    а вообще редакторов нет для великого журналиста? Два абзаца начинать тупо одним и тем же предложением, это нормально? "На берлинском «Олимпиаштадионе» гремела «куиновская» «We are the champions»,". Я понимаю, что есть художественные повторы, но это не так работает. Смахивает просто на элементарный ляп

    16.07.2024

  • Pol Pol

    Плохой был ЧЕ, говорю со всей отвественностью. Очень плохой и несмотрибельный. Австрия - Голландия, Германия - Испания ... всего два матча, что я могу отметить, как интересные и увлекательные. А всего сколько игр было ? Процент хорошего - просто ничтожен ! Как собственно и весь ЧЕ .... футбол принимает некую форму старого, доброго каттеначо, вышли .... и уже бздим ! Сами вперёд ни ногой, до центрика добежали, тыри - пыри перепасовочка, поперёк в основном, да всё больше с уклончиком в зад, чуть ближе к штрафной, быренько мячик просрали и все бегом домой ! Идей, ходов ярких, это не про этих игроков ! Дальнобой ? Один стоющий, полуфинальный, Одиииин бл ..ь ! На весь ЧЕ ! Плохо ! Оччень плохо .... И это всё - поверхностно, а углублятся станешь .... уууу !

    16.07.2024

  • sdf_1

    Мне думается, что Игорю Яковлевичу надо написать книгу "Мои приключения на Евро-2024 или как я взял Берлин"

    16.07.2024

  • sdf_1

    Не забей англичане за минуту до окончания основного времени словакам, то не играли бы они (англичане) в финале

    16.07.2024

  • ViktorDiktor®

    Читать не стал. Подожду более серьезного анализа от Саши Мостового. Уже скоро! )

    16.07.2024

  • OstWa11 - лалка ))) следишь за мной?

    16.07.2024

  • ну вот история показала, что замена оказалась критичной. Никто не говорил - а я сразу сказал )))

    16.07.2024

  • как называется твоя статья?

    16.07.2024

  • Pol Pol

    Ваше то, что в горшке насрано, не более .... все твои чекисты давным давно под колпаком, все эти детишки, давно на учёте .... а ты тут губищу раскатал, мол, наше всё ! Вот я те и говорю ... в горшке ваше. Больше нигде !

    16.07.2024

  • Pol Pol

    Скорблю как и ты .... но а чё это тебе 26. год приглянулся, восемь лет назад был юбилей, 50 лет .... и без всяких поползновений ! Так что ... юбилей уже был ! Хорошие игроки, громкие имена .... только толку то, никакого ! А патамушта, кто нить один, абиабизательно накосячит ! Вот счас есть Пикфорд, красавец мужчина, тилигент в маминой кофте ..... взял и вытащил последний пеналь от итальяшек, чуть не обосрался, гений да и только и что ? Подошёл козёл Решфорд и даже толком пнуть не сумел по мячу ?!!! Это как, это что это такое !?! А красавцу Симену, сколько он за шиворот не получал ? В безобиднейших ситуациях ! Рональдинио ему тогда... с такого расстояния, ё моё .... там можно было успеть циркуль достать и всё перемерить, пока мяч летел ! Это как ?! Ты их тут наперечислял ... дааа, красавцы, но команды, твёрдой команды ... как небыло, так и нет. А я футбик секу уже, с ЧМ - 70.

    16.07.2024

  • esheg

    М-да! После вчерашнего т.н. "репортажа"...

    16.07.2024

  • Pol Pol

    Заметь странную штукенцию, чем больше попыток и вариаций .... то есть движухи во благо дела ... тем выше процент так называемой - удачи. Вот англичане не делали нихрена и с чего бы это удаче к ним лицом поворачиватся ? Её ведь заслужить надо, как я это понимаю. Она просто так, абы как, ни с того,ни с чего, в гости ведь не придёт ? Немецкий матч спорный ..... но нельзя на последней минуте оставлять красавца в гордом одиночистве у своих ворот, никем не прикрытого ! Там ведь даже единоборства никакого небыло, на опережения там, кто выше выпрыгнет, нихрена такого, он был один как перст ! В концовке игры ! Беккенбауер б удавился после такого ! Футбол, это не толко туда .... это ещё и обратно.

    16.07.2024

  • World Sport

    Волшебной Испании я не увидел. Здесь нет Иньесты, Хави, Пуйоля, Касильяса. Да, Испания выиграла заслуженно, но эта победа на мой вкус достаточно будничная. Давайте будем честными, вспоминая чемпионов Евро, эта Испания вряд ли будет в числе самых вспоминаемых. Что мне не понравилось в финале, так это как испанцы тянули время в конце матча, лежали по минуте. Кстати, судья не добавил ещё как мимимум 1,5 минуты. Резюмируя: хороший добротный чемпионат и чемпион, на таком уровне по другому не бывает, но без какого-либо волшебства.

    16.07.2024

  • Оскара Тому Харди

    Таки да..никто не спорит))))..но ты же понял о чём я;)

    16.07.2024

  • Демосфен

    "Спасибо, Евро!" Столько заработано, столько на халяву выпито, столько наезжено и насмотрено, а уж сколько написано никому особо не интересного (сужу по дизлайкам к статьям - такого единодушия от читателей давно не помню) Еще бы Раибнер не благодарил Евро!)))

    16.07.2024

  • Clever77

    Именно! так и есть! Поэтому и голова Ольмо оказалась в нужном месте , вынося мяч с ленточки. Потому что футбольный бог все видит

    16.07.2024

  • Pol Pol

    Да конечно, у дель Боске было одно, а здесь совсем другое. Но вариант дель Боске, я больше видеть как то не желаю. Долбаную эту тики - таку, в которой они настолько преуспели, что оппонет мог посто идти себе и покурить в кустах, всё равно без мячика торчал всю игру .... ну его нах ... такой футбол. Он обоюдным должен быть. Обоююююдныыым, понимаешь ?! А иначе это уже ни футбол, это я не знаю что это такое, массовое жонглёрство какое то.... Кройф конечно гений был, но тут он явно перестарался со своей философией - Не дай мячик никому, кромь как себе ! Соревновательность теряет всякий смысел, её просто - НЕТ ! А раз нет, так что по ней сохнуть ?

    16.07.2024

  • Бен Ричардс

    Родной, включи мозг. Немцы во втором тайме скоростью и напором смяли испанцев, уже при счете 1-1 имели несколько отличных моментов, мяч попал в стойку ворот, а на последней минуте дополнительного времени после удара Фюллькруга без помехи примерно с линии вратарской мяч в нескольких сантиметрах разминулся с пустым углом ворот испанцев. Испанцы им забили практически все, что могли.

    16.07.2024

  • инок

    Англичанам незачем растраиваться, они в финале этого Евро не упустили чемпионство, они его просто не заслужили своей игрой... Футбольный "бог" иногда бывает справедлив.

    16.07.2024

  • winvem

    Огромный запас у Испании. И в понимании игру и в молодости лидеров. Ведь ещё не играли Гави и Педри. Какие не делал замены тренер, качество игры и тактика не менялись. Это была лучшая сборная на турнире и футбольный Бог это учёл

    16.07.2024

  • Shalopay

    Естественно могла и не выиграть! Футбол такая штука, где многое решает случай. В "истории" любого чемпиона, будь то ЧЕ или ЧМ, можно найти пару-тройку подобных эпизодов. Если бы Англия выиграла евро, то говорили бы - "могли бы не выиграть, если бы со словаками не отыгрались на последней минуте", и т.д. И, да - на "порядок" -это вообще-то означает в 10 раз. Ну не в 10 раз же сильней была та Испания! Хотя я тоже не в восторге от нынешней "Фурии". Но они, безусловно, заслужили.

    16.07.2024

  • Patisson

    написал

    16.07.2024

  • Patisson

    Для профессионалов замена тренера перед турниром-история неприятная, но не критичная. Тогда была, скорее смена поколений. Но даже с той Испаникй, нас никто не считал фаворитами. Тем более, никто не говорил, что не обыграть её-позор.

    16.07.2024

  • Андрей Гридасов

    Никакого решающего преимущества у Испании над Англией в финале не было - ни по самой игре, ни по настрою команды. Исход решили сантиметры при втором голе испанцев и дважды вынос мяча с ленточки их ворот в середине и в самом конце игры. И очень хотелось бы, чтобы диалог этих двух противоположных по стилю команд продолжился на ЧМ-2026, потому что неуёмные восторги по поводу игры Испании не отменяют их минимального преимущества над соперником по финалу, куда испанцев могла и не привести "рука Кукурельи".

    16.07.2024

  • ezoloto

    Очень символичный кадр проходящего мимо Кубка печального Саутгейта. Когда вместо шампанского из этого Кубка тебе приходится довольствоваться своим отражением в нём…

    16.07.2024

  • Iriston63

    Да что за поросячий восторг? Что здесь что на МВТЧ тв. Европа нас шлет. А наши СМИ в своём восторге опускаются ниже канализационной трубы. Не ужели нельзя быть более умеренными в своих эмоциях.

    16.07.2024

  • Бен Ричардс

    Абсолютно согласен. Испания выиграла чемпионат заслуженно, но главным образом не потому, что была интереснее остальных в атаке, а потому что была намного удачливее немцев, французов и англичан в решающие моменты в концовках. Один пример. У Лукаку не засчитали несколько голов из-за сантиметровых офсайдов, победный гол Испании в финале проканал из-за того, что коленка защитника Англии оказалась на пару сантиметров ближе к свои воротам и тут же после добивания с пяти метров мяч попадает в голову Ольмо. На двадцать сантиметров в сторону и все бы перевернулось.

    16.07.2024

  • Занзибара

    Немного чачи, немного киндзмараули, день напряженного анализа комментариев и вуаля, очередная ссаная простыня.)

    16.07.2024

  • Aprel

    Англия - колония России! Это даже Раби понимает, а население России, нашей страны, нет! В качестве доказательства, можно указать на то огромное количество чиновников и их детей, которые проживали и, продолжают проживать в Лондоне и, в близайших лежащих деревнях...Уже молчу, про глубинных чекистов, которые свои штаны протёрли в местных пабах и глаза, от просмотров местных шпилей...Лондон наш!

    16.07.2024

  • бэтмен

    В игре с немнами была 1000% красная карточка Крооса, либо 2 желтых. После его удаления в начале игры вопрос по победителю был бы снят, но хозяевам всю игру подсвистывали. А вынос с ленточки - это момент игры, не намекающий ни на что, просто эпизод, в котором оборона отстояла свои ворота.

    16.07.2024

  • Senna

    Автор живёт в другом мире? Что так писать про чемпионат, который на голову был ниже кубка Америки? Именно там и сборная мира сильнейшая на данный момент, и игроки. И большинство матчей интересней, и главное!!! Там играли наши, представители российской РПЛ. Нафиг такой ажиотаж вокруг этого Евро?

    16.07.2024

  • Корнелий Ш

    Пожалуйста

    16.07.2024

  • traveller09

    Не разделяю восторга автора и остальных. Да, Испания смогла пройти на этом турнире все сильнейшие сборные- Германию, Францию и Англию. Но вот эпизоды в матчах с теми же немцами (рука в шрафной) и англичанами (вынос с ленточки) всё ж говорят о том, что Испания могла и не выиграть этот чемп. А если говорить про качество игры, то команда Дель Боске на порядок была выше нынешней.

    16.07.2024

  • Alex Tana

    Фергюссон таки шотландец.

    16.07.2024

  • инок

    Испания - единственная играющая команда на этом Евро, справедливо его и выиграла. Спасибо этой сборной, она играла в настоящий футбол...

    16.07.2024

  • Павел Леонидович

    на до же, раби свою харю не вставил

    16.07.2024

  • ну напиши ты!

    16.07.2024

  • Оскара Тому Харди

    Никогда не любил моду,трэнды и уж тем более никогда был глором и поэтому в ..дцатый раз заявлю-мне до слёз обидно,что Англия опять проиграла. Страна Бобби Чарльтона и сэра Алекса Фергюссона,Пола Гаскойна и Давида Бэкхема,Фрэнка Лэмпарда и Гарри Кейна,Стивена Джерарда и Гарри Линекера, страна подарившая нам два величайших камбека в истории Лиги чемпионов(МЮ 99 и Ливерпуль 2005),страна с объективно сильнейшим европейским чемпионатом последних лет,заслуживает намного большего чем два финала за последних Евро. Не собираюсь сейчас рассуждать о плюсах и минусах игры сборной Англии,доя этого у нас специалистов хватает,как профессиональных так и не совсем. Я рассуждаю на эмоциональном уровне..и мне, с...а, очень и очень жаль,что саксы опять пролетели мимо титула..На ЧМ 2026 будет ровно 60 лет с их победы на ЧМ 1966 .Когда,если не тогда.. я буду ждать..))) Дождался же я когда ОН взял свои три титула подряд со сборной))))

    16.07.2024

  • на ЧМ18 Испания приехала на фоне скандалов. Так что не обыграть такую команду нашим будущим змс-никам было бы позорно

    16.07.2024

  • Patisson

    Опять он?:thinking:

    16.07.2024

  • Aprel

    У Англии серебро, а в деревне Гадюкино - дожди...По версии пропагандистов; первое-плохо, а второе-хорошо! Сюр!:monkey_face::see_no_evil::hear_no_evil:

    16.07.2024