Лига Европы. Статьи

19 февраля 2014, 06:00

Ринат Билялетдинов: "Пусть Билялетдинову повезет!"

Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Специальный корреспондент

ЛИГА ЕВРОПЫ. 1/16 финала. Первый матч.
Завтра "БЕТИС" – "РУБИН"

Главный тренер "Рубина" рассказал: насколько его фамилия повлияла на трудоустройство, кого намеревается сделать основным форвардом в первом матче 1/16 Лиги Европы с "Бетисом" и обратился к болельщикам.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ
из Севильи

Я – ПОЛЕВОЙ КОМАНДИР

– На сегодняшний день именно вы – самый обсуждаемый тренер клуба российской премьер-лиги. Знаете почему?

– Догадываюсь.

– Сможете сформулировать?

– До "Рубина" главным тренером на уровне премьер-лиги не работал, даже лицензии нет, а тут сразу такой шанс выпал. Всем интересно, что у нас с единомышленниками получится. Я понимаю, что кто-то меня искренне поддерживает и желает удачи, а кому-то мое назначение радости не доставило. Тренеров много, все хотят работать и желательно в хорошем клубе. В ведущих российских командах работают в основном иностранцы, а тут откуда-то нарисовался Билялетдинов, которому сразу доверили "Рубин".

– Жестко, без иллюзий.

– Мне 56 лет, какие могут быть иллюзии?! Нормальная ситуация, жизнь в жесткой конкурентной борьбе. Я свою задачу знаю, ситуацию оцениваю трезво, как и свои профессиональные качества.

– Любому специалисту было бы сложно работать в Казани после Курбана Бердыева. Вам – втройне: нет громкого имени, в команде хватает ярких личностей с непростыми характерами и даже в заявке вы не главный тренер.

– Нужная для заявки лицензия есть у Маминова, так что проблемы не вижу. Для общения, в том числе на пресс-конференциях, я открыт, а ответственности за результат прописанная в заявке должность с меня не снимет. Отсутствие громкого имени, возможно, сыграет на руку. Уменьшит груз ожиданий. Но я готов к вызову и сравнениям. Лишь бы была объективность в отношении того, что мы делаем.

– Есть мнение, что вы – тренер для "Рубина" на переходный период. Если получится, то Билялетдинов просто молодец и герой, а нет – большой беды не случится. Место в системе клуба вам всегда найдут.

– Я не ощущаю себя временщиком. Доверие и поддержка у меня есть. Да, наверное, клуб будет менять что-то в своем укладе, но моя работа иная. Я полевой командир. С игроками на поле мне намного интереснее, чем в офисе. Если говорить о молодежи, которая появилась в "Рубине" вместе со мной, то ее привлекли сразу два фактора.

– Первый – ваш опыт в "Локомотиве", где вы долго и с успехом трудились в молодежной команде. А второй?

– Для "Рубина" сейчас важнее не моя репутация тренера, который любит возиться с молодыми футболистами. Главное – создать особую ситуацию для молодежи: шанс заиграть здесь и сейчас предоставляется, по сути, всем желающим. Нужно просто взять и доказать: умею, могу, достоин, мне это по силам!

КАДРЫ ДЛЯ КАПЕЛЛО

– Пока "Рубин" отметился всего несколькими трансферами. Купил у "Локомотива" Бурлака и Муллина, перевел из Нижнекамска Камболова и Нурова. Этих сделок маловато, чтобы убедиться в том, что ваш клуб намерен оставаться в числе ведущих в нашей лиге.

– Почему?! Не нужно смешивать турнирные цели и стратегические задачи! Есть, скажем, отдаленная перспектива – это Азмун и Муллин. Есть те, кому нужно дать шанс проявить себя здесь и сейчас – это про Камболова и приезжавшего к нам в Эстепону Могилевца. А есть цели и задачи, которые предстоит решать сегодня. Рыжиков, М'Вила, Еременко, Гекдениз, Навас, Кулик, Кузьмин, Торбинский, Шаронов – эти люди умеют побеждать. Другой вопрос, что у нас пока нет форварда нужного класса. В Испании мы пробовали разные схемы. С "Днепром" вообще играли без номинальных нападающих, с румынским ЧФР попробовали вариант с активными впереди крайками, при этом использовали трех центральных защитников. Но результаты меня не порадовали. Ясно, что нашей атаке не хватает агрессии.

– В Севилью должен был прилететь словенец Матавж из голландского ПСВ. Он переходит в "Рубин"?

– По тем играм, что я смотрел, словенец мне понравился. Он мог бы вписаться в нашу игру. Но клубы пока не могут договориться, поэтому Матавжа мы не ждем, хотя форварда активно ищем.

– Кого теперь попытается рекрутировать "Рубин"? Россиянина и легионера?

– Во-первых, Матавж хочет играть в Казани, и у нас еще есть время, чтобы решить вопрос с его переходом. Если говорить об идеальной ситуации, то я бы предпочел взять на полгода в аренду российского игрока. Главным кандидатом в моем списке был Володя Дядюн. Но "Динамо" его не отпускает, причем категорически. "Рубину" принадлежит Игорь Портнягин, играющий на правах аренды в "Томи", но вернуть парня раньше лета не можем, таковы условия договора. Я бы хотел видеть у себя в команде Кирилла Панченко. Вижу в нем потенциал, плюс у нас был шанс заявить его на Лигу Европы, взяв в аренду. Но та же "Томь" парня не отпустила – им Панченко самим остро нужен этой весной.

– Кто будет играть в нападении против "Бетиса"?

– Пока ответа нет. Может, Муллину дадим шанс. У него есть качества, позволяющие вырасти в яркого игрока. Правда, опыта – ноль, но паспорт нужный, российский.

– Еще и фамилия правильная.

– "Рубин" без татарина – это неправильно. Но дело не фамилии Муллина. Просто есть у парня потенциал и громадное желание чего-то добиться. Где сегодня взять готовых и свободных высококлассных российских нападающих? Негде! Нет таких на рынке. Так что будем воспитывать форварда у себя в коллективе. Иного пути, если говорить о россиянах, я не вижу. Думаю, Фабио Капелло в 2018 году скажет нам "спасибо".

– У вас в команде есть российские форварды – Мухаметшин и Прудников. Она прочтут это интервью и решат, что тренер на них не рассчитывает, обидятся.

– На что?! Лучше горькая правда, чем ложь. На Руслана и Сашу я рассчитываю. Оба очень стараются, а потому могут добиться прогресса, принести пользу команде, но вот стабильно и много забивать на уровне плей-офф Лиги Европы прямо здесь и сейчас у них не получится. Это нужно понять и признать. Чтобы выйти на этот уровень, им нужно сделать большой шаг вперед.

РОНДОН И ШАРОНОВ

– Мог ли "Рубин" удержать Рондона?

– Не мог. Такое предложение для клуба и шанс для игрока не повторяются. Мы рисковали потерять Рондона как игрока, полезного для "Рубина", закрыв ему дорогу в "Зенит".

– Есть в составе нынешнего "Рубина" игрок, без которого вы себе не представляете команду?

– Шаронов.

– Ему 37 лет, многие специалисты и болельщики не верят, что в этом возрасте можно успешно играть на уровне серьезной команды премьер-лиги.

– Зря! За зиму на сборах Шаронов забил уже три мяча. Да, все со "стандартов", но все равно! В первой игре с тем же "Бетисом" Роман может не выдержать на поле все 90 минут, но 60-70 проведет идеально. Ему не хватает скорости, но все остальные компоненты на очень высоком уровне. И самое главное – Шаронов образец того, как нужно работать. Профессионал высшей пробы.

– Вы проводили товарищеские матчи на сборе в Эстепоне в три защитника из-за того, что Шаронов пока не готов идеально, но скорее всего сыграет с "Бетисом"?

– Нет. Навас нездоров. У него была травма, но Сесар пытается набрать оптимальную форму. После сбора в Эстепоне он не поехал домой, в Мадрид. Работает здесь, понимая, что каждый день на счету.

– M'Вила тоже никуда не поехал и работает в Севилье с 13 февраля. У него тоже проблемы со здоровьем?

– Янну в Турции и в Испании мешали боли в ноге. Поэтому он не сумел проделать весь предложенный объем работы. Но на прошлый сбор к нему приезжала супруга, которая ждет ребенка. Они какое-то время провели вместе, что важно для игрока в такой ситуации. Теперь все вроде бы нормально, и Янн много работает.

– Роман Еременко и M'Вила летом покинут "Рубин". Можете прокомментировать эту информацию?

– Мне об этом ничего не известно.

– Как выглядит Бурлак?

– Год простоя даром не прошел. Но Тарас прибавит. Ему нужно немного времени и несколько удачных матчей.

КРАСНОЖАН И СЕМИН

– Вы полтора года проработали с Юрием Красножаном во второй сборной России. Где вы познакомились, как составили творческий дуэт?

– В коридоре РФС. Я пришел сдавать документы на подтверждение тренерской лицензии. У Юрия на Таганке были свои дела. Накануне я дал вашим коллегам комментарий по поводу его увольнения из "Локомотива". Сказал, что думаю: зря так несправедливо поступили, к футболу эта история отношения не имеет. Красножан, видимо, это оценил. Мы поговорили, я ему прямо тогда сказал: хочу быть полезен, если он примет какую-то команду. Вскоре Юрий получил назначение в сборную и позвал меня. Дуэт у нас, считаю, получился.

– Связь держите?

– Созваниваемся, но реже, чем хотелось бы. Красножан меня удивил системным походом. Его помощниками проделывается огромная аналитическая и подготовительная работа, очень многое обработано в компьютере, вплоть до индивидуальных заданий по электронной почте для игроков. Мне в этом смысле есть чему у коллеги поучиться.

– Полевой командир?

– (Смеется.) Да. Без науки и специальных программ сегодня очень сложно успешно работать. Люди, которые этим занимаются, в моем штабе есть. А Красножан в этом вопросе один из лидеров в нашей стране: системная разведка, глубокий анализ, солидная теоретическая база, громадный банк данных. Сейчас он получил интересную работу в Казахстане. Думаю, пригласившие его, в курсе всех преимуществ Юрия. Мне же хочется пожелать коллеге удачи и полноценной обратной связи с футболистами, которые теперь будут с ним работать. Сборная – это очень подходящая для него работа, Красножан должен с ней справиться.

– Когда вы в последний раз созванивались с Юрием Семиным?

– Дату не назову, но связь держим. Юрий Павлович меня безусловно поддерживает, желает удачи в "Рубине". Я ему – того же в Габале. Там непросто, это не Баку и не Казань.

НА ХОККЕЙ ЕЩЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО СХОЖУ

– Был Билялетдинов, есть Гилязутдинов. Вы уже третий казанский тренер с "правильной" фамилией. Есть мнение, что именно она помогла вам получить работу в "Рубине".

– Помогла, кривить душой не стану. В республике очень хотят увидеть своих воспитанников в составе "Рубина", а в идеале – парочку парней с татарскими фамилиями. Благо, игроки с "правильными", по вашему выражению, фамилиями в российском футболе всегда были на виду: от Хусаинова с Дасаевым и Хидиятуллиным до Нигматуллина и Билялетдинова.

Татары – вторая по численности нация в нашей стране. Если все получится, то появление родных фамилий добавит клубу болельщиков. Но на чудеса рассчитывать не советую. Прямо завтра нужных игроков в составе не появится. Чтобы завершить разговор на эту тему, добавлю: на одной фамилии в Казани долго не протянешь: ни как тренер, ни как игрок. Поэтому не стоит преувеличивать значимость того или иного фактора. Мне в "Рубине" дали шанс несколько причин.

– Вы сможете поддержать разговор по-татарски?

– На родном языке понимаю гораздо больше, чем могу сказать. Да и говорю, пожалуй, с акцентом. Слишком мало в свое время ездил в деревню, где быстро учат двуязычию.

– Ваш сын Динияр, который выступает за "Анжи", тоже не полиглот?

– По-татарски лучше всех в семье говорит моя супруга Аделия. Мы, мужчины (у Билялетдинова три сына – Марат, Динияр, Даниль. – Прим. А.А.), в отстающих.

– Скажите, а что означает ваша фамилия?

– "Дин" по-арабски значит божественный, а "биляль" – влага. В Аравийской пустыне дождь был настоящим даром небес. Подвижник Биляль ибн Рабах был самым первым муэдзином в истории ислама. Поэтому моя фамилия достаточно распространена среди татар.

– Самый известный Билялетдинов – главный тренер нашей хоккейной сборной – в эти дни занят в Сочи. Вы знакомы?

– Нет, к сожалению. Но за однофамильцем слежу пристально, и давно. Когда он возглавил "Динамо", поймал себя на мысли, что стал сопереживать этой команде. А когда был мальчишкой, то ходил на игры в Лужники. Он, Васильев и Первухин, Голиковы – были любимыми игроками того поколения. У них был свой стиль. Играли надежно, строго, эффективно, но при этом зрелищно. Этим они меня подкупали и подкупают. На хоккей выбирался часто. Благо, рос возле метро "Университет". Рядом с Лужниками.

– "Ак Барс" – фаворит среди болельщиков Казани. Даже у вас в команде есть люди, которые часто ходят на игры.

– Я тоже собираюсь сходить на хоккей, когда время и календарь позволят. И обязательно напишите, что "Рубин" очень переживает за нашу хоккейную сборную. У нас есть в команде парни, которые хорошо лично знают игроков этой команды. С коллегой и однофамильцем, думаю, мы познакомимся. А пока – пусть ему повезет. В таком серьезном деле как Олимпиада это важный нюанс. Всем, кто сегодня защищает честь страны на Играх, – успехов и удачи. И давайте быть добрее друг к другу.

5