10 июня 2019, 15:30
Человек – по природе своей существо консервативное. Не любит перемены и нововведения. Футбол в данном случае – не исключение. Хочется, чтобы все было как раньше, когда отец впервые привел на стадион или увидел матч по телевизору.
С тем, чтобы "как раньше", нынче сложно. Чиновники в хороших костюмах и с дорогими часами постоянно норовят что-то придумать – главным образом для того, чтобы денег на эти костюмы и часы стало еще больше. То чемпионат мира хотят расширить до совсем уж несусветных 48 команд, то чемпионат Европы проводить по всему континенту, то все еврокубки перелопатить, то матчи национальных первенств на полном серьезе проводить где-нибудь в США.
На этом фоне любое нововведение смотрится подозрительно. Лига наций, запущенная УЕФА – не исключение. Особенно когда ее результатаы еще и увязали с отбором на ЧЕ-2020 – в этом регламенте реально сам черт ногу сломит, сколько раз его не перечитывай. Но, на самом деле, это – единственное неудобство. Однако держать все эти расчеты в голове вовсе необязательно – когда весной 2020 года придет время, тогда и разберемся.
Так то все просто – четыре дивизиона с обменом командами, группы, финальный турнир для четырех лучших сборных из класса сильнейших. Никакой оголтелой экзотики. И, как оказалось, Лига наций – действительно годный проект от УЕФА.
1. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что институт сборных в Европе последнее время все больше погружался в кризис. Нет, с чемпионатами мира и континента все в порядке – это по-прежнему крутые турниры. Но вот два года между ними – это становилось все тоскливее и тоскливее. Отборочные матчи несли в себе только какие-то мелкие интриги, и даже случающиеся иногда провалы топ-сборных вроде Италии или Голландии их не разукрашивали. На товарищеские игры и вовсе не хотелось смотреть – не зря многие футболисты старательно от них откашивали, ссылаясь на мифические травмы.
С Лигой наций в этом смысле стало реально интереснее. Пустые "товарняки" практически исчезли, вместо них появились матчи с каким никаким, а соревновательным статусом. Да и перспектива подняться рангом выше и поиграть с сильными сборными – стимулирует. И, в отличии от товарищеских встреч, за это условной Испании или Германии не нужно платить гонорар.
2. Этот статус – и не унылый "товарняк", но при этом и гигантской ответственности нет – дает сборным право на эксперименты. Именно благодаря Лиге наций случилось возрождение Италии и Голландии. Был бы, как и раньше, размазанный на полтора года отборочный турнир, у Роберто Манчини и Роналда Кумана были бы связаны руки. А так у них появился шанс спокойно поработать в соревновательном режиме и в матчах против топ-сборных, но без особой боязни за результат. Особенно это заметно на примере "скуадры адзурры", которая реально прибавляла с каждым сбором, а Манчини каждый раз пробовал какие-то новые наработки и идеи.
И это касается не только топ-сборных. Еще один хороший пример – Украина Андрея Шевченко и его помощников из "Милана".
3. Летом нечетного года мы увидели турнир с участием топ-сборных, за которым было по меньшей мере любопытно наблюдать. По крайней мере, это было явно интереснее, чем смотреть, как, скажем, Англия выносит в отборочном турнире условное Косово. А так – составы были реально сильнейшими, в отпуск никто не уехал, а Криштиану Роналду в игре со Швейцарией выдал очередной блистательный перфоманс, и дело не только в трех голах. Уже хотя бы ради этого стоило затевать подобный "Финал четырех".
4. Лига наций благодаря продаже телеправ и маркетингу позволяет УЕФА зарабатывать деньги. Не такие огромные, как от Лиги чемпионов, но все же. И распределять эти деньги среди сборных. Так, Португалия только за победу в финале заработала 10,5 миллиона евро.
Однако определенные выплаты вне зависимости от результата получили все 55 стран – участниц турнира. Даже командам из слабейшего дивизиона D досталось по 500 тысяч евро. Для федераций типа Гибралтара или Сан-Марино – неплохие деньги.