Лига Европы. Статьи

26 октября 2018, 20:00

Дзюбозависимость "Зенита". Почему это нормально

Лига Европы. Групповой турнир. 3-й тур. Группа С. "Зенит" - "Бордо" - 2:1

В четверг "Зенит" в 3-м туре Лиги Европы одержал победу на своем поле над "Бордо" (2:1). Как обычно, ярко проявил себя Артем Дзюба, чью огромную роль в игре питерцев сейчас невозможно переоценить.

Нападающий, который умеет все

2018 год станет лучшим в карьере Дзюбы. Весной он преодолевал новые трудности, в который раз доказывая всем (в первую очередь, конечно, Станиславу Черчесову) свой высокий класс. Летом страна носила его на руках – и плакала вместе с ним после проигранной серии пенальти хорватам в 1/4 финала чемпионата мира. А осенью Артем стал безоговорочным лидером "Зенита". Да что там – порой кажется, что форвард и есть "Зенит".

В свои 30 лет Дзюба продолжает учиться, и у него это неплохо получается. Казалось бы, этого нападающего мы знаем так долго, что уже давно изучили весь функционал, все маневры. Вот сейчас Артем отключит гравитацию и сделает из оппонента лилипута. Или получит мяч, ссутулится, став похожим на медведя, и перекроет корпусом весь горизонт. Но теперь Дзюба и диспетчер, и дриблер, и идейный вдохновитель, и вообще – супермен.

В 16 официальных матчах "Зенита" в сезоне-2018/19 Артем набрал 12 очков по системе "гол+пас" (10+2). Главный тренер сине-бело-голубых Сергей Семак ротирует все позиции, но главного форварда не трогает. На старте Дзюбе давали отдых, но ничего хорошего из этого не выходило – катастрофа в Минске (0:4) и гостевое поражение от "Мольде" (1:2). Когда Артем находится на поле, "Зенит" играет лучше. А если нападающий забивает, питерцы обязательно побеждают.

Дзюба выполняет сразу несколько ролей. Первая и главная – центрфорвард. Лучший в команде по ударам, в том числе головой, по обводкам; лидер всей РПЛ по ожидаемым голам и результативным передачам (7,51). Вторая – опорный форвард: невероятный объем черновой работы, каждый эпизод в борьбе; лучший не только в "Зените", но и во всей премьер-лиге по количеству верховых единоборств (147). И третья роль – плеймейкер.

Последнее удивляет даже больше, чем раскрывшийся дриблинг. Да, был у Артема период в карьере, когда в "Спартаке" Валерий Карпин ставил его на позицию "десятки", и тогда, к всеобщему изумлению, внешне грузный и, откровенно говоря, не самый техничный парень сделал немало голевых пасов. Теперь Дзюба в этом компоненте выглядит еще ярче. Он второй в РПЛ после Фернандеша по количеству опасных передач (22).

Улучшилась техника, увеличился объем работы, хотя казалось, что больше уже некуда. Отдельно стоит отметить прогресс в понимании футбола – это когда Дзюба хитро пропускает мяч, уводит за собой защитников и совершает другие, не всегда заметные действия. Он не просто служит баскетбольным щитом, который отбивает мяч в нужном направлении, а именно ведет игру: разгоняет атаки, сам тащит мяч и, конечно, завершает.

Есть в Дзюбе и кое-что другое. Артем заряжает, вдохновляет своими действиями всю команду, в прямом смысле ведет ее за собой. Ведь "Зенит" далеко не всегда выглядит здорово, уж в последний месяц точно хуже, чем на старте. Но каждый раз после голов Дзюбы игра преображается. И мячи-то какие важные! Два – в ворота Минска, что позволило перевести ответный матч 3-го отборочного раунда Лиги Европы в овертайм. Не будь их – не было бы "Зенита" в групповом турнире.

Дзюба в "Зените" в этом сезоне. Фото "СЭ"
Дзюба в "Зените" в этом сезоне. Фото "СЭ"

Отсутствие альтернативы

Стоит ли удивляться, что Семак построил командную игру вокруг лидера? Пока не самую зрелищную, но стабильно дающую результат. Ругать за это Сергея Богдановича? Можно и поругать. Но вообще-то это главная задача тренера – использовать сильные стороны футболистов, раскрывать командный потенциал. Да, выглядит тактика "пни мяч в сторону Дзюбы" порой не ахти. Но пока есть победы, придраться не к чему.

Предъявлять претензии Семаку надо не за игру вокруг Дзюбы, а за то, что другие варианты у сине-бело-голубых не просматриваются. Как вы себе представляете альтернативную атаку? Пусть Дзюба и супергерой, но даже такие иногда устают. Функциональный, эмоциональный, да какой угодно спад рано или поздно наверняка случится, дело времени. И что тогда? Помнится, задался этим вопросом пару месяцев назад, на что получил ответ – ерунда, разыграется Кокорин…

Но пока Кокорина нет, а вопрос остается. В то же время мы не можем утверждать, что другого варианта командной игры у "Зенита" нет. Чтобы в этом убедиться, надо посмотреть матчи без Дзюбы. Но Артем стабильно на поле. Косвенные признаки наводят на мысль, что альтернатива, во всяком случае, качественная сейчас отсутствует. Скажем, "Зенит" лидирует по навесам и часто использует длинные передачи.

Весной питерцы тоже были лучшими по навесам. Но тогда вместо Дзюбы играл Заболотный, а это, как показало время, нападающий не такого высокого класса и не такого широкого функционала, полноценно заменить Артема он не сможет. Дриусси нестабилен и лучше выглядит в оттяжке и на полуфланге. Других форвардов нет. Да и речь не совсем о них, а о командной игре, которая сильно зависит от действий ударного нападающего.

Пока же можно констатировать, что "Зенит" стал дзюбозависимой командой. И не только в плане игры. Это не то чтобы плохо, наоборот – нормально. Все коллективы, где есть яркий лидер, от него зависят. Посмотрите на уходящий под воду "Реал", который летом покинул Роналду. А уж там подбор исполнителей – звезда на звезде! "Спартак", потеряв Промеса, заново учится забивать. И таких примеров еще очень много.

Все о Лиге Европы – здесь

Лига Европы. Группа C.
25 октября 2018, 19:55. Газпром Арена (Санкт-Петербург)

 

58
  • serZheo

    Дзюба хорош, тут спору нет. Он старается изо всех сил и тащит. Но смущает именно вот это - "изо всех сил"... Он не сможет превратиться в скоростного, техничного форварда. Наверное и нет нужды этого требовать от Дзюбы. Только не покидает ощущение, что Зенит не использует свой потенциал на 100%. От добра добра не ищут?... Может быть... Посмотрим в более сложных матчах, плей оф ЛЕ...

    28.10.2018

  • Дядька

    Не уверен, что все. Кого-то устраивает роль затычки, з/п капает, и ладно.

    28.10.2018

  • vpcris

    "... который умеет всё..."? Ну-ну ... 1) У Дзюбы нет скорости бега, 2) нет рывка на 5-10 м, чтоб оторваться от опекуна, 3) нет техники работы с мячом (обводка, дриблинг), 4) нет плотного и сильного удара, 5) не силен в единоборствах (даже в верховых)... А ведь это нападающий и с таким количеством "нет". А вы говорите, умеет всё. Очень ограниченный игрок. Зато ажиотаж вокруг его фамилии раздут выше крыши. Суперпиар на пустом месте.

    27.10.2018

  • ALIEN888

    Никогда. Очнитесь. Дзюба уровень РПЛ. Он не сможет играть в Европе, не сдюжит.

    27.10.2018

  • Игорь Чернов

    Жаль поздновато Дзюба за ум взялся...но лучше поздно чем никогда... не всегда ему везло, не всегда он вёз... молодняк все думает, что вся жизнь впереди и еще все успею, наверстаю.... хорошо, что Манчини и Черчесов с ЧМ, так для него круто - благополучно сложились в причудливый пазл, хотя какой другой потух бы и потерялся, но Тимон у нас духарик, ему интересно когда против шеррсти ))) давай - давай, наверстывай, рашен Кантона DD

    27.10.2018

  • А какие у тебя корни ?

    Вот и я говорю ,зачем Месси уехал из Аргентины ,Роналду из Португалии ,Левандовский из Польши ,Неймар из Бразилии ?

    27.10.2018

  • Игорь Чернов

    Чтобы стать лучшим бомбардиром, забивать конечно надо...всяким разным Текстильщикам в особенности... а форварда запоминают по значимым голам и еще по фейлам... а передергивать вот некрасиво, я Дзюбу с Булыкиным сравнивал.... Кержакова опять же корректно сравнивать с Поповым к примеру, с Аршавиным можно, но не с Веретенниковыи и Кириченко )))

    27.10.2018

  • вэняляйнэн

    Ну не всем же городам и весям рождать таких российских самородков, как Фернандес, Гильерме или Ари.

    27.10.2018

  • вэняляйнэн

    Питер -это город, где производства и науки больше, чем в Москве относительно численности населения.. Вот чиновников в Питере меньше. Нет скопища головных офисов крупных компаний, банков, правительства, Думы. и всех, кто вокруг их кормится.

    27.10.2018

  • вэняляйнэн

    Убери деньги у любой команды и что она сможет. Однако по твоему только у Зенита народные деньги. а у остальных сами добыли.Гоп-стопом наверно.

    27.10.2018

  • вэняляйнэн

    Богданычу конечно досталось ещё то наследство от предыдущих мистеров и сразу не разгрести, а при отсутствии нужных ему усилений приходится работать с тем, что есть. Только не согласен, что "стремиться играть в основе" есть главное. Стремятся все, но проходят таланты, чей потенциал соответствует поставленным задачам. В спорте отбор жесток.

    27.10.2018

  • Отжогин

    При Халке была точно такая же "халкозависимость", но все СМИ нещадно критиковали за нее. Странная логика у наших господ журналистов!

    27.10.2018

  • glass99

    Дзюбе, конечно - респектище - не обладая суперталантами, и несмотря на всякие ошибки молодости - он в таком, зрелом по футбольным меркам, возрасте - стал такой величиной. И именно ведь за счёт работы. И не стал копией Булыкина. Ещё пару лет назад - сколько стебались про "Дзюбинью"? А теперь - эвона как. Конечно, он и при Слуцком себя показал. Но там "локально" было, да и хрен кто мог предположить, что он у Стаса станет феерить.

    27.10.2018

  • Дядька

    От пассажиров надо избавляться. Если Кран, Эрнани, Оздоев не тянут, на их место надо брать тех, кто будет стремиться играть в основе.

    27.10.2018

  • Дядька

    Много Джорджевич феерит в Туле, ага. Игрок эпизода и настроения.

    27.10.2018

  • Meaned

    Пункт 1. Дзюба крут и всем всё доказал. Пункт 2. Кто не согласен, смотреть пункт 1.

    27.10.2018

  • Stonne

    ... и поэтому Кержаков - лучший бомбардир за всю историю... Но с Булыкиным-то канеш не сравнить.

    27.10.2018

  • Lars Berger

    Интересно, сколько раз, где, сколько и каким образом Артем Дзюба должен доказать то, что он уже доказал?!) Вот серьезно... Что может быть выше Чемпионата Мира? Что?!! Поймите правильно. Мы были - на трибунах и у телевизора. Он - на поле.

    27.10.2018

  • Lars Berger

    Дал слово, что никогда не скажу о Дзюбе плохо. Во время ЧМ. Держу.

    27.10.2018

  • Игорь Чернов

    Ну Кержаков то в особенности все умел: ускориться, влететь в штрафную и... запулить куда нить на трибуны мячеГ - "кержаковед" одним словом )) Шава, могет быть, но это другое аплуа...совсем... с кем можно сравнивать Дзюбу, если выйти за рамки Зени, то это только с Булыкиным... тот по мастеровитей и по одареннее был, но лентяй каких свет не видывал....

    27.10.2018

  • Игорь Чернов

    Лично я стал смотреть на Дзюбу совершенно по другому, после игры с Египтом на ЧМ )) принять мяч на грудь после заброса из центрального круга, на развороте обыграть защитника "на носовом платке" и зряче положить мяч в угол - это был точно один из лучших голов всего чемпа )) и кто эти ущербные людишки, которые гундели "дерево - дерево", где они теперь ? )))

    27.10.2018

  • свинарник тонет

    А зачем? от него неплохая польза и в Питере. Вполне неплох,по крайней мере никогда пешком по полю не ходит.

    26.10.2018

  • ess78

    Дзюба молоца!У Кокорина большая з.п.которая давит на финансовый фейр плей.Пока не определятся по нему(будет или не будет сидеть),не видать нормальных трансферов.

    26.10.2018

  • голос из Санкт-Петербурга

    Барселона не купит. Барса уже задрафтовала "второго Месси" из Юрмальского Спартака. А Бавария всё ещё надеется договориться с Романцевым о подписании бромонтанового "суперталанта".

    26.10.2018

  • голос из Санкт-Петербурга

    Он этот свой комментарий повторяет уже не первый раз. Я уже ему делал замечание по этому поводу. У него в голове пусто и других стоящих мыслей нет.

    26.10.2018

  • dintos

    Это вы,г-н Пимыч здесь инородное тело...

    26.10.2018

  • А какие у тебя корни ?

    Когда же Дзюбу купит Реал ,Барселона или хотя бы Бавария ?

    26.10.2018

  • Ю.Ю.

    Не держи народ в неведении, назови этих счастливчиков.

    26.10.2018

  • SP2

    Дзюба, конечно, отличный игрок. но чтобы - "умеет всё"... Умели всё Аршавин с Кержаковым. когда команда играла резко , быстро, низом, в касание, на опережение. теперь таких комбинаций в исполнении Зенита мы больше не видим.

    26.10.2018

  • Василий Исаев

    знаю....и это не Зенит

    26.10.2018

  • Andrei777777

    Раньше печаловались о халкозависимости , теперь - о дзюбозависимости . Конечно , хорошо было бы иметь в стартовом составе с пяток игроков , которые играли ли бы на уровне Дзюбы. Ну , а пока надо не причитать , а порадоваться , что в Зените есть такой игрок как Артем Дзюба . P.S. Кто-нибудь знает команду нашей ПЛ , где в стартовом составе играют 5-6 игроков высокого класса (по нашим меркам )?

    26.10.2018

  • вэняляйнэн

    Он давно в туалет не бегал.

    26.10.2018

  • sinel

    Ничего он не вздумал. Просто других нету. Никто на лидера не тянет. Опять Аргентина смотрит фктбол, а Артём пашет по максимому. Вдруг все почему-то перестали играть. Бесконечные пасы еазад, лишь бы избавиться от мяча. Или это функционал, или назревающий кризис. И совершенно нету питерской молодёжи. А это уже симптом

    26.10.2018

  • Андрей Васильев

    Это просто глор, ему надо было пять копеек вставить, как говориться порочащих честь и достоинство и клуба и игрока

    26.10.2018

  • Андрей Васильев

    Это ты про что?

    26.10.2018

  • вэняляйнэн

    Это не ответ, а отмазка.

    26.10.2018

  • Николай Иванов

    очень скоро пузырь лопнет

    26.10.2018

  • MIKE-BEST

    Заболотный пассажир. Джорджевича надо возвращать зимой.

    26.10.2018

  • Василий Исаев

    Мне вообще интересно: хоть кто-нибудь мог еще год назад представить, что такой термин вообще возможен и он будет более, чем актуален!!!! Артём - молодец!!!

    26.10.2018

  • вэняляйнэн

    Если Зенит без катастрофических потерь дотянет до зимы, то селекционной службе нужно убиться, но закрыть проблемные позиции, чтобы команде оставаться конкурентоспособной в чемпионской гонке и не упустить очередной сезон.

    26.10.2018

  • вэняляйнэн

    Нормально Дзюба при АВБ играл. При Манчини все плохо играли и там не показатель. Сейчас тоже Зенит тянет и определяет тактику атак. Чем инородное?

    26.10.2018

  • Леночка Крылова

    А дальше играть будет Заболотный .

    26.10.2018

  • Анатолий StG

    Кокорин конечно не помешал бы. Зря мы его ждали.

    26.10.2018

  • ALIEN888

    Весь Зенит играет на Дзюбу. Ненадежная и опасная практика. Игрок неизбежно выдохнется и что дальше?

    26.10.2018

  • вэняляйнэн

    Был бы Кокорин играли на его скоростных качествах, был бы кто другой играли на его сильных сторонах. Проблема, что у Зенита в нападении нет игрока уровня Дзюбы. Семак постоянно твердит, что состав его команды весьма средний, но его большей частью не слышат или воспринимают как некое кокетство. В умах общественности, занятой отставкой Карреры и провалом чемпиона, Зенит остаётся неисчерпаемым кладезем Халков, Данни, Домингесов и прочих топов прошлого. Но к началу нынешнего сезона Зенит не покупал даже на те позиции. о которых просил Семак. Поэтому Зенит Семака исходит из возможного на данный момент.

    26.10.2018

  • impetus

    Не должна солидная команда зависеть от одного игрока. А если длительная болезнь или, не дай Бог, травма лидера? Всё!? "Сливай воду"? Здесь я с Семаком не согласен. "Зенит", если он хочет "держаться на уровне", обязан иметь несколько лидеров. Семак же вздумал построить игру под Артёма. Очень опасная практика.

    26.10.2018