Топ-футбол требует не только мощной физической подготовки, но и ментальной непробиваемости. Игроки постоянно находятся под вниманием медиа и болельщиков, из-за чего иногда теряют контроль над собственной психикой. Внутренние проблемы могут серьезно влиять на уровень выступлений и отравлять мозг депрессивными мыслями. В последние годы европейские звезды все чаще пропагандируют серьезность психологических проблем футболистов и открыто заявляют о работе со специалистами, чтобы лишить страха других.
Бразилец заходит на лучший сезон в карьере: в 23 матчах АПЛ настрелял 10+3 по системе «гол+пас», до этого похожий уровень результативности нападающий показывал только в «Эвертоне». Ришарлисону действительно тяжело дался переход в «Тоттенхэм» — повышение уровня команды сковало футболиста, как будто проглотило лучшие скиллы и после первых неудач спровоцировало цунами насмешек. «Ришарлисон ужасен. Он не имеет ничего общего с другими нападающими в Бразилии. За него заплатили 75 миллионов евро, а он не умеет контролировать мяч», — полоскал футболиста Антонио Кассано.
Сам нападающий огрызался в медиа («Каррагер, помой рот, прежде чем будешь говорить обо мне»), не понимал, что с ним происходит, и фонтанировал ответным негативом. После прошлогоднего вылета «Тоттенхэма» из Лиги чемпионов во взрывном интервью он разнес Антонио Конте и назвал сезон команды «дерьмом». Ришарлисон завершил кампанию-2022/23 с 1+4 в АПЛ, а уже в сентябре разрыдался после замены в матче Бразилии и Боливии (5:1). После этого футболист поклялся обратиться к психологу и в считанные месяцы восстановил менталку. Сейчас он основной форвард и второй бомбардир «шпор».
«Мы знаем о существовании предубеждений о психологической помощи. Оно было и у меня. Советую людям обращаться за поддержкой, потому что мне это спасло жизнь. Я был на самом дне. Теперь дела пойдут своим чередом. Уверен, что добьюсь хороших результатов в «Тоттенхэме», — делился футболист.
Испанец подвергался хейту не реже Ришарлисона: переметнулся из «Атлетико» в «Реал» и обратно, тоже порол моменты, выступая на грани фантастического невезения и комичности. Один из самых запоминающихся перформансов — хет-трик из офсайда в ворота «Барселоны» в октябре 2020-го. При этом Мората все равно немало забивал, приносил пользу в прессинге и стабильно вызывался в сборную Испании. Но болельщики все равно насмехались над форвардом, а на Евро-2020 подколы мутировали в ненависть. «Каково это, когда тебе угрожают и говорят, что твои дети должны умереть?» — мучился Альваро.
Негатив породил у нападающего реальные проблемы со здоровьем, которые начались еще во время первого захода в «Ювентус» (с 2014-го по 2016-й). Из-за постоянных упреков у него раскрылся страх критики, в волнительные моменты игр возникала тошнота, по завершении тяжелых моментов сжигала бессонница — после встречи с Польшей на Евро-2020 не мог уснуть девять часов. Без работы со специалистами Мората свалился бы в ментальную канаву, он и так был близок к настоящей депрессии. Психологи однозначно спасли карьеру нападающего, который в этом сезоне наколотил уже 20 мячей.
«У меня никогда не было депрессии. Надеюсь, что никогда и не будет. Но я находился близко к ней. Депрессия — это болезнь. Она напоминает сломанную лодыжку. Ваш мозг — это то, что тоже нужно тренировать. Надо быть к этому готовыми. Посещение психолога в этом смысле очень помогает», — делился испанец.
Англичанин, кажется, уже смыл топ-карьеру — в 31 год докатился до Южной Кореи. Зато спас ментальное здоровье, которое расшаталось во время выступлений за «Манчестер Юнайтед». В конце 2010-х полузащитник захлебнулся в травмах, не мог набрать форму и оказался замурован со своими проблемами во время локдауна. Джесси прополаскивал тревожные мысли алкоголем и все дальше уходил от стабильного морального состояния. Футболист блуждал в своих мыслях из-за критики в соцсетях и ощущения того, что он ничтожество. Чтобы прийти в себя, Лингард даже пересматривал старые успешные матчи.
Джесси спасся благодаря разговорам с родными — обычно он никогда не делился переживаниями и держал все в себе, из-за чего расковырял самые тусклые чувства. «Я сдерживал ситуацию, никому не рассказывал, что происходит. Я никогда не был большим пьяницей, но прибегал к этому ради собственного спокойствия. Когда наконец открылся и начал разговаривать с семьей, это действительно помогло. Я в долгу перед ними», — анализировал англичанин.
Американец за несколько лет прошелся от статуса сверкающего таланта до невезучего запасного в «Челси». Именно тяжелое моральное состояние отчасти помешало нападающему раскрыться в Лондоне. Цепочки травм, приход прохладного Томаса Тухеля вместо поддерживающего Френка Лэмпарда и смерть дедушки опустили Кристиана на эмоциональное дно, с которого он выбрался только благодаря работе со специалистами и признанию проблемы.
«Мне потребовалось некоторое время, чтобы осознать, насколько сильно работает разговор об имеющихся проблемах. Думал, я слишком силен, чтобы нуждаться в помощи. Открыться — это тяжело для многих людей, как и для меня. Я обратился к психологу, и это не то, из-за чего кому-либо должно быть стыдно», — поделился Пулишич.
Кристиан вырулил из кризиса: летом 2023-го отправился в «Милан», где вернулся на топ-уровень. В текущем сезоне он уже набил 20 результативных действий (12+8), вырвался на четвертое место по игровым минутам в составе «россонери» (2828 во всех турнирах), а результативнее него только Оливье Жиру (14+9) и Рафаэль Леау (10+11). Пулишич служит примером для многих футболистов с психологическими трудностями — он в молодом возрасте не побоялся признать их и рассказать о собственном опыте.
Вратарь утонул в депрессии в начале выступления за «Ювентус» в 2003 году — после поражения от «Милана» в финале Лиги чемпионов (2:3 в серии пенальти). В этот же вечер он испытал что-то похожее на паническую атаку, а его эмоциональный резерв оказался выжженным. Позже Буффон признался, что на несколько месяцев выпал из жизни, его вообще ничто не цепляло. «На несколько месяцев все потеряло смысл», — вспоминал Джанлуиджи.
Самый дорогой голкипер мира быстро начал лечение, которое продолжалось два месяца и заключалось в регулярной работе с психологом. Сам Буффон говорил, что профессия футболиста превратила его в робота. Непрерывающаяся рутина стирала его как личность. Самым важным элементом лечения он признал спонтанную поездку в музей, которая вытащила его за рамки ежедневных повторяющихся действий. Джиджи расправился с болезнью и провел еще два десятка лет потрясающей карьеры.
Защитник сборной Англии на пути к восстановлению после второго разрыва крестообразных связок. Ментально здоровяк тоже подвержен проблемам — перед Евро-2020 едва не впал в панику из-за необходимости выходить на поле. Тайрон считал себя недостойным национальной команды и ощущал, что большинство болельщиков думают так же, из-за чего критически ужасался ошибиться. Мингз только недавно дебютировал за сборную (в октябре 2019-го), а в основу на континентальном турнире просочился только из-за повреждения Харри Магуайра, который поправился лишь к финалу группового этапа.
Для преодоления страха защитник обратился к психологу. Доктор быстро перебрал психику англичанина. Тайрон отделался от ненужных мыслей и провел достойный турнир — за три игры с его участием (все — на групповом этапе) сборная не пропустила ни разу и в итоге добралась до финала. «Мне пришлось нелегко в преддверии первого матча против Хорватии. Мое психическое здоровье резко ухудшилось. Вероятно, я был единственным в команде, о ком люди думали: «Не уверен в нем». Я много работал с психологом, чтобы преодолеть эти мысли. Мне дали много механизмов, которые не дали подсознанию взять верх», — анализировал Мингз.
В 2017-м полиция задержала футболиста, возбужденно шатающегося около оживленной трассы в Солфорде. Аарона закрыли на принудительное психическое лечение, хотя на тот момент он выступал за «Эвертон», но уже практически не появлялся на поле. Как оказалось позже, англичанин долго страдал от депрессии, которая сожрала его карьеру. Еще недавно Леннон считался мощным английским талантом и каждые выходные прожаривал правый фланг полян АПЛ, но из-за ментальных проблем потерял в качестве.
После прохождения лечения он признал, что счастлив наконец избавиться от депрессии. Леннон возобновил карьеру, но уже не вернулся на топ-уровень: чуть-чуть подышал в Турции и закончил карьеру в 2022-м после ухода из «Бернли». В финальном сезоне вингер отбегал 28 матчей в АПЛ, в которых забил два мяча. После финиша Аарон занялся освещением психологических проблем футболистов, подсвечивая то, как мало об этом заботятся в клубах и говорят в медиа.
«Это безумие. Все знают, сколько в футбольных клубах уделяют внимания физической стороне. Это один из моих главных триггеров. Перед предсезонной подготовкой тебя сканируют с головы до ног, дают тебе большую программу тренировок, чтобы убедиться, что ты не получишь травму. Но никто ни разу не спросили: «Как твоя менталка, как ты себя чувствуешь?» — сокрушался Леннон.