Первый вопрос Канчельскису напрашивался сам собой:
— Андрей, как вы себя чувствуете?
— Спасибо, уже лучше. С четверга в больнице, прохожу ударный курс лечения. Таблетки, уколы...
— Сколько уколов?
— По три в день — в живот, вену и ягодицу. Как только сдал положительный тест на коронавирус, хотел сразу в больницу лечь. Но в Ташкенте сейчас с этим сложности. Забито всё!
— Так много заболевших?!
— Не то слово! Я даже не говорю о бесплатных клиниках — за деньги трудно найти свободную койку. А чтобы сделать КТ, пришлось час в очереди отстоять.
— Кошмар.
— В конце концов друзья договорились с частной клиникой, которая специализируется на Covid-19. Здесь очень квалифицированные врачи. Проверили меня по полной программе, взяли кучу анализов. Ну а на КТ выяснилось — поражены 20 процентов легких. Доктор сказал: «Вовремя вы к нам обратились. Если бы на пару дней позже приехали, были бы уже серьезные проблемы».
— Когда вы заболели?
— 28 августа. Первые дни в гостиничном номере отлеживался. Чувствовал себя нормально, ни кашля, ни температуры. А потом резко подскочила до 39-ти. Тогда все поняли, что нужен стационар.
— Обоняние пропало?
— Нет. Но слабость накрыла такая, что не хотелось вообще ничего. Ни есть, ни пить, ни говорить. Лежал пластом. Или спал, или просто смотрел в потолок. Никакого аппетита, обезвоживание. За несколько дней похудел на пять килограммов.
— Ну и ну.
— Но в больнице быстро оклемался. Сейчас уже и бодрость какая-то появилась, и аппетит вернулся. Чуть-чуть горяченького похлебал. Температура — в норме. Давление — тоже. Особенно радует, что удалось избежать осложнений. Так что иду на поправку.
— Сколько еще проведете в больнице?
— Три дня — точно. Затем снова анализы сдам. Если динамика положительная, и врачи разрешат покинуть больницу, сразу поеду в Наманган.
— Когда диагноз услышали, перепугались?
— Честно? Нет. Мне кажется, в такой ситуации самое важное — не паниковать, не отчаиваться. Наоборот, надо будет надеяться на лучшее и выполнять все предписания врачей. Уверен, с их помощью вирус будет побежден, и скоро я вернусь к любимой работе.
— В вашем «Навбахоре», как я слышал, многих эта гадость зацепила.
— Да, семь футболистов слегли, массажист, видеооператор... Главное, пока мы в Намангане жили, все было в порядке. Изолировались на базе, контакты свели к минимуму. При этом спокойно проводили матчи — и дома, и на выезде. Внезапно в августе федерация объявила, что ближайшие четыре тура будут сыграны в одном городе.
— В каком?
— В Ташкенте. Я был категорически против, тем более там как раз произошла очередная вспышка коронавируса. К сожалению, поддержки у коллег из других клубов не нашел. Здесь все боятся спорить с руководством лиги, публично высказывать собственное мнение. Исключение — Шота Арвеладзе, тренирующий «Пахтакор», и я.
— В итоге все команды съехались в Ташкент?
— Да. Первый матч отыграли, и у нас заболел один футболист. А дальше — цепная реакция... Когда семерых потеряли, конечно, попросили о переносе. Но руководители лиги ответили отказом. Бог им судья.
— Как же выкручивались? Выставляли школьников по примеру «Ростова»?
— До этого не дошло. Шанс получили молодые ребята, у которых раньше было мало игровой практики. И они молодцы, великолепно себя проявили. Например, сыграли 1:1 с лидером чемпионата — «Пахтакором». А то, что случилось в матче «Сочи» — «Ростов» — просто позор! Мне лично ближе позиция «Краснодара», который в аналогичной ситуации согласился перенести встречу с «Динамо». А вот руководители «Сочи» поступили, мягко говоря, некрасиво.
— Игры чемпионата Узбекистана по-прежнему проходят при пустых трибунах?
— Да. Сколько еще это продлится, даже не в курсе.
— Из российских легионеров «Навбахора» все здоровы?
— Единственный, кто переболел коронавирусом, — Ваня Соловьев. Два матча пропустил, в третьем вышел, побегал минут 15, и все, с поля можно было выносить. Но Ваня — боец, характер что надо, сражался до конца. В «Навбахоре» он один из ведущих футболистов, клуб уже хочет продлить с ним контракт. Доволен я и другими ребятами, приехавшими из России — Пашей Голышевым, Русланом Боловым и Игорем Голбаном, который, кстати, весной получил узбекское гражданство.
— С марта, как началась пандемия, вы безвылазно сидите в Узбекистане?
— Да. Границы-то закрыты.
— За чемпионатом России следите?
— В Намангане у меня спутниковая тарелка, там матчи премьер-лиги смотрел регулярно. В Ташкенте такой возможности нет, поэтому за последний месяц мало что видел. Да и болезнь подкосила. Вот хотел найти в интернете трансляцию встречи Россия — Сербия. Но по местному времени игра начиналась поздно — в 23.45. Мне сделали укол, и сразу вырубился, проспал до утра.
— Вы хотя бы знаете, кто в РПЛ сейчас на первом месте?
— Обижаете. Я тут, конечно, слегка отстал от жизни. Но не до такой же степени! Лидерство «Спартака» комментировать сложно, в этом сезоне лишь один матч удалось посмотреть — с «Сочи».
— Скандальная игра.
— Да уж. Второй пенальти — вообще цирк! Неудивительно, что судей отстранили. В том матче спартаковцы эпизодами показывали хороший футбол, но сзади по-прежнему нет надежности. Если не забивают три мяча, в концовке часто возникают проблемы. По меркам РПЛ у «Спартака» неплохой подбор футболистов, но к борьбе за золотые медали команда пока объективно не готова. Займет место третье. Или четвертое.
— Кто же станет чемпионом?
— Думаю, «Зенит». На данный момент он в России сильнее всех — как по составу, так и по финансовым возможностям. Кроме ЦСКА вряд ли кто-то способен навязать ему конкуренцию.
— Это почему?
— Для «Локомотива» не пройдет бесследно отъезд Алексея Миранчука, плюс сломался Баринов. «Краснодар» не впечатляет. Чтобы сделать шаг вперед, команде все время чего-то не хватает. У «Ростова» слишком короткая обойма. А у ЦСКА и характер есть, и состав теперь крепкий. Летом клуб здорово поработал на трансферном рынке.
— За Алексея Миранчука рады?
— Конечно! Переход в серию А пойдет на пользу и Алексею, и сборной. Мы же видим, как прибавил в «Монако» Головин. Надеюсь, и у Миранчука в «Аталанте» все получится. Команда-то играющая.
— Пара советов ему — исходя из своего итальянского опыта.
— Главное, поскорее выучить язык, чтобы стать своим в коллективе. Еще нужно запастись терпением. В игровом плане Алексею придется перестраиваться, больше отрабатывать в обороне. В Италии на поле даже у звезд нет привилегий.
— Как оцениваете спартаковские перспективы Остона Урунова?
— Он же был у меня в «Навбахоре». Мальчик очень одаренный. Высокий, мощный, техничный, с хорошей скоростью и ударом. Духовитый, не стесняется брать игру на себя, смело идет в обводку. Если над Уруновым в тактическом плане поработать, он поможет «Спартаку».
— На какой позиции?
— У нас Урунов играл инсайда. Мог взять мяч, по дороге к чужим воротам легко накрутить двоих-троих и пробить. Либо отдать классный пас партнеру. В юношеской сборной Урунова использовали в центре полузащиты. Там ему позволяли всё, по головке гладили. Вот и заигрывался иногда. Шел в обводку на своей половине поля, терял мяч, обрезал. Я объяснял Остону, что во взрослом футболе требования другие. Приводил в пример Роя Кина, Пола Инса, Стефана Шварца, Дженнаро Гаттузо. Что отличало этих ребят?
— Что?
— В середине поля все они действовали неброско, но фантастически надежно. И уж точно на ровном месте мяч не теряли. Урунову было трудно перестроиться, поэтому я сдвинул его ближе к атаке. На позиции инсайда раскрылся, в каждом матче имел минимум два момента.
— Мальчишка с гонором?
— Ну что вы! Наоборот, скромный, спокойный. По человеческим качествам — никаких вопросов. Режимщик. В этом смысле в Узбекистане среди футболистов криминальных персонажей нет.
— Первое, что сделал Урунов, подписав контракт со «Спартаком», — выложил в Instagram фотографию с покупками из ЦУМа.
— Я не понимаю, почему к парню за этот снимок прицепились. Что, другие футболисты по магазинам не ходят? Не покупают брендовые вещи? Да, с количеством пакетов Остон, возможно, переборщил. Глаза загорелись, захотелось купить всё-всё-всё. По молодости и не такое бывает.
— Правильно понимаю, что в Урунова вы верите больше, чем в Жасура Жалолиддинова, которого летом купил «Локомотив»?
— Конечно. Жалолиддинов тоже техничный, любит повозиться с мячом, хороший дриблинг. Но для РПЛ, на мой взгляд, еще сыроват. Выиграть конкуренцию в «Локомотиве» ему будет очень тяжело. Остон физически крепче, на 20 сантиметров выше, да и вообще — уже сложившийся футболист. О 18-летнем Жасуре этого пока не скажешь.
— Юрий Белоус уверяет, что тот сильнее Жоау Мариу.
— Смелое заявление. Которое ничего, кроме улыбки, не вызывает.
— Сегодня в чемпионате Узбекистана есть футболист, способный усилить российский топ-клуб?
— Мне очень нравится Джалолиддин Машарипов. Классный инсайд, один из лидеров «Пахтакора». Недавно его в Катар приглашали, но клуб не отпустил. В других командах из первой пятерки тоже есть интересные футболисты. Не удивлюсь, если кто-то из них заиграет в премьер-лиге на уровне Шомуродова и Урунова.