29 октября 2014, 09:30
СВОЯ КОЛОНКА
Дмитрий СИМОНОВ
Когда мне было лет шесть или семь, мы с родителями пошли за грибами, а после возвращения из леса мама обнаружила у меня на теле клеща, жирного, сытого, с блестящим круглым брюшком. Мы извлекли его, залив ранку подсолнечным маслом (способ старый, проверенный), и обратились к врачу.
– Богу молитесь, – рекомендовала добрая тетя доктор. – В Подмосковье гуляет энцефалит. И если у ребенка поднимется температура…
Я был маленький, и те события практически стерлись из памяти. Помню только, что мама все последующие дни плакала, мне каждый час мерили температуру, но она так и не поднялась.
…Томасу Шнайдеру, новому ассистенту Йоахима Лева в сборной Германии, повезло гораздо меньше, чем мне. В 2005 году его не самая удачная карьера клонилась к закату. И тут…
Надо сказать, Шнайдеру по жизни не везло. В начале 90-х старт карьеры молодого воспитанника "Штутгарта" сопровождался бурными аплодисментами, в нем видели будущий оплот обороны сборной. Но тяжелая травма – кажется, спины – сказалась на здоровье. Славы защитник не снискал, играл нерегулярно. За 15 лет – чуть больше 100 матчей в бундеслиге.
Однако такого финала не ожидал никто. Шнайдер, в ту пору редко игравший за "Ганновер", стал за собой замечать, что часто болеет, сильно устает и слишком долго восстанавливается – даже для ветерана. После легких тренировок Шнайдер чувствовал себя, будто вагоны разгружал. А после того, как на лечение легкой травмы лодыжки ушло три месяца, он решил пройти углубленное медобследование. Доктора с удивлением диагностировали боррелиоз – опасную инфекционную болезнь, да еще и в запущенной стадии. Оказалось, Шнайдер не заметил, что его укусил клещ, переносчик заразы.
Следующие три года превратились для Шнайдера в персональный филиал ада на Земле. Понятно, что карьеру пришлось завершить – но это еще цветочки. Поначалу его держали в стационаре и обкалывали антибиотиками. Потом отпустили домой, однако приходилось каждые два месяца проходить интенсивный курс лечения мощнейшими препаратами. Некоторые люди, страдающие боррелиозом, полностью теряют работоспособность и навечно прикованы к инвалидным коляскам. Шнайдеру повезло. Сейчас ему просто надо чаще спать, отдыхать и избегать физических нагрузок в больших количествах.
Шел 2007 год, когда в дверь его дома постучала соседка. Возможно, у отчаянной домохозяйки изначально были иные намерения, когда она пекла черничный пирог для безработного красавчика. Тем не менее в беседе проскочила мысль: а почему бы вам, дорогой герр Томас, не потренировать моего сына, раз уж сами вы в прошлом футболист? Поначалу идея Шнайдера не зацепила. Но спустя считаные недели он возглавил детский футбольный клуб "Дингольфинг"…
В момент назначения в штаб бундестим опыт Шнайдера-тренера во взрослом футболе исчерпывался семью месяцами во главе "Штутгарта". В августе 2013-го его позвали спасать команду от вылета. В марте 2014-го после серии поражений выгнали вон.
С таким послужным списком многие в Германии восприняли его назначение в сборную в штыки. Хотя некоторые вещи лучше видны со стороны: можно лишь поаплодировать немцам за системность. Всякий раз бундестим пополняет специалист из разряда "серых мышек", в котором позднее расцветает талант.
Йоахим Лев бил бомбардирские рекорды "Фрайбурга" только во второй бундеслиге и тренировал команды средней руки. Его Санчо Панса на протяжении восьми лет, ныне спортивный директор Немецкого футбольного союза Ханс-Дитер Флик, был в свое время примечателен прежде всего тем, что крестным отцом его дочки был Лотар Маттеус. Флик шесть лет выступал за "Баварию", но ни минуты не считался звездой, потом работал с "Хоффенхаймом" в региональной лиге "Юг" и помогал другу Маттеусу в "Зальцбурге".
Шнайдер гармоничен в этом списке "людей из ниоткуда". Хороший пример для России, где как сороки хватают самое дорогое, броское, популярное, не замечая скрытый потенциал.
"Кивала мне не нужен!" – так начинающий тренер Дмитрий Парфенов на днях объяснял "СЭ", почему отважился взять в помощники неистового Вадима Евсеева, на все имеющего собственное мнение. У чемпиона мира-2014 Лева подход абсолютно другой. Он не раз подчеркивал, что нуждается в ассистенте, который будет не перечить, спорить и тянуть воз в другую сторону, а всецело разделяет его взгляды, способен докручивать идеи и их улучшать. Таким был Флик. Единомышленника бундестренер видит и в Шнайдере. "У нас одинаковые взгляды на футбол, я это понял много лет назад, когда тренировал "Штутгарт", а Томас за него играл ", – вспоминает Лев.
Как знать, получил бы Томас Шнайдер эту замечательную работу, если бы не злополучный укус клеща?