Мнение
Джузеппе Синьори — не суперзвезда первого порядка. Он почти никогда не входит в символические сборные лучших футболистов Италии. Редкий человек назовет его общенациональной легендой. Вряд ли кто-то поставит Беппе на один уровень с Баджо-хвостиком, Тотти, Росси или Меаццей. При этом Синьори признавался и лучшим игроком на Апеннинах, и оставил большой след в истории «Лацио», и стоит в одном ряду с великими — входит в топ-10 лучших бомбардиров серии А всех времен.
Однако Джузеппе даже хит-парад «забытых» не возглавляет. Про него нечасто вспоминают — но неужели он совсем незаметно забил 189 мячей в 346 матчах чемпионата Италии? Можно сказать и так. История незаурядного форварда — грустная и даже жестокая. Но показательная и с двойным дном. Расскажем же ее.
Карьера Синьори тесно связана с Сержио Краньотти — бизнесменом, запустившим недолгий, но ярчайший период в истории «Лацио». Чтобы понять степень амбиций владельца «орлов», достаточно посмотреть на трансферы — в разные годы Сержио приобретал для римского клуба Пола Гаскойна, Павела Недведа, Кристиана Вьери, Роберто Манчини, Диего Симеоне... Почти все они приходили к «орлам» молодыми и уже у них получали мировую славу. В эту же компанию, по идее, входил и Синьори.
Джузеппе перешел в «Лацио» из «Фоджи», где молодой нападающий провел три сезона. Два из них — в серии В, где футболист забил 25 мячей. После повышения в классе Синьори не остановился и «настрелял» еще 11. Игнорировать талантливого парня было невозможно — и Краньотти выкупил его за 7 миллионов евро.
Синьори отблагодарил босса «Лацио» мгновенно — в первом же сезоне в новой команде 26 раз поражал ворота соперников, став лучшим бомбардиром серии А. На следующий год повторил успех, забив 23 гола в 24 играх, — и вновь занял первое место в лиге среди снайперов. Дальше последовал ЧМ-1994 с двумя ассистами и обидным местом на лавке в финале с Бразилией, хотя до этого Беппе неизменно выходил на поле, это расстроило форварда. В следующем чемпионате Италии Синьори оказался не так результативен (17 мячей), зато получил в клубе капитанскую повязку.
А дальше случился скандал. За Джузеппе пришла «Парма», предложив 15,5 миллиона долларов. Несмотря на все амбиции, Краньотти не устоял перед такой суммой — и продал Синьори, даже не спросив мнения самого игрока. Что тут началось!
Тысячи фанатов «орлов» вывалили на римские улицы. Тиффози блокировали базу «Лацио», дом Краньотти — и закидали жилище владельца помидорами. Увещевания Сержио, пытавшегося донести до народа, что продажа Синьори поможет выправить финансовое положение и усилиться, чтобы взять наконец скудетто, не помогли. Местные СМИ тогда писали, что банкиры из Рима предложили погасить долг ради того, чтобы нападающий остался, а болельщики кричали, что без Синьори их чемпионство не интересует.
Любовь к капитану победила — сделка не состоялась. Джузеппе, и без того не хотевший уходить, отблагодарил тем, что забил 24 мяча, в третий раз став лучшим бомбардиром серии А. Одна беда — трофеи, как ни старался Беппе и его партнеры вместе с владельцем, не покорялись «Лацио». Их не было от слова «совсем».
После того блистательного сезона возглавлявший «Скуадру адзурру» Арриго Сакки неожиданно не включил Синьори в заявку на Евро-1996. Беппе-гол засбоил, а в клубе начались проблемы с тренерами и схемами. Грустный итог: чемпионат-1996/97 стал для футболиста худшим за все годы в «Лацио» — всего 15 мячей.
А уже в июле 1997-го «орлов» возглавил Свен-Еран Эрикссон. Это сейчас швед вызывает сочувствие из-за рака, а в то время он излучал энергию, был хорошо известен на Апеннинах и считался крепким еврокубковым бойцом. И скандинав усадил Синьори в глухой запас: всего шесть матчей и два забитых мяча в серии А за полгода. Джузеппе и Свен-Еран вдрызг разругались, и зимой бомбардир покинул «Лацио». Фанаты испытывали шок — вновь осадили базу, но на этот раз безуспешно. Капитана было уже не вернуть. Банкиры помочь уже не могли — вопрос заключался не в деньгах.
Как так — классного форварда, короля Рима (все происходило еще до возвышения Тотти) — и вот так, чуть ли не на улицу?! Да. Для начала стоит сказать, что у решения имелись в том числе и чисто игровые причины. Эрикссон использовал схему 4-4-2 (которая не нравилась Синьори) и больше доверял Манчини, которого привел с собой из «Сампдории». К тому же Джузеппе лечил грыжи и из-за употребления кортизона набрал лишний вес. Показатели стали не те.
А о главной причине расставания позднее рассказывал сам инициатор решения — Эрикссон. «Я не мог держать его в клубе, — говорил швед в интервью The Guardian в 2022-м. — Синьори очень хороший нападающий, но у него был негативный настрой».
В разговоре с изданием Coaches Voice скандинав оказался более многословен: «Фантастический футболист, капитан «Лацио», лучший бомбардир, входящий в сборную Италии. Но он очень много лет провел в команде, ничего не выигрывая. Разочаровался и не думал о том, что «Лацио» может добиться успеха. Так что я решил продать его».
Самую полную версию случившегося Эрикссон представил в своей автобиографии Sven: My Story. Там текста по теме на две страницы, но вот главное: «Болельщики любили его. Но у нас к нему сложилось негативное отношение. «Лацио» никогда ничего не выиграет», — утверждал Синьори. Он был не тем, в ком мы нуждались. Нам требовались победители. Однажды, на пути домой с кубкового матча против «Фиорентины», у нас сломался автобус. Синьори заскулил, сказал, что подобные вещи случаются только с «Лацио». «Вы когда-нибудь слышали про поломку автобуса «Милана»?» — спросил Джузеппе. Вскоре я пошел к Краньотти и сказал, что Синьори должен уйти. «Невозможно! Он — мистер «Лацио»!» Но я все равно усадил его на лавку. В игре Кубка УЕФА отправил разминаться, но не выпустил. Это стало последней каплей. Через несколько дней он сам захотел уйти, и мы продали его в «Сампдорию».
Вот так бесславно и даже мерзковато закончился в целом великий период Синьори в «Лацио» — 195 матчей, 127 голов, второе на тот момент место в списке лучших бомбардиров клуба после Сильвио Пиолы. Сейчас третье — Беппе потеснил Иммобиле.
Фанаты пришли в ярость. Эрикссон в автобиографии вспоминал о том, как еще долго после ухода трибуны скандировали «Синьори! Синьори!», болельщики врывались на базу и даже подлавливали тренера на улице, прыгая ему на капот. Однако кто в итоге оказался прав? Вновь слово шведу: «Отъезжая, я все еще слышал, как они выкрикивали фамилию Синьори. Думал, тиффози убьют меня. На следующей неделе мы уступили «Ювентусу». Но потом не знали поражений в 16 матчах в чемпионате. О, больше никто не вспоминал о Синьори!»
В том сезоне «Лацио» взял Кубок Италии. Кстати, Джузеппе, ставшему лучшим бомбардиром (шесть голов), медаль отправлять не стали по личной просьбе Эрикссона. В следующем же римляне выиграли Кубок кубков. Затем — долгожданное, историческое второе скудетто и еще один национальный Кубок. Всего же без Синьори «орлы» взяли семь трофеев, включая два европейских.
После отъезда из Рима Джузеппе выступал за «Сампдорию» и «Болонью». В последней за шесть сезонов нападающий провел 178 встреч и забил 84 гола, стал капитаном. В 2004-м, когда Синьори покидал клуб, тиффози пели песни и запускали воздушные шары. Проводы получились трогательными. Но никаких трофеев талантливый, безусловно, футболист так и не завоевал.
О чем эта история? О том, что не все странные, казалось бы, идеи ошибочны. Неординарный шаг не обязательно неверен. А клубные легенды и капитаны не всегда полезны, хотя и не обязательно, что они плохие люди. Просто годы неудач накладывают отпечаток. Перестроиться непросто, если вообще возможно.
Это актуально для всех времен, стран и команд. В заголовке этого материала — Джикия, о котором невозможно не вспомнить, зная историю Синьори. Нет, это не призыв уволить Георгия из «Спартака». Просто, рассматривая ситуацию защитника через призму Эрикссона, можно допустить, что и такой сценарий реален. Некоторым игрокам и клубам суждено существовать порознь, бывает. На каком-то этапе возникает такая необходимость.
Одному — спокойная спортивная старость. Другим — обновление, новый менталитет и трофеи. Иногда расход очень нужен, даже если кажется, что нет.
Джикия и «Спартак» — тот ли это случай? Не стоит исключать подобный вариант.
* Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.