В матче чемпионата Италии 19-летний нападающий "Сассуоло" Доменико Берарди отметился покером в ворота "Милана". Главный тренер юношеской сборной России в интервью "СЭ" признался: у нас такое вряд ли возможно.
– Согласитесь, сложно даже представить, чтобы кто-то из наших молодых ребят повторил подвиг Берарди из скромного "Сассуоло"?
– Да, и причина очевидна: качество подготовки ближайшего резерва.
– А может, тренеры у нас просто слишком мало доверяют молодым?
– Это уже следствие. Если футболист конкурентоспособен, то никакой тренер не станет его "мариновать" в запасе. В Италии ребята уже в 18 – 19 лет заявляют о себе в командах мастеров, получают шанс.
– Важна ведь, наверное, и политика руководителей клубов. Российским командам результат, как правило, нужен здесь и сейчас.
– Конечно. Тот же "Сассуоло" не может рассчитывать на дорогие трансферы из-за рубежа и ориентируется на собственных воспитанников. Необязательно из своей школы, но на итальянцев. Возможно, из низших лиг. Общее качество подготовки игроков в стране позволяет это делать.
– Что же мешает доверять своей молодежи нашим командам из второй половины таблицы?
– Если выбор стоит между опытным иностранцем и своим молодым парнем, то не каждый специалист рискнет сделать ставку на необкатанного россиянина. По пальцам можно пересчитать тренеров, способных на такой шаг.
– Но сейчас недостаточно практики получают игроки не только юношеской, но и молодежной сборной Николая Писарева. Получается, дальше будет только хуже?
– Это и есть едва ли не самая большая проблема нашего футбола. Если мы всерьез хотим достойно выступить на домашнем чемпионате мира-2018, то нужно срочно принимать меры.
– Опять нужно ужесточать лимит на легионеров?
– Здесь нужен компромисс. У всех свои интересы. Клубы платят зарплаты, выполняют контрактные обязательства. Но если будет принят вариант с десятью иностранцами в заявке на сезон, о котором пошли разговоры, то для молодых игроков ситуация только усугубится – в этом я уверен.
– С другой стороны, многие считают, что искусственное ограничение на легионеров балует нашу молодежь. Получая первый большой контракт, игрок чувствует себя незаменимым и перестает прогрессировать.
– Да, это я и имею в виду, говоря о компромиссе.
– В других восточноевропейских странах большое количество молодых игроков уезжает в ведущие чемпионаты. У нас своих представителей в Италии, Англии или Германии нет вообще. Это плюс или минус?
– Очевидно, что большой минус. О тех зарплатах, которые есть у нашей молодежи, многие зрелые мастера за рубежом могут только мечтать. Ситуация в корне неправильная. С моей точки зрения, пришло время установить потолок зарплат для молодых игроков.
– Как это могло бы выглядеть?
– К примеру, клуб имеет право повышать зарплату молодому игроку только в том случае, если тот провел за основной состав определенное количество матчей. Или, допустим, регулярно вызывается в сборную. Считаю, это помогло бы избежать нынешней ситуации, когда ребята имеют условия, но сами им не соответствуют.
– А как вы, к примеру, отнеслись к истории с Иваном Соловьевым, который вроде бы так ярко сверкнул в "Динамо", но быстро перешел в "Зенит" и, можно сказать, пропал?
– Как раз случай из этой области. Насколько мне известно, никто Ивана перебираться в Петербург не заставлял. Он сам вместе с агентом расставил приоритеты. Выбрал лучшие условия, но проиграл в футбольном плане. Разумеется, должно быть наоборот.
– То есть можно уже говорить о некоем менталитете молодых российских футболистов?
– Да, и сегодня этот "менталитет", погоня за деньгами – самое серьезное препятствие для молодых российских футболистов.
С АДВОКАТОМ И КАПЕЛЛО НЕ ВСТРЕЧАЛИСЬ НИ РАЗУ
– Вы уже несколько раз вступали в заочную перепалку с владельцем "Краснодара" Сергеем Галицким. Тот факт, что на Мемориале Гранаткина в заявке сборной России было шесть представителей "быков", говорит о том, что разногласия позади?
– Да не было никаких перепалок! Я просто был вынужден ответить на его заявление, будто сборная, выступавшая на чемпионате мира в ОАЭ, была "командой агентов". Не более того. Я предпочитаю действовать в конструктивном ключе, искать точки соприкосновения. Нужно стараться вместе решить проблемы юношеского футбола, которых у нас хватает.
– И как вам уровень подготовки ребят из "Краснодара"? Разговоры о том, что у Галицкого самая перспективная академия, имеют под собой основания?
– Условия там действительно великолепные. Но нужно понимать, что именно международные турниры вскрывают все просчеты в подготовке. Уровень на них на порядок выше, чем в чемпионате России.
– Наличие высококлассных тренеров не менее важно, чем отличные поля и корпуса…
– Именно. И нужно чаще играть с иностранными командами. Это та школа, которая реально позволяет оценить возможности ребят.
– Вы недавно признались, что не контактируете с Фабио Капелло. Сами пытались как-то наладить связь?
– Это не в моей компетенции. Я просто ответил на вопрос, который мне задали.
– Получается, единой пирамиды сборных у нас нет?
– А ее и не было за те годы, что я работаю в структуре РФС. Ни с кем из тренеров первой сборной никогда не было встреч. Ни с Адвокатом, ни с Капелло. Видимо, объем их работы не позволяет…
– Сейчас, скорее всего, контракт с итальянцем будет продлен, но как считаете, в идеале сборную России должен тренировать отечественный тренер?
– На этот вопрос должно отвечать руководство футбольного союза.
В ЯПОНИИ СИСТЕМА ОТЛАЖЕНА ОТ И ДО
– Как оцените выступление ваших подопечных на Мемориале Гранаткина?
– У нас не было цели обязательно победить на турнире. Задача ставилась просмотреть кандидатов в сборную. И мы увидели, что над многими моментами предстоит много трудиться. Выделить кого-то из новых ребят не могу: их ждет долгая работа по улучшению своих футбольных качеств…
– То есть не пожалели, что кого-то из них не взяли на осенний чемпионат мира? К примеру, говорили, что спартаковец Пантелеев был достоин поездки в ОАЭ…
– Нет. Мы все проанализировали, оценили, и сейчас я могу сказать: ребят, которые бы сразу усилили нашу команду, на тот момент не было. Турнир в Петербурге это только подтвердил. Разница в уровне подготовки бросалась в глаза.
– В финале ваша команда уступила со счетом 0:3. Если бы играли те же ребята, что и в ОАЭ, то результат был бы другим?
– Убежден! Мы бы дали бой.
– В чем причина, что наши ребята, как правило, уступают соперникам и в физическом плане.
– Если говорить о матче с японцами, то сказался перерыв в чемпионате. В глобальном же плане очевидная разница в профессиональном отношении к делу. Что на чемпионате мира, что сейчас, мы видели, на каком высоком уровне все поставлено у сборной Японии. Они не только отлично готовы функционально, могут поддерживать высокий темп весь матч, но и превосходно обучены в техническом и тактическом плане.
– Может, и нам тогда делать упор на технику, раз с выносливостью проблемы?
– Это клубная работа, которая необходима. В сегодняшнем футболе ты будешь испытывать огромные сложности, если твои возможности хоть чем-то ограничены. Будь то нерабочая левая нога, плохая игра головой, неумение остановить мяч в толпе или под прессингом.
– Но в чем проблема? Ведь нет никаких секретов, все методики известны…
– Методика методике рознь. Одно дело, когда все выстроено в масштабах всей страны и поддерживается на уровне федерации, рекомендации выполняются в клубах, в регионах. Это есть в Германии и Японии. Но, к сожалению, не в России.
– Если вернуться к этому парню из "Сассуоло", можете назвать сейчас хотя бы одного молодого россиянина, который способен на такой подвиг в премьер-лиге?
– Из центральных нападающих 96-го или 95-го года рождения кандидатур не вижу.
– А кто в принципе способен ярко себя проявить? Митрюшкин?
– Зависит от многих факторов. В первую очередь от доверия, которое окрыляет. Если говорить о вратарях, то вспоминаются примеры Харина, Акинфеева. Они получили шанс в молодом возрасте и доказали свою состоятельность. В моей команде тоже есть ребята, способные быть конкурентоспособными на взрослом уровне. Ходжаниязов не портил картины в "Зените". Что уж говорить о командах поскромнее.
– Вы сами какие перед собой ставите цели? Пока удовлетворены работой с юношами или уже хочется попробовать себя во взрослом футболе?
– У меня контракт до конца года, который я хочу и планирую отработать. Но в дальнейшем готовлю себя для работы на другом уровне.