18 марта 2011, 02:30

Валерий Сарычев: "Да какой я кореец!"

КАК ДЕЛА?

Михаил ПАК
из Сеула

Сарычев уже шесть лет не играет, но для корейцев остается живой легендой. Они продолжают называть его не иначе, как Син Ый Сон - Рука Бога. Как и прежде, когда он cамоотверженно защищал ворота клубов "Соннам Ильва" и "Аньян".

Автор этих строк встретился с Сарычевым в центре Сеула, на самой верхотуре торгового комплекса Ёнгсана - в итальянском ресторане. На чистейшем корейском он обсуждал меню с подошедшей официанткой и даже перебросился с ней шуткой. Корреспондент "СЭ" не замедлил сделать ему комплимент.

- Что вы, что вы?! - смутился Сарычев. - Мой разговорный явно хромает, как, впрочем, и письмо. Но ничего, главное - на работе мы ладим. И в повседневной жизни никаких проблем. Поначалу, конечно, было трудно, чужая страна, другой менталитет… К примеру, я долго не мог понять, почему корейцы при встрече всегда спрашивают, ел ли я? Потом понял - это не просто давняя национальная традиция, но дань уважения к человеку, проявление заботы о равновесии его тела и души. Когда человек сыт, то и беседовать с ним сподручно. Потому и мы с вами начнем с ужина…

- В Корее вы живете почти 20 лет. Уже ощущаете себя здесь своим?

- Скажу так - чувствую себя комфортно.

ЗА ПЕРВЫЙ ГОД НАТРЕНИРОВАЛСЯ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗА ВСЮ ЖИЗНЬ

- А с чего началась ваша спортивная карьера в Корее? Почему вы выбрали именно эту страну?

- 1992 год. Мне уже 32. Я подумал, что хорошо бы пару годиков поиграть за границей, прежде чем уйти из спорта, заработать немножко деньжат. Не только я, но и многие наши футболисты мечтали об этом. Все хотели поиграть в Европе. Надо заметить, что легионерской практики в ту пору у нас не было. И тут конкретное предложение мне сделали корейцы. Мне и Виктору Лосеву, игроку "Динамо", капитану сборной России, завоевавшей золото на Олимпийских играх в Сеуле.

И вот мы с Лосевым приезжаем в Сеул, селимся в гостиницу. Ситуация забавная, проходит день, два, - к нам никто не является. Английского мы не знаем, а тем более корейского. На третий день приходят люди из "Соннам Ильвы" - именно этот клуб пригласил нас на просмотр и именно тогда у него была игра в столице с местной командой - и повели на стадион.

- Какое впечатление было у вас от игры корейских футболистов?

- Мне показалось, что их уровень ниже российских. Матч завершился, нас спрашивают: "Ну, как?" Я ответил, что если мы с Виктором будем играть, то клуб станет чемпионом Кореи. Это было, конечно, чересчур серьезным заявлением. Ведь "Соннам Ильва" занимал предпоследнее место. Тренер усмехнулся, но ничего не сказал.

На следующий день приезжаем в клуб, назначили двусторонку, нас поставили во второй состав, причем в нем недоставало игроков и вместе с нами играли массажист, врач и администратор. Оба раза сыграли вничью - 1:1 и 2:2. После игры тренер решил пробить мне пенальти. Из десяти ударов я отразил девять. Как мне это удалось, сам не знаю! Наверное, в тот день я был на кураже. В общем, меня взяли. А Лосева нет - посредники попросили за него неподъемную для клуба сумму.

- Итак, вы решили отработать контракт?

- Да. Причем особо не напрягаясь. Но не тут-то было! Нагрузка была просто бешеная! Я за первый год в Корее натренировался больше, чем за всю футбольную жизнь в СССР и России!

- А язык быстро выучили?

- Ничего подобного! Поначалу я долго жестами общался с товарищами по команде. Но поставил задачу выучить основные футбольные термины, чтобы руководить действиями защитников. Потихоньку и команда привыкла ко мне. В тот год наш клуб резко пошел вверх и выиграл Кубок страны.

- Значит, обещание, данное тренеру, вы выполнили?

- Выходит - выполнил. (Смеется.) Но заслуга не одна моя, играла вся команда.

НА МОЙ ПРОЩАЛЬНЫЙ МАТЧ СОБРАЛОСЬ 42 ТЫСЯЧИ ЧЕЛОВЕК

- Я переписал некоторые данные вашего досье. Вы играли в душанбинском "Памире" с 1977-го по 1981 год, затем год провели в ЦСКА, после чего почти десять лет защищали ворота "Торпедо". В 1991-м вас признали лучшим вратарем Советского Союза. С 1992-го вы в корейской премьер-лиге. При вас "Соннам Ильва" четырежды становился чемпионом страны (1993, 1994, 1995 и 2000), а еще выиграл Adidas Cup 1992 году, Кубок чемпионов азиатских стран, Суперкубок Азии и Межконтинентальный кубок Азии и Африки в 1996 году. Я ничего не упустил?

- Вроде все верно.

- Из "Соннама Ильвы" вы перешли в "Аньян"?

- Да, в 1998-м. Тогда я, как вратарь, уже не имел права играть, поэтому работал тренером, а затем вновь встал в ворота. Забавная вышла история.

- Расскажете?

- До перехода в "Аньян" одна спортивная газета написала обо мне хвалебную статью, и там еще был намек, мол, зачем клубам покупать так много игроков-легионеров, им достаточно приобрести хорошего вратаря, чтобы обеспечить победу. И что вы думаете? Клубы действительно стали покупать заграничных вратарей! Люди в федерации схватились за голову: а кто же будет защищать ворота сборной Кореи?! И они тут же издали постановление, запрещающее иностранным вратарям играть в корейских клубах. Таким образом, я остался не у дел и в "Аньяне" тренировал голкиперов.

- И как же вернулись в ворота?

- Главный тренер велел. Я ему возразил, сказал, что мне уже 38, и напомнил о действующем законе. А он мне: "Ты еще можешь поиграть. А закон… Примешь корейское гражданство - и никаких проблем". Я подумал и решился.

Надо было сдавать специальный экзамен. Это была целая эпопея! Меня поднатаскивал Кан Чан Сок, он учился в Москве и хорошо знал русский. Впоследствии мы с ним стали друзьями. Короче говоря, мне дали лист бумаги с 25 вопросами, из которых следовало ответить правильно хотя бы на 16. Про экзамен откуда-то прознали журналисты ведущих телеканалов, и они битком набились в комнату эмиграционного центра. Такого здесь еще не бывало, поэтому экзаменаторы волновались больше меня. В общем, с горем пополам я написал. Мне дали паспорт, и я стал "корейцем". (Смеется.)

- А дети ваши?

- Они ходили в американскую школу и не знают корейского. Выросли, разлетелись. Дочь живет в Канаде, а сын - в Америке.

- Карьеру футболиста вы завершили в "Аньяне"?

- Да, в 2005-м. Никогда не забуду, как меня провожали болельщики. О моей прощальной игре было объявлено в газетах. И на стадион пришли 42 тысячи человек!

КОРЕЙСКАЯ ВОДКА СЛИШКОМ СЛАБАЯ

- Тем не менее вы не ушли из футбола - создали первую в Корее школу вратарей. Верно?

- Да, решил обучать детей тому, что знаю, дать им основу вратарского искусства. Кстати, мой друг Кан Чан Сок, с которым мы начали дело, был в свое время переводчиком у Валерия Непомнящего, когда тот тренировал "Юконг" с 1994-го по 1998 год. Корейские болельщики до сих пор с благодарностью вспоминают Валерия Кузьмича.

- Правда, что вы уже несколько лет работаете с вратарями-женщинами?

- Да, тренирую голкиперов женского клуба из Тэгё.

- А не ваша ли воспитанница защищает ворота женской сборной страны?

- Верно, Чан Мин Гё. Кстати, на Азиатских играх в Китае кореянки завоевали бронзу. А могли подняться и выше…

Вообще, должен сказать, корейский футбол нынче в мире на хорошем счету. Представьте, уже шестеро ребят успешно играют в европейских клубах! Я уже не говорю о Пак Джи Суне - полузащитнике "Манчестер Юнайтед".

- Но мужская сборная Южной Кореи на недавнем Кубке Азии в Катаре уступила в полуфинале японцам.

- Что и обидно! Ведь функционально корейцы были сильнее японцев. В дополнительное время японцы уже выдохлись, а корейцы еще бегали как заведенные… Все решил пенальти. А это чистая лотерея.

- Какие плюсы и минусы у корейских футболистов?

- Плюсы - это трудолюбие и отдача, желание биться до конца. Минусы - слабая реализация голевых моментов. В пяти моментах они забивают только один гол, тогда как испанцы или итальянцы - четыре.

- Есть ли в Корее договорные матчи?

- По сути - это грязь, унижение для игроков, а для миллионов любителей футбола - оскорбление. В корейском обществе, где за провинность привлекают к ответственности даже президентов страны, такое - нонсенс. Допускаю, что в матче, не имеющем особого турнирного значения, игроки выкладываются не на все сто. Но чтобы кто-то с кем-то договаривался и при этом там фигурировали деньги - такое здесь исключено.

- Следите за российским чемпионатом?

- Слежу, но из-за разницы во времени почти не удается смотреть матчи вживую. Читаю новости в интернете.

- Корейская кухня вам нравится?

- Да, но ем я выборочно, не слишком острое. Жена мне часто выговаривает: "Ты в клубе постоянно кушаешь корейское. А мне тоже хочется. Давай, веди меня в ресторан!"

- Из спиртного что употребляете?

- Когда я играл, не брал в рот ни капли. Нагрузки на тренировках были неимоверные - я и мыслить не мог, чтобы после этого пить. Сейчас, когда перешел на тренерскую, могу позволить себе пару кружек пива. А когда впереди несколько дней отдыха, то с друзьями можем осушить и бутылку водки.

- Русской?

- Конечно - корейская слишком слабая.