19 ноября 2011, 01:50

Сергей Деркач: "Воюю за поле, где начинал Яшин"

Павел Алешин
Корреспондент

КАК ДЕЛА?

Свое 45-летие чемпион России 1995 года в составе "Алании" отмечал на днях в атмосфере борьбы - увы, не спортивной.

- В клубе "Красный Октябрь", где я сейчас работаю старшим тренером, воюем за футбольное поле, на котором начинал спортивный путь великий Лев Яшин, - рассказал экс-полузащитник владикавказцев, выступавший также за минское и московское "Динамо", "Базель" и "Сатурн". - Два наших спортзала уже перепрофилировали под магазины, и где теперь ребятам зимой ставить технику, ума не приложу. А мы ведь участвуем в юношеском первенстве Москвы командами пяти возрастов! Я куда только не писал, не звонил, даже по радио выступал - толку ноль. Сейчас стадион вроде бы берет под крыло Москомспорт. Только залы-то уже не вернешь.

- Может быть, иссякает наплыв ребят, желающих заниматься футболом?

- Какое там! Даже девчонки звонят, просятся, а нам бы с мальчишками разобраться. Пусть школа у нас не столь известная, как у "Динамо" или "Спартака", но мы тоже учим своих подопечных ложиться спать и просыпаться с мячом, как сами когда-то.

- Вы играли в известных клубах. За какой из них сейчас больше всего переживаете?

- За московское "Динамо" - как-никак провел в его составе шесть сезонов. Очень надеялся, что клуб возглавит Николай Толстых, опытный профессионал. Правда, нынешнее руководство тоже стало наводить порядок. Тренерам школы подняли зарплату, и сразу объявились желающие в ней работать из числа никому не известных личностей. Возродили ветеранскую команду, которая уже съездила на матчи в Рыбинск. И главная команда сейчас радует. От нее требовали немедленных результатов, но так не бывает, чтобы утром проснулся, а игра уже чемпионская. Нынешнее "Динамо" строилось постепенно, и вот уже, как в хорошем доме, пришла пора отделки, покупки штор и так далее.

- О каком периоде карьеры вспоминаете чаще всего?

- О первой бронзе в составе московского "Динамо" 1990 года, о чемпионском золоте "Алании" 1995-го. Во Владикавказе каждый матч выливался в праздник, нас любила вся республика. Валерий Газзаев создал тогда сбалансированную, очень интересную команду. Нас и на следующий год после двухкругового турнира должны были объявить чемпионами - опережали ведь "Спартак" по дополнительным показателям, - но придумали этот "золотой матч", в котором многое решил случай, и пришлось довольствоваться серебром.

- Сейчас за "Аланией" следите?

- Слежу и считаю правильной концепцию построения команды, при которой ставка делается на местных воспитанников, как, например, в "Атлетике" из Бильбао. Правда, не припомню, когда "Атлетик" в последний раз чемпионом Испании был. Но Валерий Газзаев руководитель опытный, со временем наверняка добавит в состав и звезд.

- А швейцарский свой сезон помните?

- Конечно, потому что в "Базеле" окунулся в неправдоподобный футбольный мир. Приходишь на тренировку или на игру, а вся форма постирана, развешена по местам - мы-то привыкли, что нам ее жены стирали и гладили. На стадионе - целый комплекс отличных футбольных полей, какого у нас и сегодня еще ни у кого нет. Вот только сам футбол оказался несколько примитивным. Тренер спросил меня, привыкшего в "Динамо" к комбинационному взаимодействию с Добровольским, Колывановым, Кобелевым, какой мне видится моя игра в "Базеле", выслушал и заявил: "С такой игрой мы займем последнее место". А мне трудно было вписываться в тамошнюю модель: мяч отправлялся вперед через все поле, а там, как в старом канадском хоккее, - борьба, борьба, борьба.

- Поэтому вы и покинули "Базель" уже через год?

- Я был там в аренде, и возвращения потребовало "Динамо". Больше всех расстроилась жена - привыкла уже к спокойной, размеренной швейцарской жизни.

- Самую яркую вспышку в своей карьере можете назвать?

- Хотя считаю карьеру удавшейся, сейчас все больше приходят на память неправильные поступки, которые, что греха таить, случались. Но не забыть и решающий гол, который в 1987-м забил в Москве за минское "Динамо" торпедовцу Дмитрию Харину: почти с центра поля! Мои партнеры - Алейников, Гоцманов, Сокол - просто опешили, глазам своим не могли поверить.

Павел АЛЕШИН

3