13 февраля 2012, 00:34

Майя Плисецкая: "У нас были Федотов, Бобров, Стрельцов. Теперь ждем нового гения"

Ефим ШАИНСКИЙ
Специальный корреспондент в Германии

Легендарная балерина и страстная футбольная болельщица поделилась с корреспондентом "СЭ" мыслями о любимой игре

Ефим ШАИНСКИЙ
из Франкфурта

В день рождения Майи Плисецкой в Париже специально для нее зажгли ночью освещение Эйфелевой башни. Марадона дарил ей духи, Маттеус вручал розы, Платини целовал руку. На ЧМ-1978 в Аргентине организаторы доверили ей сделать первый удар в матче открытия. Жаль, не получилось - разболелась спина... Великая балерина обожает футбол и говорить о нем готова бесконечно.

СОВРЕМЕННЫЕ ГЛАДИАТОРЫ

- Майя Михайловна, мне порой кажется, что "Барселона" на поле исполняет фламенко. У вас танцевальных ассоциаций не возникает?

- Наблюдать за игрой "Барселоны" - одно удовольствие. Но фламенко? Нет. Это что-то совсем другое. Фламенко само по себе, а игроки сами по себе.

- А может, барселонцы на поле устраивают корриду?

- И то скорее. Но я когда-то сказала: футболисты - современные гладиаторы. Теперь уже все это говорят.

- Чего ждете от нынешней российской сборной на чемпионате Европы?

- Я не жду, а надеюсь - что под влиянием мирового футбола наши тоже будут играть изобретательнее и виртуознее.

- Вам не кажется, что цивилизованная игра, которую уже нередко показывают россияне, связана с голландскими тренерами - Хиддинком, Адвокатом?

- Я бы не стала как-то их выделять. Но хочу сказать: очень правильно, что иностранных тренеров и игроков приглашают. Щедрин об этом чуть ли не двадцать лет назад говорил - тогда все глаза таращили. В то время это странно звучало. И то, что сейчас действительно приглашают, отлично. У иностранцев иная спортивная культура, другая школа, ментальность - все другое. Нам нельзя было всю жизнь вариться в собственном соку. Да, у нас играли гении - Бобров, Стрельцов. Но это когда-то. У них был талант от Бога. А бывает, как в военном билете: "Годен, не обучен".

- В Большой театр уже тоже иностранцев приглашают.

- Сейчас границы открыты. Мне не снилось, что можно так свободно передвигаться, где угодно танцевать. Мы сидели в клетке и выезжали с соглядатаями. Знаете, жизнь-то сейчас другая. Вот "Спящую красавицу" станцевал американец Холберг... Хотя у нас, как всегда, во всем перегибают палку. В России есть очень хорошие танцовщики - лучше этого американца. Но взяли иностранца. Преклонение перед Западом, как и прежде.

ЕСЛИ БУДЕМ ПЛОХО ИГРАТЬ, НАМ ДАДУТ ПО ЗУБАМ

- Польша, Греция, Чехия, с которыми российской сборной предстоит сразиться в группе на чемпионате Европы, нашим по зубам?

- Если хорошо будут играть. А если плохо - дадут по зубам им.

- Россия получила право провести в 2018 году мировой чемпионат. Какие чувства в связи с этим испытываете?

- Все-таки это уж слишком далеко, и я не могу сказать, что испытываю какие-то особенные чувства. Не забывайте о моем возрасте...

- Руководители российского футбола объявили, что цель сборной - взять на домашнем мировом первенстве золото. Как вам такая планка?

- Какие могут быть планки! Человек должен играть на все 100. Даже выше своих сил! Сейчас уже хорошо играть мало, даже здорово - недостаточно. Надо так, чтобы ах! Как Пеле, как Зидан. Публика этого ждет. Ждет сенсации, нового гения, который будет забивать сумасшедшие голы "прямо с середины поля". Вообще, считаю, что футбол - не просто спорт, а великое искусство.

- Кое-кто полагает, что футбол в отличие, скажем, от хоккея, борьбы или художественной гимнастики не совсем отвечает русской душе. Да и климату...

- Конечно, у нас нет такой великой традиции, как, например, в Англии. Хотя, кажется, футбол существовал еще в древнем Китае. Мы вообще требуем от человека невозможного. Хотим от него, чтобы он три гола забил одним ударом.

- Но Россия может стать чемпионом мира по футболу?

- Пока нет. На сегодняшний день. Пока у России нет Месси. А в 2018-м - посмотрим. Если поживем, то увидим.

- Специалисты считают: будь на поле в одной команде одиннадцать Месси, она вряд ли выиграет. Каждый должен выполнять свою функцию: один - бегать и пахать, другой, предположим, бить по ногам...

- Если бы все десять бегали и думали на поле, как Месси, было бы ой как неплохо...

- Вы много времени проводите в Мюнхене и наверняка наблюдаете за сборной Германии. Согласны, что она в последнее время здорово прибавила?

 - В немецкой сборной способные игроки, там плохих не держат. И у них уйма молодых. Смотрим с Родионом Константиновичем матчи сборной Германии и удивляемся: этот молодой - незнакомый, другой, третий. Значит, школа работает.

- Между прочим, за последние десять лет немцы на подготовку юных футболистов затратили более миллиарда евро. У них четко налажен отбор самых талантливых. Он начинается еще с так называемой "памперс-лиги", в которой мяч пинают совсем крошки...

- Теперь и в балете, например, японцы начинают заниматься в 4 года. Стоит у станка совсем кроха - и с самым серьезным видом занимается.

КОГДА ВАН ГАЛА УБРАЛИ, ВЫПИЛА СТАКАН ВИНА

- В Германии в восторге от Йоахима Лева. Как он вам?

- В его внешности есть что-то такое от XIX века, из французских романов. Он хоть и немец, а похож на француза. Лев очень интеллигентный. Смотришь на него - артист. Совсем не похоже, что тренер. Замечательный футбольный специалист.

- В одном из интервью "СЭ" Лев рассказал, что после войны его отец был в плену в Сибири. И потом ему говорил, что главное качество русских - терпение.

- Ни один человек не будет терпеть столько, сколько русский...

- Кто еще из нынешних звездных тренеров вам симпатичен?

- Моуринью очень талантлив. Настоящий тренер. Конечно, хорош Гвардьола. Результаты "Барселоны" все о нем говорят. Тут, как в балете: по танцору видно, когда у него хороший педагог. Я по барселонским футболистам вижу, что у них замечательный тренер. Как они разыгрывают комбинации! Бывает, в футболе мяч от одного ко второму, к третьему летит бессмысленно, а парни Гвардьолы играют умно, интересно. И в каком темпе! Ему можно сказать: "Браво!" Внешне Гвардьола немножко франт, но имеет право. Пиджачок у него элегантный, узенький. Гоголь говорил: "обтянутый, как чертик". Сейчас это модно.

- Что думаете об Алексе Фергюсоне?

- А что делать, если я о нем не думаю?

- В Великобритании ему дали рыцарский титул.

- За все победы. Я не против - прекрасный тренер.

- Какое впечатление производит нынешний наставник "Баварии" Хайнкес?

- Он, конечно, много лучше предыдущего. Ван Гал был ужасающим. Я его утробно ненавидела - как своего личного врага. Была счастлива, что ван Гала убрали. Он безобразно относился к футболистам, третировал их. Как смеет так? Когда его сняли, я выпила бокал вина.

- Да, все говорят, что у ван Гала трудный характер...

- Отвратительный. И внешность крайне малоприятная.

- У него немало достижений в предыдущих командах.

- Значит, я не сумела их оценить.

- Теперь о футболистах. Помню, еще в ходе Euro-2004 вы выделяли совсем молодого тогда Криштиану Роналду - отмечали не только его игру, но и внешность. Говорили даже, что у него почти балетные ноги.

- Криштиану Роналду очень хорош. Но с Месси сейчас никого не сравнишь - он действительно номер один. Тут нет сомнений.

- А как вам британская звезда Руни?

- Замечательный. Мне Родион даже как-то сказал, что Руни ему напомнил Стрельцова. Кстати, и внешность у него не англичанина, а скорее русского.

- В Германии сейчас превозносят Гомеса...

- Он вообще что-то странное: неповоротливый, как шкаф, из десяти голевых возможностей шесть упускает. Но четыре все-таки использует. Промазал, промазал, промазал, но в результате забил. Для меня это очень странно... Знаете, я по-прежнему осталась поклонницей Клозе - он стоит у меня на отдельной ступеньке.

- Почему?

- Отвечает всем моим вкусовым запросам. Элегантный, не забияка, джентльмен. Виртуозно владеет мячом, оригинально мыслит на поле. Он, безусловно, на сегодня один из лучших игроков в мире. Конечно, бывает обидно, когда не забивает явный гол, но это случается со всеми. Клозе импонирует мне всем своим поведением: и на поле, и вне его. Однажды общалась с ним - скромный человек, смущающийся, не самовлюбленный. После забитого гола элегантно делает сальто - как циркач профессиональный. И, конечно, меня покоряет его огромный прыжок.

- Вы рассказывали: в балете можно научить многому, но не прыжку. Он от природы: или есть, или нет.

- Это все знают. Как дважды два - четыре. Хотя у одного бухгалтера спросили: "Сколько будет дважды два?" Он ответил: "А сколько вам надо?" Но с прыжком действительно так: есть или нет. А все остальное можно выработать.

ЖИРКОВ БЫЛ НЕ В СВОЕЙ, А В АНГЛИЙСКОЙ ТАРЕЛКЕ

- Кого из нынешних российских футболистов отметили бы?

- Того, кого взял из "Челси" Сулейман Керимов. Еще года три назад я Родиону сказала: Жирков очень хорошо играет. Помню, в каком-то матче он бегал чуть ли не один, себя абсолютно не щадил, все крутилки виртуозные, которые только есть, с мячом делал.

- В "Челси" он не очень уверенно себя чувствовал. Как думаете, верно поступил, что перешел в "Анжи"?

- Знаете, может, это правильно. В "Челси" многие есть, один Дрогба чего стоит. Конечно, Жирков был не в своей тарелке, а в английской. Понимаете, я не могу его сравнить с таким высоким профессионалом, как, например, Дрогба. Тот, конечно, другой класс. И страна другая, воспитание... Слушайте, сколько можно назвать всего другого! Если бы Жирков родился и вырос там, где Дрогба, был бы, наверное, тоже другой.

- Поговаривали, и Дрогба может оказаться у Керимова.

- Слыхала. Смотря сколько денег дадут. В одном интервью Дрогба так и сказал - где больше заплатят, туда и пойду.

- Это’О стал в "Анжи" самым высокооплачиваемым футболистом в мире. Говорят, зарплата - 20 миллионов евро в год. А многие простые люди в Махачкале - рабочие, учителя, врачи - еле сводят концы с концами. Не аморально платить футболисту столько?

- Это и так, и не так. С точки зрения малообеспеченных, конечно, аморально. Но на них не покупают билеты. А футболистам публика платит. Это рынок. Стопроцентный рынок. Футбол собирает стадионы!

- Кроме Это’О Керимов купил Роберто Карлоса, Жиркова. Что думаете о такой закупочной кампании?

- Да, слышала разговоры: мол, в "Анжи" покупают престарелых. Но какие они престарелые? Эти футболисты лучше многих молодых. В общем, я "за" - потому что мы, публика, хотим игры и результата. Мы пришли на стадион за свои деньги и хотим видеть классный футбол... У наших друзей в Мюнхене есть ложа на стадионе. За нее платят огромные деньги. И, в конце концов, деньги эти идут футболистам. К слову, мы на футбол в Мюнхене с друзьями ходим довольно часто.

РОБЕРТО КАРЛОС МОЛОДЕЦ, ЧТО УШЕЛ С ПОЛЯ

- Какие чувства испытали, узнав, что в Самаре кто-то бросил с трибуны банан в Роберто Карлоса?

- Я считаю, что это сделал кретин и подлец. И при этом трус - потому что скрылся. А Роберто Карлос тоже понял, что и у нас есть расизм: в него раньше бананы никто не кидал, ему "браво" кричали, он был одним из лучших футболистов мира. Молодец, что ушел с поля.

- Как бороться с футбольным расизмом в России?

- У нас, по-моему, ни с чем нельзя бороться. Будешь бороться, а они все равно за свое. Знаете, очень страшно это сказать. Очень. Но в России, наверное, необходим страх. Когда человек сильно боится, он не совершит преступления. Никогда не была романтиком. Я всю жизнь - реалист. Не пессимист, но абсолютный реалист. И реально смотрю на людей. Тот самый негодяй ничего не сделал бы, если бы знал, что его осудят, причем надолго. Увы, это так...

- Осенью в Грозном избили игрока молодежной команды "Краснодара" Спартака Гогниева...

- Это тоже безнаказанность. Если она есть, то будут убивать. Нужна диктатура закона. Она существует во всех странах. Помните, в "Мертвых душах": "Я немею пред законом". Если человек немеет пред законом, если знает, что проступок дешево ему не обойдется, он его не совершит. Может, в Китае уж чересчур все сурово, но, с другой стороны, боятся нарушать законы. Приговорен там человек к расстрелу, так и пуля за его счет.

ПОНИМАЮ БЛОХИНА, КОТОРЫЙ СКАЗАЛ: "ЭТО НЕ МОЙ СТАДИОН"

- Давайте лучше о футболе. Вы всегда болели за ЦСКА, который в нынешней Лиге чемпионов, обыграв миланский "Интер", попал в число 16 лучших команд Европы.

- Это прекрасно, я армейцев поздравляю. Но это должно заставить их еще больше, еще прилежнее работать. Не просто гонять мяч. Чтобы публике было интересно смотреть, чтобы она получала удовольствие. Если брать пример, то с "Барселоны".

- Все видят, что "Барселона" потрясающе играет в футбол, все видят, как она это делает. Но, мягко говоря, далеко не все так могут...

- Хорошо петь не все могут и танцевать, и писать стихи. Во всех профессиях так. Но пример должен быть. Не плохой, а хороший. Потому что люди - обезьяны. Человек обязательно что-нибудь собезьянит. Умный возьмет для себя самое ценное. Но главное - не быть до ужаса самовлюбленным. Нельзя. Каждый раз надо выходить, как в первый. И не думать, что ты уже заработал имя и можешь себе позволить расслабиться. Иначе - конец.

- Но нельзя заниматься и самобичеванием?

- Крайности вообще не нужны. Есть такая поговорка: подальше от крайностей - ближе к истине.

- Кроме ЦСКА в плей-офф Лиги чемпионов пробился и "Зенит". Сразу две команды из России - вообще впервые в истории. Это, наверное, говорит о том, что в российском клубном футболе что-то изменилось?

- Еще бы! Колоссально изменилось. Сейчас все стало естественным. Играй, где пожелаешь - дома, за границей, у кого хочешь учись. Это, знаете, здорово. Но школы для маленьких футболистов все равно необходимы как воздух.

- Как и новые стадионы. Конечно, к 2018 году современные арены построят, но они влетят в копеечку. В Питере, где срок окончания строительства стадиона уже несколько раз переносился, арена в итоге будет стоить значительно больше, чем предполагалось. Роскошная мюнхенская "Алльянц Арена" раза в три дешевле, а дороже - только "Уэмбли". Почему у нас все стоит таких сумасшедших денег?

- Разве ответ не понятен? А что с Большим театром... Шесть с половиной лет работали и... артисты рассказывают, что у дверей отваливаются ручки, многое сделано на живую нитку, что на оркестр из 150 человек один или два туалета. Чтобы выпить в антракте в буфете воды, надо ехать на лифте куда-то на шестой или седьмой этаж. Лифта всего два, они тесные. Балетные классы неудобные. Сама дирекция в интервью говорит, что еще нужно полгода на доделки... Хорошо, что открыли, но это не мой театр, я в нем не танцевала. Это чужой для меня театр.

 - Блохин, впервые выйдя на реконструированную к Euro-2012 киевскую футбольную арену, сказал: "Это не мой стадион..."

- Вот видите - то же самое. Его победы были на другом стадионе. И мои тоже. Замечательно, кстати, играл он в футбол. И как тренер совсем не плох... А с другой стороны, можно сказать: ну что вы лепечете, старики! Надо смотреть не со своей колокольни, а с колокольни молодых. Для меня молодой - это человек до двадцати лет. Вижу, как дети, которым десять-одиннадцать, виртуозно играют на рояле, на скрипке - так раньше не могли многие взрослые.

- Наверное, чтобы играть на мировом уровне, одной техники мало. Нужны еще интеллект, жизненный опыт, душа.

- О чем мы и говорим. Душа - это уже не вырабатывается. Как прыжок. А интеллект, жизненный опыт, конечно, приходят.

ДЫМОВУЮ ЗАВЕСУ УСТРОИЛИ НЕ БОЛЕЛЬЩИКИ

- А что скажете о душе тех фанов, которые на матче "Зенит" - АПОЭЛ так задымили стадион, что питерцам чуть не засчитали поражение? Как быть с болельщиками, на которых нет управы?

- Последнее словосочетание ключевое - "нет управы". Но те, кто устроил в Санкт-Петербурге дымовую завесу, не болельщики. Это просто хулиганы. Этот народец никакого отношения к футболу не имеет.

- Вам не кажется, что у этой, мягко говоря, распущенности могут быть и другие корни: например, люди просто не ценят то, что сейчас очень многое разрешено. Даже не представляют, что раньше были сплошные запреты...

- Им сейчас уже ничего не расскажешь - не поймут. Даже в балетном мире. Вот, например, Светлана Захарова, когда репетировала "Кармен", меня спросила: "Почему вам запрещали это танцевать?" Я сказала: "Светланочка, не знаете - и хорошо". Рассказывать - это долго и бесполезно. Все равно не поймут. Вот спрашивают: почему не продавалась туалетная бумага? Анекдот даже был. Несет человек в авоське туалетную бумагу. К нему подбегают: "Ой, где достали?" Он отвечает: "Несу из химчистки". Теперешний человек не поймет. Знаете, сейчас у людей другие проблемы. Тоже серьезные, но другие.

- Может, все-таки стоит напоминать молодым о прошлом - чтобы ценили то хорошее, что есть?

- Никогда не будут ценить. Принимают как должное. Абсолютно. Мы знаем: были миллионы невинных жертв. Но для многих это где-то страшно далеко, и их это не интересует. В том числе и тех, у кого пострадали отцы, деды. Даже они говорят: не может быть... Что уж тогда? Тут, можно сказать, тургеневская проблема - дети все равно отцов не поймут. Тем более дедов. Знаете, вспомнила еще анекдот. Один говорит: "Так жалко, что я не слушал папу. Ну очень жалко!" Его спрашивают: "А что он вам говорил?" Тот отвечает: "Так я ж его не слушал".

- Вернемся на стадион...

- С удовольствием. Пушкин сказал: "Талант редок". Я к тому, что футболу нужны гении. На которых ходили бы, как когда-то на Стрельцова, на Федотова, а теперь на Месси. Сейчас все здорово играют, плохих не держат - в конце концов за такие гонорары стыдно плохо играть. Но к виртуозам, повторю, нужны гении. Когда-то в Аргентине у меня был очень старый балетный знакомый Василий Тупин - жил в эмиграции после дягилевских сезонов. Он своими глазами видел на стадионе знаменитый гол Пеле, который, стоя спиной к воротам, забил ударом "ножницами" - ноги полетели кверху, а мяч в сетку. Тупин мне об этом рассказал. Запомнил на всю жизнь! Гениев не забывают. Они становятся легендами!..

- Вопрос только, где их взять, гениев...

- Появились же Стрельцов, Федотов, Пеле, Марадона, Зидан, Месси. Да, блестящих солистов много, а гениев единицы. Но мы их всегда ждем, на них будем покупать билеты. Даже за бешеные деньги.

6