20 декабря 2012, 00:20

У Толстых все по плану

Вчера в Москве состоялся исполком РФС, главным решением которого стал роспуск экспертного совета по договорным матчам

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Все идет нормально, все идет по плану. Именно такое впечатление оставили вчерашний исполком РФС и его решения. Николай Толстых, которого часто упрекают в закрытости и молчаливости, ответил на многие вопросы так, как привык: не словами, а делами. С той поправкой, что сами дела, наверное, пока впереди. А вчера были обозначены лишь движения в указанных направлениях. Пробежимся по ним пунктирно.

Самая громкая из подвижек - роспуск экспертного совета по договорным матчам. Разъяснения на этот счет последовали канцелярские, но впитать их при желании можно. А можно и чуть-чуть подумать.

Образы самых заметных членов совета - правдоруба Александра Бубнова и коммуникабельного председателя Анзора Кавазашвили как-то расходились с решениями, которые принимал их орган. Речь сейчас не о коррумпированности или лености спецбригады по договорнякам, а о том, что многочисленный вроде бы позитив на выходе давал ноль. С момента создания совета в России железно был сыгран не один странный матч. Но ни одну причастную к этому тушку на копья так и не подняли. Хотя хотели, конечно, и связанными руками тянулись к договорным глоткам, и возмущались, и яростно "экспертировали". Если КПД невысок, стоило ли и дальше содержать такую структуру?

Очевидно и другое. Роспуск комитета не мог быть не связан с матчем "Амкар" - "Анжи" и отсутствием его внятного расследования. В последние дни довелось услышать много мнений, оценок, радиопередач, затрагивающих тему так или иначе, но факт остается фактом: с 26 ноября, то есть со дня самого матча, по 14 декабря, то есть две с половиной недели, гладь пруда оставалась тихой. Не шли по ней круги, хоть тресни. Вопреки желанию и возможностям совета или в соответствии с ними - не суть важно, правда у всех своя. Главное, что причины провести расследование имелись. Не было видимой реакции на них.

В ответ последовала реакция Толстых. При этом комитет с еще меньшей эффективностью действий - по этике - исполком РФС почти не тронул: вот вам и связь с матчем "Амкар" - "Анжи". С другой стороны, Толстых в декларативной форме распустил совет, существующий при нем. Реформа комитета, созданного в соответствии с регламентами ФИФА и УЕФА (хотя, к примеру, в Португалии такого органа нет), наверняка требует более длительной проработки.

Покинул пост главы по агентской деятельности и Сергей Чебан. На днях, надеюсь, он расскажет о своих былых прорывах на данном участке. Без этого понять истинный масштаб преобразований будет сложновато: все-таки агентские дела - тема непубличная, хоть Чебану она, не сомневаюсь, и отлично знакома. А пока примем как факт: агенты, с которыми у Толстых давно специфические отношения, заслужили, по его мнению, не только политики добрососедства и сотрудничества, но и, допустим, более жесткого контроля. Раз так, нужны и другие контролеры.

Обратило на себя внимание и отсутствие изменений в регламенте, которые предрекались накануне. Чтобы, значит, турнирная судьба клубов не была поставлена в зависимость от бесчинств болельщиков. И снова мы услышали формальный ответ с подтекстом. Регламент сезонный, следовательно, будем ему следовать - и думать. Это форма. А вот подтекст. Отменим техническое поражение, а взамен что? Штрафы? Есть у нас клубы, для которых отдать штрафные деньги - все равно что напугать ежа известной пугалкой. Их-то как вовлечь в процесс наведения порядка среди собственных ударных бригад? Пока неясно. Значит, сначала думаем - потом делаем. А не так, как прежде: отлучился президент РФС с исполкома - и давай рубить лимит в лапшу. Гуляй, станичники!

Еще один знаковый момент - игнорирование исполкомом идеи создания чемпионата СНГ. Тут вроде бы и объяснять нечего: нет событий - нет решений. А вот вопросы к авторам проекта имеются. РФПЛ взялась за разработку вброшенной мысли, реагируя на инициативу трех клубов. Интересно, если бы инициаторами стали "Мордовия", "Амкар" и "Волга", впряглось бы ведомство Сергея Прядкина в тот же воз? Где в таком случае список клубов, на предложения которых нужно реагировать обязательно, и перечень тех, кто может свои идеи затолкать в себя обратно?

Сколько должно быть инициативных клубов - тоже непонятно. Три - это куча? А два? А один? Начиная с какого количества инициаторов РФПЛ начнет засучивать рукава?

Надеюсь, рано или поздно дойдут у исполкома руки и до этих вопросов. А пока - все идет нормально, все идет по плану.

60