1 апреля 2014, 22:30

Валерий Газзаев: "Как нам догнать Англию"

Павел Алешин
Корреспондент

Стратегия развития российского футбола до 2020 года должна стать одним из кардинальных вопросов на конференции РФС, которая состоится 26 апреля. В преддверии этого события мы решили обсудить перс-пективы профессионального футбола в нашей стране с Валерием Газзаевым, поскольку возглавляемый прославленным российским тренером Оргкомитет Объединенной футбольной лиги является едва ли не единственной независимой рабочей группой в нашей стране, которая имеет пусть и не всеми поддерживаемую, но, несомненно, целостную точку зрения на развитие российского футбола.

– На октябрьской пресс-конференции вы уже представляли результаты анализа проб-лем российского футбола. Продолжалась ли работа в этом направлении?

– Работа не останавливалась ни на один день. Оргкомитет Объединенной футбольной лиги был создан по решению руководителей и владельцев 14 клубов РФПЛ, которые понимают необходимость кардинальных изменений в российском футболе.

К сожалению, проблемы, накопившиеся в российском футболе, лишь усугубились как в структуре футбольного хозяйства, так и в соответствии клубов финансовому fair play УЕФА, в зрелищности и качестве футбола. К примеру, в очередной раз игроки наших ведущих клубов к решающей стадии еврокубков превратились в телезрителей.

В основе предложений Оргкомитета всегда было понимание необходимости обновления системы нашего футбольного хозяйства, которое должно носить последовательный и системный характер. Нужно использовать и применять лучшую практику, учитывать тенденции мирового спорта: интеграцию, коммерциализацию через телевидение и инновации. Все это мы видим на примере коммерческого и спортивного успеха Лиги чемпионов УЕФА, североамериканской MLS и английского футбола.

– Вы имеете в виду английскую премьер-лигу?

– Я говорю обо всей системе английского профессионального футбола, состоящей из четырех дивизионов, в которых выступают 92 клуба. На прошлой неделе я вместе с коллегами из Оргкомитета провел серию встреч с высшим руководством английского футбола: генеральным секретарем премьер-лиги Ником Ковардом, исполнительным директором футбольной лиги Шоном Харвеем, управляющими директорами телеканалов Sky sports и BT Sport, руководителем судейской организации. Встречи прошли в открытом режиме, за что я благодарен нашим английским коллегам. Мы долго и детально обсуждали, как создается и функционирует лучшая на сегодняшний день футбольная лига в мире.

– В чем же основа успеха премьер-лиги?

– В основе ее успеха четыре составляющие. Первая – качество футбола, стремление лиги его постоянно повышать. Привлекаются лучшие игроки, которые прогрессируют в острой конкурентной борьбе в матчах премьер-лиги. Футбол высшего уровня вызывает глобальный интерес болельщиков (и это вторая составляющая), которые становятся активными подписчиками спортивных телеканалов. Для сравнения можно привести цифры посещаемости матчей в Англии и России. Не беру в расчет английскую премьер-лигу, но сильнейшая российская лига уступает даже третьему по силе дивизиону Англии! По итогам прошлого сезона посещаемость championship составила 9,4 миллиона зрителей, второго английского дивизиона – 4,4 миллиона, а матчи РФПЛ – всего 2,85 миллиона.

– Без столь пристального интереса общества к футболу премьер-лиги, вероятно, невозможен и ее коммерческий успех?

– Это как раз и есть третья составляющая успеха. Интерес болельщиков конвертируется в стабильные финансовые результаты лиги и клубов. Просто так спонсоры и телевидение не придут в футбол.

И, наконец, четвертая составляющая заключается в том, чтобы стратегически правильно распределить коммерческие доходы лиги между клубами. Многие недооценивают важность этой задачи применительно к российскому футболу. Еще осенью 2012 года я обращал внимание на проблему доходов российских клубов от телевидения. Если при распределении выручки лиги главенствует стратегический подход, эти средства помогают лиге и клубам в повышении качества футбола.

Таким образом, получается последовательный цикл развития: качество футбола, глобальный интерес, коммерциализация интереса и распределение доходов. Это стратегия английской премьер-лиги. И нам крайне важно начинать повышать качество футбола в национальном первенстве, а значит, и уровень наших клубов на международной арене. Это фундамент, без которого не будет ни болельщиков, ни спортивных успехов, ни финансовой стабильности.

– В чем вы видите направления повышения качества отечественного футбола?

– Оргкомитет ОФЛ озвучивал свои предложения. Они базируются на принципах мирового спорта: это интеграция и инновации. Новая лига – Объединенный чемпионат, новый формат, новые принципы управления. Если есть иные предложения, как к чемпионату мира-2018 года значительно повысить качество футбола, хотелось бы их услышать. Построить стадионы к 2018 году? А дальше что? Ждать появления новых талантов, пока не растеряем все наши квоты в еврокубках?

Одной инфраструктуры для побед в современном футболе недостаточно. Это необходимый, но далеко не единственный компонент. А новое поколение футболистов мы за четыре года не воспитаем. Нужна профессиональная лига, которая будет способствовать постоянному росту качества футбола действующих игроков.

– Вы предлагаете какие-то организационные изменения?

– Вернемся к истории английской премьер-лиги. После еврокубковой изоляции ее клубов в конце 80-х годов федерация и клубы договорились о перезагрузке правил существования профессионального футбола. Например, судьи на матчи назначаются не судейским департаментом при федерации, а независимой организацией, которая взяла на себя все судейские вопросы и получает за это ежегодное финансирование, в том числе от премьер-лиги.

В Англии федерация занимается любительским футболом, национальной сборной и национальным Кубком. Зарабатывает на этом деньги, при этом от английской премьер-лиги не получая ни фунта! Я абсолютно убежден в том, что и нам надо очертить линию ответственности федерации и профессиональных лиг. Всеми вопросами управления лигой должно заниматься ее руководство и совет клубов.

– В чем вы видите преимущества такого подхода?

– Во-первых, появляется четкая структура и ответственность. Во-вторых, руководители клубов премьер-лиги начинают больше ориентироваться на долгосрочные стратегии и последствия своих решений. Такое чувство корпоративности в английской премьер-лиге привело к принятию решения о финансовой поддержке клубов, выбывающих из премьер-лиги. Каждому бывшему участнику премьер-лиги выплачиваются 60 миллионов фунтов определенными траншами в течение четырех лет. Кроме того, премьер-лига перечисляет 2,3 миллиона фунтов каждому клубу championship, помогает финансово любительскому футболу. И это не благотворительность. Каждое решение премьер-лиги – прежде всего маркетинговый и стратегический ход.

Особенно это касается спортивных телеканалов. Вы когда-нибудь видели матчи второго российского дивизиона в сетке телевидения? А вот руководство Sky sports понимает, что показ хотя бы нескольких матчей второго английского дивизиона позволяет сформировать дополнительную базу подписчиков телеканала. Им удалось создать у потребителей понимание, что матчи английской премьер-лиги – премиальный продукт. Возможно, вы будете удивлены, но в Англии никто не показывает в прямом эфире все 380 матчей сезона. Всего 154 матча идет "вживую", там понимают, что игра между 14-й и 16-й командой премьер-лиги не будет лучшей рекламой бренда "английский футбол".

– Что же, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы и бренд "российский футбол" достиг таких высот?

– Необходимо, во-первых, ответить на вопрос, каких результатов мы хотим достигнуть в 2018 году или через 10 лет: оставаться вторым эшелоном европейского футбола или совершить прорыв? Если хотим побед, то требуются конкретные шаги. Причем не просто разработать и утвердить какие-то документы, а уже в ближайшее время реализовать намеченные планы. Ведущие специалисты, тренеры, руководители футбольных клубов в нашей стране видят подход в решении сложившихся проблем через создание Объединенного чемпионата. Если спортивные чиновники найдут другой путь повышения уровня футбола, то должны четко сформулировать его нашему обществу и взять на себя ответственность за результат.

– Но можно ли в нынешней сложной политической ситуации говорить об Объединенном чемпионате именно с Украиной?

– В спорте, как и в бизнесе, политике есть два временных горизонта: текущая конъюнктура и стратегическая перспектива. Я говорю о стратегии и верю, что ситуация нормализуется. Она просто не может не нормализоваться. А то, что Объединенный чемпионат России и Украины усилит качество футбола клубов двух стран, очевидно и полностью соответствует национальным интересам как России, так и Украины.

К примеру, Татьяна Волосожар на предыдущей Олимпиаде выступала за сборную Украины, а на прошедшей усилила сборную России. Мы же не должны отказываться от золотой медали из-за того, что российские и украинские фигуристы объединились в одном дуэте? И в чем смысл отказываться от объединения с украинскими клубами, если это делает сильнее клубы обеих стран со спортивной точки зрения, если увеличивает возможности побед России и Украины на международной арене?

– И все же сегодня организовать Объединенную лигу будет очень непросто.

– При нормализации политической ситуации на Украине никаких сложностей не возникнет, если мы, конечно, перестанем ходить по одному и тому же кругу вопросов. Руководители клубов, тренеры, спортивные специалисты и чиновники, журналисты должны осознать, что объединение российских и украинских клубов будет способствовать высокому качеству футбола, зрелищности, финансовой стабильности, конкурентоспособности на международной арене, развитию детско-юношеского футбола.

Можно сколько угодно обсуждать, критиковать, отвергать новые идеи, но в конце концов нужны конкретные шаги, чтобы к 2018 году наш футбол поднялся на новый качественный уровень.