29 августа 2014, 09:30

Мы ждем перемен. "СЭ" - о программе Газзаева

Евгений ЗЫРЯНКИН
Обозреватель

Валерий Газзаев представил на суд широкой общественности масштабный реформаторский план "Футбольная Россия: время перемен". "СЭ" вник в идеи прославленного тренера.

Евгений ЗЫРЯНКИН

Как и всякая программа по коренной трансформации чего-либо (российского футбола в особенности), августовские тезисы Валерия Георгиевича идеально вписываются в транспаранты. Детально проработанных механизмов воплощения призывы и лозунги не содержат принципиально. Они не руководство к действию, а только лишь сигнал; их дело – агитировать и провозглашать: надо это и вот это, давай-давай, вперед-поехали. Здесь инициативная группа во главе с Газзаевым сработала строго по методике.

Нет в документе и персонификации: на кого возложить обязанности на отдельных "переменных" участках и кому доверить общее руководство. Фигура исполнителя важнее цели, которую ему поручат преследовать, ведь задачу всегда можно додумать и скорректировать на ходу, без потери темпа, но нечестный или слабый работник направит работу не туда, уведет в тупик или ухнет в пропасть. Но об этом программы тоже умалчивают. Что понятно: любой проект делается "под себя" и ближний круг, и незачем еще до старта вызывать у окружающих недоверие к именам. Да и не бывает грандиозных идей без уверенности в своих силах.

В общем, надо понимать, что это не недочеты и не упущения программы, а ее базовые свойства. Так уж повелось: сперва прожект и только следом, если дадут отмашку, конкретика. Это еще и для страховки делается – чтобы конкуренты не слямзили задумки и не выхватили дело из рук.

Обратимся лучше к содержательной части тезисов. Благо она щедро усеяна рациональными зернами. Многое из предложенного давно вертится на языке у всех, кто озабочен состоянием нашего футбола и мечтает о его процветании. Есть и оригинальные, вполне располагающие мысли, из которых вычленяется суть и истина.

То есть проект Газзаева, специалиста заслуженного, достоин как минимум внимания и обсуждения. Отнекиваться от него и уж тем более тотально отвергать на манер экс-президента РФС Вячеслава Колоскова сейчас неправильно. Из той органической расщелины, куда свалился российский футбол, да на пороге домашнего чемпионата мира, полезно прислушиваться к благожелательным замечаниям и здравым советам. Как на врачебном консилиуме вокруг тяжелобольного. Иначе не выкарабкаться.

Газзаев требует перемен

***

При прочтении программы Газзаева сразу бросается в глаза, что в большинстве строк она забегает вперед, значительно опережая нынешний уровень футбольного развития России. Проще говоря, некоторые его идеи революционны и направлены на разрушение фундаментальных устоев. Сомнения в надобности радикальных мер, непредсказуемость результатов и туманность перспектив, как и положено, умасливаются декларативным утверждением, что аналоги из заграничной практики, все как один, положительные, да и хуже все равно уже не будет.

Не случайно вскинулся Колосков, в чьей отповеди, опубликованной в "СЭ", четко просматривается номенклатурная тревога. Ведь газзаевский абордаж покушается на привычный порядок вещей, его коммюнике намерено устроить шторм в тихих заводях.

Возможно, к тертому аппаратчику стоило бы прислушаться: он прожил жизнь в футболе, многое знает, многое сделал, многое видит наперед. Но приходят на ум итоги президентской деятельности Вячеслава Ивановича – сборная, проигрывающая 1:7 в официальном матче; кошмары еврокубков с 21-м местом в таблице коэффициентов УЕФА; ни полей, ни футболистов, ни школ в стране. И после этих воспоминаний его "оставьте все как есть" звучит как "пелемень требуют наши сердца". Сытой, спокойной жизни посреди руин.

По мне, так лучше уж переделать все целиком и полностью так, как призывает Газзаев, не вдумываясь, чем снова докатиться до 1:7. У болота русла нет, в нем можно только увязнуть.

Само собой, да простит меня Валерий Георгиевич, на фоне выдающихся тренерских достижений его карьера функционера выглядит пока не так победно: несостоявшаяся ОФЛ, "Алания", переставшая отбрасывать тень… Однако и на тренерском поприще к нему не сразу пришел успех. Были и те же 1:7 – в московском дерби, и 0:6 с 2:7 в еврокубках, и "Вардар". Но опыт тех неудач не прошел даром, и из него выкристаллизовался триумф ЦСКА. Газзаев умеет признавать свои ошибки и переучиваться – это важно. Думается, и новый проект он продумывал гораздо тщательнее, чем все предыдущие.

Газзаев предлагает расширить премьер-лигу
и отменить лимит
на легионеров

***

Стопроцентно правильное предложение: уменьшить количество профессиональных футбольных клубов. Их у нас неприлично много, как и "профессиональных" футболистов, а отдачи никакой: пополнения высшему классу они не дают, молодежь, получаемую в аренду от топ-клубов, безнадежно портят. Большинство этих клубов – вещь в себе, бесполезная для отрасли. То же болото.

Важно понимать: футбольные клубы как таковые никто не запрещает. Они есть и в областных первенствах и пусть будут – это ведь всего лишь форма хозяйствования. И если есть спонсоры, готовые платить игрокам вознаграждение, ради бога, никаких проблем. Но государство, область, край, город могут лишь обеспечивать условия работы: предоставлять стадион и содержать его в хорошем состоянии, помогать в решении транспортных и мелких бытовых вопросов, на бюджетном балансе должны находиться детско-юношеские школы.

Льготы предпринимателям, готовым участвовать своими деньгами в футбольной жизни, тоже забота властей. Но никак не зарплаты и не трансферы – от них бюджет нужно освободить. И не когда-нибудь, а прямо сейчас. Город не должен, не имеет права обделять население и урезать социальные и коммунальные программы ради того чтобы расплачиваться со взрослыми мужиками, играющими в игры.

Эта практика досталась нам в наследство с советских времен, когда команды принадлежали заводам и ведомствам. От нее давно пора уходить. Только не надо стенать, мол, "не смейте отбирать у нас футбол". Давайте рассуждать по-взрослому: прописки в лиге команду никто не лишает, она и дальше будет выступать в чемпионатах и кубках. Но если в городе нет коммерсантов, согласных содержать футболистов и их семьи, – пусть те устраиваются на работу, занимаются бизнесом, а играют в свободное время. Или ищут команду, где им будут платить за футбол. Найдут, выиграют конкуренцию – ради бога. Нет – значит, не такие уж и хорошие они игроки. Незачем и платить.

Вячеслав Колосков: "Категорически против предложений Газзаева"

***

Отсюда произрастает другой грамотный посыл Газзаева: сократить низшие лиги и разграничить их географически – пересадить первый дивизион на поезда и автобусы, чтобы сократить гигантские транспортные расходы. Совершенно незачем летать по стране из конца в конец, оспаривая 7-е место. В СССР это понимали, и к единой первой лиге пришли только в 70-е, когда упорядочилась экономика и выросли сотни отличных футболистов, которым не хватало места в "вышке".

Да и то в первой лиге были представлены в основном столицы союзных республик и города-миллионники, и лишь изредка туда пробивались передовые колхозы. А сейчас это ярмо принуждена тащить на себе небогатая Центральная Россия.

Мысль можно развить. Общеизвестно ведь, что самые принципиальные сражения происходят между соседями. Курску куда слаще обыграть Белгород, чем намять бока Хабаровску. Так почему бы нам, учитывая размеры страны и скудость классных футбольных кадров, не разделить ФНЛ на множество "кустов", в которых наряду с "профессиональными" могли бы выступать и любительские клубы? А остальные вольются в областные и краевые чемпионаты – по уровню они и сейчас недалеко оттуда ушли.

"Зачем же тогда городить академии? – закричит возмущенный читатель. – Ради чего учить футболу столько ребят, куда потом девать эту прорву игроков?" На это есть вполне резонный ответ: разве все выпускники институтского курса в дальнейшем работают по специальности? Наиболее талантливые получают привлекательные приглашения, некоторые переключаются на научную работу, остальные просто уходят в жизнь с дипломом, знаниями и образованием. Так и здесь: часть ребят из академий вольется в большой футбол, кто-то сразу пойдет по тренерской стезе, а основная масса займется другими делами и будет играть в удовольствие. По любви.

Просто надо раз и навсегда понять, что массовый футбол – он не дворовый, как почему-то принято думать, и не детско-юношеский. Он любительский. И за счет академий он просто-напросто поднимется в качестве. А дальше, на этой удобренной почве, на примерах взрослых, начнут быстрее и лучше учиться дети. По-другому не бывает.

Семин верит
в программу Газзаева

***

По поводу расширения премьер-лиги лично я предпочту воздержаться. И дело не в том, что новички нынешнего чемпионата оказались несостоятельны. В высших дивизионах Англии и Испании тоже хватает серых мышей, ни на что серьезное не годных и конкуренцию фаворитам не составляющих. Проблема в расстояниях.

Самый дальний испанский выезд – порядка тысячи километров. Английский – вдвое меньше. Большая же часть путешествий, по нашим меркам, велосипедная. А нам, никуда не денешься, приходится летать. Краснодар от Москвы дальше, чем Севилья от Барселоны, разбросанные по разным концам страны, а ведь в премьер-лиге это считается недалекой поездкой. А тут еще две команды, два вояжа, двое суток на дорогу. Надо тщательно взвешивать эту идею.

Интересный, тешащий болельщиков пункт о тендере на телеправа и обязательном показе матчей на федеральных каналах тоже опережает события. Чтобы продать товар, надо создать продукт, на который есть спрос, и придать ему товарный вид.

Проще говоря, направление газзаевской мысли верное, все дело за исполнением.

Лимит – хрупкая штука, отменять его надо аккуратно, чтобы в страну не хлынул поток гнилого экспорта. Вариант "10+15" выглядит, пожалуй, перспективнее. А молодежь, если она талантлива, грамотно обучена и правильно воспитана, пробьется в основу и без льгот. Спросите у Миранчука.

Ну да никто и не говорит, что программа Газзаева должна воплотиться буквально. Важно то, что она опубликована и предлагает развитие, а не стояние на одной ноге в болотной тине. Это уже шаг вперед. Маленький, короткий, и все-таки уверенный. Ждем развития – и перемен.

24