26 сентября 2014, 07:30
СВОЯ КОЛОНКА
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
В конце августа Валерий Газзаев предложил ввести законодательные льготы для тех, кто вкладывает деньги в российский футбол. Идея абсолютно здравая. Но вызывающая при этом ряд вопросов.
В России вообще-то есть целое ведомство, обязанное инициировать и лоббировать подобные новшества, – министерство спорта. Что мешало профильной структуре давным-давно вынести тему на рассмотрение законодателей? Там не были согласны с эффективностью предложенной меры? Или без Газзаева она никому не пришла в голову?
О'кей, лучше поздно, чем никогда. Но значит ли это, что реализовывать свое предложение может только сам Газзаев и никто другой? Он, конечно, хотел бы взяться за дело лично. Но если вдруг не получится, нельзя ли прямо сейчас украсть у Газаева идею, наверняка не запатентованную, и начать поскорее претворять ее в жизнь?
Без льгот бизнесу российский футбол вряд ли сдвинется со своего нынешнего, в ноль вытоптанного места. Речь не о единичных случаях а-ля Леонид Федун или Сергей Галицкий, а о системе, скорее отрицающей присутствие частных денег в профессиональном футболе, нежели этому потворствующей. Спонсорство, благотворительность и меценатство в настоящее время не являются чем-то привлекательным. Единственное, что заставляет богатых людей вкладывать в футбол личные деньги, – здоровая, извиняюсь, "шиза", повернутость на данном вопросе. При полной его невыгодности.
Возьмите любой маленький клуб из низших дивизионов. Допустим, "Сатурн", который пытается всплыть на поверхность после унизительного банкротства, случившегося при непосредственном участии предыдущей подмосковной власти. В бюджетном финансировании клубу отказано. Область обожглась на молоке – дует на воду, вкладывая деньги только в массовый и детский спорт. Такое нужно приветствовать. Особенно если понимать, что предложено взамен спорту немассовому, то есть профессиональному.
У "Сатурна", как думают многие, есть стадион и база. Но оба объекта не принадлежат клубу, за их аренду нужно платить. Страна, имеющая мизер спортсооружений, и в этом осложняет, а не упрощает футбольную жизнь. В непосредственной близости – города Раменское, Жуковский и Бронницы с общей численностью населения более 240 тысяч человек. А спонсоров не найти днем с огнем.
Знаете, сколько жителей во французских Лансе и Осере? Менее 40 тысяч в каждом. Но одноименные клубы, пусть не без трудностей, уже который год держат приличный уровень, не получая при этом ни цента государственных субсидий. Туда тянется разный капитал. И такой, например, как у азербайджанца Хафиза Мамедова, "Ланс" поматросившего и бросившего. Но все-таки тянется.
"Сатурн", есть ощущение, не нужен никому. Какие резоны у подмосковного и любого другого бизнеса нести в клуб свои рубли? Реклама товаров и услуг? Щиты вдоль дорог, пожалуй, эффективнее. Налоговые льготы? Так их некому продавить, кроме Газзаева. Преференции от областного правительства? А что это?
Валерий Карпин, будучи в свое время испанским строителем, возглавлял велокоманду "Карпин-Галисия". Что-то вместе с банком-спонсором на нее тратил, как минимум – время и нервы. Правительство региона рассчитывалось с фирмой Карпина подрядами на реконструкцию старых районов города Виго. Не помню, как это называлось, но по сути являлось социальной нагрузкой и одновременно социальной поддержкой.
Потенциальным спонсорам раменской команды, насколько я знаю, подобных предложений от области не поступало. Руководство "Сатурна" вертит головой по сторонам и видит по всей стране клубы, насквозь пропитанные бюджетным финансированием. А также спонсоров, втянутых в футбол за губу мощным административным крючком. Затем клуб снижает радиус обзора и видит другое: никаким денежным мешкам он не интересен.
Область финансирует детей и юношей, то есть низ и середину футбольной пирамиды. Ее вершине – основанному в 1946 году профессиональному клубу – предложено выживать самому. За счет чего, этот и другие подобные клубы понимают сегодня не вполне. А до законодательного принятия футбольных льгот – как от Москвы до Раменского в часы пик.
Пирамида в итоге получается какая-то безглавая, усеченная. И ничто, кроме предложения Газзаева, на перемены к лучшему пока не намекает. С какой стати наши клубы вдруг освободят от себя госбюджет, к чему мы якобы неуклонно идем в последние годы, большая загадка.