15 декабря 2014, 11:30

Не хотят или не могут?

2014 год – один из худших в истории российского футбола. Сборная провалилась на чемпионате мира. Ее тренер не получает зарплату 6 месяцев – и неизвестно, когда получит. Посещаемость падает. РФС погряз в скандалах, внутренних распрях и безденежье. А самое главное, не видно абсолютно никаких предпосылок для выхода из кризиса.

Завтра состоится последнее в этом году заседание исполкома РФС. И его члены вроде бы обязаны предпринять решительные действия, чтобы выправить ситуацию. Однако вот уже который месяц слухи о возможном вотуме недоверия президенту РФС так и остаются слухами. Все говорят о долгах перед Капелло и подготовке к ЧМ-2018, но никто, по сути, так ничего и не делает.

Неужели членов исполкома все устраивает? Они не хотят ничего менять или же не могут? И готовы ли разделить ответственность за происходящее, если молчаливо смотрят на то, как российский футбол опускается в бездну?

Александр ПРОСВЕТОВ

ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ПОРОГ В ДВЕ ТРЕТИ

В самом деле, какой еще "импичмент"? Глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин после октябрьского "пленума" футбольного ЦК прямо заявил, что Толстых пользуется доверием. А президент ЦСКА Евгений Гинер, ярый противник нынешнего руководителя РФС, по пути на это заседание саркастически посоветовал журналистам, толпившимся, как обычно, при входе в Дом футбола, изучить устав организации: "Мы не можем отправить Толстых в отставку! Давайте еще выразим недоверие Обаме, он же вводит санкции против России".

Устав мы изучили. Из него следует, что досрочное прекращение полномочий президента (и, кстати, исполкома тоже) – прерогатива конференции РФС как высшего органа управления этой организации. Исполком же может созвать внеочередную конференцию решением 2/3 своих членов (статья Устава 29.20), инициируя тем самым искомый вотум недоверия.

Нетрудно, однако, предположить, что в исполкоме просто-напросто нет двух третей противников Толстых или недоброжелатели президента как минимум не уверены в том, что они наберутся. Более того, исход голосования на конференции, если ее все-таки удалось бы созвать, тоже неясен.

В провинции традиционно не любят сытую Москву и олигархов, а Толстых в глазах многих предстает борцом за справедливость, которому мафия и разного рода расхитители государственной собственности пытаются подрезать крылья. И ведь объективно президент добился результатов на ниве обуздания агентов. "Они поумерили аппетиты, четко придерживаются требований ФИФА", – сказал, например, недавно в интервью "СЭ" президент "Торпедо" Александр Тукманов, нынче к РФС отношения не имеющий.

Другое дело, что агенты из числа мздоимцев – это далеко не все проблемы, с которыми сталкивается отечественный футбол. Зацикленность на этой категории лиц лишь добавляет черной краски к общей картине, в то время как остро требуется пропаганда позитива, привлекающего, с одной стороны, спонсоров, с другой – публику на стадионы.

Толстых поддерживает контакты с руководителями футбола на местах, часто ездит по стране. Это укрепляет его позиции среди тех, чьи голоса играют определяющую роль на конференциях. Вместе с тем в регионах не забыли, что, возглавляя лигу, нынешний президент РФС непочтительно высказывался о низших дивизионах ("первенство водокачки"). Резкой смены людей в консервативной футбольной "глубинке" не происходит, да и наследникам на должностях передают всякие "сказания" седой старины.

– Управление футболом потеряно, – констатировал в беседе со мной Владимир Радионов, в прошлом – генеральный секретарь РФС. – Руководитель РФС обязан находить общий язык со всеми лигами, пусть на этом пути неизбежны споры. Противоречия между федерациями и лигами есть и в других странах, они налицо даже в отношениях ФИФА с клубами, которые требуют, в частности, компенсаций за травмы, полученные игроками в составе сборных.

Сейчас ситуация в целом вроде бы проще, чем в 90-е годы, когда еще только шло становление российского футбола, и тем не менее люди перестают ходить на футбол. Это же крах! – воскликнул Радионов. – У нас почему-то считают, что с построением новых стадионов все вопросы решатся сами собой, но с их появлением происходит только временный всплеск интереса. Есть глобальные проблемы, которые РФС и клубы должны решать сообща. А у нас уже на заседаниях исполкома позволяют себе дворовый жаргон. И, конечно, президент РФС должен быть дипломатом.

– Как Колосков?

– Да. Хотя иногда мне казалось, что у того дипломатичности было даже слишком много.

…Прямо скажем, чиновничьей гибкостью Толстых обделен. Кому-то его упертость нравится. Но отношения внутри футбольного сообщества при таком стиле работы все более ухудшаются.

СНАЧАЛА ИЗВИНЕНИЯ, ПОТОМ ВОПРОС О ЛЕГИОНЕРАХ

В уставе РФС имеется неприметное вроде бы положение о том, что повестку дня заседания исполкома формирует президент. И далее: "Каждый член исполкома имеет право в письменной форме с кратким обоснованием предлагать президенту вопросы для включения в повестку дня, по меньшей мере, за 14 календарных дней до заседания".

Ключевое слово – "предлагать". Но определяет повестку дня президент. И вот теперь в ней под первым пунктом значится вопрос "Об исполнении решения комитета РФС по этике". Очевидно, что Толстых добивается публичных извинений непосредственно на исполкоме от Гинера, допустившего резкие высказывания в его адрес во время заседания 30 июля, когда обсуждалось будущее крымских клубов.

Для Толстых это принципиально. После октябрьского заседания он заявил журналистам, что руководитель ЦСКА "не выполнил обещание, которое давал на комитете по этике", и не принес извинений исполкому РФС, покинув аудиторию до окончания работы.

Чувства оскорбленного человека можно понять, но включать этот вопрос в повестку дня под первым номером, а не в разделе "разное"? Неужели в нашем футболе нет более важных дел?

Нужно, например, срочно определиться с лимитом на легионеров, потому что клубы должны знать, на какую формулу ориентироваться в селекционной деятельности. Любопытно, что по одну сторону баррикад, ту, что выступает за сокращение числа иностранцев, оказались сейчас Толстых, Фабио Капелло и министр спорта Виталий Мутко. Провести бы спокойную деловую дискуссию, взвесить все "за" и "против". Но сначала нужно, чтобы Гинер опять не ушел раньше времени. А перед этим было важно во что бы то ни стало доказать правоту в тяжбе с "Ростовом".

Мелковато все это. Ну зачем Толстых убрали из Палаты по разрешению споров?

ДОЛГОВАЯ ЯМА УЖЕ ВЫРЫТА

Не вступая в открытый бой, оппозиция прибегла к такому "неспортивному" методу, как привлечение трудовой инспекции. Теоретически можно представить, что кляузу написала некая секретарша, вынужденная из-за задержки зарплаты ходить в рваных колготках. Но почему-то представляется, что дело обстояло иначе.

В итоге Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) в прошлом месяце обнаружила задолженность РФС перед своими сотрудниками на сумму 181,5 миллиона рублей. При этом, по словам гендиректора футбольной федерации Александра Алаева, в долгу она только перед Капелло и генеральным менеджером национальной команды Оресте Чинквини.

Роструд потребовал, чтобы РФС в течение месяца исправил ситуацию. Иначе на ответственное лицо, чья подпись стоит под контрактами с итальянцами, могут наложить запрет занимать какую-либо руководящую должность в течение периода от одного до трех лет. Месяц истечет еще до окончания года. Но в таких делах вполне возможны новые привходящие обстоятельства и затяжки, затяжки…

Не исключалось, кстати, что наказание понесет Алаев, если документы визировал он, но надо полагать, что автограф поставил все-таки Толстых. Иначе и не затевали бы операцию.

Теперь Николай Александрович говорит, что "моральную ответственность за выполнение контракта с Капелло несет не только РФС". При этом каких-либо имен он подчеркнуто не называет, хотя ни для кого не секрет, что приглашение итальянца – инициатива Мутко, и что какие-либо обещания мог давать только министр. При этом сам Толстых спонсоров отпугивает. А ответ другой стороны известен: средств у РФС достаточно, надо их только правильно использовать.

Достаточно ли денег и как они израсходованы, пусть разбирается исполком. Если, конечно, захочет. Но "моральную ответственность" к делу точно не подошьешь. На войне как на войне. Не удивлюсь, если Капелло давно объяснили: дай только срок разобраться с президентом, который тебе и самому не по душе.

В остатке же российский футбол имеет полнейшее взаимное неприятие сторон. В нем нет не то что единой управляющей команды, а даже нормального делового взаимодействия. Внутренняя оппозиция в исполкоме выступает с открытой критикой в адрес президента и, надо сказать, преуспела в разоблачении его беспомощности больше, чем он, в силу своей слабой публичности, во вскрытии "язв". Тем более что эта работа ведется им несистемно, без привлечения правоохранительных органов и потому выглядит лишь сведением счетов.

Причудливость и нелепость ситуации в том, что противники Толстых находятся с ним в одной упряжке и, значит, разделяют с ним ответственность за бездеятельность и ухудшающийся имидж российского футбола, в том числе по причине полугодичной задержки выплат Капелло. Хорошо еще, к слову, если "еврики" для него приобрели заранее, до обвала рубля.

Возможно, правда, на заседаниях исполкома и звучат какие-то интересные предложения, но вряд ли стенограммы будут всякий раз, как в июле, выноситься для широкой публики. И что оппозиция собирается предпринять, если финт с трудовой инспекцией увязнет?

А пока у нас в футболе даже не двоевластие, а безвременье.

45