18 декабря 2014, 23:11

Олег Романцев: "Через силу - неохота идти"

Бывший главный тренер "Спартака" Олег Романцев стал героем очередной программы "Истории футбола на телеканале "Россия". Ее название – "Долгая рыбалка Романцева". Нынешнему главному увлечению титулованного специалиста уделено немало времени, хотя главное – все же футбол.

– Щука – боец сумасшедший, – с этих слов Романцева началась программа. – Довольно тяжело пришлось. Леску наматывал на руку – но леска мне хорошая на этот раз попалась. Есть лески, которые на маленькую рыбку – они могут и порваться. А эта серьезная была. В ватнике был – намотал вот так вот (показывает). Лодку потащило…

***

– Через силу – неохота идти, – говорит Романцев, который покинул "Спартак" в 49 лет и после этого во главе "Динамо" и "Сатурна" провел всего 21 матч при 11 поражениях. – А какого-то дикого желания, чтобы встать и пойти – отбриться, отмыться… Пока еще не было.

Егор ТИТОВ, бывший полузащитник "Спартака":
– Конечно, нужно отталкиваться от того, что сам Олег Иванович не желает тренировать. Идей, конечно, у него масса, и возможности есть работать. Но, к сожалению, он сам не хочет, и это признает.

Александр ЛЬВОВ, журналист "СЭ", бывший пресс-атташе "Спартака" и сборной России:
– Мы с ним были шесть лет бок о бок. Все было абсолютно одно и то же, похожие тренировки, распорядок дня. Но я думаю, что он обладает тем, чем не обладают многие. У него есть хоть какая-то энергетика.

***

– Просто пожив несколько дней, неделю, а, может, и чуть больше, я настолько сильно заскучал по Родине… Есть такие люди, которые не могут жить за рубежом, – о том, как не стал тренером "Депортиво" в 1991-м, Романцев говорит без особого желания. – Да, у нас было плохо в то время, все стремились уехать. Да и сейчас некоторые стремятся. Но вот такой я человек – не могу без России, хоть убей! Почему? Наверное, на этот вопрос никто не ответит. Поэтому я извинился – в "Депортиво" долго ждали от меня ответа… Кстати, через год они стали чемпионами Испании. А пришел бы я, неизвестно чем бы все закончилось.

Юрий ВАСИЛЬКОВ, бывший врач "Спартака":
– Это просто прелесть – соприкасаться с природой после походного передвижного дурдома, как Романцев называл нашу работу. Для него посидеть с удочкой, включить наше любимое караоке, песни попеть – я не ожидал, что он так неплохое поет. Высоцкого, другие песни – те, на которых мы росли...

– Однажды щуку поймал на 7 200, – с теплотой в глазах говорит Романцев. – Со мной был водитель в лодке. Когда он увидел эту, извините, морду – испугался и бросил ее назад! Что поделаешь – мы все хищники, как и щуки, пришлось ее добивать…

Артур СМОЛЬЯНИНОВ, актер, болельщик "Спартака":
– Мне очень нравилось, как Романцев нервно курил – харизматично очень. Такое вот сочетание.

– Родителем праздновали какое-то мероприятие в деревне, сидели за столом, – вспоминает Романцев о том, как в детстве пытался овладеть навыком "Резать мясо", что в футболе после совета Анатолия Тарасова у него получалось куда лучше. – Мне было 4-5 лет. В подвале было сало. И кто-то из взрослых сказал: принеси, говорит, сальца. Пошли. Парень схватил за ручку, а я схватил за лезвие. Он потянул – у меня кровь. Это не бандитская какая-то разборка – просто хотели сделать взрослым приятное, отрезать кусок сала.

Егор ТИТОВ, бывший полузащитник "Спартака":
– Приехал Тихонов, и говорит: "Ну все, меня отчислили". Я подумал, что это шутка, тем более Андрей улыбался. Я говорю: "Не может быть такого". А он говорит, что собирает вещи и уезжает. Мы минут 5 посидели вместе, и для меня это был шок. Я не представлял, как "Спартак" будет играть без Тихонова.
Мы призадумались, и стало понятно, что если убрали Андрея, то могут убрать любого. И сразу начали гадать – кто следующий? Приезжаешь, бывало, в Тарасовку смотришь издалека – Олег Иваныч стоит на балконе и курит. Ты приехал на базу вроде бы в свой дом, но здесь есть хозяин.
Романцев был таким человеком – если ты ему полностью доверяешь, он из тебя слепит футболиста. Он мог выйти с нами проиграть в квадрат. Обстановка разряжалась, все смеялись. Совсем весело было, если кто-то посылал мяч Олегу Ивановичу между ног. Но потом, как правило, было не до шуток – в наказание этому игроку он давал дополнительные физические нагрузки.

Егор ТИТОВ, бывший полузащитник "Спартака":
– История с предложением "Баварии" до сих пор непонятна мне. Потому что я даже об этом и не знал. Это все прошло мимо. Узнал я об этом месяца только через два-три – и то, по-моему, через прессу.

– Есть слухи, что я Цымбаларя не отпустил, Тихонова… Нет, это нет так, – заверил Романцев. – Подошли бы да спросили – как это делают игроки. Я бы сказал: "Как тебе будет лучше, как удобней, как ты скажешь". Подошел бы Егор – да, он ведущий, лучший… А что, остальные – Онопко, Никифоров – они были не нужны? Но еще нужно быть человеком, а не только тренером, который по головам идет. И поэтому я спокойно их отпускал. Титов ко мне не подходил.

Андрей ЧЕРВИЧЕНКО, президент "Спаратка" в 2002 – 2004 годах:
– "Спартак" достался мне не от того, что так все было хорошо. А потому, что не было выбора. Долги по тем годам были очень приличные. И если бы кто-то захотел начинать процедуру банкротства – любой банк мог бы это сделать, – то клубу просто нечем было бы расплатиться, многое было продано на много лет вперед.
Олег Иваныч – человек исключительно футбольный, дальше футбола он не шел. По части финансов и остального был как ребенок. Думаю, многие этим пользовались. Это отягощало его и мешало полноценно заниматься футболом. Думаю, ему это вообще не надо было. Как футболисту кататься на коньках.

Егор ТИТОВ, бывший полузащитник "Спартака":
– Если он сам себе хозяин – то это один Романцев. Уверенный в себе, ответственный. Если же над ним стоит кто-то, кто постоянно заставляет его делать что-то – то это совсем другой Романцев. Такой еж, который будет колоться.

Александр ЛЬВОВ, журналист "СЭ", бывший пресс-атташе "Спартака" и сборной России:
– Пока не появился Червиченко, которому Романцев доверился и не выстраивались эти воздушные замки с покупкой звезд и выигрышем Лиги чемпионов… Я буду всегда немного несправедлив к этому человеку, поскольку он меня выгнал. За 6 лет в "Спартаке" мне удалось что-то сделать. И, главное, быть полезным, прежде всего, Олегу Ивановичу. Быстро стало понятно, что ничего хорошего этот союз не принесет. Известно, чем богатые от нас, простых смертных, отличаются. Они считают (или жизнь заставляет их считать) что они знают все…

Михаил ГЕРШКОВИЧ, бывший тренер сборной России:
– (О том, что Романцев якобы сорвался во время ЧМ-2002 и управление командой должно было перейти к нему.) Была нормальная обстановка в команде. Остальное – все домыслы и глупости. Мы должны были выходить из группы. Здесь были объективные и субъективные вещи. Мы в тренерском штабе что-то упустили, что-то не доделали. Но если вспомнить, как нас судили – это просто безобразие…

Вячеслав КОЛОСКОВ, бывший президент РФС:
– Олег Иванович здоровьем не страдал, все тренировки проводил. Другое дело, что эффективность его работы была бы намного больше, если бы он еще индивидуально беседовал с футболистами, а не замыкался сам в себе или с группой тех людей, которые близки ему были по духу. Профессионально он выполнял все правильно.
Когда мы провели последнее собрание уже перед отлетом, и нужно было что-то сказать футболистам – когда и в каком объеме мы с ними рассчитаемся, что нас ждет дальше, – Олег Иванович не пришел. Тогда я сказал Михаилу Даниловичу: "Давай, собери команду" – и мы провели встречу с ребятами. Олег Иванович пришел позже, посидел немножко в стороне, послушал. После этого мы с ним еще раз пообщались. Он вел себя так, как привык себя вести.

Юрий ВАСИЛЬКОВ, бывший врач "Спартака":
– Все годы, даже до последнего времени, он в квадрате игрокам не уступал. А это очень тяжелое упражнение, приближенное к "боевым условиям". Организм испытывает серьезные нагрузки, а ему уже тогда было под 50. Сейчас, конечно, он может теоретически все показать, но практически ему будет, наверное, тяжело.

– Я пошел и туда и туда только в связи с тем, что не мог подвести своих товарищей, друзей. А вот внутренняя готовность у меня все-таки, наверное, была не очень высокая, – говорит Романцев о периоде работы в "Сатурне" и "Динамо". – Я никогда не имел над собой начальства, не имею и уверен, что не буду иметь. Некоторые предложения, которые поступали от российских в том числе клубов, прежде всего подразумевали, что надо мной будут начальники. Пожалуйста, по жизни у меня все начальники. Я в жизни не очень пробивной и опытный. Но на футбольном поле у меня начальников не должно быть. Ни президент федерации футбола, ни министр спорта… Доверяете мне – значит, доверяете. Не доверяете – тогда сразу ухожу.

***

– У меня один такой пример перед глазами, – вспоминает Романцев. – "Спартак" играл неважно. Лет десять назад. Был в середине, ну или, может, чуть повыше. Я поехал в "Лужники" на игру, думал, ребят надо поддержать, может, в раздевалку зайду – там еще мои пацаны играли. Приехал, час где-то до футбола. Людей вообще нет, ветер, осень. Вдруг смотрю – идет старый человек, лет 80. Навстречу сильный ветер, он шарфиком обвязался, наклонился и идет. Я думаю, вот бы пацанам показать его. А лицо у него злое-презлое, но все-таки он идет поддержать любимую команду, несмотря на ветер, мороз, ее неудачные выступления. Вот и была мысль: показать деда пацанам в раздевалке – они порвут любого.

Алина РОМАНЦЕВА, внучка:
– Он сам по себе, конечно, закрытый человек, это его отличительная черта. Но с некоторыми, избранными людьми, он может раскрываться. И то он будет в какой-то степени, скажем, зажат. Когда случались поражения, он уходил в себя, уезжал на рыбалку. Вообще для него рыбалка – это, по сути, некий шанс побыть одному, когда у него много проблем, от которых хочется отстраниться на какое-то время. Иногда он хочет отстраниться от каких-то людей, поэтому уезжает. Но вообще я была на той даче пару раз и могу сказать, что это чисто простой мужицкий дом.

– Я бы все равно, наверное, стал каким-нибудь педагогом, – рассуждает Романцев. – Все-таки где-то внутри у меня заложена такая, командная что ли, нить. Может быть, вот то состояние, когда не могу, если надо мной кто-то "начальствует". Возможно, оно бы привело меня к преподаванию в каком-нибудь ВУЗе или сделало бы директором школы, образно говоря. Так, чтобы никто не приходил и кулаком на меня не стучал.

Алина РОМАНЦЕВА, внучка:
– Он – целеустремленный, закрытый и справедливый.

Юрий ВАСИЛЬКОВ, бывший врач "Спартака":
– Романцев может стать таким консультантом-президентом, руководителем, которого должны слушать тренеры – его подопечные.

Артур СМОЛЬЯНИНОВ, актер, болельщик "Спартака":
– Важно, кем он сам себя считает в первую очередь. Да, собственно, и в последнюю. Если он чувствует в себе адекватные силы и желание вернуться, он вернется. Но он почему-то этого не делает уже сколько… Все-таки тренер – это профессия практическая, а не теоретическая. Потеря навыка уже какая-то присутствует, и возраст... Здоровье дороже, мне кажется. Конечно, ему виднее, но, наверное, ему проще так жить, без этих нервяков, без ежедневного стресса, нервного курения, всех этих экстримов. Смотреть со стороны, переживать, рассуждать о том, в чем ты разбираешься – это да.

Александр ЛЬВОВ, журналист "СЭ", бывший пресс-атташе "Спартака" и сборной России:
– Никто не будет давать Романцеву подписку кровью, что "мы не будем тебе мешать, Олег Иванович, только приди". У нас был с ним разговор за обедом. Я у него спрашиваю: "А вот вдруг Аленичев?.." Он паузу сделал и говорит: "А знаешь, я бы пошел. Алень пусть тренирует, а я все помогу сделать так, как надо".

Егор ТИТОВ, бывший полузащитник "Спартака":
– В сегодняшний футбол я не могу вписать Олега Ивановича. Хотя уверен, что если он даже придет в "Спартак", что, наверное, из области фантастики сейчас, то результат будет.

Алина РОМАНЦЕВА, внучка:
– Я могу ответить как внучка, и это будет "Нет". Я бы не хотела, чтобы он возвращался, потому что это будет ужасный прессинг, что повлияет на его здоровье. Но как болельщик, я бы ответила "Да".