2 февраля 2016, 21:30

Юрий Никифоров: "Хотим в июне помянуть Илюшу в Одессе"

Александр Львов
Обозреватель

Самый близкий друг Ильи Цымбаларя в "Спартаке" и сборной России рассказал "СЭ" о том, как готовится матч памяти легендарного полузащитника

Прошлое нет-нет да отзовется печальным эхом. На сей раз звонком из Хихона, откуда вышел на связь Юрий Никифоров – несгибаемый защитник "Спартака" и сборной славных времен Олега Романцева. Говорили о его самом близком друге, кумире всех футбольных фанатов – Цымбаларе. О том, что пошел уже второй год, как его не стало, а на могиле Ильи в Одессе так до сих пор и нет памятника.

– Понимаешь, Львович, я, когда здесь, в Испании, об этом узнал, не поверил, – кипел Никифоров. – Ясно, что время сейчас сложное: кризис, политические разборки, но память о таком человеке ведь должна быть. Но сейчас с друзьями, похоже, придумали, как все поправить.

– Каким же образом?

– Помнишь, на сорок дней Илюшки в кафе "Спартак" его сын Олег сказал, что есть люди, которые собираются в Москве организовать матч памяти отца. Но потом ситуация неожиданно изменилась, и все как-то само собой заглохло. И вот минувшим летом в Турции мы с Димой Хохловым рассказали об этом Андрею Воронину. Он тут же предложил провести такую встречу в Одессе и вызвался в этом помочь.

Юрий НИКИФОРОВ (слева), Илья ЦЫМБАЛАРЬ и Дмитрий АЛЕНИЧЕВ. Фото Юрий ШИРОКОГОРОВ
Юрий НИКИФОРОВ (слева), Илья ЦЫМБАЛАРЬ и Дмитрий АЛЕНИЧЕВ. Фото Юрий ШИРОКОГОРОВ

– Наверное, одному такую ношу потянуть вряд ли возможно?

– Ясное дело. Поэтому мы обратились к президенту Ассоциации ветеранов спорта Нью-Йорка Эдуарду Лучину. Это он еще мальчишками привел нас с Ильей в "Черноморец", где сам в свое время работал с Никитой Симоняном, Юрием Заболотным, Виктором Прокопенко. На последнем турнире памяти Лобановского, который проводил Эдуард, к нему подошли Юра Калитвинцев, мой брат Александр, Слава Лещук и рассказали о матче памяти Цили в Одессе. Потом в Нью-Йорк позвонил я, и Лучин сказал, что готов поддержать эту идею. Благодаря ему об этом теперь знают и в Штатах, где также помнят Илюшу.

– Но ведь проведение такого матча требует значительных средств, найти которые по нынешним кризисным временам дело непростое.

– Мы это учитывали с самого начала. Поэтому прежде всего я обратился за помощью к тем, с кем играл Илья. А брат Александр по тому же самому поводу начал общаться со знакомыми бизнесменами. Уже открыт банковский счет поддержки матча. Но самое главное для нас – памятник, который хотим открыть в день проведения встречи.

– На какое число она намечена?

– Сначала хотели все организовать 17 июня – в день рождения Ильи. Но 9-го стартует чемпионат Европы во Франции, и нас попросили все перенести на четвертое.

– На каком стадионе собираетесь играть?

– На том самом, где Илья начинал – Черноморского Морского Пароходства. Надеюсь, нам пойдут навстречу.

– Кто же примет участие в матче?

– Две команды друзей – партнеров Цымбаларя, каждую из которых выведут на поле сыновья его Олег и Сергей. Уже дали согласие сыграть в матче Дмитрий Аленичев, Егор Титов, Дмитрий Ананко, Владимир Бесчастных, Дмитрий Парфенов, Сергей Юран, Валерий Карпин, Юрий Ковтун, Виктор Онопко, минчанин Сергей Кондратьев, Сергей Кузнецов, Николай Писарев, Ахрик Цвейба, Юрий Калитвинцев, Андрей Воронин, Игорь Беланов. Думаю, этот список будет продолжен.

Виктор ОНОПКО, Рамиз МАМЕДОВ, Дмитрий ХЛЕСТОВ, Юрий НИКИФОРОВ, и Илья ЦЫМБАЛАРЬ. Фото Юрий ШИРОКОГОРОВ
Виктор ОНОПКО, Рамиз МАМЕДОВ, Дмитрий ХЛЕСТОВ, Юрий НИКИФОРОВ, и Илья ЦЫМБАЛАРЬ. Фото Юрий ШИРОКОГОРОВ

– "Спартак" примет в этом событии какое-то участие?

– Я разговаривал с Олегом Ивановичем Романцевым, благодаря которому связался с Сергеем Родионовым. В свою очередь, Лучин выслал из США генеральному директору письмо с просьбой оказать содействие в проведении матча памяти. В нем мы также пригласили руководство клуба приехать в июне в Одессу. Надеюсь, что "Спартак" также не останется в стороне.

– Как отнеслись в Одессе к вашей идее?

– Мы уже отправили соответствующее письмо властям области, которое затем было переадресовано в областную федерацию футбола. Обещали помочь и в мэрии.

– Что кроме того, о чем вы рассказали, еще волнует?

– Честно говоря, безопасность. Хотелось бы, чтобы в этот день на улицах и стадионе не было никаких эксцессов. Надеюсь, что гарантией этого станет имя такого светлого человека, которым был Илья.

– Уже существует какой-то проект памятника?

– Лучин прислал из Америки свой вариант. Но мы решили, что последнее слово будет за семьей. А вот логотип матча уже есть. И за его основу мы взяли плакат, который незадолго до смерти заказал для себя Илья. На нем он в спартаковской форме изображен на фоне какой-то черной, тяжелой стены. Честно говоря, когда я увидел это уже после его смерти, то первое, о чем подумал: уж не предчувствие ли это было ухода из жизни?

– Что чаще всего вспоминается, когда думаете о друге?

– Его улыбка – чистая, светлая, с которой Илюша смотрит на нас с небес.

Логотип матча памяти Ильи Цымбаларя.
Логотип матча памяти Ильи Цымбаларя.