14 сентября 2019, 08:35

«Спартак» — команда трех человек? Забей Цымбаларь, Леоненко так бы не говорил!» 25 лет огненному матчу в Киеве

Виталий Айрапетов
Корреспондент
Ровно четверть века назад состоялся первый в постсоветской истории матч между киевским «Динамо» и «Спартаком». Вечные соперники встретились в 1-м туре группового турнира Лиги чемпионов. Первый тайм завершился в пользу команды Олега Романцева— 2:0 (отличились Писарев и Тихонов). Однако после перерыва благодаря дублю Леоненко и голу Реброва футболисты Йожефа Сабо одержали сверхволевую победу.

Вспоминаем тот драматичный поединок.

«Динамо» (Киев) — «Спартак» (Москва) — 3:2 (0:2)
Голы: Писарев, 12 (0:1). Тихонов, 38 (0:2). Леоненко, 48 (1:2). Леоненко, 76 (2:2). Ребров, 86 (3:2).
Нереализованный пенальти: Михайленко, 25 (вратарь).
«Динамо» (Киев): Шовковский, Лужный, Ващук, Леженцев, Шматоваленко (Хомин, 66), Ковалец, Косовский, Скаченко (Ребров, 66), Михайленко, Леоненко, Призетко.
«Спартак» (Москва): Тяпушкин, Мамедов, Тернавский, Цымбаларь, Рахимов, Чудин, Надуда, Аленичев (Мухамадиев, 61), Пятницкий, Писарев, Тихонов (Родионов, 43).
Предупреждения: Надуда, 56. Мухамадиев, 76. Призетко, 87. Хомин, 89.
14 сентября 1994 года. Киев. Стадион «Олимпийский». 90 500 зрителей.

«Динамо» давило — Писарев и Тихонов забивали, комментатор «топил» за Киев

— Первого матча со «Спартаком» ждала вся Украина, мы это чувствовали. Не допускал мысли, что можем проиграть. Просто не имели на это морального права! Сошлось все — и значение встречи для страны, и сумасшедшая поддержка, и приличные премиальные. На нас почти 100 тысяч смотрело, — рассказывал в интервью украинским СМИ Виктор Леоненко.

Бывший помощник Романцева по «Спартаку» Вячеслав Грозный в телефонном разговоре с корреспондентом «СЭ» несколько раз подчеркнул, что никакого пренебрежения со стороны украинской публики москвичи не почувствовали.

— Конечно, этот матч всегда был событием в советские времена. Настоящее противостояние! И вот жребий свел нас в группе в Лиге чемпионов с «Динамо», «Баварией» и «ПСЖ». Нет, какого-то давления на национальной почве не было. Никакого нагнетания! Отношения между клубами были профессиональными, человечными. Прилетели за день до игры. Отличная погода. Знали, что стадион будет битком. Очень теплая атмосфера. Правда! Никакого хамства, грубости на поле. Да, боролись, бодались, но все в рамках правил, — уверяет Грозный корреспондента «СЭ» 25 лет спустя.

У этой игры хватало подоплек. Почти полсостава «Спартака» имело киевское прошлое. Цымбаларь несколько лет учился в спортинтернате в столице Украины. Онопко, Никифоров, Тернавский и Надуда выступали в дубле, Мухамадиев тренировался с основой перед сезоном-1991.

«Спартак» не мог рассчитывать на дисквалифицированных Онопко и Никифорова, а также на травмированного Хлестова. У «Динамо», напротив, полностью оправился от травмы бомбардир Леоненко.

Киевляне почти сразу завладели территориальным преимуществом и первыми нанесли удар в створ. Это Косовский пальнул со средней дистанции — вратарь сборной Украины (!) Тяпушкин потащил. И тут же красно-белым удалась голевая атака. Надуда на левом фланге здорово накрутил опытного Лужного и навесил в штрафную, где Писарев, в жесткой борьбе опередив защитников, вколотил мяч под перекладину. Очень эффектно!

Кстати, из винницкой «Нивы» Надуду приглашали в команду Романцева на другую позицию.

— В «Спартак» меня брали на место Пятницкого, который собирался переезжать в Англию, -рассказывал полузащитник в интервью украинским СМИ. — Но на Туманном Альбионе у Андрея что-то сорвалось. Он вернулся, я пошел налево — в смысле, на левый фланг полузащиты. За полсезона забил один гол — в Камышине «Текстильщику» после передачи Димы Аленичева. Мы тогда 2:1 выиграли.

— Не жалеете, что в свое время не приняли предложение звавшего в «Динамо» Григория Суркиса?

— Нет, знал, что киевлянину в этой команде будет тяжело: ставка будет сделана на приезжих. А получать деньги за то, что греешь «банку» — не по мне. Да и физических нагрузок в Конча-Заспе я, игрок спартаковского плана, скорее всего, не вынес бы.

— За что в «Спартаке» получили кличку «Шерстяной человек»?

— Ребята заметили, что у меня волосы растут не только на груди, но и на спине. Вот и прицепилось. Я на эти приколы не обижался. Знаете поговорку: кто волосатый — у того денег много?

Пропущенный мяч совсем не смутил хозяев, и они имели две прекрасные возможности сравнять счет. На 29-й минуте Тяпушкин отбил мяч перед собой после могучего удара Ващука, но набежавший Леоненко перекинул не только голкипера, но и ворота.

И тут Георгий Саркисьянц, комментировавший матч по российскому телевидению, выдал свои симпатии: «Ну Леоненко, дорогой ты мой! Надо забивать! Ты же бомбардир!», — воскликнул он в прямом эфире.

В целом украинцы имели преимущество на флангах. Более резкие Ковалец и Косовский переигрывали Аленичева и Надуду. Именно Косовского сбил в штрафной будущий победитель Лиги чемпионов в составе «Порту». Арбитр сразу указал на «точку». Михайленко пробил не слишком удачно — Тяпушкин вышел победителем из дуэли. После финального свистка вратарь признается, что не гадал, а реагировал именно по удару.

«Спартак» же, по сути, использовал свой второй момент в матче. Пятницкий классным пасом нашел в чужой штрафной Писарева. Тот обвел Шовковского, но слишком далеко отпустил мяч. Однако набежавший слева Тихонов, опередив защитника, поразил ворота. Вместе с тем в том эпизоде Андрей получил травму, из-за которой покинул поле на 43-й минуте. Впрочем, даже с повреждением Тихонов мог оформлять дубль.

— Забивая гол, получил сильно по ноге от кого-то из киевлян, — рассказывал хавбек по горячим следам.- Однако когда буквально тут же Цымбаларь выдал мне пас, я сразу забыл про боль. Только вот промедлил с ударом...

Вместо Тихонова на поле вышел 32-летний Сергей Родионов, который, по большому счету, игру не усилил.

15 октября 1994 года. Москва. "Спартак" - "Жемчужина" - 5:2. Главный тренер красно-белых Олег РОМАНЦЕВ на руках футболистов.

«Спартак» в который раз умудрился пропустить из «раздевалки»...

Все началось переворачиваться с ног на голову сразу после перерыва.

— Ходят слухи, как здорово нас в перерыве Сабо завел, что мы 0:2 отыграли. Так вот, никак он нас не завел. Сидел, чуть ли не плакал. Был совершенно потерянный. Думал, наверное, о том, чтоб мы 0:5 не влетели, — рассказывал Леоненко в «Разговоре по пятницам» в 2008 году.

— Кстати, это чуть ли не единственный матч, когда Йожеф Йожефович во время перерыва молчал — обычно кружки кидал, стулья. Меня это только раззадорило. Диму Михайленко, не реализовавшего пенальти, никто не «доставал», а я просто попросил ребят: давайте мне мяч почаще — исполню, — добавил форвард уже в интервью «Киевским ведомостям» в том же году.

И исполнил. На 48-йминуте последовала длинная передача с половины поля «Динамо», Михайленко выиграл верховую борьбу, отпасовал вперед. Чудин махнул мимо мяча. Леоненко же смог обработать непростой пас, продвинулся к линии штрафной и, не сближаясь с Рахимовым, пробил точно в левый от себя угол — 1:2.

— Первый гол забивал прогнувшись, приняв мяч на плечо, после чего говорили, что я рукой подыграл. Ничего подобного! — вспоминал нападающий 15 лет спустя.

— Мы в который уже раз умудрились пропустить сразу после перерыва, — сокрушался после финального свистка Тихонов. — И ребята забеспокоились: как бы ни случился второй.

Тему проблемы с психологией развил Писарев.

— «Спартак» — более опытная команда по сравнению с «Динамо»? — перепросил он корреспондента «СЭ» после матча. — Это почему же? Ведь из весеннего состава мало кто остался. И посмотрите — сколько новичков! Не каждый смог себя проявить. Наши игроки боялись ошибиться: не искали мяч, а старались скорее от него отделаться. И почти каждого преследовала предательская мысль — это что, повторение с «Торпедо»?

За четыре дня до матча в Киеве «Спартак» во встреча с автозаводцами упустил преимущество в два мяча. В первом тайме отличились Мухамадиев и Цымбаларь (Это был последний гол Ильи в сезоне-1994). После перерыва красно-белые сразу получили гол из «раздевалки» в исполнении Прокопенко, а на 87-й минуте итоговый счет установил Поземов — 2:2. Вырисовывается проблема второго тайма?

До 65-й минуты Киев владел ощутимым преимуществом. Впрочем, по сути, имел лишь один реальный момент. Это Ковалец метров с 30 пробил рядом со штангой. Другое дело, что у спартаковцев совершенно не клеился комбинационный футбол. Выделялся Пятницкий, но партнеры его далеко не всегда понимали.

«Если бы все спартаковцы играли, как Пятницкий, гости не уступили бы и, может быть, даже не сыграли бы вничью», — писал в своем материале по матчу корреспондент «СЭ» Игорь Рабинер.

В этот отрезок гости запомнились дальними ударами 20-летнего дублера Чудина. Все — в «молоко». Причем рыжеволосый хавбек «стрелял» при первой же возможности.

— Сергей имел большой потенциал. У него очень сильный удар! Пробивал с 40 метров, и можно было не увидеть, как летел мяч, — рассказывает про своего бывшего подопечного Грозный. — Из тех, с кем я вообще работал, могу сравнить его только с Германом Кутарбой. Чудин обладал неплохой техникой, хорошо играл головой. Умный парень. Конечно, ему хотелось чаще выходить в основе. Но как это сделать, когда есть Рахимов, Онопко, Никифоров, Пятницкий? Да почти нереально! Так что где-то ему не повезло. В итоге Чудин ушел в нижегородский «Локомотив». Думаю, он чувствовал, что в принципе может конкурировать за место в составе, но в тот момент просто не получалось... Ведь даже в Киеве он отыграл на нормальном уровне. Способный футболист. Может быть, ему надо было немного набраться терпения, чтобы дождаться своего шанса. Михайличенко в Киеве лет пять терпел. Возможно, так стоило поступить и Чудину. Ведь уехали Онопко, Никифоров, Рахимов — появились бы другие возможности.

Грозный ничуть не преувеличивает по поводу пушечного удара Чудина. За месяц до матча в Киеве именно Сергей спас «Спартак» от поражения в дерби с ЦСКА (1:1). Да как спас! Метров с 35 с правой ноги зарядил точнехонько в дальнюю «девятку». Видео прилагается (смотреть с 23-й секунды)

Цымбаларь мог «убивать» киевлян — спас Шовковский

Романцев убрал с поля Аленичева, бросив в бой Мухамадиева. По идее мог выпустить еще и молодого Кечинова, но не рискнул. А ведь у Валерия были свои счеты с «Динамо».

— Как я тогда мечтал забить киевлянам — словами не передать! — сокрушался потом Кечинов в интервью «СЭ», — Голом хотел расквитаться с ними травму, полученную в Испании!

— Что за травма?

— На турнире в Испании 1993 года повреждение мне нанес Лужный. Оно выбило меня из строя до конца года. Диагноз? Надрыв боковой связки коленного сустава...

Динамовцы не смогли провести весь тайм в высоком темпе и откровенно «просели» минут на 10. И вот тут «Спартак» мог убивать интригу.

Пятницкий, разобравшись с двумя защитниками, отдал направо Писареву. Николай прострелил в центр штрафной. Тот же Пятницкий по мячу не попал, зато на шикарной ударной позиции оказался Цымбаларь. Илья своей волшебной левой бил казалось наверняка — в верхний угол. Шовковский невероятным образом успел среагировать.

— Неожиданностью для меня стала очень слабая игра Цымбаларя, — заметит после встречи Романцев. -В Москве (в матче с «Торпедо» — Прим. «СЭ») он выглядел неплохо, был одним из лидеров. Что случилось с ним в Киеве — понять не могу... Не пошло, наверное. Такое бывает. А вот Тихонову я должен выразить благодарность за тот героизм, который он проявил. Играл с распухшей ногой и забил гол.

Более того, Цымбаларю, который перестал проходить в состав «Спартака», «досталось» от тренера и в конце сезона. Романцеву пришлось тогда подбирать слова.

— Слева у вас почти весь год выступал Цымбаларь. Что с ним случилось на финише сезона? — спросили рулевого красно-белых.

— Он сыграл так неровно, что и говорить не хочется...

— Сейчас мне сложно сказать, что тогда произошло с Цымбаларем во второй части сезона, — говорит Грозный. — Знаю одно. Илья, светлая ему память, один из самых талантливых атакующих игроков вообще в истории «Спартака»! Быстрый, очень тонкий, хитрый, умный, нестандартный. И очень коллективный, командный! Если говорить про матч в Киеве, то нужно отдать должное динамовцам. Они оказались прекрасно готовы физически, особо не давали нам атаковать, постоянно прессинговали, фолили. Илье было сложно себя проявить. Но для меня Цымбаларь — все равно топ. Не зря же его в 96-м году Дино Дзофф хотел забрать в «Лацио».

— По-вашему, в 94-м Цымбаларю объективно еще не хватало стабильности?

— Понимаете, если средний игрок проводит весь сезон на среднем уровне, вы о нем ничего не напишите. Так? Ведь он не прыгает выше головы. А к топовому, талантливому футболисту требования всегда завышены. Поэтому и Романцев всегда ждал от Ильи большего. И потом, наверное, нужно еще сказать про одну особенность того состава.

— Какую?

— Тогда все-таки первую скрипку в созидании играл Андрей Пятницкий. На нем многое было завязано. Илюша какое-то время находился в его тени.

Так или иначе, критика Романцева в адрес Цымбаларя возымела свое действие. В сезоне-1995 именно Илью признают футболистом года в России. В голосовании он опередит Олега Веретенникова и Виктора Онопко.

14 сентября 1994 года. Киев. "Динамо" (Киев) - "Спартак" - 3:2. Виктор Леоненко получает автомобиль "Ауди" - приз лучшему игроку матча.

«Подкалывал Тяпу — куда ж ты побежал?!»

Но вернемся непосредственно к киевскому матчу. Помимо Цымбаларя, точку в той игре мог поставить и Пятницкий. Классно сыграв в «стенку» с Мухамадиевым, он все же не выцелил в правый от себя угол с семи метров...

Возмездие наступило практически сразу. И ведь, казалось, москвичи уже отбились после затяжной атаки, вынесли мяч из своей штрафной. Однако Мухамадиев вдруг споткнулся, подарив «снаряд» Косовскому. Последовала мгновенная разрезающая передача на Леоненко, который в ближнем бою технично подрезал мяч над Тяпушкиным — 2:2.

— Ой, я Тяпу потом «травил». Говорил ему — ну куда ты тогда побежал? Вот тебя и перекинул. Его ошибка в том голе, — со смехом сейчас вспоминает Леоенко.

И вот тут «Спартак» «поплыл». В результате недопонимания Цымбаларя и Родионова свежий Ребров прорвался по флангу, навесил в штрафную — точно на голову Ковальцу.

«Удар, гол, гол! А, нет... Но мне показалось, что мяч летит в сетку», — это гамма эмоций комментатора Саркисьянца.

Через пару минут уже Ковалец, накрутивший на входе в штрафную Чудина, выступил в роли диспетчера. Результативного. Тернавский после заброса проиграл позицию Реброву, который протолкнул мяч в сетку. Тяпушкин был бессилен — 3:2. Сверховлевая победа подопечных Сабо.

— Сравняли мы счет минут за 15 до финального свистка — уже счастье, — впоследствии цитировали Леоненко «Киевские ведомости». — Ведь если смотреть правде в глаза, «Спартак» тогда посильнее был. Мы же просто бились с открытым забралом. И, в конце концов, совсем еще юный Серега Ребров с подачи своего тезки Ковальца забил победный мяч. Счастье было просто беспредельное — что на трибунах, что в раздевалке.

— Почему победили? Да потому что несколько человек сделали тогда игру. Вот и все! — 25 лет спустя Леоненко на первый взгляд совсем не похож на себя и более чем лаконичен в беседе с корреспондентом «СЭ». Но это только первые ощущения от разговора...

— Несколько — это вы и Ребров? — уточняю у экс-форварда московского и киевского «Динамо»

— Я же не колхозник какой-нибудь — привык честно отвечать на вопросы. «Спартак» вел 2:0, но мы все перевернули. Так бывает. Да, я и Ребров. Тут стесняться нечего. Причем его гол я считаю самым важным. А он все на меня дуется. Блин, ну это его проблемы.

— Почему дуется?

— Я же его критиковал, когда он работал в киевском «Динамо». Вот Ребров меня врагом и считает. Ну и пусть так думает...

— То есть, герой матча Ребров, а не вы?

— Для меня — он забил самый важный гол. Мой дубль? Это моя работа. Чему удивляться? Это сейчас человек один мяч забьет и сразу везде интервью раздает. Форвард обязан забивать! Обязан! А сколько сейчас забивают нападающие? Просто смех. Обычно отличаются полузащитники. Такая вот проблема. Что в Киеве, что в «Спартаке». Мне тут как-то сказали: «Луиз Адриану крут, забил 10 мячей в премьер-лиге». Я им: «За сколько встреч? Почти за 30? Ну ну...» Причем он же играл не в «Томи», а в «Спартаке». Хотя для меня «Спартак» умер после ухода Романцева.

— Почему?

— Сейчас это не «Спартак». Где комбинации? Черт знает что! Играют, как получится, миллион тренеров поменяли. Когда команда отходит от своего стиля — все, досвидос! А вот тот, прежний, романцевский «Спартак» я уважал.

«Ну не может Чудин сыграть сильнее Онопко!»

Через несколько дней после поражения Романцев выглядел вполне спокойно и философски рассуждал о причинах такого итогового результата в Киеве.

— Что делать, если мы были лишены трех основных игроков обороны. Помимо Онопко и Никифорова, не забывайте еще про травму Хлестова. — заметил Олег Иванович в разговоре с корреспондентом «СЭ». — Я не рассчитывал на чудеса. Ну не может Чудин ни с того ни с сего сыграть сильнее Онопко! Так же как и Тернавский превзойти Хлестова. Никуда нам от этого не деться.

— Понимали, что против «Динамо» будет очень тяжело?

— До игры я считал, что у соперника больше шансов, чем у нас. Киевляне не испытывали проблем с составом — все больные у них выздоровели. Честно говоря, счет 2:0 до перерыва стал для меня полной неожиданностью.

— Отсутствие Онопко, Никифорова и Хлестова — даже не большая, а огромная, огромнейшая проблема для того «Спартака», — признает спустя 25 лет Вячеслав Грозный в телефонном разговоре с корреспондентом «СЭ», — Онопко — основной, ведущий опорник. Никифоров — центральный защитник, от которого очень многое шло. Это и игра вверху, и передачи, и подстраховка, и все остальное. Дима Хлестов — практически непроходимый защитник, который мог действовать как в центре, так и на флангах. В общем, выйди против киевлян Никифоров, все могло сложиться по-другому. С Онопко в составе тоже все понятно. Когда он в опорной зоне, это означало выигрыш всех стандартов. Хлестов выглядел предпочтительнее Тернавского. Сложно спорить с тем, что их отсутствие сказалось... Это все равно, что убрать из «Барселоны» Месси!

— Вы не преувеличиваете?

— Нет. Только мы потеряли ключевых игроков в обороне, а не в атаке. Разница только в этом. Отсюда и такая агрессия динамовских форвардов. Мы и пенальти получили необязательный. Нарушение со стороны нашего игрока там действительно было. Хорошо, что Тяпушкин потащил удар Михайленко.

Пришлось выпускать молодого дублера Чудина. Да и такие ребята, как Надуда, Аленичев, по сути, впервые выступали на столь серьезном уровне, как Лига чемпионов. Плюс пришлось пойти на ряд тактических изменений.

— Что вы имеете в виду?

— Пятницкий, например, вынужден был опуститься ниже, ближе к опорной зоне. Поэтому поменьше участвовал в организации атак.

— Романцев еще до матча понимал, что шансов немного?

— Он никогда не жаловался. Так мне и сказал: «Викторович, а смысл рассуждать о наших потерях?». Олег Иваныч — мудрый человек.

А вот главный тренер киевлян Сабо не считал, что потеря Никифорова стала для «Спартака» серьезной проблемой.

— Конечно, спартаковцам не хватало опытного Онопко. Зато прекрасно справился с ролью либеро Рахимов, — говорил через несколько дней после игры Сабо. — Я бы такого защитника — грамотного, техничного хотел видеть у себя в составе. Думаю, когда противники наступают по всему фронту, он посильнее Никифорова будет. В чемпионате России со «Спартаком» так дерзко никто не играл. Мы же атаковали большими силами, заставляли их ошибаться. Вот они и растерялись немного.

«В этом «Спартаке» есть только Тяпушкин, Пятницкий и Онопко. Остальные — средние»

— Думал, что «Спартак» посильнее будет, — бравировал герой матча Леоненко через день после встречи в интервью «СЭ». — Фактически сейчас, на мой взгляд, это команда трех человек — Онопко, Пятницкого и вратаря Тяпушкина. Онопко не было, Тяпушкин не господь Бог, а Пятницкий — как ни бился — один в поле не воин. Остальные — средние футболисты. Мне, например, неприятно было наблюдать, как реагировал на первый гол Надуда, какие жесты он показывал. Он еще все-таки не Марадона, чтобы так себя вести. Так что все случилось по справедливости — ведь почти по всем объективным статистическим показателям мы «Спартак» в два раза превзошли.

— «Спартак» — команда трех человек? Хм. Это мнение Леонеко, он имеет на него право. Но я с ним не согласен, — парирует Грозный четверть века спустя.

— Почему?

— «Спартак» был силен командной игрой. Кто-то выделялся в одной встрече, кто-то в другой. Романцев не хотел, чтобы коллектив зависел от одного футболиста. Была система комбинаций, в которую вписывались исполнители. Мы исключали футбольный эгоизм на поле. Невозможно было не отдать передачу партнеру, если тот находился в более выгодной позиции.

Это скорее эмоции Виктора. Но тогда возникает вопрос: почему мы в Москве победили — 1:0? Кто тогда мешал динамовцам увезти очки? Я вообще не представляю, как Леоненко мог оценивать возможности всех наших футболистов.

— Почему же?

— Проигрывая 0:2, ему не до этого было. А забей Илья Цымбаларь третий мяч, он бы такого не говорил! Вот и все. При этом я заметил выше, что Леоненко имел право так высказываться.

— Слушайте, а что я тогда не так сказал?! — Леоненко и сегодня продолжает стоять на своем. — В чем я не прав? Вы что Писарева на поле видели?

— Он вообще-то гол забил и мог стать автором результативной передачи на Цымбаларя.

— Хм. Да там Ващук накосячил. Рахимов — да, старался. Чудин начудил. Ну на своем уровне, короче, сыграл... Вот Пятницкий — да, реально опасен. Человек мог сделать погоду, разницу. Тихонов — хороший футболист, но в той игре мне особо не запомнился.

Здесь все-таки стоит заметить, что во второй части сезона «Спартак» действительно испытывал кадровые проблемы. Причем объективные. После чемпионата мира в США команду покинули три ключевых футболиста. Карпин отправился в «Реал Сосьедад», Бесчастных — в «Вердер», Ледяхов — в хихонский «Спортинг».

— Если бы Карпин остался в «Спартаке», лучшим игроком всего чемпионата выбрали бы именно его, — скажет главный тренер «Спартака», подводя итоги сезона (В итоге футболистом года в России признали динамовца Игоря Симутенкова — Прим. «СЭ»).

— Его нельзя было удержать?

— К сожалению, нет. Карпин сказал мне, что потерял в нашем первенстве кураж, без которого становится неинтересно: «Выиграть один чемпионат — здорово, второй — хорошо, а третья победа уже каких-то повышенных эмоций не вызывает».

На правый фланг был приобретен у «Локомотива» молодой Аленичев, однако, как правило, на этой позиции действовал Писарев.

— С Писаревым на правом фланге ни Аленичев, ни Надуда сравниться не могут, — резюмировал Романцев. — У Аленичева, как ни странно, лучшие матчи получились слева.

Реванш

После победы над «Спартаком» «Динамо» больше не набрало очков в той Лиге чемпионов. Красно-белые же дважды сыграли вничью с «Баварией» — 1:1, 2:2. Причем в Москве мюнхенцы спаслись лишь на 90-й минуте.

23 ноября красно-белые принимали киевлян в «Лужниках».

«Спартак» смотрелся куда мощнее. Если бы не блестящая игра Шовковского, красно-белые могли победить крупно. Но точен оказался лишь Мухамадиев, переиграв голкипера киевлян после тонкого паса Пятницкого.

«Рад за него. Ему было сложно со своей школой вписаться в спартаковскую игру. Однако он всегда с пониманием относился к тому, что от него хотели, иной раз жертвуя своими индивидуальными качествами на поле», — похвалит Романцев уроженца Душанбе.

У киевлян же Леоненко упустил убойный шанс: ошибшийся было на выходе Тяпушкин потом бросился на мяч — словно грудью на амбразуру.

Концовка московского матча ознаменовалось удалением Ващука и громким комментарием выгнанного с поля защитника, который назвал Пятницкого симулянтом.

— Москвичи были объективно сильнее, — признает после встречи второй тренер украинцев Анатолий Демьяненко. — И по одним только моментам превзошли нас втрое, а то и вчетверо.

— Мы обязаны были взять реванш. Слишком уж горьким получилось поражение в Киеве. До этого четыре раза вели в счете и не смогли победить. Наконец, мы выиграли, — подчеркнул Рахимов.

— Решена ли проблема второго тайма? Да сегодня мы ровно провели весь матч, планомерно наращивали свое преимущество, — согласился со своим одноклубником Онопко.

Итак, перед заключительным туром «Спартак» и «Бавария» с 4 очками делили второе-третье место в квартете (красно-белые по дополнительным показателям стояли выше). Киевляне с двумя баллами в активе также сохраняли теоретические шансы на выход из группы. Не сложилось... Клубы с постсоветского пространства оказались биты.

Киев дома был разгромлен «Баварией» — 1:4, «Спартак» на выезде с таким же счетом уступил «ПСЖ».

— Почему после победы над «Спартаком» вы потом всем уступили? — задаю в наши дни вопрос Леоненко.

— Зато мы смотрелись достойно, боролись! Я горжусь, что мы тогда встречались с реальными чемпионами своих стран. Это был мощный турнир — не то, что сейчас...

Да, уступили. Могли ли рассчитывать на большее? Наверное, можно было увезти из Москвы ничью. Но я пару моментов не реализовал. С лета бил — сетку бы порвал! Но мяч мимо «девятки» просвистел. И Игорь Михайлович (Суркис — Прим. «СЭ») меня тогда здорово отматерил.

— Вот как?

— Но ничего страшного. Это сейчас наори на футболиста — он пойдет повесится, или уедет к маме, жене... Всем проиграли, говорите? А вы вспомните тот «ПСЖ»! Машина! Так что чему вы удивляетесь? Все объективно. С «Баварией» у меня был один-единственный шанс. Но я решил пробить между ногами Кану. А он «пятой точкой» успел отбить, вовремя сел. Да и «Спартак» в Киеве не без везения победили. Просто важно, что не опустили рук. Все-таки 100 тысяч на стадион пришло. У ребят ноги тряслись, некоторые побелели. Но все равно нашлись у нас те, кто вытащил матч!

— Кто все-таки был сильнее в 1994 году — «Спартак» или киевское «Динамо»? — задаем вопрос Грозному.

— Считаю, обе команды довольно приличного уровня. Просто разностилевые. Горжусь тем, что работал в «Спартаке! Хотя и живу на Украине, в душе я спартаковец!

— В том квартете мы, пожалуй, были самыми слабыми, — считает Леоненко. — Играли в основном на контратаках. Но не всегда получалось. Ну и мастерство отдельных футболистов иногда сказывалось. Думаю, что «Спартак» -94 посильнее. У москвичей футбол был более поставленный. Тогда красно-белые обладали своим стилем. Теперь модель игры пропала. Когда вернется этот стиль? Да не знаю я. Может, и никогда. Романцев ушел — и все...

72
  • KANT - настоящий КБ-брат, нечего тут на него бочку катить! Ну немного умом обделен, так чего же? Это не самое важное в КБ-брате.

    14.09.2019

  • Федор Сломом

    вовка соловьев, ты штоле?

    14.09.2019

  • Jean4

    Видеонарезку матча болельщик ДК видимо делал. Состав Спартака не показал даже, все голы ДК по 5 раз повторил, а голы Спартака без повторов.=) PS. Несколько игроков ДК после финального свистка бросились обниматься с арбитром, забавный момент.))) Ну и дымящий Федя на скамейке Спартака это сильно. У ОИРа вся скамейка курила, не курящих наверное в тренерский штаб не брал.

    14.09.2019

  • алексей исаев

    Было гол Днепр гол !

    14.09.2019

  • алексей исаев

    Да , там собирались .

    14.09.2019

  • rams

    ......,а "пятачок" болельщицкий за "Юбилейным" помните???? Красивейший город Мира-Днепропетровск,жил правда там всего 3 года.До армии полтора и столько же после..,но Метеор,Днепр,тех его игроков помню...Конец 70-х ,самое начало 80-х...Эх-ххххх!!!!

    14.09.2019

  • голос из Санкт-Петербурга

    И я помню крики болельщиков: "Днипро! Уперёд!"

    14.09.2019

  • Да, были времена... "любили" эту команду по всему Союзу, это правда.

    14.09.2019

  • alex111

    Я очень хорошо помню 80е-90-е жил в то время в Днепропетровске , а всю жизнь болею за Спартак. Так вот , кто бы не приезжал играть на Метеор , все игры проходили в нормальном болельщицком ключе , но когда был Спартак происходило просто сумасшествие , казалось что никакой другой матч , никакая другая победа не будет такой ценной , можно проиграть кому угодно , но только не Спартаку ! Все стены города были исписаны мелом , ... приезжал Спартак московский , х... cо...ть днепропетровский , ... как в жопе заноза , как в поле сорняк торчит в высшей лиге московский Спартак , аналогичные опусы были в Киеве , Донецке , Одессе .Поэтому матчи против Спартака собирали полные трибуны, творилось что-то невообразимое! Зенит , ЦСКА ,Торпедо , Динамо (М ) вообще не котировались , был только соперник N -1Cпартак ! Были большие времена , были великие матчи ,

    14.09.2019

  • freud-2

    Да я всякую колбасу видал.Нравилась языковая из Елисеевского. Сейчас , конечно есть, но не то..

    14.09.2019

  • голос из Санкт-Петербурга

    Скоро годовщина заражения детей в Академии Спартака вирусом гепатита А. Надеюсь СЭ подготовит материал и к этой дате тоже.

    14.09.2019

  • Як Цидрак

    Ха, народная на выдумки хитра, вот.

    14.09.2019

  • голос из Санкт-Петербурга

    Колбаса? Не бери в голову! Забей! Так легче жить.

    14.09.2019

  • $n10nep$

    Ну это уж слишком))

    14.09.2019

  • Як Цидрак

    Этзатем, чтоб КБдетям до 18, коих к букам не пускают, стало гордо от возможной исторической, сенсационной и трудной победы над фаворитом с Урала в славную годовщину исторического матча ДинК-Спартак.

    14.09.2019

  • freud-2

    90-е-это вообще футбольное безвременье.Старостин сохранил команду и она стала 9-кратным чемпионом.И что, давате каждый чемпионский год Спартаа описывать.Я болею за Динамо.У нашей команды заслуг не менее спартаковских.Почему везде только Черенков и Цымбаларь? А Численко, Маслов, Аничкин, Доюровольский и др.Что, хуже? Я про перебор материалов о Спартаке.Переименуют пусть тогда газету в Спартак-экспресс.Даже аббревиатуру менять не надо.СЭ

    14.09.2019

  • freud-2

    Ну опечатался впопыхах, а вы сразу образованность свою показать.И причём тут колбаса?

    14.09.2019

  • Пьяный Анкль Бенсий_

    Для этого мне необходимо Спартак обыграть.

    14.09.2019

  • Пьяный Анкль Бенсий_

    Вот ты его своими лайками и провоцируешь на написание ахинеи. Видит KANT твой лайк, и думает: "А ведь я фсиё правильно написал! Прям, как ИгрьЯклич!". И - к клавиатуре бегом.

    14.09.2019

  • $n10nep$

    Я вот не пойму, почему на Спартак кэф выше на главной? СЭ, зачем вы вводите людей в заблуждение. Это уже откровенный обман. И это уже не первый раз.

    14.09.2019

  • $n10nep$

    Мне кажется тебе надо было орден выдать, а тебя забанили.

    14.09.2019

  • голос из Санкт-Петербурга

    Есть 10000!

    14.09.2019

  • $n10nep$

    Лайк-то хрен с ним. За самоё стыдно! Вот вроде не я этот бред пишу, и чудо сие за Спартак вроде болеет, а стыдно мне...

    14.09.2019

  • Пьяный Анкль Бенсий_

    За лайк стыдно, или же за самоё KANT'а?

    14.09.2019

  • Пьяный Анкль Бенсий_

    Фсиё голову ломаю... Оно понятно, когда за победу над Спартаком брульянтовые ордена дають. Всё же Спартак, а не абы кто. Опять же, Президент Якутии, ибо Якутия - Саха, алмазодобывающий субъект Федерации, и брульянтов энтих там - как грязи. Но почему Президент Якутии игрокам Уралана ордена энти вручил? За Уралан топил, штоле? Или, как злокозненные конебомжи - против Спартака?

    14.09.2019

  • $n10nep$

    KANT - это нечто, такой далёкий от футбола человека, да наверное и не только от футбола. Такой дилетантизм в каждом посте проскакиевает, что даже мне стыдно за него. А я на днях ему еще лайк поставил.

    14.09.2019

  • гаттузо туп

    У-ха-ха(с).У вас на болотах можь и не было ничего,а у нас и сервелатий финский,и сырокопченые и ..разнокопченые и все было.Эт вы там у себя сидя на поребрике возле парадного жевали шаверму.))))).Бомжи вы и есть бомжи!)))

    14.09.2019

  • совва

    "А забей Илья Цымбаларь третий мяч, он бы такого не говорил!" Если бы у бабушки был ....

    14.09.2019

  • Лучше бы написали как под руководством Черчесова спартак с Динамо(К) играл.

    14.09.2019

  • Millwall82

    а что ж встречи 11 летней давности не вспоминаем?)))

    14.09.2019

  • голос из Санкт-Петербурга

    Я приближаюсь к "юбилею". Десятитысячному поставившему мне дизлайк большой привет!!! Сейчас 9993...

    14.09.2019

  • голос из Санкт-Петербурга

    В доисторические времена не было ни сервелатов, ни твёрдокопчённых колбас, ни мясных деликатесов. Была только колбаса по 2 руб. 20 коп. из отходов мясного производства и туалетной бумаги. И эта колбаса тоже считалась "по истЕне" народной! .....

    14.09.2019

  • голос из Санкт-Петербурга

    Спорт-Экспрессу больше писать не о чем? Такая же статья была в газете год или два назад. Только было озаглавлена - "23 (24) года историческому матчу". СЭ, что так и будете каждый год штамповать статейки про былое "величие" середняка РПЛ? Не удивлюсь, если через год будет де жа вю - "26 лет историческому просеру европозорища"....

    14.09.2019

  • Болела_23

    А что не так? Назови ещё одну команду 90-х. Нет её. Зеня и Цска в ..опе полной. Ротор если только с натяжкой.

    14.09.2019

  • freud-2

    Вот кто-то , знакомившийся с русским футболом прочитает ведущую в России газету и наверняка подумает, что в России был только Спартак, а в СССР только 2 команды Спартак и Динамо , Киев.А чемпионат СССР был аналогичен чемпионату Шотландии с Селтиком и Рейнджерс.Я ничего не имею против Спартака и даже симпатизирую этой по истене народной команде.Но это уже перебор, не кажется ли вам , господа журналисты.?

    14.09.2019

  • Mr.Trololo

    Прекрасно помню тот матч. Вся оборона Спартака была вне игры по дискве. Запомнилась сумасшедшая атмосфера. По сути это было продолжение классико СССР, вывеска, которую не переплюнуть ни в жизнь никаким Спартак-ЦСКА или Спаратак-Зенит. Это было сражение двух разных стилей. Но и соперники всегда были друг друга достойны. В Москве Спартак возьмёт реванш 1:0, гол забьёт Мухамадиев. И если мне не изменяет память, то в московском матче у киевлян дебютирует Шевченко.

    14.09.2019

  • HarryAngel

    с Карпиным, Бесчастных и Онопкой была б совсем другая игра. надуда, чудин, тернавски -кто все эти луди ?!?

    14.09.2019

  • Долой 37-ой!

    Вапщемта, Кубок УЕФА разыгрывается с сезона 1971/72. И кого накрячил Ференцвареш© в 1965 году - возле птички.)) (near bird)

    14.09.2019

  • Toha050

    Все верно,Спартак после ухода Романцева кончился-к сожалению.

    14.09.2019

  • Vovanpiter

    Да Леон там сам намазал больше чем Цимбаларь, особенно в первом тайме! Мог бы и антигероем стать если б Спартак не слился во 2м тайме, а так два гола-красавца и память на десятилетия

    14.09.2019

  • Долой 37-ой!

    Парма, вторым составом, вынесла из Кубка УЕФА Севилью, Штутгарт и Аустрию. Но президенту Якутии это знать не обязательно. И небось, соперники Пармы 4-ым составом играли? И где это ЦСКА ни разу в сторону ворот не ударил? В Якутске?

    14.09.2019

  • tulupp

    ПСШ 6 побед. Бавария 2 2 2 Спартак 1 2 3 Динамо 0 0 1. Этой победы Спартаку и не хватило выйти из группы. С Баварией были две ничьи и приемущество личных встречь. Не знаешь историю не пиши дерьма.

    14.09.2019

  • tulupp

    Хохлы нам тогда поднасрали, отобрали важные очки, и Спартак не прошел Баварию. В целом Динамо в тот год смотрелся ужасно, слил все матчи в чистую, а на следующий год за договорняк был и вовсе вышвырнут пинком.

    14.09.2019

  • Так, Кубок чемпионов, Стяуа с Црвеной Звездой брала... тоже не гранды, мягко говоря..

    14.09.2019

  • tulupp

    В Мосвку Парма привезла основной состав и была изнасилована 3:0. Второй состав в Италии был по причине риска вылететь в серию Б, это была необходимость. Парма чудо каманда в том сезоне. Провалила свой чемпионат, а в Кубке УЕФА повносила кучу фаворитов.

    14.09.2019

  • KANT

    В 1965 году победил Ювентус..

    14.09.2019

  • KANT

    Разве можено такое представить допустим в ЛЕ выпустить дублеров или второй состав в Полуфинале,как это сделала Парма с Цска?Потому что этот кубок уже потерял свою значимость,Парме нужен был Чемп а не Уефа,где собрались лузеры,ито помню Цска устроил антирекорд,ни одного удара в сторону ворот...Вот она значимость Кубка Уефа...

    14.09.2019

  • Долой 37-ой!

    Правда, за победу над Спартаком, игроки Уралана получили ордена с брилиантами,от президента Якутии?))

    14.09.2019

  • Долой 37-ой!

    Чмока, поведай нам, как "ЯжежМать!" полностью доминировала, и вынесла цыганку-ноунейма по ТТД. По угловым и аутам.

    14.09.2019

  • Просто, вас последние лет 15 все тычат, сам знаешь куда... вот и живете воспоминаниями о былом.

    14.09.2019

  • А ты где живёшь, в мухосранске, почитай инфу в инете, то что ты болельщик Спартака и твоё призвание обесценивать и обсерать победы основных конкурентов Спартака, это понятно! Но ты заявляя что ЛЕ сильнее Кубка УЕФА выглядишь смешным клоуном! Эти турниры равноценны!

    14.09.2019

  • Долой 37-ой!

    А в каком году вообще, Ференцвареш© Кубок УЕФА брал, если не секрет?

    14.09.2019

  • KANT

    Там левые клубы побеждали даже,что там сложного?Ипсвич Таун например ?Что это вообще?Где он?Он даже не Чемпион своей страны.

    14.09.2019

  • Для футбольного знатока Канта информация из ВИКИ чем отличается Кубо УЕФа от ЛИГИ ЕВРОПЫ - Лига Европы УЕФА (англ. UEFA Europa League) — ежегодный европейский футбольный кубковый турнир, который проводится под эгидой УЕФА с сезона 2009/10; второй по значимости после Лиги чемпионов. Первоначальное название — Кубок ярмарок (англ. Inter-Cities Fairs Cup), затем — Кубок УЕФА (англ. UEFA Cup).

    14.09.2019

  • Не неси чушь...В ЛЕ сейчас половина шлака...а КУЕФА, бывало, взять было даже сложнее, чем Кубок чемпионов.

    14.09.2019

  • Долой 37-ой!

    То ли Дерби с киевлянами в ЛЧ - 08/09! 2:8 по итогам двух матчей!

    14.09.2019

  • KANT

    В РАЗЫ СЛАБЕЕ!!!

    14.09.2019

  • Долой 37-ой!

    Удивительно, что ещё Чмока не выполз, с воспоминаниями о присутствии на этом матче.

    14.09.2019

  • То есть кубок УЕФА слабее Лиги Европы, я правильно понял?!

    14.09.2019

  • KANT

    Это УЕФА,а не ЛЕ,кубок Уефа брали команды,которые потом потерялись вообще,Ференцвареш или Ипсвич Таун который вообще потерялся..А вот ЛЕ,это другой уровень!

    14.09.2019

  • А ЦСКА в 2005 и Зенит в 2008 году не в счёт, они победители а не финалисты?!

    14.09.2019

  • KANT

    Эта Брага финалист ЛЕ,у нас не один российский клуб не может этим похвастать,у всех были поражения и Кошице,и у зенита и цска,тем более проигрывали клубам слабее Браги по рейтингу.Тем более такой разобранный строящийся Спартак,еще имел шансы на победу..

    14.09.2019

  • Ключевое слово были - Вот это были Дерби,настоящие команды были... Остаётся жить воспоминаниями о былом величии...

    14.09.2019

  • В Браге по мерседесу игрокам подарили за победу над Великим клубом!!!

    14.09.2019

  • KANT

    Вот это были Дерби,настоящие команды были,бились до последнего,принося радость болельщикам,цска и тем более зениту,такое бы и не снилось,их не считали за соперников.Но и они мечтали обыграть Спартак,это имя,за победу над которым футбюолисты Уралана получили ордена с брилиантами,от президента Якутии!Вот что значит Спартак!!!

    14.09.2019

  • бомжи блокадные крысы

    Ну и по большому счёту тот матч был товарищеским, т.к. ПСЖ и Бавария в группе, Спартак и Киев ни на что не претендовали.

    14.09.2019

  • бомжи блокадные крысы

    Спартак в той игре полностью доминировал и был на 2 головы сильнее киевлян. Результат той игры - банальная расхлябанность и недооценка соперника.

    14.09.2019

  • Спартаксис г.м.

    насчет мнения, что спартак умер с ухолом Романцева - согласен на все 100%. а ту игру смотрел, что называется в оба, и на победу там никто не наиграл. Впрочем, что вспоминать, если потом в тойже ЛЧ были такие позорные плюхи... Сейчас Кононов что-то пытается воссоздать, с диким скрежетом, потому что все эти стеночки-забегания-кружева, за которые над Спартаком в свое время глумились, как оказалось, спасибо Гвардьоле, - вершиной футбольного мастерства, которую еще хрен достигнешь...

    14.09.2019