Новости

16 мая 2008, 00:18

После бала кулаками машут

      В ресторане "Санкт-Петербург", что на манчестерской улице Sackville, в полночь по Гринвичу танцевали под легендарную "Мурку". После завоевания Кубка УЕФА там праздновали успех и веселились болельщики "Зенита".

      - Такой ажиотаж был, пожалуй, только в 1996 году, в дни чемпионата Европы, - рассказал корреспонденту "СЭ" хозяин заведения Сергей Кочерин. - Да и то не здесь, а в Ливерпуле, где мы годом ранее открыли первый ресторан "Санкт-Петербург". Я сам - питерский, занимался организацией концертов, но в то время это была слишком большая головная боль. Вот и решили мир повидать. Уехал с семьей в Ливерпуль, потому что это - город Beatles. Позже узнали, что Манчестер - город-побратим Петербурга, и открыли здесь в ноябре прошлого года второй ресторан.

      - Много живет в Манчестере россиян?

      - Есть тысяч тридцать-сорок русскоязычных, которых все зовут русскими. В Ливерпуле меньше - примерно десять тысяч.

      - Русскоязычная община и составляет основную часть вашей клиентуры?

      - Нет. В основном приходят англичане, которым мы показываем, что русская кухня - не только водка с капустой. Но в эти дни, конечно, наши посетители - россияне.

      - Сами футболом увлекаетесь?

      - Занимался волейболом, но и за событиями в футболе слежу. Когда в Ливерпуль приезжал "Спартак", был на матче.

      ...В центр города со стадиона автор этих строк шел после пресс-конференции с участием главных тренеров, когда основной поток зрителей уже схлынул. В основном люди в синих майках "Рейнджерс" - кто на вид трезвый, кто в явном подпитии - брели... навстречу. По всей видимости, они возвращались домой после просмотра матча на больших экранах и в пабах. Поймать такси было совершенно невозможно.

      Некоторые шотландские болельщики обменивались с россиянами шарфами, обнимались, фотографировались. Видел, как наши благородно угощали побежденных водкой, припрятанной на время матча в кустах.

      В центре картина была менее благостной. Фан-зона на площади Пикадилли Гарденс и прилегающая к ней территория выглядели поистине ужасающе. Пивные банки, всякого рода мусор и битое стекло покрывали асфальт сплошным слоем, так что складывалось впечатление, будто ступаешь по свалке.

      Болельщики, которым было негде ночевать, стояли и сидели возле гостиниц и закрытых подземных паркингов, из которых веяло теплым воздухом, набились в те бары, которые готовы были их принять. Какому-то бритоголовому типу разбили до крови череп. Чтобы остановить ее, пострадавшему прикладывали к голове бумажные салфетки.

      Позже мне рассказали, что до начала трансляции футбольного матча экран на Пикадилли Гарденс работал исправно. Но когда началась игра (о, ужас!) что-то сломалось, да так и не наладилось. Разъяренные болельщики "Рейнджерс" - а во время матча в фан-зонах были исключительно они, хотя бы потому, что россиянам въездная виза в Великобританию выдавалась только при предъявлении билета на стадион - принялись швырять бутылки. Произошли столкновения с полицией, имелись пострадавшие с обеих сторон. Инциденты продолжились и после финального свистка. Тем более что результат матча шотландскую публику тоже не порадовал.

      Когда в начале первого ночи я вышел из ресторана "Санкт-Петербург", мимо с воем пронеслась вереница полицейских машин, спустя полминуты - несколько карет "Скорой помощи.

      Вскоре возле вокзала я стал свидетелем небольшого столкновения шотландских фанатов, разгоряченных приемом алкогольных напитков на протяжении всего дня, с местным ОМОНом. Стражи порядка прижали группу хулиганов к стене и, как показалось в темноте, помутузили их. Некоторые почитатели "Рейнджерс" подняли руки: сдаемся, мол. Толпа рассосалась, а полицейские встали в линию, образовав живой барьер. В их сторону полетели бутылки и прочие предметы, а также всяческие истошные проклятья.

      Чтобы вызвать такси для поездки до загородного отеля, комната в котором нашлась незадолго до начала матча, я заглянул в гостиницу, в которой проживал в предыдущие дни. Вслед за мной в холл забежал чернокожий мужчина с разбитой головой. По лицу у него потоком лилась кровь.

      - На меня напали ни с того, ни с сего на автобусной остановке, - рассказал он, пока охранник гостиницы звонил в полицию.

      - Русские? - осторожно поинтересовался я.

      - Нет, шотландские отморозки. Я сам из Манчестера, ни на какой футбол не ходил. Не подтвердите, кстати, моей жене, что со мной произошла беда, и что я именно поэтому до сих пор не вернулся домой? Она мне не верит.

      С этими словами мужчина набрал номер и протянул мне мобильный телефон.

      Вот так после грандиозного вечера, который подарил "Зенит", довелось столкнуться с неприглядной действительностью. После красивого бала, да в грязь.

      ...Такси я ждал ровно два часа. Водитель рассказал, что автомобилей не хватает. Мало того что центр города перекрыт для транспорта, что многие гости поселились за городом, так  иные ухари уезжали ночью за 400 - 500 фунтов и в Глазго, и в Лондон. Ладно, переживем. Главное - наши победили.

      Александр ПРОСВЕТОВ

      Манчестер