Новости

23 января 2009, 14:30

Предтеча Бекхэма

Мария Никулашкина
Заместитель шефа отдела информации

     О юбиляре дня Андрее Канчельскисе рассказывает обозреватель "СЭ Интернет" Игорь ЛАРИН.

     Это было удивительное поколение. Рожденное на стыке 60-х и 70-х годов прошлого века и многими названное самым талантливым в истории отечественного футбола. Поколение, которое сразу же взяло с места в карьер и в бразильском стиле "натанцевало" на золото чемпионата Европы среди молодежных команд. Поколение, которое не мечтало уехать в лучшие клубы Англии, Италии и Германии, а в них чуть ли не нехотя и уж точно без особого пиетета отъезжавшее. Да еще не протиравшее там лавки для запасных, а исполнявшее самые ведущие роли.

     Шалимов и Мостовой, Канчельскис и Юран, Колыванов и Кирьяков - по большому счету все они на клубном европейском уровне здорово реализовались. Скажем, Мостовой стал подлинным кумиром болельщиков "Сельты", Шалимов своей игрой за "Фоджу" заслужил приглашение в "Интер", Колыванов в той же "Фодже" приближался к званию лучшего снайпера кальчо, тогда как Кирьяков в "Карлсруэ" замахивался на аналогичный титул в Германии.

     Однако даже на этом звездном фоне Канчельскис воспринимался как отдельная планета и даже галактика. Он был рожден, чтобы английскую сказку сделать былью. Взяв все лучшее из атлетичной киевской школы Лобановского и у своих кружевных партнеров по молодежке Добровольского, Шалимова и Мостового, Канчельскис был обречен ворваться в английский футбол российско-украинским экспрессом. Он выжигал правую бровку так ярко и талантливо, как, пожалуй, никто другой в футболе тех лет. Марафонский забег по всему флангу, продавливание защитников могучим, производства фабрики Лобановского корпусом и хитрый пласированный навес - вот авторский почерк Канчельскиса, одного из главных новаторов британского футбола 90-х годов.

     "Манчестер Юнайтед" тех лет был уникальной командой. Едва ли не первой, которая отказалась от типично островного, наивного, но чертовски симпатичного "бей-беги" и взявшей все лучшее у классического континентального футбола. Перешедшей с пуляния мяча на его контроль, с бега на забегания. И Канчельскис был одним из вдохновителей этой бархатной революции.

     В созвездии Гиггза и Кантона его звезда горела около пяти сезонов. За это время наш экспресс дважды выиграл чемпионат Англии, став свидетелем многих замечательных событий. От легендарного прыжка паука Кантона в сектор с нетрезвыми болельщиками "Кристалл Пэлас" до первых шагов в "МЮ" Бекхэма. Который - что показательно - при живом и царящем на правой бровке манкунианцев экспрессе не имел ни малейшего шанса его в конкурентной борьбе победить и пробиться в основу команды.

     Надо заметить, что и после "МЮ" Канчельскис сумел повоевать. Причем и в прямом, и в переносном смыслах. Завоевав с "Рейнджерс" два титула чемпиона Шотландии и отметившись там конфликтами с нынешними зенитовскими голландцами - тренером Адвокатом и полузащитником Риксеном. В итоге по сумме всех трофеев Канчельскис стал легионером номер один в нашей истории, конкуренцию которому может оказать разве что обладатель Кубка чемпионов Дмитрий Аленичев.

     Самое любопытное, что если на клубном уровне Канчельскису удалось обогнать соотечественников-ровесников, то в сборной он шел со всеми в ногу. В те сложные годы его поколение на этом уровне дружно не реализовалось, поскольку отвлекалось на  различные посторонние занятии - писало письма, делило премиальные, выдвигало тренеров. В итоге заставив Россию сменить эпитет "золотое" на "потерянное".

     Были у Канчельскиса в сборной и субъективные проблемы. В те годы национальной командой чаще руководил Олег Романцев, в горизонтальную систему игры которого вертикальный полузащитник не очень-то вписывался. Плюс на пятки Канчельскису начинал наступать спартаковский правофланговый Валерий Карпин. В результате две сильные фигуры порой съедали друг друга.

     Интересно, что и сегодня, в послеигровой жизни, два "К" вновь в одной лодке. Карпин руководит "Спартаком", Канчельскис - "Ностой". Жизнь, как и конкуренция, продолжается. Вот только странно, что рекордный для отечественного футбола опыт Канчельскиса востребован у нас не на высшем уровне, а лишь на первом.

     Поэтому завершу эти заметки лозунгом: "Мы ждем вас в премьер-лиге, юбиляр!"