4 сентября 2010, 00:11
Итак, российская сборная провела свой первый матч на пути к чемпионату Европы. Глобальных выводов делать не стоит, да и оценки конкретно по этой игре будем давать позже – на свежую голову. Пока же коснемся вот какой темы: можно ли болеть исключительно за клуб, оставаясь равнодушным к футболу на уровне сборных?
Отвечу сразу: можно. Хотя бы потому, что такие люди есть, и их немало. Как только Дик Адвокат огласил список вызванных на матчи с Андоррой и Словакией, по рядам болельщиков "Спартака" прокатился недовольный ропот: что это за сборная такая, в которой не нашлось места ни одному спартаковцу? Вопрос, конечно, стоило, скорее, адресовать руководству собственного клуба, но в любом случае составленная из футболистов "Зенита", ЦСКА и "Локомотива" команда не могла вызвать теплых чувств в красно-белом лагере.
К слову, точно так же в свое время болельщики ЦСКА были в оппозиции к сборной Олега Романцева, составленной из футболистов "Спартака" и легионеров, некогда игравших в его команде. Роковой ошибке Филимонова в матче с Украиной самые рьяные фанаты армейцев, страшно сказать, радовались. А что, чем не повод поддеть принципиального соперника? Уколоть в самое больное место, заодно повесив на их плечи тяжкий груз ответственности за неудачу "всей страны".
Разумеется, грести всех под одну гребенку нельзя. В конце концов, нет таких организаций под названием "фанаты ЦСКА" или "фанаты "Спартака". Нет у них ни президентов, ни устава, ни сложной структуры. Все законы здесь негласные, а фанатская общность – это сотни тысяч разных мнений по тысяче различных вопросов. Порой они совпадают, порой нет, но объединяющий фактор только один – любовь к своему клубу. Вот тут-то и возникают споры. Начиная от вопроса боления за или против российских клубов в еврокубках и заканчивая животрепещущей темой национальной сборной.
Те болельщики, которые считают себя настоящими или, выражаясь модным английским словечком, true, живут, руководствуясь нехитрым принципом: одна жизнь – одна команда. По их мнению, все, кто не может себя назвать фанатом того или иного клуба, вовсе не болельщики, а просто любители футбола, и на них негласные законы фанатского мира не распространяются, а значит, они вольны делать все что угодно – хоть каждый год переживать в премьер-лиге за разные команды. Между прочим, таких вот "любителей футбола" достаточно много. В 2005 году они болели за ЦСКА, в 2007-м – за "Зенит", в 2009-м – за "Рубин". Одним словом – глорихантеры (англ. glory hunters – "охотники за славой"), то есть те, кто болеет не за клубные цвета, а за победы.
Так вот, если исходить из принципа "одна жизнь – одна команда", на первом месте всегда стоит клуб. Тот, который однажды тебе приглянулся и изменить которому ты уже не имеешь права. То есть, можешь, конечно, но в фанатском мире тебя уже не будут не то что уважать, но и просто воспринимать. Твое мнение не будет иметь ровно никакого веса.
Верность – это ведь то, что ценится больше всего. Именно на ней основано и уважение. Проще говоря, старый болельщик "Спартака" куда больше уважает старого болельщика ЦСКА, чем того, кто раньше болел за "Локомотив", а теперь перед Лигой чемпионов вдруг стал переживать за красно-белых. Такой просто не будет считаться своим. Никогда. Никогда не поймут собратья по цветам и того, кто в еврокубках переживает за другой российский клуб.
Но если здесь логика более или менее понятна, то вопрос со сборной все же сложнее. Патриотизм – чувство, которое болельщики почему-то выпячивают больше всего, но ведь очень много таких, кто НЕ переживает за сборную, хотя она, казалось бы, представляет страну и играет не под клубными цветами, а под флагом целой страны.
Пытаясь понять логику, я связался с фанатами нескольких московских клубов. Именно с теми, для кого родной клуб – это жизнь и особая философия. К моему удивлению, ответы оказались на редкость единодушны, разве что акценты были расставлены по-разному. Если у поклонников ЦСКА и "Динамо" больше сквозило равнодушия, то у спартаковцев, понятное дело, недовольства. Общий тон высказываний примерно такой: нам не нравится питерская сборная под руководством питерского тренера Адвоката. Выигрывает - хорошо. Проигрывает – не трагедия.
- А для тебя важно, сколько игроков клуба представлено в сборной? – спросил я знакомую болельщицу ЦСКА, старающуюся не пропускать ни домашних, ни выездных поединков армейского клуба. (Ее слова, в отличие от того, что сказали остальные, все-таки можно публиковать без купюр).
- Чем меньше россиян, тем лучше. Никто не травмируется. С учетом лимита, каждый "паспорт" на счету. А вот легионеры пусть ездят – это престижно для клуба.
- Почему все-таки нет тех эмоций, когда играет сборная?
- Пусть за сборную болеют обыватели. Те, кто раз в год ходят на Германию или Словению и устраивают пьяный дебош на улицах после побед. Это – чистой воды стадный инстинкт.
- Но ведь совсем недавно все активные фанатские группы российских клубов объединились, чтобы поддерживать сборную?
- Это все политический проект, а значит – профанация. Сидеть на одной трибуне с противниками и петь одни песни – это бред.
- Выходит, сборная останется без поддержки?
- Еще раз говорю – есть много обычных болельщиков, любителей футбола. Почему они не приходят на стадион?
- Если бы в сборной играли одни только спартаковцы, ты бы болела против нее?
- Ну, над поражениями я бы больше ехидничала. Но если сборная из спартачей выиграет ЧМ, я порадуюсь, хоть и без фанатизма. Против сборной болеть - это как-то совсем некрасиво. Лучше уж 11 кудряшовых в сборной России, чем один Веллитон.
- Что лучше: ЦСКА в финале Лиги чемпионов или Россия в финале чемпионата мира?
- Первое!
Смысл, я думаю, понятен. Можно с фанатами не соглашаться, называть их "оголтелыми", "отморозками", но с этим подходом придется смириться. Такой точки зрения сегодня придерживается большинство тех, кто заполняет наши стадионы на матчах премьер-лиги и не щадит свои глотки, поддерживая родные команды. Для них сборная стоит однозначно на втором месте после клуба. Быть может, и в самом деле пора прийти на стадион тем, кто болеет дома по телевизору? Ведь именно они возмущаются больше всех, когда узнают, что кто-то болеет против своих в еврокубках или равнодушно относится к сборной.
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ