Статьи

30 октября 2010, 00:16

Вувузела надоела, или Руки прочь от вувузелы

Пройдет череда лет – и мало кто вспомнит, что талисманом ЧМ-2010 был зеленоволосый гепардик Закуми. А вот вувузелы, взвизгивающие в самые неожиданные моменты и монотонно жужжащие во время игры, врезались в память всем, кто летал в ЮАР, и даже тем, кто смотрел трансляции оттуда по телевизору. Вувузела стала символом турнира, и спустя годы прошедшее первенство и южноафриканский футбол в целом будут ассоциироваться с этим атрибутом боления.

С одной стороны, в пронзительных дудках заключалась "фишка" чемпионата в Африке, с другой, из-за них он стал самым шумным в истории. Их гудение вызывало раздражение даже у людей с крепкой нервной системой, а у легковозбудимых возникала головная боль. Оно мешало контактам на поле между игроками, не позволяло сосредоточиться журналистам. Телевизионные компании устраняли гул с помощью "глушилок".

Вувузелы были объявлены впоследствии инструментами "нон грата" на матчах многих английских клубов, их не разрешают в чемпионатах Франции и Турции. Наконец, УЕФА запретила их использование во время игр еврокубков и отборочных встреч Euro-2012. Правда, в Африке с ее неистребимыми комплексами некоторые увидели в этом дискриминацию. Так, футбольная ассоциация Малави выразила мнение, что запреты вувузел в Европе - кампания против чисто африканского изобретения. "Мы должны гордиться тем, что вувузелы придали своеобразие чемпионату мира в Южной Африке", - заявил один из руководителей этой организации Сузго Ньиренда.

И вдруг – о Боже! – вувузелы оказались под угрозой запрета и в самой ЮАР. И не только на матчах по регби, где их еще по ходу ЧМ-2010 поставили вне закона, но и в футболе. После того как в южноафриканском clasico "Кайзер Чифс" - "Орландо Пайрэтс" фанаты "Вождей" принялись швырять дудки на поле "Соккер Сити", целясь в арбитра на линии (надо полагать, пластиковые изделия были отягощены каким-то грузом), клуб оштрафовали за поведение болельщиков на 500 тысяч рандов (72 тысячи долларов). Наказание, впрочем, вынесли условное – оно будет приведено в исполнение в случае повторения чего-то подобного. Тем не менее влиятельный владелец "Чифс" Кайзер Мотаунг, входящий в исполком Южноафриканской федерации футбола и совет управляющих национальной премьер-лиги (PSL), одним из основателей которой он является, выразил мнение, что от вувузел футболу нет никакого проку, и что если зрители будут продолжать использовать их не по назначению, с этими изделиями надо не пускать на трибуны. Фанаты в ответ пригрозили бойкотировать матчи национального чемпионата.

Вообще-то мир открыл для себя южноафриканские дудки не во время ЧМ-2010, а годом раньше, когда в ЮАР проходил Кубок конфедераций. Для них подыскали историческое обоснование: мол, ведут они начало от изогнутых рогов антилопы куду, в которые дули, созывая жителей деревни на собрание. Вытащили на свет поверье, что сильный шум убивает бабуина, и поэтому-де местные болельщики дуют в дудки что есть силы ближе к концу матча, чтобы покончить с сопротивлением соперника.

Считалось, что слово "вувузела" переводится с языка зулу как "производить шум", хотя это была только одна из лингвистических версий. В преддверии ЧМ-2010 нашелся давний болельщик "Кайзер Чифс" Фредди Мааке, который представил прессе старые фотографии, на которых он запечатлен с дудкой, изготовленной еще в 1965 году из алюминиевой велосипедной рамы. Он также утверждал, что дал своему инструменту имя, которое происходит от зулусских слов со смыслом "добро пожаловать", "единство", "праздновать".

Однако какую бы фольклорную базу ни подводили сегодня, традиция дуть в вувузелы во время футбольных матчах относится к новейшей истории. 

Лично мне довелось впервые увидеть вувузелы и услышать от коллег их диковинное имечко, которое теперь включено в Оксфордский толковый словарь английского языка, на Кубке Африки-2006 в Египте, куда приехала импозантная группа южноафриканских любителей футбола. На Кубке Африки 1996 года, который проводился в ЮАР, никакие рожки на глаза не попадались. И это не случайно.

Изготовленные из жести вувузелы получили распространение у фанатов "Кайзер Чифс" и "Орландо Пайрэтс" в 90-е годы, но то были штучные изделия. Всеобщую популярность они получили после того как в 2001 году предприятие Masincedane Sport наладило промышленный выпуск товара из пластика. Белый гражданин ЮАР Нил ван Шалквик, в прошлом футболист, как-то увидел на трибуне болельщика, дувшего в рог, и задумался о том, не поставить ли производство инструментов на широкую коммерческую основу. Тем более что он сам работал на фабрике по производству изделий из пластмассы. Себя ван Шалквик, обогатившийся на африканской экзотике, посему позиционирует как рационализатора, а не изобретателя вувузелы. ЧМ-2010 пришелся для его компании как нельзя кстати.

Многие местные любители футбола теперь и не мыслят боления без вувузел. Отнять у них эту игрушку будет трудно.

- Мы никому не позволим неуважительно относиться к вувузелам, - заявил после угроз, прозвучавших из уст Кайзера Мотаунга, известный в ЮАР фанат "Чифс" Мачака Масило. - Это инструмент, изобретенный в Южной Африке, который настолько полюбился гостям страны во время чемпионата мира, что они захватили его с собой в Европу.

Между тем мнения в болельщицкой среде присутствуют полярно противоположные, о чем свидетельствует любопытная полемика на сайте южноафриканского журнала Kick Оff. Приведу цитаты вперемежку, без сортировки.

- Хотят увидеть пустые стадионы – пусть запрещают вувузелы.

- Я устал от этой вувузельной темы. Пусть их запретят, если в них что-то не так. В любом случае они не имеют к нашей культуре никакого отношения.

- Запретите эту хреновину. Мы добивались успехов и без нее. О какой истории ведется речь?

- Все, кто хотят запретить вувузелы, глупцы. Если какие-то тупые пьяницы бросили их на поле, то это не значит, что надо вводить запрет. Если я кину на поле ботинок, вы обувь запретите?

- Запретите вувузелы! Спасибо хулиганам "Кайзера".

- Если честно, я хожу на стадион ради вувузел. Иначе смотрел бы игры по телевизору. Вот увидите, стадионы опустеют, и спонсоры уйдут из футбола.

- Это не наша культура. Нашелся бур, которому пришла идея сделать на нас деньги. Где были эти вувузелы в 1996 году?

- Ненавижу вувузелы. Их надо запретить.

- Вувузелы должны быть запрещены раз и навсегда. Какой команде этот шумный и бесполезный инструмент помогал? Проживем и без них.

- Чем диктовать фанатам, что можно проносить на стадион, а что нельзя, лучше бы боролись с курением марихуаны на трибунах прямо на глазах у детей. Если бы зрители видели на стадионах качественный футбол, им не требовались бы вувузелы. Но лига полна посредственных игроков. А во время чемпионата мира, когда гости жаловались на вувузелы, что-то Кайзер Мотаунг помалкивал.

- Когда их запретят, я буду счастливейшим из людей, потому что на стадион мы ходим, чтобы смотреть футбол, а не слушать эти назойливые инструменты.

- Это туристические поделки, на производстве которых нажился китайский бизнес. Их гул надоел. В Блумфонтейне показали, как должны себя вести настоящие южноафриканские фаны. Пение и танцы, тамтамы и духовые оркестры  – вот что создает на трибунах надлежащую праздничную обстановку. А вовсе не бессмысленное гудение в рожки. Похоже, что просто некоторые люди не понимают игру, а хотят, быть услышанными и увиденными.

…Таким образом, в Южной Африке, по сути, разгорелась дискуссия о том, зачем люди ходят на стадион. Так ведь и в России для многих так называемый перформанс важнее происходящего на поле.

Александр ПРОСВЕТОВ

2