Российские футбольные власти дали понять, что в предстоящем сезоне намерены куда более жестко, чем прежде, реагировать на расистские проявления в фанатской среде: отвечать за них, и серьезно, будут клубы
Вирус расизма в последние годы все сильнее распространяется на трибунах наших стадионов. Меры для его подавления если и принимались, то вялые и чаще всего постфактум. Возьмут, к примеру, и выпишут штраф за "неподобающее поведение болельщиков", под которым можно понимать что угодно: зажженные файеры, мат с трибун или сломанные кресла. "Лекарство" в несколько десятков тысяч рублей - снадобье для наших клубов, прямо скажем, не из самых действенных.
И вот, похоже, вслед за вакциной против нецензурной брани - пока, правда, не давшей ни малейшего результата, - РФС решил опробовать еще одну.
Весь прошлый сезон тема поведения болельщиков на трибунах, особенно в части расистских выходок с голосовыми подражаниями нашим далеким предкам и вывешиванием плакатов с тропическими плодами, поднималась довольно часто. Особенно в преддверии и после избрания нашей страны хозяйкой ЧМ-2018.
В кулуарах РФС всерьез заговорили о проблеме. Называлось два главных эпицентра болезни - Москва и Санкт-Петербург. О регионах, где такой агрессии, по сути, замечено не было, почти не упоминали - разве что в контексте приезда туда команд из уже названных городов. То есть, как вы понимаете, речь идет о болельщиках пяти больших клубов. Они, эти клубы, и находятся в "зоне риска". Риска получить минус шесть очков в турнирной таблице. Именно о такой строгой мере, по имеющейся у нас информации, и будет идти речь в случае очередного проявления расизма. Это, согласитесь, посущественнее денежного штрафа.
Правда, одна команда из пятерки, как показывает практика, наказаний каждый раз чудесным образом избегает, даже при имеющихся на то основаниях. Остается четыре. Клубных руководителей, говорят, в конце сезона уже предупредили, чтобы они над этой проблемой задумались и стали работать в нужном направлении. Потому что дальше будут санкции. И, как вы теперь знаете, серьезные. Сказано было неофициально, но на высоком уровне. Ясно, что устным предупреждением РФС при необходимости ограничиваться не станет. Исходя из того, как в футбольном союзе нынче решают проблемы - не расплескиваясь на различные заявления, а просто ставя перед фактом, - можно предположить, что обещание там приведут в исполнение. И первому же провинившемуся впаяют-таки минус шесть очков.
СТЮАРДЫ-БОЛЕЛЬЩИКИ
Как собираются решать проблему, скажем, в "Динамо"? Помнится, на исходе прошлого чемпионата на клубном сайте появилось открытое письмо руководства к фанатам о недопустимости поведения с расистским уклоном на трибунах. До конца сезона этого хватило. А сейчас, выясняется, в "Динамо" начали искать более действенные препараты для искоренения недуга.
Первым шагом стала встреча руководства с болельщиками во время недавнего сбора команды в Белеке. Надо сказать, в Турцию прилетело порядка 50 поклонников бело-голубых, которые и приняли участие в разговоре с президентом Юрием Исаевым, другими руководителями и главным тренером Миодрагом Божовичем. Вопросы затрагивались самые разные: от качества селекции и условно домашней "Арены Химки" до строительства собственного стадиона и задач на сезон. Но одной из ключевых стала тема противодействия расизму.
В итоге договорились разработать целую программу действий. Поэтапную. В первую очередь до сведения каждого обладателя абонемента - а их реализация должна начаться в середине февраля - будет доводиться: с покупкой постоянной прописки на трибуне он берет обязательство вести себя достойно, не подставляя клуб под публичную порку. За нарушение - мгновенный отзыв абонемента. Плюс лишение права посещения домашних матчей на год или два.
В новом сезоне почти все силы фан-движения будут аккумулироваться на трибуне D (речь об "Арене Химки"). Абонементы туда можно приобрести только через клуб болельщиков, который соответственно в состоянии контролировать происходящее в отведенных ему секторах, зная поименно тех, кто там находится. Из стюардов и сотрудников собственной безопасности ФК "Динамо" планируется организовать команду, которая будет следить за порядком. Стюардов отберут из числа болельщиков и основательно проинструктируют. За "уханье" и тому подобное желающих подвести клуб под "минус 6" будут сразу выдворять с трибуны.
В каждой группировке болельщиков есть свои лидеры, идейные вдохновители, которые пользуются уважением и определенным весом. Некоторые из них были на упомянутой встрече в Белеке, где обсуждали с руководством клуба перспективы сотрудничества по всем насущным проблемам. Таким образом, охват фанатов, которые идут на трибуну D, получается полноценным. И каждый из них будет знать, что наказания в случае чего не избежит. Тем более что сами болельщики, судя по всему, ситуацию воспринимают адекватно и вредить родному клубу ни малейшего желания не испытывают.
Ко всему прочему, перед определенными матчами, как и в прошлом сезоне, на "Арене Химки" станут раскладывать листовки, предупреждающие о возможном наказании за нарушение взятых на себя при покупке абонемента обязательств.
Возникает, конечно, вопрос: как обезопасить себя от отдельных лиц, желающих привлечь внимание каким-нибудь неандертальским способом? К примеру, проблемной для "Динамо" и отчасти бесконтрольной в прошлом году была трибуна С, где собирались группы непримиримых, яростно настроенных фанатов. Теперь и туда хотят отрядить стюардов с правом мгновенного реагирования на разного рода расистские выходки. Впрочем, считают в клубе, и с этими болельщиками прежде всего нужно наладить нормальный диалог, в том числе силами различных интернет-ресурсов.
БАНАН - РАСИЗМ. А КАРТОФЕЛЬ И САЛО?
В общем, в "Динамо" убеждены: добиться нужного результата можно лишь при условии тесного контакта с болельщиками, организации постоянной работы с ними. Эту точку зрения разделяет и один из лидеров фан-движения "Динамо", член совета объединения болельщиков "Династия" Александр Быковский.
- Личное дело человека, как он мыслит: это находится в рамках его совести. - Быковский начал издалека. - Но нужно определиться, что считать проявлением расизма. Банан, нарисованный на баннере про Одемвингие, таковым считается. Хорошо, предположим. А если, допустим, в Амельченко, да простит меня белорусский вратарь, запустят картофелиной? Или, скажем, в украинца Воронина - куском сала? Это что - расизм? Уверен, большинство людей последние два примера расизмом не назовут, скорее хулиганством. У нас нет четких определений.
Пойдем дальше. Если на трибуне какой-нибудь отморозок, заливший глаза, начинает кричать невесть что, почему должен страдать клуб? Человек, повторюсь, может думать что угодно, но люди, на мой взгляд, не имеют права на общественные проявления, если это кому-то идет во вред, причем не важно кому - футбольному клубу или иной общности граждан.
Мы на совете "Династии" в ближайшее время примем решение о том, как взаимодействовать с клубом, чтобы предотвратить такие негативные проявления на трибунах. В Белеке на встрече с президентом Исаевым этот пункт как раз и был одним из основных. Юрий Олегович попросил объединение болельщиков отнестись к вопросу о расизме максимально серьезно и помочь клубу. Клуб же, в свою очередь, готов и сам проводить мероприятия и нам оказывать любую поддержку, в том числе информационную. Ведь подавляющее большинство наших болельщиков ничего общего с расизмом и экстремизмом никогда не имело. Это важно донести до общественности.
- До общественности - ладно, а насколько реально донести это до фанатов?
- При тесном взаимодействии футбольного клуба, клуба болельщиков и объединения "Династия" совместными усилиями можно попытаться объяснить каждому.
- Каждому ли?
- В любом случае вести пропаганду нужно. И не стесняться в наказаниях - вплоть до дисквалификации провинившихся.
- Если все же расистская выходка в исполнении болельщиков "Динамо" будет иметь место - не слишком ли суровым наказанием станет снятие с команды шести очков?
- Прежде чем ответить, приведу пример. В прошлом году на матче "Динамо" - "Анжи" стюарды задержали группу из семи человек, выкрикивавших антикавказские лозунги. Хотя перед матчем нами были выпущены листовки, проведена разъяснительная работа, чтобы подобного избежать. Тем не менее инцидент случился, но самое интересное, что пятеро из семерых оказались болельщиками другого московского клуба! При всей нашей дружбе с этими ребятами шести-то очков могло бы лишиться "Динамо".
Это я к тому, что в каждом конкретном случае надо разбираться. Ведь может иметь место провокация. Или - при самой успешной работе клуба - найтись группировка, которая решит руководство по каким-то причинам подставить. На каждый роток не накинешь платок.
Против народной мудрости не попрешь. Но "Динамо", как, впрочем, и любому другому клубу премьер-лиги, надо очень постараться ее опровергнуть. Ведь шесть очков на дороге не валяются. Где их потом добирать? РФС, если уж отберет, за примерное поведение не вернет.
Кстати, всех касается.
Александр МАРТАНОВ
Расизм на трибунах - беда не только российского футбола. В Европе она знакома давно, борьбу с ней европейцы ведут, и временами очень успешно, но успокаиваться считают преждевременным.
Остап Бендер завещал чтить Уголовный кодекс. И пусть сам он, избегая острых ситуаций, неоднократно его все же нарушал, посыл правильный: есть обязательные нормы поведения, которые надо соблюдать. Об этом следует помнить и на трибуне стадиона - в общественном, между прочим, месте, - даже если тебе категорически несимпатичен соперник твоей команды или подмывает ради ее успеха кого-то уязвить и вывести из себя. Помнить, чтобы не навредить ни себе, ни любимому клубу.
Обратимся к Дисциплинарному кодексу ФИФА, принятому в декабре 2008 года, а именно к его статье 58, озаглавленной "Дискриминация". В ней говорится о санкциях по отношению к лицам, которые, "словом или действиями" покушаются на человеческое достоинство в связи с расовым или национальным происхождением, цветом кожи, языком или религиозной принадлежностью. Один из пунктов касается болельщиков. В нем, в частности, отмечается: те, кто все-таки на чужое достоинство покусился, подлежат запрету на посещение стадиона минимум на два года. При этом клуб или ассоциация подвергаются штрафу в размере не менее 30 тысяч швейцарских франков, даже если их самих не в чем упрекнуть. В случае серьезных нарушений могут быть приняты и более жесткие меры: проведение матча без зрителей, присуждение поражения, снятие очков или исключение из соревнований.
Формулировка размытая, но, например, во Франции, где к расовому вопросу относятся очень щепетильно (несмотря на то, что после беспорядков 2005 года, устроенных иммигрантами и их потомками, общественное мнение "качнулось вправо"), очки с клубов уже снимали. В сезоне-2007/08 двух очков недосчиталась выступавшая во втором дивизионе "Бастия", чьи фанаты избрали своей мишенью чернокожего футболиста клуба "Либурн-Сен-Серен" Бубакара Кебе. В выездном матче они донимали его оскорбительными выкриками, буркиниец в конце концов вышел из себя и показал зрителям неприличный жест, за что был удален с поля. За это с корсиканского клуба сняли одно очко. Фанаты не угомонились: в ответной игре перед стартовым свистком на стадионе "Фюрьяни" был развернут баннер: "Кебе, мы не расисты. Доказательство: мы тебя..." - далее нецензурно. Выходка стоила "Бастии" еще одного очка. Правда, на положении команды в таблице это не отразилось - в любом случае она занимала 11-е место.
В том же сезоне "Метц" лишился было одного очка из-за распоясавшегося 38-летнего охранника по имени Кристоф, который заявился на стадион без униформы и принялся поливать оскорблениями капитана "Валансьена" и игрока марокканской сборной Абдеслама Уадду: "грязный негр", "грязный араб", "обезьяна". Футболист в перерыве решил подняться на трибуну, чтобы объясниться с обидчиком по-мужски, но его остановили, а арбитр предъявил игроку желтую карточку за неспортивное поведение. Впоследствии "Метц" провел матч за закрытыми дверями, но очко себе вернул, хотя сражался за него исключительно из принципа - от вылета в D-2 его это не спасало. Кристофу же присудили три месяца тюрьмы условно, на три года отлучили от стадиона и оштрафовали на 2700 евро, из которых 1500 он перевел на счет пострадавшего.
А не далее как 7 января суд парижского предместья Бобиньи приговорил пять болельщиков "ПСЖ" к штрафам от 300 до 600 евро и запрету на посещение стадиона в течение года. Дело тянулось с 29 марта 2008 года, когда эти фанаты развернули на "Стад де Франс", где проходил финал Кубка лиги "ПСЖ" - "Ланс", баннер: "Педофилы, безработные, кровосмешенцы. Добро пожаловать к "шти".
Вторая фраза - название как раз тогда вышедшего в прокат фильма, а "шти" - прозвище жителей севера Франции, так что в данном случае речь шла о человеческом достоинстве без расовой подоплеки. Тем не менее скандал разразился страшный. Тем более что президент республики Николя Саркози, возмутившись, покинул стадион и дал указание провести тщательное расследование. В итоге была запрещена фанатская группировка Boulogne Boys, а "ПСЖ" исключили из следующего розыгрыша Кубка лиги. Клуб, однако, пошел по инстанциям с апелляциями, обратился в гражданский суд - и выиграл дело! В списке участников Кубка его восстановили.
Таким образом, на турнирной судьбе французских клубов выкрутасы болельщиков пока все-таки не сказывались. Но, возможно, это просто стечение обстоятельств.
Зато конкретных виновных таскают по судам. Адвокаты подследственных в деле "ПСЖ" доказывали, что ребята просто пошутили (очень похоже, кстати, повеселились пару лет назад и некоторые почитатели московского "Спартака" на матче со "Спартаком" из Нальчика). В итоге "озорники" еще легко отделались: прокурор добивался для троих парней - автора идеи, "художника" и человека, проносившего на трибуну фрагменты будущего баннера, - условного срока и общественных работ.
Безусловно, публика на западных стадионах тоже иногда выходит за рамки политкорректности и это остается "за кадром", но если уж попал в "кадр", на безнаказанность рассчитывать не приходится. И определенные изменения в настроениях не должны вводить в заблуждение. Тем более что у нас ситуацию иной раз подстраивают под собственное видение проблемы и даже злорадствуют.
Так, в конце прошлого года канцлер Германии Ангела Меркель, говоря о провале "идеи мультикультурного общества", имела в виду не несовместимость немцев с мусульманами. Она упирала на то, что отдельные общины не могут жить по собственным законам и сознательно отказываться от интеграции в общество. О том же заговорили во всеуслышание теперь, после Манежки, и высокопоставленные лица в России: приезжая, допустим, в Москву, люди должны подчиняться ее правилам жизни, а не навязывать свои. Вместе с тем за оскорбление человеческого достоинства, кого бы это ни касалось, и тем более самосуд, наказание должно следовать неотвратимо. В том числе если граждане "фолят" на футболе.
Александр ПРОСВЕТОВ
Из всех ведущих футбольных европейских держав у Англии - наряду, пожалуй, с Германией - репутация в плане борьбы с расизмом наиболее благополучная. Если из Италии, Испании или Франции сведения о различных инцидентах поступают регулярно (достаточно вспомнить постоянные жалобы Марио Балотелли или Самюэля Это’О, когда тот еще выступал за "Барселону"), то, когда подобные новости приходили с туманного Альбиона, вспомнить трудно. Об этом не без гордости говорил в ноябрьском интервью "СЭ" знаменитый в прошлом полузащитник "Ливерпуля" Джон Барнс, который из темнокожих игроков провел наибольшее количество матчей за сборную Англии.
- В 80-е годы расизм на трибунах был в порядке вещей, - рассказал он. - В одном из матчей мы выиграли - 2:0, а я забил один из мячей, так эти люди говорили, что Англия победила со счетом 1:0. К счастью, в Англии этого больше нет.
В 2001 году в Буэнос-Айресе на конференции ФИФА, посвященной борьбе с расизмом, тогдашний директор по связям с общественностью ФИФА Кит Купер отметил: "Практический опыт Англии был чрезвычайно полезен в качестве образца для других федераций в качестве перспективного решения подобных проблем".
Однако, несмотря на то что расизм, по общему мнению, был удален с английских стадионов вместе с футбольными хулиганами на рубеже 80 - 90-х годов прошлого века, отдельные рецидивы все же имеют место. Как в плане беспорядков на трибунах и за их пределами (достаточно вспомнить побоище на матче Кубка лиги между "Вест Хэмом" и "Миллуолом" в 2009 году), так и в плане расистских выходок.
Вот несколько примеров. В 2003 году главный тренер полулюбительского клуба "Дагенхэм" Гарри Хилл во время матча с "Телфорд Юнайтед" позволил себе расистские высказывания в адрес бывшего футболиста сборной Ямайки Фицроя Симпсона. Тот подал жалобу в Футбольную ассоциацию, затем еще одну, однако спустя четыре месяца так и не дождался какого-либо решения по этому вопросу. В итоге Хилл не понес никакого наказания за исключением того, что во многом из-за этой ситуации клуб покинул его лучший на тот момент форвард Марк Штейн.
В 2005 году во время игры команд третьего дивизиона "Саутенд" и "Брэдфорд" болельщики хозяев оскорбляли темнокожего голкипера гостей Донована Риккетса, который на 34-й минуте не выдержал, показал в ответ неприличный жест, за что был удален с поля, а затем дисквалифицирован. "Брэдфорд" подал апелляцию на это решение, однако она была отклонена ФА - к возмущению поклонников команды, которые заявляли, что ассоциация потакает расизму, а широко разрекламированная программа Kick racism out of football ("Выкинем расизм из футбола") - не более чем "показуха".
Идем дальше и выше - в премьер-лигу. В 2008 году египетский форвард "Мидлсбро" Мидо заявил, что болельщики "Ньюкасла" оскорбляли его на расовой и религиозной почве. По словам футболиста, это случилось уже не в первый раз, однако ФА так ничего и не предприняла, и ее молчание он воспринимает как потакание хулиганам. На этот раз два оскорблявших Мидо болельщика были арестованы. Однако инцидент был с тревогой воспринят частью общественности, представители которой отмечали: да, ситуация значительно улучшилась и бананы тому же Барнсу, как раньше, не кидают, но легче стало только "афро-англичанам", то есть чернокожим футболистам.
Наконец, совсем недавно, в январе этого года, игроки молодежного состава "Ливерпуля" были обвинены в расистских высказываниях в адрес футболистов "Кристал Пэлас". Один из лондонцев, Дэн Прингл, заявил, что ливерпульцы вели себя отвратительно и он считает произошедшее позором. Главный тренер "Ливерпуля" Кенни Далглиш и ФА обещали разобраться в ситуации, но никакого решения пока не вынесено.
На прошлой неделе члены Палаты общин обвинили ФА в игнорировании отчета об антисемитизме и исламофобии в спорте, подготовленного группой экспертов еще полтора года назад. А депутаты Боб Блэкмен и Найджел Доддс, оба болельщики "Тоттенхэма", исторически, как известно, тесно связанного с еврейской общиной Лондона, заметили, что фанаты соперников "шпор" почти на каждом матче открыто распевают антисемитские песни, в которых вспоминают о газовых камерах и Адольфе Гитлере.
Резюмируя, можно сделать вывод: конечно, ситуация с расизмом в Англии действительно лучше, чем во многих европейских странах, однако полностью это явление искоренено так и не было. И - что, может быть, более печально и при этом почему-то очень знакомо - футбольные власти предпочитают подобные инциденты не афишировать. Видимо, чтобы не портить светлый образ.
Дмитрий ГИРИН