Статьи

20 августа 2011, 00:10

Смерть по-футбольному. Часть 1

Футбол регулярно подбрасывает нам не только спортивные, но и общечеловеческие трагедии. 2 августа 2011 года из-за остановки сердца скончался японец Наоки Мацуда, и число официально зафиксированных жертв игры миллионов достигло 81.

Список этот пополняется регулярно. В него попадают только игроки-профессионалы, которые входят в свои национальные ассоциации. Под номером 1 в нем значится Уильям Кроппер, который ушел из жизни 13 января 1889 года в возрасте 26 лет. Уроженец Дербишира, он играл одновременно и в крикет, и в футбол — подобные "совмещения" в ту пору не были редкостью. В тот злосчастный день "Дерби" сражался против "Гримсби". Кроппер вел борьбу с Дэном Бойлом и получил болезненный удар в живот. С сильными болями потерпевшего уволокли в раздевалку, где он и покинул этот мир на руках у своего лучшего товарища — известного по тем временам голкипера Джорджа Хэя. Известие о гибели футболиста облетело весь мир. Его похоронили в Дербишире, установив красивый памятник на собранные семьей и командой деньги — монумент входит в число достопримечательностей города. Так у футбола появилась первая жертва. Но, увы, не последняя.

XIX век помимо Кроппера унес еще три жизни. 1892 год. 21-летний Джеймс Данлоп по прозвищу Папочка упал во время товарищеского матча на кусок стекла, занес в организм заразу и умер несколько дней спустя.

1896 год. Май. 25-летний Джеймс Логан вместе с остальными игроками своей команды "Лафборо" попал под ливень, вымок до нитки и простыл, но скрывал от товарищей, что болеет. После заключительной игры сезона, в которой Логан забил один из четырех голов своей команды (победа 4:1 над "Крюи"), футболисту стало совсем плохо. Выяснилось, что у него развилась пневмония. Вскоре его не стало. Но ушел он победителем.

Снова 1896 год. Только уже ноябрь. 26-летний Джозеф Джошуа Пауэлл (для друзей — просто Джо) неудачно упал в матче за выступавший во втором дивизионе "Арсенал" и получил рассечение руки. Не обработав рану, Пауэлл, как и Данлоп, получил сильнейшее заражение крови. После безуспешного лечения ему ампутировали руку. Несмотря на это, через неделю после ампутации он скончался.

Вплоть до 1921 года список пополняли только уроженцы Британских островов. Первый погибший родом не из Соединенного Королевства оказался хорватом. Форвард Никола Газдич был суперзвездой "Хайдука", он первым достиг отметки в сто голов за этот клуб, но так и не сумел сыграть сто матчей за клуб из Сплита. 91-я игра стала для него и последней, и лучшей. Игрок, за кудрявую шевелюру носивший прозвище Ягненок, обеспечил победный результат в матче против заклятого соперника, клуба "Граджански" (лишь позже злейшим врагом "Хайдука" станет загребское "Динамо"). Газдич забил сам и заработал штрафной, который привел к победному голу. Прошло несколько дней, и команда лишилась бомбардира. Ягненок никому не рассказывал, что болен туберкулезом. Для фанатов "Хайдука" Газдич стал фигурой легендарной — как это часто случается с представителями мира шоу-бизнеса, во многом и благодаря неожиданной кончине. Смерть обессмертила его имя навечно. Правда, точно назвать возраст Газдича не способен ни один учебник футбольной истории — потому что нигде не зафиксирован год его рождения.

Очевидно, что список с 81 фамилией неполон. Весьма вероятно, что не упомянуты в нем имена игроков из африканских, латиноамериканских, арабских стран. Тем не менее, первым неевропейцем, попавшим в этот трагический реестр, стал Давид Альфонсо Арельяно Морага. Правда, беда случилась с ним все-таки в Старом Свете. Уроженец чилийского города Сантьяго был одним из основателей ведущего футбольного клуба этой страны "Коло Коло", а заодно и изобретателем удара через себя. Приемом, который на родине Арельяно называли "чилена", он баловал публику, путешествуя по деревням и неплохо зарабатывая. С 17 лет Арельяно выступал за команду "Магеллан", но в 1925 году в составе группы товарищей совершил раскол и основал собственный клуб. Но много лет защищать цвета своего детища спортсмену не довелось. 3 мая 1927 года, находясь в футбольном турне по Испании, Арельяно получил сильный удар от соперника, и у него случился перитонит. 25-летнего игрока доставили в больницу, но спасти не сумели. В память об Арельяно на футболках "Коло Коло" прямо над эмблемой непременно изображают черную линию. Примечательно, что незадолго до смерти футболист принял участие в двух Кубках Америки.

Самые юные жертвы футбола так и не достигли совершеннолетия. 2000-й год. Остановилось сердце у игрока молодежной сборной Нигерии, 17-летнего Джона Икоромы. Это произошло во время товарищеского матча между клубом "Аль-Вахда" (за него выступал несчастный Икорома) против казахстанской "Астаны". Трагедия случилась за 20 минут до финального свистка. Икорому доставили в больницу, где он и скончался. Врачи сочли, что всему виной жара, стоявшая в Арабских Эмиратах.

1987-й год. Остановилось сердце 17-летнего турка Дурсуну Езбеку из "Галатасарая", который также ушел из жизни во время товарищеской встречи. И здесь уже вряд ли можно было винить жару — дело было 9 декабря, когда в Турции вовсе не жарко.

За последние два десятилетия число погибших футболистов резко возросло. Если раньше в среднем умирало три-четыре игрока за десять лет, то теперь такое же количество несчастий, а то и больше, фиксировалось за один год. Люди больше не умирали из-за неумело обработанных ран и неожиданно вскрывшихся болезней. Однако все чаще причиной становились проблемы с сердцем. Чтобы как-то исправить ситуацию, ФИФА обязала клубы проводить кардиологические тесты, хотя в некоторых странах, например в Италии, это и так было нормой. По идее, мера должна была возыметь моментальный эффект. Однако статистика свидетельствует, что почти ничего не изменилось.

И японский защитник-ветеран Наоки Мацуда, выступавший за сборную своей страны с 2000 по 2005 год (всего 40 матчей), которого лишил жизни сердечный приступ, — лишнее тому подтверждение.

Дмитрий СИМОНОВ

(Продолжение следует)