Статьи

27 августа 2011, 00:10

Жизнь после смерти

Железное правило шоу-бизнеса - нежданная смерть превращает человека в легенду - чаще всего работает и в футболе. Игроки, которые при жизни не являлись суперзвездами, после гибели становились известны на весь мир.

У ВСЕХ НА ГЛАЗАХ

Камерунец Марк-Вивьен Фоэ звезд с неба не хватал, хотя и во французской, и в английской лиге считался крепким, надежным футболистом. 26 июня 2003 года, во время полуфинала Кубка конфедераций против Колумбии, Фоэ рухнул на газон. К нему бросились врачи, принялись откачивать прямо на поле - ничего не помогало. Унесли в раздевалку, сделали искусственное дыхание, надели кислородную маску... Через 45 минут сердце заработало вновь. Ненадолго. Фоэ доставили в больницу, он был еще жив. Но спустя несколько минут его не стало.

Определить причины кончины полузащитника удалось не сразу. Первое вскрытие результатов не принесло. Лишь со второй попытки докторам удалось установить, что виной всему - редкое заболевание, которое очень трудно выявить и которое резко повышает риск остановки сердца, если больной переносит серьезные физические нагрузки.

Трагедия, разыгравшаяся буквально на глазах телезрителей Кубка конфедераций, нашла отклик во многих сердцах. Соболезнования семье Фоэ выражали болельщики, клубы, официальные лица, журналисты, футболисты. Нападающий Тьерри Анри, отличившись в другом полуфинале турнира, в память об ушедшем показал на небо и выразил тем самым свою скорбь.

Фоэ установлено несколько мемориалов - в парке возле стадиона "Сити оф Манчестер", на родине, памятная табличка есть на стене на стадионе "Лиона". Первый клуб опорника - "Ланс" - назвал его именем улочку поблизости от своей арены. Сразу две команды изъяли некогда игровые номера Фоэ из обращения. "Лион" отдал камерунцу 17-й, под которым он выступал перед уходом в "Манчестер Сити", а "горожане" - 23-й. Правда, в "Лионе" в скором времени появился соотечественник Фоэ Жан Макун, который настоял на том, чтобы номер 17 передали ему. "Теперь его буду носить я - в память о Марке и во имя всего славного Камеруна!"

Спустя шесть лет после смерти Фоэ, перед стартовым свистком финальной игры Кубка конфедераций-2009 между США и Бразилией, речь в память своего отца, которого смерть, получается, возвела в ранг великих, произнес 14-летний сынишка Марка-Вивьена. В середине 2000-х велись разговоры о том, что Кубок конфедераций получит к названию дополнение - "имени Фоэ".

ВСЕГДА С НАМИ

Финал чемпионата мира-2010 у всех его зрителей всегда будет ассоциироваться с Андресом Иньестой, который в порыве радости срывает с себя футболку, а на майке под ней - надпись: "Дани Харке всегда с нами" (Dani Jarque siempre con nosotros). Эту майку Иньеста и президент "Барселоны" Сандро Россель впоследствии подарят "Эспаньолу". Клубу, за который Харке выступал всю свою недолгую жизнь, а за месяц до смерти стал капитаном.

Как выяснилось, об этой акции Иньеста заранее договорился с Серхио Рамосом и Хесусом Навасом. Те тоже подготовили памятные футболки, но посвященные уже севильцу Антонио Пуэрте, и облачились в них на церемонии награждения.

26-летний Харке ушел из жизни во время предсезонного сбора "Эспаньола" в итальянском Коверчино. Умер от сердечного приступа в своем номере. Когда ему стало плохо, он общался по мобильному с подругой - девушка была на седьмом месяце беременности. Та, взволнованная, позвонила соседу Харке по комнате. Ворвавшись в помещение, товарищ обнаружил Даниэля уже бездыханным.

У 22-летнего Пуэрты прихватило сердце во время матча первого тура чемпионата Испании-2007/08 25 августа 2007 года. Он ушел в раздевалку, там случился еще один приступ. Защитника доставили в больницу, где он скончался через три дня.

И у Пуэрты, и у Харке было много друзей — это стало очевидно после  их ухода. 15 августа 2009 года капитан "Арсенала" Фабрегас, игравший с Харке за испанскую сборную U-21, посвятил ему свой второй гол в ворота "Эвертона" (матч закончился со счетом 6:1), продемонстрировав нательную майку с номером 21. Через месяц - в день первой победы "Эспаньола" на новеньком стадионе - автор гола в ворота "Малаги" Иван Алонсо посвятил свой успех подруге Харке, которая в этот день произвела на свет дитя Даниэля. Не забывают Харке и фанаты "Эспаньола". Всякий раз на 21-й минуте домашнего матча болельщики встают и аплодируют, надеясь, что где-то на небе их слышит Даниэль.

"Севилья" пыталась изъять из обращения 16-й номер, принадлежащий Пуэрте, но не разрешила местная федерация - по правилам цифры с 1 по 25 обязаны принадлежать действующим игрокам. Определенный выход из положения клуб нашел - номер закрепили за сыном Пуэрты, Айтором Антонио. Если он станет футболистом, это ему пригодится. А если нет, паренек сможет пользоваться пожизненным абонементом на матчи "Севильи". По злой иронии судьбы, Пуэрта-младший тоже не видел своего отца, как и наследник Харке. Он появился на свет спустя всего месяц после смерти отца. Одним из первых его мать поздравил президент "Севильи".

БЕТОННАЯ СТЕНА

В конце марта — начале апреля 2008 года вся Хорватия пребывала в тихом ужасе от чудовищной гибели талантливого нападающего Хрвое Чустича. Его смерть вызвана жуткой случайностью. В борьбе за мяч в игре против Томислава Юрича из "Цибалии" форвард "Задара" вылетел за пределы поля и сильно ударился головой о бетонную стену, которая отделяла поле от трибун. В бессознательном состоянии Чустича доставили в больницу, ему незамедлительно была сделана операция. За его состоянием с замиранием сердца следила страна. 2 апреля состояние футболиста ухудшилось. Предполагается, что в организм занесли инфекцию. У него резко поднялась температура, и на следующие сутки, в 11:51 утра врачи зафиксировали смерть головного мозга.

Все матчи ближайшего тура чемпионата Хорватии в знак траура были отменены, а службы всех стадионов обязали пересмотреть правила безопасности на аренах. Что касается реакции общественности, то ее можно было сравнить с национальным трауром.

"НЕ ДОСТАВАЙСЯ ЖЕ ТЫ НИКОМУ"

Крайний защитник Абдельвахаб сыграл значимую роль в успехе сборной Египта на Кубке Африки-2006. После этого в жизни 23-летнего игрока наступила черная полоса, которой не суждено было обратиться в белую. Сначала за него сцепились клубы - "Аль-Зафра", которому принадлежали права на футболиста, и "Аль-Ахли", который его арендовал и после успешного сотрудничества пытался выкупить трансфер. Найти общий язык соперники не смогли, Абдельвахаб был на все лето отлучен от футбола, но разрешения вновь выйти на поле не дождался.

31 августа на тренировке у него остановилось сердце. В Международный госпиталь Египта его доставили слишком поздно. На похороны Абдельвахаба в его родной город отправилась национальная сборная в полном составе во главе с тренером Хассаном Шехатой. Третий номер, который принадлежал защитнику, изъяли из обращения. И даже враждовавшие клубы помирились, объединенные общим горем. Абдельвахаб не достался никому...

Дмитрий СИМОНОВ

Смерть по-футбольному