20 октября 2012, 11:03
Один из участников матча "Спартак" - "Харлем" - бывший полузащитник красно-белых, с 2005 по 2008 год занимавший пост генерального директора клуба.
- Как вы узнали о трагедии?
- Сразу после матча команда отправилась в Тарасовку. Бесков часто такое практиковал. Поужинаем, отдохнем, утром восстановительная тренировка - и по домам. Когда отъезжали от стадиона, заметили из окна автобуса несколько машин "Скорой помощи", которые неслись в сторону "Лужников". Но значения не придали - мало ли что? В газетах на следующий день ничего не написали…
- Совсем?
- Единственное упоминание обнаружил в "Вечерке". Да и то расплывчато - мол, на стадионе произошло ЧП, пострадавшие находятся в больнице. Уж потом Старостин нам рассказал: "Такая трагедия… Погибли спартаковские болельщики…" Но подробностей никто не знал.
- О них сообщали "вражеские голоса"...
- Если кто-то в "Спартаке" слушал втихаря "Голос Америки" или "Би-би-си", то не афишировал. Я лично этим не увлекался.
- В команде обсуждали случившееся?
- Все, конечно, переживали, но даже не представляли истинный масштаб последствий.
- И знаменитые слова Сергея Швецова: "Лучше бы я не забивал этот гол!" - впервые прозвучали только в интервью?
- Да, время спустя. О том, что по официальным данным погибло 66 человек, выяснилось лишь в годы перестройки. Многие говорят, что цифра занижена. Вполне допускаю - тогда ведь такое было в порядке вещей.
- Среди пострадавших были знакомые - ваши или кого-то из спартаковцев?
- Нет. Все произошло на трибуне С (которая тогда называлась восточной. - прим. "СЭ"). Нам билеты для родных и друзей оставляли на трибуну А.
- Знаете, что в самой гуще оказался теннисист Андрей Чесноков? По его словам, уцелел чудом.
- Когда исполнилось 25 лет с момента трагедии, Андрей приезжал в Лужники к памятнику погибшим. Мы немножко пообщались. О том дне он не вспоминал. Но я говорил с другими людьми, которые видели всё своими глазами. Как болельщиков с трибуны выпускали почему-то через единственный проход, под напором толпы на лестнице проломились перила, и все стали падать друг на друга. Образовались "бутерброды" из пяти-шести человек. И те, кто был внизу, просто задохнулись.
- Ужас.
- Кого-то уберег ангел-хранитель. Например, один из болельщиков мне рассказывал: "Я в этом "бутерброде" был пятым. Оперся на нижнего, и с огромным трудом смог вылезти. Потом пытался хоть кого-нибудь вытащить, но это было нереально…"
- Пять лет назад в Москве помимо матча ветеранов "Спартака" и "Харлема" в посольстве Нидерландов состоялся вечер, посвященный памяти жертвам трагедии. Что вам запомнилось?
- Фильм, который о тех событиях сняли голландские кинематографисты. Получилось тепло и деликатно. А вот на НТВ недавно вышел кошмарный сюжет на эту тему. Сплошная чернуха, зачем-то всё в кучу смешали - и несчастье 1982-го, и драки фанатов... Хоть здесь тот случай, когда болельщики абсолютно ни в чем не виноваты. Но я все равно не устаю им повторять: "Трагедия не должна повториться! Футбол - это праздник. А вы своими необдуманными действиями иногда сами провоцируете милицию и ОМОН…"
- Кажется, в 2007-м "Спартак" пожертвовал родственникам погибших на игре с "Харлемом" часть средств от сбора с матча против "Москвы"?
- Это правда. Точную сумму не назову, но люди получили неплохие деньги. Я каждый год 20 октября возлагаю венки к монументу в Лужниках. Нужно помнить ребят, которые за нас болели и по трагическому стечению обстоятельств отдали за это свою жизнь.
Александр КРУЖКОВ