Знаменитому форварду тбилисского "Динамо" и сборной СССР, спортивному директору "Алании" сегодня исполняется 60 лет
Владимир ГУЦАЕВ
Нападающий. Родился 21 декабря 1952 года в Тбилиси. Выступал за "Динамо" Тбилиси с 1971 по 1986 год, сыграв 303 матча и забив 47 голов. С 1972 по 1982 год в составе сборной СССР провел 11 матчей, забив 1 гол.
Заслуженный мастер спорта СССР. Обладатель Кубка кубков 1981, чемпион СССР 1978, обладатель Кубка СССР 1976 и 1979, победитель молодежного чемпионата Европы 1976 года.
Главный тренер кипрского "Анортосиса" (1991-1994), молодежной сборной Грузии (1996), национальной сборной (1997 - 1999), "Алании" (1999-2000). В настоящее время - спортивный директор "Алании".
Тенгиз ПАЧКОРИЯ
из Тбилиси
В 1970-1980-х годах он считался одним из самых виртуозных футболистов СССР и Европы. В сентябре 1981 года на турнире в Мадриде с участием "Реала", "Баварии", АЗ и тбилисского "Динамо" Гуцаев был признан лучшим футболистом турнира и... получил приглашение в "Королевский клуб". Но радость от этого была мимолетной: и сам Владимир, и главный тренер "Динамо" Нодар Ахалкаци прекрасно понимали, что играть за зарубежный клуб его никто не отпустит, а вариант "просто остаться на Западе" исключался по понятным всем тогда причинам.
Но наш разговор с юбиляром в Тбилиси начался не с этой истории, а с рассказа о его первых футбольных шагах.
ОТ "КОЖАНОГО МЯЧА" ДО КУБКА КУБКОВ
- Все будто вчера: 1971 год, вы дебютируете в "Динамо", вам 19 лет. Болельщики в восторге от юного динамовца с оригинальной прической, необычными финтами и сольными проходами. Вы тогда повергали в шок соперников. Помню, однажды игроки "Арарата", не сумев вас сдержать, порвали вам футболку.
- Да, был такой эпизод. Футболисты "Арарата" - одной из лучших команд СССР первой половины 70-х годов - не знали, как поступить со мной, поскольку прямо грубить и откровенно сбивать, как порой делали некоторые игроки других клубов, не хотели. Наверное, поэтому в одном из эпизодов многоопытный защитник "Арарата" Норик Месропян - видимо, раздосадованный тем, что "какой-то пацан" обвел его и устремился к воротам, - машинально схватил меня обеими руками за майку. Она порвалась, стадион взорвался от красоты эпизода, а судья дал араратовцу желтую карточку: тогда за это не удаляли.
В другой раз защитник ереванцев Александр Коваленко буквально повис у меня на шее. Я не был на них в обиде - они хотели меня сдержать, но по ногам при этом сильно не били...
- Вы играли за молодежную и национальную сборные СССР, были одним из ключевых игроков тбилисского "Динамо" в его золотой период 1976 -1981 годов, выиграли Кубок кубков. В детстве мечтали о такой блестящей карьере?
- Мой отец Габро (по паспорту Гаврил) был страстным поклонником футбола, это передалось и мне. Я с детства гонял мяч в Нахаловке (район Тбилиси), точил технику... В составе команды своего района побеждал на республиканском турнире на приз клуба "Кожаный мяч", признавался лучшим нападающим. С годами пришли умение и понимание игры, меня заметили тренеры-селекционеры "Динамо" - и в 18 лет я стал игроком любимой команды Грузии и Советского Союза. Помните, наверное: тбилисских динамовцев в СССР называли "грузинскими бразильцами" за то, что они играли изящно, красиво, с импровизацией и в удовольствие, а не только ради очков. Так повелось еще с 60-х, когда блистали Михаил Месхи, Слава Метревели, Шота Яманидзе, Владимир Баркая, Илья Датунашвили, Муртаз Хурцилава, Борис Сичинава, Георгий Сичинава, Кахи Асатиани и другие великие мастера.
- Вы пришли в "Динамо" в период смены поколений, когда формировался костяк будущей великой команды. А как вас приняли, дедовщины в клубе не было?
- Ну что вы, какая дедовщина?! Тогда капитаном "Динамо" (и сборной СССР) был Муртаз Хурцилава, еще выступали игроки сборной Слава Метревели, Кахи Асатиани, Реваз Дзодзуашвили, Гиви Нодия, уже был в ударе Манучар Мачаидзе, начинал восхождение Давид Кипиани... Было у кого учиться. Никогда не забуду, как Метревели во время своего прощального матча в 1972 году передал мне майку с номером 9 - под ним после Славы играть было сложно, почетно, очень ответственно и даже немножко страшно. Ведь Метревели был чемпионом Европы 1960-го и вице-чемпионом 1964 годов, участником ЧМ-1962, 1966 и 1970, играл за сборную мира.
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ
- Болельщики со стажем вспоминают, что в 1981 году вы получили приглашение о переходе в мадридский "Реал". Расскажите об этом поподробнее.
- После турнира в Мадриде (динамовцы проиграли "Реалу" 2:4, хотя вели в счете 2:1, а в матче за третье место выиграли у "Баварии" - 2:1. - Прим. "СЭ") меня позвал Нодар Парсаданович Ахалкаци и сказал, что "Реал" хочет меня видеть в своем составе и готов заплатить за трансфер любую сумму, которую мы поставим в контракте. Я онемел... Но в ту же секунду четко осознал, что в Испанию меня никто не отпустит, что в случае моего согласия на предложение "Реала" будут неприятности у родных и близких, у руководства моего клуба, что меня могут даже объявить "предателем Родины" со всеми вытекающими последствиями.
Нодар Парсаданович сказал мне: "Вова, придумай, как отказать "Реалу". Я поблагодарил представителей "Королевского клуба" за приглашение, но сказал, что уходить из "Динамо" и уезжать из Тбилиси не могу и не хочу из-за любви к клубу, городу и болельщикам. Эти причины вежливого отказа представители "Реала" с уважением приняли. Но понять смысл моих слов о том, что кроме всего прочего в Тбилиси у меня есть все условия, в том числе и автомашина "Волга", без которой я жить не могу, они не могли. Испанцы долго выясняли, что же это за машина, из-за которой Гуцаев не хочет уезжать из Тбилиси. Потом предложили Ахалкаци обменять меня на двух сильных игроков - Сантильяну и Хуанито. Но мы были вынуждены отклонить все варианты... Мадридцы удивились, но больше эту тему не поднимали.
Но еще больше испанцы удивились, когда в 1982 году сборная СССР приехала на чемпионат мира без Давида Кипиани. В ее составе там играли четверо тбилисских динамовцев: Александр Чивадзе (капитан команды), Тенгиз Сулаквелидзе, Рамаз Шенгелия и Виталий Дараселия. Но Константин Бесков и Валерий Лобановский (третий участник триумвирата тренеров сборной, Ахалкаци, не вмешивался) не взяли на чемпионат ни Давида Кипиани, который, по опросам начала 1982 года, входил в список пяти ведущих футболистов мира, ни меня.
Когда сборная СССР прилетела в Мадрид, испанские журналисты спросили у Бескова: "А почему нет Кипиани и Гуцаева, которых мы отлично помним по играм в евротурнирах?" Бесков, говорят, тогда попытался объяснить это какими-то тактическими соображениями. А испанские журналисты решили: раз нет Кипиани с Гуцаевым, значит, в сборной СССР есть более сильные игроки. Давид был в шоке: ведь сыграть на чемпионате мира - мечта любого футболиста. После того как за два месяца до турнира, в апреле 1982-го, ему сообщили, что он туда не едет, Кипиани вообще ушел из футбола: ему был уже 31 год, и ждать еще четыре года было почти нереально. А я, хотя и продолжил в свои тогдашние 29 играть, очень долго не мог отойти от этого удара.
- Завершив в 1986 году карьеру игрока, вы работали тренером в Грузии, на Кипре, потом опять в Грузии, возглавляли молодежную и национальную сборные страны, были начальником команды "Спартак-Алания", ставшей в 1995 году чемпионом России. И вот опять работаете во Владикавказе.
- Да, в октябре этого года мой друг Валерий Газзаев предложил мне должность спортивного директора "Алании". Цель команды - в этом сезоне закрепиться в премьер-лиге, а в следующем - бороться за право играть в еврокубках. Посмотрим, что получится.
СУПЕРПРЕМИЯ ЗА ГОЛ "ЛИВЕРПУЛЮ"
- 3 октября 1979 года тбилисцы дома повергли легендарный "Ливерпуль" - 3:0, один из голов забили вы, и титулованные англичане вылетели из Кубка чемпионов. В одном интервью вы говорили, что за гол "Ливерпулю" один тбилисский болельщик обещал вам премию в тысячу рублей - по тем временам большие деньги.
- Не одну, а две тысячи рублей подарил он мне за тот гол. Первый матч в Англии мы проиграли - 1:2 и для выхода в следующий этап Кубка должны были победить дома минимум со счетом 1:0. Перед игрой в Тбилиси тот болельщик сказал мне: "Забьешь "Ливерпулю" - подарю тебе две тысячи". Это был мой давнишний поклонник, ныне уже покойный Лери Кирвалидзе. Перед ответным матчем мало кто верил, что мы сможем одолеть великий "Ливерпуль", но он на всякий случай пообещал мне вознаграждение.
- И что, пожалел об этом?
- Сам Лери потом рассказывал мне примерно так. Когда я опередил и англичан, и Рамаза Шенгелия, забив гол, то он сначала обрадовался, а потом спросил у соседей по трибуне: "Это что, Гуцаев?" Ему подтвердили, и он остолбенел… Ведь речь шла об огромной сумме. Тогда лучшие игроки в "Динамо" получали по 360 рублей, и это считалась очень хорошей зарплатой, а здесь за один гол - две тысячи, полугодовое жалованье! Лери на трибуне минуты две чертыхался в мой адрес. А соседи никак понять не могли, почему он так расстроился.
После матча Лери, конечно, обещанную сумму мне вручил. Но больше я с ним не спорил - жаль мне его было. А Шенгелия тогда на меня было обиделся за то, что его опередил, но, когда я объяснил, что к чему, долго смеялся и радовался за меня.
Но все же для нас тогда главным были не деньги, а то, что футболистов везде любили и уважали. Люди узнавали нас и искренне дарили нам тепло и признание. А это важнее любой премии...
чимуренга
borgi , Демьяненко-то как попал в один ряд с Блохиным и Буряком ?:) Тогда уж Беланов ,Заваров. А ранее :Рудаков ,Трошкин ,Фоменко ,Коньков , Решко,Матвиенко,Мунтян ,Колотов ,Онищенко... whistler2012 - безнадёжно...Кого вообще в Союзе можно считать тренером по вашей версии ? Только на Google не надо переадресовывать ...
25.12.2012
borgi
Все как будто недавно было . Гуцаев , Кипиани , Дараселия , Чивадзе, Челебадзе, Шенгелия в Тбилиси , Блохин , Буряк , Демяненко в Киеве , Андреев в Ростове , Оганесян в Ереване , Старухин , Соколовский , Грачев в Донецке , Казаченок в Питере , Тарханов в ЦСКА , Гаврилов и Черенков в Спартаке , Пехлеваниди в Алма Ате , Джавадов и Пономарев в Баку , Кабаев и Ан в Ташкенте , Плоскина в Одессе , Вергеенко ,Гуринович в Минске , Нарбековас и Сукристов в Вильнюсе даже в Кубани был яркий футболист - Плошник и в Карпатах помню Юрчишина .. Конечно не все . Но интерес к футболу и понимания игры со стороны болельшиков было другим .Такой чемпионат был , захватывающий , звезд было побольше и стадионы были полны .
23.12.2012
whistler2012
"Блестящая карьера" Лобановского на посту тренера сборной СССР (только ЧМ и ЧЕ): 1. ЧМ 82 вместе с Бесковым и Ахалкаци - позорный провал. 2. ЧМ 86 - тоже провал, но без позора. 3. ЧЕ 88 - серебро. 4. ЧМ 90 - опять позорный провал.
22.12.2012
whistler2012
Док. Согласен.
22.12.2012
whistler2012
чимуренга Лобановский давил и давил футболистов под свои схемы, поэтому ничего существенного не выиграл на ЧМ и ЧЕ, исключая серебро ЧЕ 88. Какие вам нужны фамилии? Возьмите гугл и вперед.
22.12.2012
whistler2012
Док. Все спецы, кстати, понимали профнепригодность Николая Петровича Морозова - ни до, ни после тех двух лет со сборной он никогда ничего не достигал, да по большому счету и не работал в серьезных командах. Короче, Доменек на его фоне - монстр)). Ведь достижения специалиста судят по результату! Наивысшее достижение сборной СССР за все времена - выступление на ЧМ 66. И неважно, что думают ваши спецы по этому поводу, но "великий" Лобановский просто карлик в сравнении с Морозовым.
22.12.2012
чимуренга
Док! Согласен , что на ЧМ -86 названный матч был на стадии 1/8 . whistler2012 ,называйте что ли "загубленные таланты" .Пофамильно. Обсудим. А то как-то голословно. Ещё вопрос : под чьм руководством сборная пропустила ЧМ-74 ,ЧМ-78 , ЧЕ-89 ?
22.12.2012
whistler2012
Нельзя сравнивать Лобановского и Тихонова и не только из-за разных видов спорта, но, главное, результат совершенно разный. Но почему бы не сравнить работу в сборной Николая Морозова и Лобановского? Нет, для меня определенно Лобановский - могильщик нашего футбола. Кстати, о Берте Фогтсе. Ну, конечно, он играл на ЧМ 74, но играл так типично по-немецки в защите, что невольно перепутал его с кем-то из сборной 66. Между тем остаюсь поклонником немецкого футбола и прежде всего Беккенбауэра, Оверата, Нецтера, особенно Герда Мюллера.
22.12.2012
Ю.Ю.
Доброго всем дня! Док. В который уже раз трудно с тобой не согласится. Особенно по Фогтсу и 1/4))) Про хоккей уяснил((( Dzho Black 22 Декабря 2012 | 01:40 Завтра у отца спрошу,кто круче,Кипиани или Гуцаев... он на их игры в Тбилиси всегда ездил,фанат блин))) Папе передавай привет. Сравнивать Кипиани и Гуцаева бессмысленно. Первый был гением футбола, как такового, второй гением дриблинга. По мне, так Дато лучший, кого я видел в советско-российском футболе, на протяжении всей карьеры. Именно всей, т.к. того же Стрельцова, в силу своего возраста))), застал на излете.
22.12.2012
whistler2012
чимуренга А когда наших не засуживали? Можно вспомнить нашу лучшую команду всех времен на ЧМ 66, когда в полуфинале с немцами Берти Фогст гнусно бил Игоря Численко, а судьи делали вид, что не видят. В итоге Численко ответил и его удалили, и немцы победили. Лобановскому очень многое было позволено, но он больше "прославился" как "могильщик" футбольных талантов...
22.12.2012
чимуренга
whistler2012 21 Декабря 2012 | 20:19 шахматистСпМ Бесков к тому времени выглядел совсем стариком, но, главное, ничего интересного не давал футболу. Лобановский сильно давил игроков: в итоге лишь серебро ЧЕ 1988 и всё! _________________________________________________________________ _______________________ Хм...А если подумать ? У Лобановского -помимо известных клубных достижений -была ещё сборная образца ЧМ-1986 ,которую гнусно засудили в 1/4 финала с Бельгией. Беланов получил "Золотой мяч" в основном по игре на ЧМ-86. При всех контрах с бесковским "Спартаком" Лобановский оттуда регулярно брал игроков : Дасаев (это понятно) ,Хидиятуллин ,Родионов . Грузины в состав попадали ,скажем так , нехрупкие : Чивадзе ,Сулаквелидзе ,Шенгелия. Кипиани часто ломался при всей своей технике и видении поля. В сборную он ранее регулярно привлекался ( был основным игроком сб.Союза 2-й половины 70-х ,которая регулярно пролетала мимо ЧМ и ЧЕ) . k.soxumeli! Выигрывать нужно было в Москве -сент.1973 у испуганных чилийцев. Тогда можно было бы хоть какие-то права качать по ответному матчу. Согласен с коллегами :облажались , в т.ч. Гуцаев ,как участник матча.
22.12.2012
Dzho Black
k.soxumeli22 Декабря 2012 | 01:28 Завтра у отца спрошу,кто круче,Кипиани или Гуцаев... он на их игры в Тбилиси всегда ездил,фанат блин)))
22.12.2012
k.soxumeli
Ребята, ВЫ ушли от темы Гуцаева-выдающегося мастера и смелого парня.Кроме того, он толковый и грамотный человек,еще тогда он знал иностранные языки, его уважали все
22.12.2012
Малгин
адьес вам , тролли, - возомнившие о себе дилетанты....
22.12.2012
Малгин
Док.21 Декабря 2012 | 22:58 шахматистСпМ 21 Декабря 2012 | 22:17 "...Шахматы мертвы. Футбол закончился в 80х. А Рок-н-Ролл в 70х..." По рок-н-роллу соглашусь, некоторые (по моему мнению) исключения вроде AC/DC или Queen только подтверждают правило. Шахматы - увы, тоже. А вот по футболу категорическое - нет! Блестящие игроки и команды 90-х и нулевых, легендарные, ставшие классикой, матчи. Нет, футбол вечен)))... ----------------- БГ в самом начале 80-х пел - "рокн-ролл мертв, а мы еще нет!" - и он еще жив, и я, и все мы - не нужно обобщать. Каспаров с Карповым до сих живы и до сих пор в блестящей форме, а то что во главе шахмат стоит у...т.е. калмык - вовсе не повод говорить, что шахматы мертвы. то же касается и рока. не обобщайте, товарищ местный гуру. вообще, господа тролли - не нужно интернет-пр-во С-Э превращать в эдакий междусобойчик. еще лет 8 назад вас тут всех жестко модерировали и удаляли на.... был один раздел Общение и в разделе Общение вас почти не было. или вообще... вас стало слишком много и не по делу. переписывайтесь-ка друг с другом по мылу....
22.12.2012
Dzho Black
Привет дилетантам.22 Декабря 2012 | 00:57 Да от них прятаться надо))аномалы,одно и тоже,каждый день,и как не устают))) Док.22 Декабря 2012 | 00:44 Теперь дело за малым,дать стране одного "Гуцаева" своего..и миссия будет выполнена..;) р.с. пока Федун болтает,здесь успели и команду сделать,и стадион замутить,академию открыть..
22.12.2012
Малгин
ок.22 Декабря 2012 | 00:43 Привет дилетантам. 22 Декабря 2012 | 00:33 Не притягивай, нормально у Валеры все сложилось). Мужик упертый, с характером, таланту футбольного не так много было дано, но видимо пахарь. И в послефутбольной жизни не затерялся, в бизнесе сложилось, хотя думаю образования серьезного вряд ли получил. А вот Мостовой намного талантливей, но немало лет болтался по канам, страсбурам. Да и сейчас дурью мается, все ждет предложений. Хотя на пятом десятке уже давно надо было взять кого-нибудь из третьей лиги или дубль и делом себя показывать... ----------------- чему тут удивляться -все как и в обычной жизни. те , кто звезд с неба не хватает, но лучше лижет лапу хозяину - всегда будут в фаворе. так было, так есть и так будет!
22.12.2012
Малгин
Блохин честно отработал свои контракты и в Австрии, и на Кипре... потому и стал тренером в Греции. про Зинченко и его голы было много информации в 90-е..... от него самого в т.ч. судя по кол-ву игр и голов, за 2 сезона, - это было убедительно.
22.12.2012
Dzho Black
Док. Док,академию, официально, сегодня открыли у нас..;) ты спрашивал как то,о развитии детского футбола...
22.12.2012
Малгин
Ментальных проблем не было у настоящих советских футболистов. Зинченко и Блохин тому пример. все кто был по возрасту до них них - проблем бы, точно, не испытали. уверен, что и Стрельцов и Воронин и Ловвчев с Кипиани заиграли бы в Европе без вопросов. кто бился не щадя живота своего в чемпе СССР - играл бы также где угодно. . а вот поколение смутных лет конца 80-начала 90-х были испорчены двойными стандартами и во главе угла ставили прежде всего колбасу с икрой в холодильнике и бухло с брэнд-этикетками.... ну, а звезды нулевых - были вовсе не звездами.... это были продукты системы и пиара...
22.12.2012
Малгин
Привет дилетантам.21 Декабря 2012 | 23:00 Dzho Black 21 Декабря 2012 | 22:42 Измайлов - Пименов. Шева был бог в Милане,а в Челси.... Ты мня спросил кто был талантлив. А реализовал себя Аленичев(по титулам),а по игре Мостовой. --------------- бред. Шева после Киева заиграл бы в любом клубе. а в Челси его сгубил и возраст , и его контракт, и Дрогба... и , особенно, г-н Лэмпард ...... Шеву в Челси на поле просто никто не замечал. было больно смотреть на то, как его игнорировали вроде как товарищи....
22.12.2012
Малгин
ИМХО, г-н Андрейка вообще не должен был заиграть на таком уровне. уж больно он тугодумен и тихоходен для топ-чемпионата. но получилось, что на фоне сборной и зенита это было много-много лет незаметно даже господам от футбола и этот мальчонка даже получил приглашение в евр..топ-клуб. разумеется, там он был разоблачен в первый же год. как и все наши иные "звездные" футболеры..... Аршава - это такой второй российский Шовковский - вроде как звезда и незаменим, но при этом внес основной вклад во все исторические пролеты и сборной и клуба....
21.12.2012
Dzho Black
Привет дилетантам.21 Декабря 2012 | 23:53 Анжи,идет по пути Наполи;)))все тоже самое... юг страны,бедный регион,вызов столичным,мафия,безумные болельщики,купили Это О и Вперед!!!)))))))
21.12.2012
Dzho Black
Привет дилетантам.21 Декабря 2012 | 23:53 Ну да)))на фоне этих монстров,игроков сборных Бразилии,Италии,Диего был феноменален !)) тогда можно было только три лега,и просто посмотри какие люди в италии собраны были,одни Глыбы,а не шлак который ша...лучшие из лучших там играли...)))))
21.12.2012
Dzho Black
Привет дилетантам.21 Декабря 2012 | 23:45 про советских ,не скажу...Док лучше знает... менталитет проклятый (((
21.12.2012
Dzho Black
Привет дилетантам.21 Декабря 2012 | 23:43 Dzho Black 21 Декабря 2012 | 23:37 Так в том то и дело,чтобы сделать из серенькой команды,команду яркую,красивую,хоть и не чемпиона. Марадона в одиночку тянул Наполи,там ведь больше никого не было,и вытягивал ведь. ------------- Ты состав Наполи помнишь?)))))))Ты что???!!!!Карека,Алемао,Чиро Ферара,это НИКТО????????????))))))
21.12.2012
Dzho Black
Привет дилетантам.21 Декабря 2012 | 23:39 Чисто российский синдром.... Аршавин,Кержаков,Радимов,Жирков,Павлюченко,Сычев,Измайлов, Погребняк,Семак... Все уезжают,пофеерят и сдуваются....
21.12.2012
Dzho Black
Привет дилетантам. Док. Итого. Вывод. Гуцаев лучше Всех!!!
21.12.2012
Dzho Black
Привет дилетантам.21 Декабря 2012 | 23:29 Первый год в одже,выдал феноменальный сезон...второй в Интере,великолепный.. "ушли" его,только из голландских легов)) поинтересней были,самому Мост,нравился больше,но Сельта,она и в Африке Сельта..)) Док,сплавили его в наглую,Бергамк и компания...
21.12.2012
Dzho Black
Привет дилетантам. правильный ответ - Шалимов)))))Интер (Милан) Никто из наших не признавался лучшим легом,за бугром...;)лучшим на своей позиции,в топом чемпе;) ------------ однозначно..Олень и Заваров..Ммаева,Бвыстрова ни в Юве,ни в Порту не позовут
21.12.2012
Dzho Black
Привет дилетантам.21 Декабря 2012 | 23:09 Это проблемы,Шевы...не только мяч пинать надо,но и своей головой думать,а не жене потакать.. это жизнь...нет места,ошибкам в выборе...ошибся,извини,следующий..))
21.12.2012
Dzho Black
Привет дилетантам. Поверь,да))))чемпионат водокачки никуда не деть)))
21.12.2012
Dzho Black
Привет дилетантам.21 Декабря 2012 | 23:00 Шева-хохол...это не наш продукт. Аленичев,чемпионат Португалии,чемпионат двух команд. Мостовой с чемпионата Португали ,идет в середнячка,и там феерит...быть на равных в топом,и быть лучшим в Сельте,есть разница. вторая попытка)))
21.12.2012
шахматистСпМ
От "Зенита" при Адвокате я получал удовольствие. И в Лиге Чемпионов тоже. Романтизм. Голландия. Аршавин гениален, хоть и ленив. Настоящий художник. Про нынешний "Зенит" воздержусь. Это ужас.
21.12.2012
banchik1
Таджик из Душанбе21 Декабря 2012 | 20:16 Эх, разбередил Гуцаев душу старичкам:) Читать комменты одно удовольствие. --------- Абсолютно точно!))
21.12.2012
Dzho Black
Привет дилетантам.21 Декабря 2012 | 22:36 Таких как Радимов валом..не реализовавшие себя... кто хотя бы приблизился к олимпу футбольному,был равным среди лучших!?))
21.12.2012
Dzho Black
Привет дилетантам. Да мне фиолетов,Аршавин..пойми.. я по игровым не считаю его гением,или еще кем то...по российским,да,без базара игрок... я сужу только по Арсеналу...не имеет права,игрок который претендует на роль иконы,попадать в дубль..и мне по фигу,игровые это проблемы,или проблемы с головой... по факту...сезон в Арсенале отыграл,в Настоящий футбол и спекся...все,нет больше Аршавина...что бы,кто бы не говорил... Там футбол,там через каждые три дня нужно выходить и биться...а не здесь с Амкарами и Томсками рекорды ставить,играя в Зените или ЦСКА... Сычев-Измайлов...? на евро,ну согласись,одна игра была фееричная,с голландами...а я говорю,каждый год,из зо дня в день.... р.с. за 20 лет,вопрос,включай 90-е еще...
21.12.2012
Dzho Black
Привет дилетантам. В футболе )) с хоккеев все ясно,Гимбатов)))))
21.12.2012
Dzho Black
Привет дилетантам. Назови самого талантливого игрока за последний 20 лет.Одного.Российского.
21.12.2012
Dzho Black
Привет дилетантам.21 Декабря 2012 | 22:18 Да какой Малкин космос?????вот Пахрудин Гимбатов с Северстали,вот это космос))))))))))
21.12.2012
Dzho Black
Привет дилетантам.21 Декабря 2012 | 22:14 А что ,Аршавин?? гений что ли? синдром российского игрока,неумение давать результат каждый год... как человек не интересен...как игрок,лакмусовая бумажка ,для всех,наших,заграница... а там ,Фиаско полное... Класс надо подтверждать,каждый день,и в любом месте!
21.12.2012
шахматистСпМ
Шахматы мертвы. Футбол закончился в 80х. А Рок-н-Ролл в 70х.
21.12.2012
Dzho Black
Привет дилетантам.21 Декабря 2012 | 22:11 тоже самое)))после армейской пятерки,хоккей не вставляет )))только эпизодически,финалы,ЧМ,ОИ.. я глор...)))
21.12.2012
Dzho Black
Привет дилетантам.21 Декабря 2012 | 22:04 ))футбол состоит из компонентов...и эти компоненты неизменны уже многие годы...передачи,отбор,тактическое,физическое,психологическое состояние,и т.д. просто с шары взял,передачи и этих двух персонажей...)) ок,даст Бог,лет через тридцать ,может другими глазами буду смотреть на игру Мамаева...)) (вряд ли столько восторженных комментов будет,как про Гуцаева)
21.12.2012
Dzho Black
Док.21 Декабря 2012 | 19:29 Док,видел на кассете 82 год,когда бразилы с нашими играли...ждал тягомотину,но когда увидел,был в шоке!!!! как там бежал Блохин,Быстрову и не снилось!!! как играли бразилы,в касание!!!!!это ни какому Зениту с Анжи не снилось даже...Сократес,мамия,что он творил... а Джентиле,уверен на все сто,просто напросто съел бы ержа с потрохами.... честно,был в шоке...да,тактически щас по другому,но уверен то поколение,с их интеллектом в футбольным,по красивще,смотрелись бы сейчас.... Губочан не дает таких передач как Буряк... я что ,спрашиваю та...уйдет Сэм у меня,боюсь на стадион я больше ни ногой.....((((( ка после Джордана,Сабониса,Ткаченко не могу баскет смотреть... после Проста,Сенны гонки... короче,я глор...)))
21.12.2012
ИШТЫХАНЕЦ
Великий технарь,фланговый дриблинг был сумашедший. И ещё был из плеяды народных футболистов СССР,которых любили во всех городах. Я к таким отношу Кипиани,Гуцаева,Черенкова,Грачёва,Старухина... А насчёт Бескова бред не несите ,пожалуйста... Тот футбол ,который он проповедовал был Футболом с большой буквы,в такой футбол тогда никто не играл...а то ,что он какого то не взял,то их трое там было,и откуда вы знаете кто на кого давил? Зачем там тогда был нужен Ахалкаци,если он своих не отстоял...?
21.12.2012
older1962
arielinos 21 Декабря 2012 | 15:42 Игока с более совершенным дриблингом,я не видел.У нас в стране точно и до сих пор.Наверное уже не появится,так сейчас и не учат и не играют.Тогда народ ходил не на команды как сейчас,а на игроков-звезд,как на артистов в театре,где не важно какая пьеса,а важно,кто играет.Он и был великим артистом-премьером со всеми минусами и плюсами.А Лобановскому нужны были не премьеры,а люди,дающие результат.Только гений Ахалкаци смог объединить яркие индивидуальности в прекрасную команду,которая останется как легенда в памяти миллионов людей.А время романтиков у нас прошло,к сожалению. +100500!!!! Владимир-здоровья!игрок от Бога.
21.12.2012
whistler2012
шахматистСпМ Бесков к тому времени выглядел совсем стариком, но, главное, ничего интересного не давал футболу. Лобановский сильно давил игроков: в итоге лишь серебро ЧЕ 1988 и всё!
21.12.2012
Таджик из Душанбе
Эх, разбередил Гуцаев душу старичкам:) Читать комменты одно удовольствие. Да, несмотря на провал сборной в семидесятые, больших игроков в стране было немало. "Привет дилетантам", ведь даже если Месси, Агуэро, Тевес и Ко провалят еще два чемпионата мира, они не перестанут быть большими мастерами? Сборной сильной у нас в то время не было, но игроки и клубные команды были очень интересные. На стыке 70-80-х Спартак и особенно Динамо Тб показывали весьма умный и техничный футбол. И еще были игроки за которыми было интересно наблюдать. Газзаев в Динамо - пусть талантом помельче, но тоже кое-что умел и при этом (молодежь наверное и не поверит) буквально ВСЁ время матча бегал как заведенный. Грачёв из Шахтера был такой же неуемный... Жаль нет записей в Инете.
21.12.2012
шахматистСпМ
Добавлю. в 1979г после победы над действующим обладателем КУБКА ЧЕМПИОНОВ "Ливерпулем"- в следующем раунде КУБКА ЧЕМПИОНОВ "Динамо Тб" попадает на ГАМБУРГ(ФРГ) в составе которого играют - Кевин Киган(англия) , Х.Хрубеш, М.Кальц и тренерует команду Великий тренер Эрнст Хаппель. с янв.1982г по янв.1983г Гамбург был непобедим в 36матчах Бундеслиги. До сих пор рекорд. и в 1983г взял КУБОК ЧЕМПИОНОВ. А в 1979г был финалистом КУБКА ЧЕМПИОНОВ. Вот такой команде уступило ДИНАМО Тб. в 1979г. Ну а когда в первом матче, в первом тайме - Владимир Гуцаев раз за разом накручивал на фланге знаменитого Манфреда Кальца- на трибунах в Гамбурге немцы опладировали!!! Гуцаев - гений дриблинга!
21.12.2012
шахматистСпМ
Какая же конкуренция в 70-80е была в сборной СССР!! Заслуженные мастера не проходили в сборную. НО Федю , Кипиани и Гуцаева оставить вне сборной - не могу простить это до сих пор Лобановскому и Бескову!
21.12.2012
whistler2012
banisadr Правильно заметил, что ЧМ 1982 должен был быть чемпионатом Кипиани (и Гуцаева, кстати). Оба были в отличной форме, но застой в стране сказался и на футболе тоже. Неслучайно сборной командовали сразу три тренера - небывалый случай в мировой практике. В результате в атаке играл Блохин, уже потерявший прежний курах и форму, а также Гаврилов, который играл под нападающими на месте Кипиани. Почти все ходы Гаврилова легко читались защитниками противников, а пасы обычно перехватывались. Гаврилов был слишком медленным игроком, неподходящим для ЧМ.
21.12.2012
Dzho Black
Док. Это все фигня,ты мне объясни молодому,как ты,который видел игру тех монстров,можешь смотреть игру Быстрова,Янбаева,Глушакова,Агаларова,Кариоку,Ломича,Набабкина,Мамаева. .. это же должно на психику влиять...))
21.12.2012
другой читатель
Привет дилетантам. 21 Декабря 2012 | 18:46 Коса и Автоген:)
21.12.2012
другой читатель
banchik1 21 Декабря 2012 | 17:49 Но все же кумиры для меня - пара Новиков-Никулин. Хотя и там без усов не обошлось... :)
21.12.2012
showtime
Сейчас бы хоть десятую часть той россыпи талантов... Эх...
21.12.2012
arielinos
Коронным номером той команды были атаки с ходу с фирменными диагональными передачами Буряка на Шенгелия,реже на Блохина,а спартаковская игра в сборной не шла и по рисунку у Бескова была другой,поэтому Гаврилов не всегда попадал в состав и определяющей роли в сборной не имел и не считался железным игроком основы.
21.12.2012
Dzho Black
Док.21 Декабря 2012 | 17:25 Док,я в пьяном бреду ,серьезно не буду сравнивать Быстрова и Гуцаева... за такие речи меня в море утопят здесь,две секунды)) да и ранний Аршавин,не тянет к тем монстрам прошлого...
21.12.2012
banchik1
другой читатель 21 Декабря 2012 | 14:51 banchik1 21 Декабря 2012 | 13:24 не, усы я как-то не очень...:) --------- Мне тоже Чивадзе ну ооочень нравился тогда, хоть я и мелкий был. И даже мечтал,когда вырасту, такие же усы иметь)
21.12.2012
arielinos
Док.21 Декабря 2012 | 17:25 Буряка наигрывали весь отборочный цикл на месте выдвинутого центрального полузащитника,а вторым центральным оттянутым назад был Бессонов,который классно атаковал из глубины быстрыми проходами по центру и тоже сломался,но его взяли фактически больным.И получилось,что достойной замены не подобрали,а Давида вполне могли взять на их место.Жаль,ведь в отборер выступили блестяще и игра была классная.Да,крайними наигрывали Блохина,Шенгелия.
21.12.2012
arielinos
bmw21 Декабря 2012 | 13:40 Андреасян Баварии на Раздане
21.12.2012
arielinos
Если я не ошибаюсь,он забил гол Интеру,обокрав Факетти .В Италии того продернули за это в прессе,на что было сказано Да,я виноват и публика правильно меня освистала,но я призываю вас восхититься игрой великого игрока Кипиани.После этого Давида стали звать в Италию.Он,кстати,как они считали был похож на неаполитанца и внешне и по фамилии,так что вписался бы без проблем.И еще был он человеком высокой культуры и хорошо говорил по-английски
21.12.2012
бьянконери.ru
poligraf poligrafovich 21 Декабря 2012 | 15:29 Просто даун.....
21.12.2012
banisadr
Для тех, кто пишет о Кипиани: в начале 1982 года по результатам опросов ведущих агентств мира он попал в число пяти лучших действующих футболистов планеты! Он был в хорошей форме и это было видно в матчах "Динамо" ТБ с бельгийским "Стандартом" – это был полуфинал Кубка кубков. А Бесков и Лобановский, конечно, были сильными тренерами, но предпочитали силовой футбол и поэтому не нашли место для Давида Кипиани – гения футбола. В 2001 году один из больших знатоков футбола – российский политик сказал после смерти Кипиани: "Давид возвел футбол в ранг искусства, поэтому его любили и уважали". А Бесков и Лобановский просто недолюбливали импровизаторов и футбольных диссидентов Кипиани и Гуцаева. Им этого никто и никогда не простит. Царство им небесное – Бескову и Лобановскому, но они были слишком субъективными и не понимали роль гения Кипиани. В 1979 году его приглашал "Ювентус", но, естественно, из СССР никого не выпускали. Пять лет назад Платини в Тбилиси сказал журналистам: "Я долго удивлялся, почему Давид Кипиани отказался перейти в "Ювентус", но был рад этому, потому что после его отказа туда пригласили меня".
21.12.2012
Dzho Black
Гуцаева не застал...((но думаю,уровня Быстрова игрок,быстрый бровочник....
21.12.2012
Свинству БОЙ.
Док. ...а в матче с Шотландцами (ЧМ-82) Чивадзе с начало привёз гол, а потом сам забил после нескольких добиваний, а Озеров орал гол, не...гол, штанга....Гоооооооооооолллллл! У меня даже на аудио кассете есть запись этого момента в архиве. Шенгелия сделал 2:1 ,но скотланды сравняли. И все таки Баль, который играл был слабее и Феди и Гуцаева и Кипиани.
21.12.2012
arielinos
Сейчас игры Зенита комментирует Орлов,а тогда игры ДТб комментировал в основном Котэ и это никого не раздражало.Скорее даже наоборот.Все знали,за кого он болеет,но люди собирались его слушать как на спектакль.Он очень хорошо дополнял игру.
21.12.2012
aysulu2
Чивадзе был моим любимым игроком. Оказывается он многим нравился и, конечно, не усами! Гусаеву поздравления с днем рождения!! Динамо Тб команда моего детства!! Такая команда была!
21.12.2012
MIKEBEST
Помню Котэ Махарадзе взорвался от восторга , когда Гуцаев забил очень нужный и важный гол во втором тайме в финальном матче за кубок кубков . ВАЛОДА !!!! ГУЦАЕВ !!!!!
21.12.2012
bukia70
в 82-ом в сборной был Андреев, а Гуцева не взяли. в основу он не проходил однозначно (при наличии пары форвардов Блохин-Шенгелия), но игру со скамейки усилить мог. в игре с Польшей как раз такого игрока и не нашлось
21.12.2012
arielinos
Игока с более совершенным дриблингом,я не видел.У нас в стране точно и до сих пор.Наверное уже не появится,так сейчас и не учат и не играют.Тогда народ ходил не на команды как сейчас,а на игроков-звезд,как на артистов в театре,где не важно какая пьеса,а важно,кто играет.Он и был великим артистом-премьером со всеми минусами и плюсами.А Лобановскому нужны были не премьеры,а люди,дающие результат.Только гений Ахалкаци смог объединить яркие индивидуальности в прекрасную команду,которая останется как легенда в памяти миллионов людей.А время романтиков у нас прошло,к сожалению.
21.12.2012
poligraf poligrafovich
bmw Было дело, помню. Вест-Хэму. Но вот конкретно, кто из армяшек, точно не припомню. Может и Андриасян. Но гол помню, подкрался сзади, чисто по армянски и выбил из подмышки. А потом забил...
21.12.2012
Свинству БОЙ.
Динамо Тбилиси тех времён было жемчужиной. Как нынешняя Барса. Из просто набора сильных игроков такую редкую команду не создать, сошлось всё и игроки и общая идеология и что-то не материальное.... На ЧМ-82 с моей точки зрения у нас была сильнейшая сборная по исполнителям и это притом что не были приглашены Кипиани, Гуцаев и по моему Черенков, но всё испортил пресловутый триумвират и начальник делегации Сыч, который лез с рекомендациями кого ставить.
21.12.2012
другой читатель
banchik1 21 Декабря 2012 | 13:24 не, усы я как-то не очень...:)
21.12.2012
ermek-m
Динамо Тбилиси всегда симпатизировал,команда отличалась от всех в чемпионате СССР,действительно грузинские бразильцы! Помню матчи и с Ливерпулем и Гамбургом,разумеется финал Кубка Кубков в 1981 году. Гуцаев своими финтами и проходами поднимал стадион на ноги не только в Тбилиси. У нас в Алма-Ате народ специально ходил на него и Давида Кипиани. Очень жаль,что они не выступили на ЧМ в Испании,убежден,результат был бы лучше. У меня есть автографы многих игроков из той легендарной команды: Кипиани,Гуцаев,Дараселия,Сулаквелидзе,Чивадзе,Шенгелия,Габели я,тренера Нодара Ахалкаци. Прекрасное время и очень интересный футбол и Игроки тогда были!
21.12.2012
banisadr
Что касается мадридского турнира в 1981 году, то посмотрите как он сыграл против «Реала» и «Баварии» - его признали лучшим футболистом турнира! А приглашать его действительно приглашали, об этом тогда писала испанская пресса.
21.12.2012
banisadr
Вова был футболист- красавец – и внешне, и чисто по -футбольному. Он играл для удовольствия зрителей, а не ради очков. Все важные матчи в составе "Динамо" Тб в евротурнирах и в составе сборной СССР он сыграл отлично.
21.12.2012
k.soxumeli
А в сборной СССР Гуцаев играл мало потому, что главные тренеры (за небольшим исключением) проповедовали силовой , а не техничный футбол. Футбол типа «бей-беги» не подходил для Гуцаева и поэтому его редко вызывали. А что касается матча с Чили в 1973 году, то при чем тут Гуцаев? Советская федерация и Политбюро почему то решили, что матч в Москве можно провести (при закрытых дверях), но ездить в Сантьяго не обязательно. Да, в Чили был фашизм и Пиночет, тогда не надо было проводить матч в Москве и надо было играть оба матча на нейтральном поле. Перед матчем с Чили футболистов сборной СССР загрузили "моралью": ребята, вы должны выиграть у фашистов! А при чем тут были чилийские футболисты? Наших футболистов перегрузили психологически и они не смогли выиграть? Об этом говорили потом сами футболисты.
21.12.2012
k.soxumeli
Вова был не просто супертехничным футболистом, но умнейшим и оригинальным импровизатором. Те, кто не видел его игру, тот пусть не пишет дубовые комментарии. Его сольные проходы, пассы и голы приводили в восторг болельщиков не только "Динамо", но по всему СССР и во всем мире. Вспомним хотя бы его супер-гол "Гамбургу" в Тбилиси в 1979 году – он обвел 6 или 7 игроков, пройдя пол поля и ювелирно отправил мяч в ворота мощной немецкой команды. Это такой гол, который ни в чем не уступает голу Марадоны на ЧМ с англичанами. Тогда Марадона обвел, кажется, 7 человек.
21.12.2012
whistler2012
Гуцаев - последний феноменальный крайний нападающий в СССР и в России. Обладал уникальной обводкой и легко уходил от одного и даже двух защитников. Если бы он и Кипиани были бы во главе атаки сборной СССР на ЧМ 1982, то результат сборной был бы гораздо лучше.
21.12.2012
bmw
MVD1969 21 Декабря 2012 | 13:34 Играл Гуцаев красиво, однако статистика против него, забивал очень мало. А один гол, помнится, забил, выбив головой мяч из рук вратаря, который готовился ввести его в игру. И засчитали, однако. ______________________________ Нет, это "Арарат" так забил в еврокубках. Андриасян, вроде
21.12.2012
MVD1969
Играл Гуцаев красиво, однако статистика против него, забивал очень мало. А один гол, помнится, забил, выбив головой мяч из рук вратаря, который готовился ввести его в игру. И засчитали, однако.
21.12.2012
bmw
В нынешнем мини-футболе "тот" Гуцаев был бы в порядке! Для большого же поля он был несколько "мелковат".
21.12.2012
banchik1
другой читатель 21 Декабря 2012 | 12:25 Я, правда, Гуцаева в игре не очень хорошо помню, но с Кипиани на одну доску его ставить бы не стал. Мне вообще из той команды больше всех нравился Чивадзе:). --------- Усами?)
21.12.2012
другой читатель
Я, правда, Гуцаева в игре не очень хорошо помню, но с Кипиани на одну доску его ставить бы не стал. Мне вообще из той команды больше всех нравился Чивадзе:).
21.12.2012
poligraf poligrafovich
Шустрый был, как ща помню. Но батону Давид Кипиани (да упокоит господь его душу), всёж красивей и милее и румяней и........... и играл он лучше всех их вместе взятых. И Дараселии, и Шенгелии и Гуцайчика - красавца. Не в обиду будет сказано......
21.12.2012
Ю.Ю.
Док. 21 Декабря 2012 | 11:12 Трудно с тобой не согласиться, но Гуцаев и Кипиани, два МАСТЕРА, от игры которых, вне зависимости, отрабатывали они назад или нет, не получить наслаждения, было невозможно.
21.12.2012
кот Бегемот
В сборную его брали, но он ничего там не показал, кроме попыток всех обвести, что ни к чему хорошему не привело. 1 гол в 11 матчах, да и то туркам в ничего не значащем товарняке. Особенно жидко обосрались Гуцаев с Блохиным (да и Ловчев тоже) в отборочном матче с чилийцами, когда кровь из носу нужна была победа над несильным соперником, но сыграли 0-0, после этого Гуцаева в сборную не приглашали 5 лет. Реального в предложении "Реала" ничего не было, это был обычный базар, а про сумму в контракте - эту историю Гуцаев у Кипиани украл. Сам же он ранее писал: "Говоря по правде, мне достоверно известен лишь один клуб, жаждавший видеть меня в своих рядах, - "Вест Бромвич Альбион". Об остальных я знал лишь понаслышке - руководители тщательно скрывали от нас, футболистов, поступавшие предложения - скорее всего боялись, что мы польстимся..." На чемп 1982 года Гуцаеву вообще было не судьба попасть - с 1980 по 1982 год он сыграл за сборную всего 2 матча, вот Кипиани, тот да - обидно не попал в сборную потому, что незадолго до этого ногу сломал, а когда восстановился, понял, что кроме него на позицию диспетчера есть ещё Гаврилов, Буряк и Оганесян, что было явным перебором, да и моложе они были. Бесков с Лобановским выбрали не его, а Ахалкаци язык в жопу засунул.
21.12.2012
чимуренга
v o l ,сборная не играла в грузинский футбол . Поначалу-то в сборную его вполне себе "брали" : отбор на ЧМ 1974 СССР-Чили-0:0 в сентябре 1973 г. Москве,что о многом говорило .
21.12.2012
Ю.Ю.
Чудо, а не игрок был. Лучшего дриблера в нашем футболе не было и нет. Впервые увидел его в матче со Спартаком. Помню удивление Ольшанского, которого он раз за разом накручивая, сажал на пятую точку)))
21.12.2012
v o l
Технарь был от Бога,я бы его даже с Марадоной сравнил.Не понимаю,почему его не брали в сборную.Спасибо за красивую игру и с Юбилеем!!!
21.12.2012
howard
Слава настоящим рыцарям футбола !
21.12.2012