Статьи

19 ноября 2014, 12:00

Этот неповторимый Борман!

Константин СЕРГЕЕВ
Корреспондент

Сегодня 67-й день рождения отмечает Валерий Овчинников, легендарный российский специалист, известный всей стране по прозвищу Борман. Сейчас он работает в Эстонии – вице-президентом клуба "Левадия". Однако в России его не забывают. Да и как можно забыть человека, из фраз которого можно составить целую книгу? Овчинникова до сих пор разрывают на цитаты, как реплики из старых советских комедий. Впрочем с возрастом "Борман" своего острословия отнюдь не растерял. "СЭ" поздравляет именинника и приводит его наиболее яркие высказывания. Как прошлых лет, так и недавние.

ИЗ ИНТЕРВЬЮ "СЭ"

О ТОМ, ПОЧЕМУ СЕЙЧАС СИЛЬНО ПОХУДЕЛ

– Вес сбалансировался. Не нервничаю. Недавно на собственный костюм прежних времен наткнулся – глазам не поверил. Запахнуться в него могу. Неужели, думаю, был такой поросенок? Никаких диет. Раньше как было? До десяти вечера голодный, домой приходишь, как свинья, нажираешься, а у всякого организма своя реакция на стресс после игры. Кому-то надо стакан водки залудить – и успокоился. А кому-то водка не идет, так начинаешь просто жевать.

О РОЛИ ГЛАВНОГО ТРЕНЕРА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ФУТБОЛЕ

– В российском футболе с недавних пор принижена роль главного тренера, если, конечно, он не иностранец. К нашим же сквозит откровенное пренебрежение. Говорят: "Вот тебе г...о. Крутись как хочешь, но сделай из него конфетку.

О ТОМ, ПОЧЕМУ НАЗВАЛ ОЛЬГУ СМОРОДСКУЮ "СТЕНОБИТНЫМ ОРУДИЕМ"

– Можно спросить, те ли стены она пробивает. И ясно, что за ней кто-то стоит. Но она ведь, задумайтесь, имела дело с тертыми футбольными калачами. Женщина – с мужиками! И убрала всех в одну калитку. Выиграла свою войну.

О ТОМ, КАК РАБОТАЛОСЬ С ЮРИЕМ ПЕРВКОМ В ЧЕЛЯБИНСКОМ "ЛУКОЙЛЕ"

– Бизнесмен он великолепный, но в футболе у него беда. Слишком часто меняет тренеров. В нижегородском "Спартаке" за сезон троих уволил! Их просто смыли, как в унитаз. Нажали на кнопочку, хоп – и нету. Вот и я у Первака не задержался. Передали мне его слова: "Вы закончили работу, молодой человек". Посмотрел я на себя в зеркало, подивился изящности формулировки и уехал.

О ТОМ КАКИМ ОН БЫЛ В МОЛОДОСТИ И КАКОЙ СЕЙЧАС

– Я был молодым и дерзким. Сейчас – дерзкий и хитрый. По молодости тебе на все плевать, можешь послать на три буквы первого секретаря горкома партии. Что я и сделал в Тюмени. Мы по просьбе местных телевизионщиков начали матч на 15 минут раньше. Первый секретарь пришел на стадион – игра в разгаре. Он давай орать, возмущаться. Потом вполне серьезно заявляет: "Остановите матч и начинайте заново". Вот тут я и не выдержал. В ответ услышал: уроем, закопаем и так далее. Спасибо начальнику "Главтюменьгеологии" Салманову, спустил дело на тормозах.

О МИЛЛИОНЕ ДОЛЛАРОВ

– Я – не миллионер и никогда им не был. Мои друзья знают: если мне дать миллион долларов, через две недели его уже не будет. Сам не знаю, куда у меня деньги деваются. Хотя транжирой назвать себя не могу.

О БРОНЕТРАНСПОРТЕРЕ И ЯХТЕ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

– Бронетранспортером со мной расплатился за футболиста арзамасский завод. Больше с команды взять было нечего. Потом у этого БТР движок украли. А яхты у меня сроду не было. Был катер, построенный в 1956 году. Мы привели его в порядок, встречали на нем гостей клуба. Жить на Волге и не иметь катера – по меньшей мере странно.

О ТОМ, ПОЧЕМУ СЕЙЧАС НЕ ТРЕНИРУЕТ

– Не очень умный человек сказал как-то: "Овчинников? Это – вчерашний день". На что я ответил: "У меня-то, слава богу, хоть вчерашний день есть. А у тебя, собака на задних лапах, ни будущего нет, ни настоящего".

О РАБОТЕ В КИРОВСКОМ "ДИНАМО" В 34 ГОДА

– Полкоманды я разогнал сразу. Вскоре поймал двух ветеранов, говорящих попугаев, и кончил их при всех.

О ТОМ, КАК БОРОЛСЯ С ПЬЯНКАМИ ИГРОКОВ

– Отбирать у игрока деньги бесполезно – он только озлобится. Узнав о нарушении режима, я на следующий день такую нагрузку давал, чтобы игрока буквально наизнанку выворачивало. Главное – вовремя вывести из организма всю эту заразу. Футболистам я говорил: "Сезон закончится, бери никелированный таз, наливай ящик водки, вставай на корточки и лакай все до последней капли. В свой отпуск делай что хочешь". Но я не боялся брать игрока с репутацией злостного нарушителя режима.

О СУДЬЕ СЕРГЕЕ ХУСАИНОВЕ И ВЯЧЕСЛАВЕ КОЛОСКОВЕ

– Сергей Хусаинов не брал, и все. И я раз пытался с ним говорить – ни в какую... Вообще не пользовался возможностями, которые у него были, как у судьи. Кстати, что-то говорили про Колоскова Вячеслава Иваныча, но я его знаю с 78-го года – это интеллигентнейший человек. Не представляю, как ему можно было что-то предложить. Все разговоры о его нечестности – пустой и гадкий для меня звук.

ПО ПОВОДУ ФРАЗЫ "ДАВАЛ, ДАЮ И БУДУ ДАВАТЬ"

– Фраза, которую вырвали из контекста и пустили гулять по свету. В Воронеже было совещание тренеров первого дивизиона. К тому моменту уже отыграли первый круг, в некоторых городах нам отрывали голову. Кто-то рвался наверх, а мы мешались под ногами со своим футболом. И прозвучало предложение – от тех самых, которые меня "убивали", сыграть в честный футбол. Хорошее предложение? Говорю: "Нас здесь 12 тренеров. Мы решили быть честными. Правда, один из нас сидит и думает: "Давал, даю и буду давать!" Но руку за ваши идеи поднимает и подписаться готов под любым меморандумом". А полгода спустя в Сочи приносят мне газету, а там крупными буквами эта фраза приписана мне. А на ту цитату "давал, даю и буду давать" могу заметить: зато мне никогда не давали.

О ПЕРВЫХ БРАЗИЛЬЦАХ В РОССИЙСКОМ ЧЕМПИОНАТЕ

– Приношу извинения всему российскому народу, за то, что первый их сюда притащил. Простить себе не могу эту пакость. Кто-то порекомендовал, и мы их выдернули в Нижний. Суммы за них просили смехотворные. Пять тысяч долларов за трансферы Бразильской конфедерации, две тысячи клубу. Семь тысяч за двоих. Найденов по поводу наших бразильцев все шутил. Продайте, говорит, их мне в Сочи. "Одену в ливреи, поставлю около дома". Мы-то их худо-бедно различали, а заявлять поехали – беда. На фотографиях совершенно одинаковые.

О ХУДШИХ ДНЯХ В ЖИЗНИ

– Это когда вылетели из высшей лиги. По утрам просыпался и не знал, как с самим собой разговаривать. Приезжаешь в клуб, и доходит – ты больше не в "вышке", ты – в первой. Должен говорить с людьми, которые остались в высшей лиге, а не можешь – у тебя язык заворачивается в обратную сторону, и понимаешь: ты – дерьмо.

ЦИТАТЫ ИЗ ПОСЛЕМАТЧЕВЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ

 

ОБ ОТНОШЕНИИ К ФУТБОЛИСТАМ

– Футболист не женщина, чтобы я его любил. Я другой сексуальной ориентации, не менялся и меняться не буду.

О ПЛОХОМ ГАЗОНЕ

– Наша поляна напоминает не газон, а стартовую площадку для баллистических ракет.

О ПОГРАНИЧНИКЕ КАРАЦУПЕ

– Если бы я был пограничником Карацупой, то мне бы собаку его, Джульбарса иметь, чтобы тот указывал след, где можно найти деньги.

О КИРСАНЕ ИЛЮМЖИНОВЕ

– То, что сделал в свое время Остап Бендер – навешал лапши на уши целому городу, – президент Илюмжинов взял и претворил в жизнь.

ОБ АЛЕКСАНДРЕ БОРОДЮКЕ

– Мне один мой футболист сказал: столько не живут, сколько Бородюк играет. И ведь как играет! До сих пор может спокойно сделать то, чему многие "живые" так никогда и не научатся.

14