20 декабря 2014, 13:30
СВОЯ КОЛОНКА
Филипп ПАПЕНКОВ
Ученые уже открыли ген старения, "нехороший" ген преступности, ген безумия и гениальности, ген пьянства... Интересно, удастся ли им обнаружить футбольный участок ДНК?
Поясню, что имею в виду. Денис Черышев все прочнее утверждается в сборной. Впервые за долгое время российский игрок стал лауреатом месяца в серьезном зарубежном клубе. Наша надежда на 2018-й растет и мужает. Отличительная черта футбольного дарования Дениса – взрывная скорость. При взгляде на форварда "Вильярреала" в память болельщиков сразу врывается из 1990-х его неугомонный папаша, обгоняющий ветер в бело-голубой майке. Вот она, Ее величество генетика.
Можно сказать, что по достижениям Денис, победитель Лиги Европы с "Севильей", уже обходит отца. Но что может быть радостнее для успешного футболиста, чем сын – продолжатель дела?
Только вот примеров таких династий на высшем уровне очень мало.
Уникальной фамилией в истории советского футбола (а, может, и мирового) стали Федотовы. Оба были лучшими игроками и бомбардирами ЦДКА/ЦСКА, чемпионами СССР. Жаль, во времена Григория сборная еще полнокровно не выступала. Владимир в отличие от отца не был сверхзаточенным центрфорвардом, отличался мягкой комбинационной игрой, но все равно, как и папа, бил и забивал. Здесь, конечно, все гладко сошлось: воспитание, среда, обучение.
Среди тех, кто сумел дойти до верхних эшелонов, торпедовцы Шустиков, Иванов... Очень любопытно было видеть на поле нынешнего главу судейского корпуса. Долговязый и слегка нескладный, он своей пластикой и техническими приемами все равно заставлял вспомнить о "балерине" – таково было ироничное прозвище, данное болельщиками его отцу. А вот у спартаковцев "семьи" не получается. Есть сейчас работяга Глушаков, похожий по манере игры на дядю. Есть братья Еременко. Роман, хотя и оказался в ЦСКА, перенял от отца-спартаковца тактический кругозор, быстроту решений и ловкость...
Мелькнул в "Спартаке" Миша Месхи-младший. Алаверды отцу, попытался выкроить себе на краю поля оазис радости и безумного веселья. Но здесь не сошлось ничего. Ни воспитание, ни среда. Грустная история...
* * *
Самое интересное, что едва ли не все, кто оказался на самой вершине футбольного Олимпа, хотели видеть своих наследников хотя бы у подножия. Хорди Кройф дошел до главной команды "Барселоны", играл старательно, но даже до сравнений с великим папой не дотянул. Из пятерых детей Беккенбауэра "попылил" в "Нюрнберге" и "Саарбрюккене" Штефан, сейчас он скаут "Баварии".
Внебрачный, не признанный отцом Синагра Марадона все-таки нашел возможность доказать свои корни и стал вице-чемпионом мира по пляжному футболу. Диего, великий и ужасный, как всегда ни в чем не знает границ, и его ген пошел дальше всех. На горизонте уже появляется уникум, который станет совместным подарком мировому футболу от Марадоны и его бывшего зятя Агуэро. Со временем мы можем увидеть существо, напичканное отборным футбольным ДНК. Бенхамин Марадона-Агуэро, которому всего пять лет, уже выбрал себе клуб – "Индепендьенте". А чтобы звезда зажглась наверняка, его крестным отцом стал... Лионель Месси.
Но самая любопытная история случилась, естественно, с Королем футбола. У Пеле, забившего больше всех на этой планете, сын Эдинью стал в родном для папы "Сантосе"... вратарем. Можно было бы назвать этот исторический парадокс обаятельным, если бы не недавние внефутбольные известия: Эдинью получил 33 года тюрьмы за наркоторговлю.
В общем, все очень непросто с отцами и детьми, с яблоками и яблонями на футбольном поле. К примеру, у спартаковских болельщиков уже закипает разум от бессилия и невозможности увидеть, наконец, умный футбол времен Гаврилова. Они всё вспоминают фигуру мастера, никуда не торопящегося и неожиданно разворачивающего атаки по известному только ему одному победному плану... Среди многочисленных детей Гаврилова сыновья есть. Младший играет в футбол. За "Спартак". По словам очевидцев, манерой очень напоминает отца. Сейчас ему 12, зовут Юрий. Ждем.
* * *
Сегодня футболисты-миллионеры могут дать своим чадам все необходимое, так что при обоюдном желании и удачном стечении обстоятельств ничто, кажется, не должно помешать маленькому веселому чертенку со знакомой фамилией выскочить на поле. Но есть одно "но". Кроме папы, у него ведь есть и мама. Помимо того, что жена современного знаменитого футболиста априори красавица, может внезапно обнаружиться, что она еще и, к примеру, выдающийся математик. И тут уже неизвестно, чьи гены возьмут верх.