26 февраля 2015, 12:30
В этот день 113 лет назад по новому стилю родился Николай Старостин.
Николая Петровича Старостина большинство знает как основателя футбольного "Спартака", ставшего в последние годы легендарным персонажем болельщицких баннеров. На них немолодой человек в очках "всё видит".
Такое неподдельное уважение от живущих в двадцать первом веке потомков нужно заслужить. Тем более что судьба Старостина накрепко связана с двадцатым столетием (он его, кстати, почти все и прожил – до круглой даты не хватило шести лет) и для века 21-го абсолютно нетипична. Здесь и шестеро детей в семье егеря Петра Ивановича Старостина, в которой все четыре сына стали известными футболистами, а дочери избежали сей счастливой участи исключительно из-за принадлежности к слабому полу. И семейное природное здоровье, сформированное нехоженым лесом, белым снегом и синим небом. При этом только первенец Николай, в отличие от братьев, избежал пристрастия к курению и алкоголю. Возможно, режим соблюдался по той причине, что по дарованию старший брат уступал Александру и Андрею. Однако характером и старательностью превосходил.
Москва. 1929 год. Международная товарищеская встреча команд Москвы и дании. С мячом Николай СТАРОСТИН. Фото из Российского Государственного архива кинофотодокументов
Представьте себе юношу, который чинно шествует по московской улице и вдруг переходит на спринт, пугая народ, не ожидавший подобной прыти от щуплого паренька. Так Николай в начале 1920-х вырабатывал скоростные качества, столь необходимые правому крайнему нападающему. И надо сказать, выработал: вошел в сборную Москвы, выступал за "Пищевиков" и везде отличался быстротой бега и неуемностью.
Хотя, безусловно, гораздо большего Николаю Петровичу удалось добиться в качестве футбольного организатора и функционера. История с выбором названия для красно-белой команды достаточно известна: бурные, многочасовые дебаты прервал случайный взгляд Старостина-старшего на книгу Р.Джованьоли. Но сейчас почти забыто, сколько сделал этот незаурядный человек для проведения первых клубных чемпионатов Советского Союза. "Спартак" и "Динамо" стали флагманами предвоенного отечественного футбола. Авторитет Н.Старостина становился все значительнее. Что, не исключено, послужило причиной ареста в 1942 году.
Пройдя сталинские лагеря, помотавшись по всей стране от Хабаровска до Сыктывкара, он окончательно заслужил право на уникальность. Потому что знал, помнил и испытал такое, что для одной жизни много. Зато гигантский опыт позволил Николаю Петровичу находить общий язык с любым человеком или ведомством. А уж для игроков общение с Дедом, как они его прозвали, становилось счастливейшим временем в судьбе. Действительно, кто еще кроме воспроизведения красочных футбольных эпизодов из прошлого был способен прочитать наизусть едва ли не всего "Евгения Онегина" или "Бориса Годунова"?
1989 год. Москва. Николай СТАРОСТИН (слева) и Олег РОМАНЦЕВ. Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Н.Старостин проработал начальником команды "Спартак" в общей сложности сорок лет. И удивительно: обычную номенклатурную должность он чудесно преобразил в профессию. Выполняя такие объемы работы, что нашему 21-му столетию не снилось. В самом деле: воспитатель, администратор, хозяйственник, психолог, управленец, дипломат и при этом – символ клуба и живая легенда. Собственно говоря, ему удалось придать словосочетанию "начальник команды" исконный смысл.
Причем Николай Петрович непрерывно соответствовал в своей деятельности заданному им самим высочайшему уровню. Чего, к сожалению, не смогли продолжить его нынешние коллеги. Сегодня же начальник любой команды никому толком не известен. А Старостин в тандеме с выдающимся тренером Бесковым смотрелся равной величиной.
Так что он, конечно, всё видит. Другое дело, нравится ли ему увиденное. Что-то сомнительно.