Статьи

26 июня 2015, 13:40

Грязные провокаторы

Дмитрий МУХИН
Корреспондент

Под впечатлением от изобретательности чилийца Хары "СЭ" вспоминает самые яркие футбольные провокации за последние годы.

В былые времена провокации в футболе были делом обыденным. Бывший нападающий сборной Англии Марк Хейтли, поигравший в середине 80-х в "Милане", вспоминал: "В Италии это просто часть игры. Особенно часто провокациями занимаются защитники. Они щипаются, пытаются вывести игрока из себя, говоря, как плохо тот сегодня играет. Иногда даже плюются. Им нужно добиться реакции. Так всегда было и будет".

К подлым приемам футболисты, конечно, прибегают и сейчас, но гораздо реже и осмотрительнее. Из десятков телекамер, которые нынче увековечивают каждый матч, одна да покажет негодяя во всей красе. Режиссер еще и замедленную съемку в эфир пустит. Впрочем, некоторые все же готовы положить на алтарь победы свою репутацию. Итальянцы порой называют такое поведение словом "furbo", которое буквально переводится как "хитрый", "лукавый".

Во вчерашнем четвертьфинале Кубка Америки между Чили и Уругваем защитник хозяев Гонсало Хара показал себя еще тем хитрецом. Для начала он похлопал Эдинсона Кавани пониже спины, а следом решился на такой прием, который и описывать как-то неудобно. Тем более пленочка, как говорится, все показала.

Кавани в ответ всего лишь погладил Хару по щеке. Примерно так гладят любимую женщину. Но чилиец упал как подкошенный. Уругвай остался в меньшинстве и проиграл. "Furbo самый настоящий!" – подумали в КОНМЕБОЛ и дисквалифицировали выдумщика до конца турнира.

До Марко Матерацци Харе, конечно, как от Сантьяго до Рима своим ходом. Самую длительную дисквалификацию в своей карьере итальянец заслужил, даже не выходя на поле. В апреле 2004-го "Интер" играл с "Сиеной". Матерацци восседал на скамейке запасных и во все горло призывал партнеров атаковать через фланг, на котором у противника играл Бруно Чирилло. Не стесняясь в выражениях, Марко описывал Чирилло как самое слабое звено в обороне сиенцев. Словесная перепалка между ними, продолжавшаяся весь второй тайм, переросла в драку после матча. Искушенный в подобных мероприятиях Матерацци в кровь разбил лицо своего визави.

В финале чемпионата мира-2006 одиозный защитник превзошел сам себя. Французы увековечили тот эпизод в бронзе, а Матерацци выпустил книгу "Что я на самом деле сказал Зидану".

Из ныне действующих игроков самым ярким представителем старой школы животворящей провокации является Диего Коста. Испанский бразилец так искусен в этом ремесле, что некоторые тренеры перед матчами с "Челси" в отдельном порядке убедительно просят своих защитников не поддаваться на его подстрекательства. В частности, этот пункт упомянул главный тренер "ПСЖ" Лоран Блан, рассуждая над тем, как добиться победы над лондонцами в недавнем противостоянии в Лиге чемпионов.

Особо плодотворными труды Косты по выведению оппонентов из себя были в полуфинальной встрече Кубка Испании-2012/13, в которой его "Атлетико" встречался с "Севильей". Как заметил Альваро Негредо, "Севилья" попалась в ловушку нападающего. Он с первых минут засел в печенках защитников андалусийцев своими нескончаемыми симуляциями и перебранками. Нервы сдали у Гари Меделя и Жоффре Кондогбья. Перед тем как увидеть перед собой красные карточки, оба отплатили Косте смачными ударами по ногам.

В "Атлетико" у Косты был непревзойденный наставник, выдающийся мастер провокаций Диего Симеоне. Самое памятное выступление аргентинца случилось в матче с англичанами на чемпионате мира-1998. На седьмой минуте капитан южноамериканцев пробросил мяч мимо Дэвида Симена и закружился в двойном тулупе, которому позавидуют иные фигуристы. На поверку оказалось, что вратарь успел убрать руки, но зачарованный подобным изяществом Ким Мильтон Нильсен назначил одиннадцатиметровый, реализовал который Габриэль Батистута. В самом начале второго тайма, когда счет был уже 2:2, Симеоне от души толкнул в спину 23-летнего Дэвида Бекхэма. Распластавшись на газоне, будущая икона британского футбола слегка лягнул обидчика по ноге. Нынешниего тренера "Атлетико" в бытность игроком порой было трактором с ног не сбить, но тогда он, апеллируя к арбитру еще в полете, с воплем шарахнулся оземь. Нильсен поддался и в этот раз.

Ни капли артистизма не потребовалась Марио Балотелли в финале Кубка Италии-2010, чтобы поле досрочно покинул Франческо Тотти. Игра у Последнего императора не клеилась, и он был на взводе. "Ты собираешься играть или будешь вести себя как ребенок?", – бросил ему Балотелли. Несколько минут спустя Тотти подобрался сзади к зарвавшемуся юнцу и что есть мочи отоварил того по ноге. Перед тем как покинуть поле, Тотти не преминул сообщить корчащемуся от боли Марио, что он думает о чернокожих.

Многим удавалось своим поведением всерьез разгневать Тотти. Что сказал ему датчанин Кристиан Поульсен на Euro-2004, перед тем как получить плевок в лицо, неизвестно. А вот о том, как задирался защитник "Сиены" Колоннезе, капитан "Ромы" рассказал: "Я знаю, что я был не прав, и я прошу прощения за то, что случилось. Слышать фразы, которые оскорбляют тебя как мужа и отца – не самое приятное дело. Я не сдержался и вынужден заплатить за последствия, но мне кажется, что и тот, кто устраивает подобное, должен быть наказан". Тот левый боковой в челюсть стоил Тотти пятиматчевой дисквалификации.

Частенько на нервы футболистам действует ребятня, подающая мячи. Пока самый недюжинный талант в этой области продемонстрировал воспитанник "Суонси Сити", дежуривший два с половиной года назад на лицевой линии "Либерти Стэдиум" во время ответного матча валлийцев с "Челси" в Кубке. Счет устраивал хозяев, и болл-бой, как водится, решил потянуть время. Он грудью бросился на мяч. Эден Азар было попробовал разобраться по-хорошему, но был вынужден легонько наподдать мальчишке по ребрам. Сначала, кстати, он сыграл в мяч. "Тому парню нужно сниматься в кино, – в своей манере по этому поводу высказался Джоуи Бартон. – Он валялся так, будто его подстрелили. Но все равно общественность обязательно польет грязью именно Эдена. Хотя Азар в этой ситуации виноват только в одном – он ударил этого идиота недостаточно сильно". На лице арбитра Криса Фоя, когда он поднимал красную карточку, читалось: "Я тебя понимаю, но детей бить нельзя".

14