Игорь РАБИНЕР
из Санкт-Петербурга
Вот как бывает: сидишь в холле питерского отеля на Невском, "пасешь" разных Ходжсонов и Дешамов (в иных случаях успешно, в других – не очень), и тут вдруг тебе навстречу идет близкий человек, с которым в твоей жизни связано одно из сильнейших журналистских впечатлений в жизни.
Фото - Игорь РАБИНЕР, "СЭ"
Авраам Грант: "Буду смотреть чемпионат мира - и скучать по вашей сборной"
В мае 2009 года в большом интервью "СЭ" тренер – финалист предыдущей Лиги чемпионов (напомню, что "Челси" Гранта в "Лужниках" проиграл "МЮ" в серии пенальти) рассказал, что его дедушка и бабушка похоронены в Республике Коми и мечта жизни – найти их могилы. Руководство Коми, прочитав интервью, взялось помочь израильскому специалисту, подняло все возможные архивы и отправило поисковые группы. В результате в сентябре того же года мы с Грантом отправились в Сыктывкар, а оттуда на вертолете – в бывший поселок Рабог, где уже 30 лет никто не живет, но кладбище, где похоронены предки тренера, сохранилось. И он сыпал туда специально привезенный из Иерусалима песок, и брал горсть земли, чтобы отвезти ее домой...
С тех пор мы виделись не раз, но нынешняя встреча стала сюрпризом: заранее о ней мы не договаривались. Грант приехал в Санкт-Петербург как главный тренер сборной Ганы, серебряного призера недавнего Кубка Африки – и вновь, как и семь лет назад в Москве, финал был проигран в серии 11-метровых! Впрочем, после хаоса и скандалов на ЧМ-2014, заключая контракт с Грантом, ни о каком финале в африканской стране и не грезили, а потому после турнира быстренько перезаключили соглашение до 2017 года. И вот он – в Питере.
Грех было по такому случаю не выпить по чашечке кофе и не включить диктофон. Грант всегда был интересен и нетривиален в своих суждениях – таким и остался.
РУКОПОЖАТИЕ ПУТИНА
Глава ФИФА Зепп БЛАТТЕР и президент России Владимир ПУТИН на жеребьевке ЧМ-2018. Фото - REUTERS
– Первый раз в Петербурге, представляете?! – первым делом сообщил тренер. – Очень люблю Россию, половину страны уже объездил, даже в Коми, как вы помните, был, а вот до этого прекрасного города добрался впервые. И повод хороший.
Организация жеребьевки была отличной, никаких проблем и накладок. Высочайший уровень. Знаю, что если уж русские люди решили что-то делать, то делают это так, что не придерешься. Другое дело, что нередко до решительных действий они так и не созревают... Но тут я вижу, что всем это очень важно.
– Что для вас на жеребьевке было самым неожиданным?
– Рукопожатие с Владимиром Путиным. Придя туда, где все проходило, я поначалу немного заблудился, может, поэтому и оказался в какой-то момент перед началом церемонии рядом с президентом России. По-моему, его охрана была немного в шоке...
– Видите ли какие-то перспективы у сборной России на ЧМ-2018, учитывая ее нынешнее незавидное положение и шлейф последних неудач?
– Уверен, что домашний чемпионат мира – это большая, уникальная возможность для хорошего выступления, и времени еще вагон. Другое дело, что им надо правильно распорядиться. И тут вижу одну очень хорошую возможность. Как известно, почти все футболисты сборной России на данный момент играют в своей стране...
Денис ЧЕРЫШЕВ. Фото - Антон СЕРГИЕНКО, "СЭ"
"Реал": Черышев забивает! Криштиану уходит?
– Да, за исключением Дениса Черышева.
– В определенной степени это не очень хорошо, поскольку ты должен развиваться, расти, а это лучше делать в ведущих европейских чемпионатах. Но есть и плюсы. Тут, однако, не обойтись без правительственного решения.
– Какого?
– Такого же, какое было принято в Корее перед их домашним чемпионатом мира 2002 года. Там тоже большинство футболистов играло в национальном чемпионате, хотя и не все. Корейцы гораздо больше дней, чем обычно, отвели для тренировок сборной. Не только непосредственно перед первенством, но и в течение последних лет подготовки было организовано несколько долгосрочных тренировочных лагерей, чтобы футболисты находились вместе, сыгрывались и сплачивались настолько, насколько это возможно.
Необходимо уже сейчас очертить круг игроков, из которых будет сделан окончательный выбор. Ясно, что жизнь течет и изменения все равно будут, но хотя бы костяк должен быть определен теперь, заблаговременно. Только в этом случае и будет тот большой шанс, о котором я говорил.
Тот факт, что тренер может взять почти всех футболистов, объединить и работать с ними, уникален, и это дает большое преимущество. Но, повторяю, без решения правительства, а вслед за ним и РФС подобное невозможно. Ведь одна из самых больших проблем специалистов в сборных заключается в том, что ты очень мало времени проводишь с игроками.
– В России предложенный вами вариант очень даже реален, поскольку министр спорта Виталий Мутко уже 2 сентября с максимальной долей вероятности станет еще и президентом РФС. И пролоббировать подобное решение, заодно получив финансирование под подобные сборы, ему будет несложно. Клубы, понятное дело, будут против, но очевидно, что в России перед домашним чемпионатом мира все будет решаться в пользу национальной команды.
– Да, это решение должно идти сверху. Не у такого большого числа стран есть подобная возможность. Например, я тренирую сборную Ганы, и собрать всех наших игроков вместе – это порой превращается в ночной кошмар, потому что они разбросаны по всему миру. То же самое было, когда я возглавлял сборную Израиля.
У вас совершенно иная ситуация, и если вы выжмете из нее максимум и к этому приложится правильная тренерская работа, верная стратегия, точно распланированная подготовка, то сборная России может достичь на ЧМ-2018 очень многого!
НЕ ДУМАЮ, ЧТО ЛИМИТ – ПЛОХАЯ ИДЕЯ
Легионеры "Зенита" - ХАВИ ГАРСИЯ, Аксель ВИТСЕЛЬ и ХАЛК. Фото - Вячеслав ЕВДОКИМОВ, ФК "Зенит"
Рой Ходжсон: "Для сборной России лимит "6+5" – это хорошо"
– А что думаете насчет лимита на легионеров в формате "6+5", введенного с нынешнего сезона как раз для того, чтобы обеспечить игровую практику россиянам? Насколько это, по-вашему, эффективная мера? О ней у нас развернулись ожесточенные споры, и мнения полярны.
– Покажите мне хоть один вопрос в футболе, о котором нет ожесточенных споров (смеется). Скажу так: в футболе, как и в жизни, не бывает идеальных ситуаций и готовых рецептов. Все страны, включая ту же Англию, думают о том, как защищать доморощенных игроков. И, с одной стороны, делать это надо. А с другой, на поле иной раз выходят люди, которые не заслуживают. И тут надо искать золотую середину.
Верю в конкуренцию. В российский футбол за последние годы было вложено очень, очень много денег, и надо признать, что его достижения этим инвестициям не соответствуют. Российские клубы с такими деньгами ни разу не выходили в полуфинал Лиги чемпионов! То же касается и сборной. В целом же не думаю, что лимит – плохая идея.
Россия должна крепко подумать, как ей развивать футбол. Хочу, чтобы то, что сейчас скажу, никто не счел злословием, потому что я очень люблю эту страну. Здесь самая большая территория в мире и 140 миллионов населения. Здесь очень много людей, обожающих футбол. Лига – хорошая, хотя убежден, что она может быть намного лучше. И здесь не может, не должно быть сборной, которая не играет на самом высоком уровне!
По моему глубокому убеждению, сборная России должна входить в четверку сильнейших национальных команд мира на постоянной основе. Однозначно! Но для того, чтобы это произошло, все нужно строить с фундамента. Сборная Германии в 2000 году создала долгосрочную программу, чего и как она хочет добиться. В России должно произойти то же самое, и я говорил вам об этом еще много лет назад, добавив, что если этого не произойдет, ничего хорошего российскую сборную не ждет.
К сожалению, я оказался прав. При колоссальном потенциале Россия и близко не добивается в футболе того, на что способна. На мой взгляд, русские люди способны организовывать вещи на высочайшем уровне, но им нужно быть более креативными.
Я консультирую ряд крупных мировых компаний, и как-то раз присутствовал на заседании в одном из департаментов. Сотрудник выступил с нестандартными предложениями, и босс начал на него кричать: "Что ты несешь?!" После меня спросили о впечатлениях. Ответил: "Вы накричали на сотрудника, а делать этого было нельзя". – "Почему?" – "Потому что этот человек больше никогда не будет ничего предлагать, а будет соглашаться со всем, что ему скажут сверху. И от него не будет никакого толка".
Убежден, что любому руководителю, в том числе и футбольному – президенту федерации, главному тренеру, нужно собирать в свой штаб не тех, кто будет кивать и поддакивать, а тех, кто будет предлагать что-то интересное и пусть даже неудобное. Ты как босс все равно можешь решить по-своему, но нужно выслушать человека и, даже если ты с его предложением в корне не согласен, кивнуть: "Да, это очень интересное предложение". И человек будет продолжать что-то придумывать и предлагать. Хочется, чтобы и в России мыслили именно так.
Зепп БЛАТТЕР. Фото - REUTERS
А что если уход Блаттера к лучшему?
– По-вашему, предстоящий уход Зеппа Блаттера из ФИФА увеличивает опасность отъема ЧМ-2018 у России ввиду происходящего ныне коррупционного скандала? Или факт того, что жеребьевка уже состоялась, резко снижает подобную опасность?
– Я не полицейский, чтобы рассуждать о коррупции. Ничего о ней не знаю. Не знаю, почему этим занимаются американцы. Был на некоторых встречах в Штатах, где звучало такое: "Это только начало". Но речь шла не о России, а о раскрытии коррупционных схем в футболе как таковых.
Считаю, что Россия заслужила чемпионат мира. Он был, конечно, в Европе и Южной Америке, был в Азии, Африке, США. Россия – великая страна, нация и имеет все, чтобы провести такой турнир. Не вижу здесь никаких проблем. И заслужили вы мировое первенство не из-за Блаттера, а просто заслужили.
Что касается оценки работы Блаттера в принципе, то футбол становится все больше и больше – как в ведущих странах, так и в Азии и Африке, куда уходящий президент ФИФА привел чемпионаты мира. Через футбол можно добиваться многого, решать огромное количество общемировых проблем. И ФИФА при нем сделала для этого многое, хотя может еще больше. У меня есть в связи с этим ряд проектов, касающихся Ближнего Востока.
ФУТБОЛ ПО ХИДДИНКУ И УЖИН С ЛОБАНОВСКИМ
Фабио КАПЕЛЛО. Фото - Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
Прощание с Капелло и с иллюзиями
– Почему, по-вашему, в России не получилось у Фабио Капелло? Провал на ЧМ-2014, безобразный отборочный цикл Euro-2016...
– Не знаю. Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, что происходило на тренировках, как складывались отношения между ним и игроками. Мы встречались с вами в Бразилии на матче Россия – Алжир в Куритибе, и не могу сказать, что Россия играла там плохо. Но она и не играла хорошо.
Мне показалось, что этой команде нужно здорово прибавлять с точки зрения ментальности. Все хотят выиграть, но далеко не все знают, что такое быть победителями. И на ЧМ-2014 футболисты сборной России победителями по натуре не выглядели. Они все время чего-то боялись. При этом считаю, что качество у них есть!
– Вы так думаете? В России у многих противоположное мнение.
– Убежден, что это вполне качественные футболисты! Кто-то повыше, кто-то пониже, но невозможно сказать, что они не умеют играть в футбол. Скорее дело в менталитете.
Но если говорить не о конкретном турнире, а об игре в целом, то повторяю: в России нужно выстраивать всю систему снизу доверху. Выбор футболистов в команду, тактика на игру – все эти нюансы очень важны, но в сегодняшнем открытом информационном пространстве тактических революций уже не придумаешь, а все сильнейшие игроки в команду все равно попадут. Так что акцент нужно делать на глобальном развитии футбола в стране.
Гус ХИДДИНК. Фото - Александр ВИЛЬФ
– Полагаете ли, подобно Гусу Хиддинку, что российскому менталитету подходит атакующий, агрессивный стиль, а не тот, что проповедовал Капелло?
– При этом даже атакующий стиль не помог Хиддинку выйти на ЧМ-2010, тогда как Капелло с оборонительным в Бразилию попал. В целом же Гус – великий тренер, я его очень люблю – и как специалиста, и как личность. Неудачи могут случаться с кем угодно, а о хорошем люди, увы, быстро забывают. Мне очень нравилось, как Россия играла на Euro-2008, особенно в матче с Голландией. Я был на той игре и находился под впечатлением.
Верю в атакующий футбол, но при этом сбалансированный. Нестись вперед с шашками наголо сегодня нереально. Если искать одно слово, которое отразит суть успеха в современном футболе, это – "баланс".
Кстати, Валерий Лобановский осознал это еще много лет назад, опередив время. Его прессинг – это было что-то потрясающее. А мне посчастливилось узнать всю его творческую кухню из первых рук. Когда хочешь пообщаться с человеком и набраться впечатлений и знаний, порой приходится идти на хитрости. Однажды в конце 80-х произошла замечательная история, которую теперь уже настало время рассказать. Каждый год в Израиль на сборы приезжало киевское "Динамо" Лобановского. Я, молодой тренер, ходил на тренировки, записывал – занятия-то у него были суперсовременными по самым высоким мировым меркам!
Лобановский это заметил и через нашего общего приятеля передал, что разрешает мне провести целую тренировку рядом с ним. Это было очень редкое для него событие, но оно мне ничего не дало, поскольку по-английски мэтр не говорил, да и в самом занятии задействован не был – сидел на скамейке и наблюдал. Но хотелось-то поговорить и понять!
Общий знакомый обещал устроить и совместный ужин. Но у Лобановского оказалось одно обязательное условие: я должен был с ним выпивать. Но как, если я тогда вообще не употреблял спиртного?! И все-таки выход был найден. Сам Лобановский пил коньяк, а я перед ужином подошел к официанту и попросил, чтобы в пустую бутылку из-под водки он налил мне простой воды и принес ее мне будто полную. Валерию Васильевичу же сказал, что коньяк не пью, а вот водочку – с удовольствием.
Посидели великолепно. Лобановский был раскован, рассказал массу интереснейших и ценнейших для меня как тренера вещей. Он убрал за вечер, по-моему, целую бутылку коньяка, а я – две "водки". А в конце мэтр сказал: "Мне очень интересно было с тобой поговорить, но одним ты меня просто поразил – ты пьешь больше меня!"
Но еще больше поражался общий знакомый, который никогда не видел меня пьющим. Пришлось сказать ему: "Я пью много водки, просто, будучи известным в Израиле человеком, не хочу это афишировать". И лишь недавно я рассказал ему правду...
ЧЕМУ НАС УЧАТ МАРТИН ЛЮТЕР КИНГ И МАХАТМА ГАНДИ
Сборная Ганы проиграла в финале Кубка Африки. Фото - AFP
– В сборной Ганы на Кубке Африки-2015 вас поджидало то же безумное невезение, что и в "Челси": ведя в финальной серии пенальти против Кот-д’Ивуара – 2:0 после двух ударов, "Черные звезды" ухитрились проиграть. Не было мыслей: ну почему я такой невезучий?!
– В моих жизни было три таких случая. Первый – в финале Лиги чемпионов в Москве, где по игре мы превосходили "МЮ", но Джон Терри, с которым мы по сей день тепло общаемся, поскользнулся в момент пятого пенальти, и теперь повсюду меня преследует вопрос: "Если бы он забил, это изменило бы вашу жизнь?"
Второй – финал Кубка Англии 2010 года, где мы с "Портсмутом" играли против "Челси". Команда была в жутком финансовом кризисе, у нее не было владельцев, невозможно было понять, кто выйдет на поле в следующую субботу. Но на 60-й минуте при счете 0:0 мы били пенальти – и Кевин-Принс Боатенг не забил, а потом пропустили. Три дня назад мы обедали с Дидье Дрогба, и он сказал: "Если бы мы тогда пропустили, то проиграли бы, потому что после перерыва были "мертвыми". Но не забитый соперником пенальти влил в нас новые силы".
И вот третий. Когда я приехал в Гану, никто от нее не ожидал выхода в финал. Во-первых, из-за шлейфа скандалов в Бразилии, который нужно было преодолеть, а во-вторых, поскольку в моей ганской команде, в отличие от всех предыдущих, не было ни одной звезды, тогда как раньше их было не менее трех-четырех. А в итоге мы очень хорошо играли, прошли соперников уровня Алжира и в финале выглядели лучше ивуарийцев. Но снова поражение по пенальти!
Одного из моих бывших игроков как-то спросили в интервью: "Вы считаете себя везучим или невезучим?" Он ответил: "И то, и другое". Вот и я так же (смеется).
– Вы не взяли в команду ряд звезд уровня Эссьена и Мунтари. Чувствовали сопротивление своим решениям?
– Любое непопулярное решение тренера подвергается общественному обсуждению. И ты должен быть готов к жесткой критике и к тому, что люди будут против тебя. Вы не представляете, что творилось в Израиле, когда я не взял в сборную главную звезду – Эяла Берковича. А в итоге в том отборочном цикле мы не проиграли ни одного матча, выступая в одной группе с Францией и Швейцарией.
И это не только о футболе, это о жизни. Не собираюсь сравнивать себя с великими людьми, но однажды читал лекцию в Колумбийском университете и привел три примера. Мартин Лютер Кинг, Махатма Ганди, Анвар Садат – людям поначалу крайне не нравилось то, что они делали! Но они смотрели вперед, у них было видение, которого не было ни у кого другого.
Знаете ли вы, что, когда Кинг начинал свою деятельность, 85% темнокожего населения Америки было против него? Они говорили: "Ты разозлишь белых людей, и они всех уничтожат!" Против Ганди, предлагавшего бескровную революцию, и вовсе было 95%. А как осуждали дома президента Египта Садата, который на фоне многолетней войны с Израилем вознамерился поехать и выступить в израильском кнессете! В итоге вместо войны, которая, казалось, не кончится никогда, мы получили 30 лет, за которые во взаимоотношениях между двумя странами не было пролито ни одной капли крови.
Иногда ты видишь, что действительно нужно команде, а не хочешь делать то, что от тебя требует владелец или президент. Ты должен смотреть на шаг вперед. Вы, журналисты, пишете о том, что происходит здесь и сейчас, и никаких претензий тут к вам быть не может, потому что такова ваша работа. А у тренера иная задача.
Та же Гана – страна футбола. Огромный потенциал, и надо смотреть не только в сегодняшний, но и в завтрашний день. Поэтому некоторым игрокам за 30 пришлось сказать "нет". Один из них – Майкл Эссьен, которого считаю одним из топ-игроков и людей, каких я только встречал. Но это жизнь. И сегодня тренеров, которые так поступают, мало – в частности, из-за давления со стороны прессы.
– Лично Эссьену причины своего решения объяснили?
– Конечно. И Мунтари, и остальным. Потому что они заслужили уважение к себе, сделав много для своей страны. Содержание этих бесед останется между нами, но я не имел права этого не сделать и просто поставить их перед фактом. Причем специально для этого летал в тот же Милан.
Авраам ГРАНТ и его тренерский штаб в сборной Ганы. Фото - AFP
– Политики не оказывали на вас давления, чтобы вы не обижали народных кумиров?
– Нет. Мало кто в это поверит, но ни разу никто на меня не давил. Как было: "Ты тренер, тебе решать", так и осталось. Поддержка со стороны президента федерации была с первого дня, в том числе и после поражения в первом матче Кубка Африки. А теперь все еще легче, поскольку мы хорошо выступили.
При этом восстановить дух команды после того, что происходило на ЧМ-2014, было очень сложно. Когда я пришел, страна еще не отошла от этих скандалов. То есть мы начинали не с плюса, даже не с нуля, а с серьезного минуса. До того, как заниматься собственно футболом, пришлось иметь дело со всей этой накипью прошлого.
Но я сказал игрокам: "Если у нас будет результат, все тут же забудут, что происходило раньше". Что и случилось. Некоторых футболистов, кого я выбрал, вообще никто не знал. А теперь один из них перешел в мадридский "Атлетико", еще один вот-вот уедет в Англию и так далее.
– Жеребьевка в Санкт-Петербурге получилась для вас удачной?
– Она была странной. Знаю только одного соперника по предварительному раунду, а затем, если выиграем, попадем на групповую стадию, ни один из соперников по которой нам по-прежнему неизвестен.
Полагаю, что ФИФА, которая сделала очень много для развития футбола в Африке, должна сделать еще больше. В Европе играют сотни талантов из Африки. Не может такого быть, чтобы меньше десяти процентов ее сборных попадали на чемпионат мира! У Южной Америки – 50 процентов. У Европы – 30.
– Позволю себе поспорить. Пусть африканцы покажут серьезные результаты на мировых первенствах – и получат больше мест. А они даже до полуфиналов ни разу не доходили.
– Вот тут согласен. Это комбинация факторов. Потенциал африканского футбола колоссален, но то, что ее сборные ни разу не играли в полуфиналах ЧМ, – за гранью понимания. Нужно поднимать организацию процесса, и в той же Гане есть много людей, которые к этому стремятся. Азия была в полуфинале, Америка – тоже. Почти все, кроме Африки!
При этом меня радует, что ганские игроки очень легко воспринимают вещи, которых прежде не знали, будь то тактические, ментальные или какие-либо еще. Я старался вникнуть в их менталитет, это необходимо, чтобы твои идеи доходили до них легче. Но никакого стука в глухую стену не потребовалось.
ИНЦИДЕНТ С ФРИМПОНГОМ? НЕ СЛЫШАЛ
– А с тем, что отсутствие дисциплины – страшный бич африканцев, столкнулись?
– За весь Кубок Африки в нашем лагере не возникло ни одной проблемы, связанной с дисциплиной. Объяснял игрокам, что правила существуют лишь для того, чтобы помогать команде, а анархия будет ей мешать. В моих предыдущих командах таких проблем тоже не было.
Разумеется, на турнире я не отпускал игроков по ночным клубам, поскольку нашей целью было выигрывать матчи, а не танцевать. Но после матчей у них было свободное время, когда они могли делать все, что считали нужным. Причем не все его использовали, поскольку там, где мы жили, было совершенно нечего делать (смеется). Верю в слово "баланс". Ты не можешь ни быть диктатором, ни давать игрокам слишком много свободы. Нужно что-то среднее.
– Помню, что вы жаловались на более убогий автобус у сборной Ганы на турнире в Экваториальной Гвинее, чем те, что предоставили вашим соперникам.
– С одной стороны, я был очень впечатлен, как в кратчайшие сроки Экваториальная Гвинея смогла подготовиться к такому турниру – ведь изначально он должен был проходить в Марокко. Немногие страны на такое способны, и в целом все прошло хорошо.
Но разные мелочи вроде автобуса, времени начала тренировок или пресс-конференций – все это могло быть лучше. В частности, то, что команды жили одновременно в одном отеле. Автобус, кстати, нам так и не поменяли. А перед матчем с Алжиром пришлось добираться до тренировочного поля час десять минут, тогда как сопернику – пять минут. Пришлось использовать это в качестве дополнительной мотивации для наших игроков...
– Один из ваших футболистов на Кубке Африки представлял РФПЛ – Мохаммед Рабиу из "Кубани". Но играл он там мало.
– Перед самым турниром он восстановился после травмы и еще не был до конца готов. Но в целом это один из лучших наших игроков. По количеству и проценту выигранных единоборств Рабиу, если посмотреть статистику, бьет все рекорды. И он вообще не теряет мячей! Когда он здоров, то всегда в стартовом составе.
– Рабиу – новый Эссьен?
– Он другой. Вперед Рабиу идет меньше, но ты знаешь, что с ним в составе можешь выставлять большее число атакующих футболистов, поскольку своя половина поля находится в надежных руках.
– Слышали о расистском скандале в матче "Спартак" – "Уфа" вокруг Эммануэля Фримпонга, которого вы в сборную не вызывали, но, исходя из его гражданства, можете это сделать? Он показал средний палец трибунам, реагируя вроде бы на расистский выкрик одного болельщика. Но доказать, что его спровоцировали, игрок не смог, так что клуб соперника не пострадал. А хавбек был дисквалифицирован на два матча.
– Честно говоря, не слышал об этом, поэтому не могу прокомментировать этот инцидент. Хотя стараюсь следить за всеми ганскими футболистами по всему миру. В прошлом сезоне хотел посмотреть Фримпонга и приехал для этого в Россию, но он получил травму на последней тренировке перед игрой. Что касается наказаний за расистские проявления, то во всем мире они в последнее время очень ужесточены, и это правильный путь. Расизм – это плохо для всех.
Фото - AFP
– У вас контракт с Федерацией футбола Ганы до 2017 года. Надеетесь приехать с "Черными звездами" в Россию в 2018-м?
– Когда прихожу в любую команду, у меня есть краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный план. Планирую все – при том, что не знаю, что в моей жизни произойдет на следующий день. Поэтому – кто знает? Десять лет назад я понятия не имел, что познакомлюсь с вами и мы сейчас будем сидеть в отеле Санкт-Петербурга и обсуждать чемпионат мира в России.
И в этой непредсказуемости вижу только хорошее. Те, кто считает меня невезучим, не догадывается, как же мне повезло, что я побывал в таком количестве мест. Взять последние три года – работал в Сербии, Гане и даже несколько месяцев в Таиланде, что стало потрясающим опытом. Приезжал туда на три месяца помочь команде, которой владеет мой друг. Была конкретная цель – выиграть Кубок страны. Правда, он забыл мне сказать, что соперник выиграл все титулы в стране за последние четыре года (смеется). Тем не менее мы выиграли – 2:0 в присутствии 50 тысяч зрителей. Вы не представляете, как там развивается футбол, и через несколько лет мы о нем обязательно услышим.
– Тем не менее вы никогда не работали в финальном турнире чемпионата мира. И это должно стать для вас мощной мотивацией.
– Да, это хорошая мотивация, и для меня было бы здорово поработать на чемпионате мира. Но до него еще очень много времени, и поэтому нельзя говорить о чем-то наверняка.
– А поработать в России – это уже вряд ли, учитывая, что тренеров-иностранцев становится все меньше и меньше? Сейчас помимо белоруса Гончаренко у нас работают только два легионера – Виллаш-Боаш в "Зените" и Веркаутерен в "Крыльях Советов".
– Я разговаривал с одним из топовых людей в российском футболе. Мы говорили о том, что одной из проблем России являются ее размеры. У вас есть все – от природных ископаемых до великолепной культуры. Но проблема в том, что Россия не хочет ничего придумывать – она следует за уже придуманным. Другие страны зовут иностранных тренеров – Россия делает то же самое. Другие страны решают, что лучше свои специалисты, – Россия берет с них пример.
Придумывайте что-то свое! Все великие дела решаются только теми, кто понимает, что надо не копировать чужих, а делать то, что нужно им самим. Что уникально и неповторимо. Германия в начале 2000-х решила не просто изменить сборную, а изменить стиль игры на всех уровнях – от академий до национальной команды. Там пришли к выводу, что больше не нужна команда Шварценеггеров, а требуется хороший футбол. Даже Исландия придумала свое! Это непросто, и Россия нуждается в креативе.
Не важно, свой тренер или иностранный. Важно его качество и стратегическое мышление. То же самое, кстати, касается и директоров клубов, о чем у вас, по-моему, речи вообще не заходит. Нельзя исключительно вариться в собственном соку, нужен обмен идеями, который делает футбол – и не только футбол – лучше.
Генри Морган
2Владислав Романцев "В России предложенный вами вариант очень даже реален, поскольку министр спорта Виталий Мутко уже 2 сентября с максимальной долей вероятности станет еще и президентом РФС. И пролоббировать подобное решение, заодно получив финансирование под подобные сборы, ему будет несложно. Клубы, понятное дело, будут против, но очевидно, что в России перед домашним чемпионатом мира все будет решаться в пользу национальной команды." - Вот это только уже нереально. Мутко никогда не лоббировал никаких решений, кроме тех, которые приносят пользу ему лично и никогда не будет лоббировать. Тем более смешно про ориентир на пользу национальной команды. Кто не согласен, вспомните свежий пример с Капелло (успехов на уровне сборных не имевший). Так что все это треп ни о чем, идей тут живучих нет. _________________________________________________________________ ________ Позвольте с вами не согласиться! Мутко после провала в Ванкувере проделал определённую работу. В Сочи сборная России выиграла неофициальное первое место в общем зачёте. И в этом тоже есть заслуга Мутко, как министра спорта. Хотя, история с Капелло, безусловно, поражает воображение. И дело тут даже не в деньгах собственно, а в том коллапсе, который в итоге наступил. Можно рассуждать, что Капелло не один виноват. однако у него был полный карт-бланш на работу в сборной. И что? Только обстоятельства заставили Капелло пойти на эксперименты в сборной. Случилось это в товарищеской встрече с Белоруссией, как раз, накануне судьбоносного матча с Австрией. А в самом главном матче года для сборной была ровно такая же игра, как в Бразилии и осенью, без каких-либо намёков на подвижки в игре. Капелло - это не столько ошибка, сколько сознательный выбор. Чем он был обусловлен, сказать трудно, но явно не футбольными результатами.
31.07.2015
Генри Морган
Интересные мысли. Своевременные. Грант, пожалуй даже прав. Например в том, что следовало бы в ближайший год-два определиться с костяком команды, а также главным тренером. Слуцкий или Бородюк - это катастрофа, причём самая настоящая. Команде нужен действительно креативщик. А Слуцкий разве таков? Слуцкий - хороший методист. По крайней мере говорят именно так. Ну, так пусть и идёт вторым или третьим в сборную. Но, задач много на самом деле. Самая главная и важная - попасть на ЕВРО-2016 во Франции. На сегодняшний день. Вот её и надо решать прежде всего.
31.07.2015
Thomas Boy
Владька, ты бы молчал лучше про свой позорный слив с ветки про Назарова. Что касается твоего имени, то оно уже стало нарицательным. "Глуп, как Владя". Так что смирись, убогий. Хотя, полагаю, падаль вроде тебя тут долго не задержится.
29.07.2015
Владислав Романцев
"В России предложенный вами вариант очень даже реален, поскольку министр спорта Виталий Мутко уже 2 сентября с максимальной долей вероятности станет еще и президентом РФС. И пролоббировать подобное решение, заодно получив финансирование под подобные сборы, ему будет несложно. Клубы, понятное дело, будут против, но очевидно, что в России перед домашним чемпионатом мира все будет решаться в пользу национальной команды." - Вот это только уже нереально. Мутко никогда не лоббировал никаких решений, кроме тех, которые приносят пользу ему лично и никогда не будет лоббировать. Тем более смешно про ориентир на пользу национальной команды. Кто не согласен, вспомните свежий пример с Капелло (успехов на уровне сборных не имевший). Так что все это треп ни о чем, идей тут живучих нет.
29.07.2015
Владислав Романцев
Thomas_Boy, появление скудоумного дрища-дегенерата всегда будет сопровождаться обращением к моему имени? Тебе мало было того надругания? Рот до сих пор болит?//// KhSL, в каком месте коммент "шариковский"? Давай не будем пукать и пытаться подчеркнуть свой интеллект одновременно - это глупая затея. Ты там баба беременная что ли, в истерике? Нормально разговаривай, как мужчина – то есть по факту. Давай конкретную цитату, где написан "шариковский коммент" и обоснуй свою точку зрения, в чём оппонент не прав. В противном случае захлопни пасть. Бабские визги (а-ля Томасбой) здесь никому не интересны.
29.07.2015
Натти Дрэда
Умирает старый еврей.... Не. Встречаются как-то Рабинович и Кац... :) На самом деле дядя правильные вещи излагает, грамотно и без истерик. И - да, сейчас в России ничего не хотят придумывать, у нас только дети красивые и Калашников. Но с калашом в последнее время тоже не все гладко. А так - купи-продай. Еще лучше укради-продай. И все это влияет на ментальность народа, включая игроков национальной команды, как его представителей. Так что Абраша правильно говорит о необходимости менять ментальность, но пытаться изменить ее только в футболе - утопия.
29.07.2015
Thomas Boy
sergs1___ Вы напоминаете человека, который, сломав на кривой лестнице обе ноги, через пару месяцев снова готов подниматься по этой лестнице. Чисто из упрямства.) Прекрасно зная, что опять ноги поломает.
28.07.2015
KongKing
Сборная Германии в 2000 году создала долгосрочную программу, чего и как она хочет добиться. ____________________________________________________________ ___ Да уж! Специалист.... Прям вот так вся "сборная Германии программу создавала"? Неуч, мать твою! Программу создавали в немецком футбольном союзе (DFB)! И программа была не о том "чего и как она хочет добиться", а о том "как перестроить подготовку футболистов". До этого всё базировалось на "уличных пиналах мяча" (Strassenfussballer) - т.е. лет эдак до 15-17 пацаны гоняли мяч в дворовых командах, тренеруемых папашами этих же пацанов. Абсолютно любительский уровень. Лишь, те кто более менее попадался на глаза профессиональным клубам попадал туда и карьера могла пойти в гору. Теперь же DFB по нескольку раз в год собирает ребятню лет чуть ли не с 6-ти на бесплатные "сборы" под руководством бывших "профи" и тренеров DFB, куда любой может привезти своё чадо "на посмотреть" и "игре поучиться". Особо рьяных тренеров любителей азам тренерской деятельности обучают и пр. Вобщем сортируют "материал" уже в детстве. НАчинают готовить не только физически-технически, но и теоритически (кто куда бежит, где стоит, против кого играет). Кстати если пацана в 8 лет не "поставили на карандашь", то не надо расстраиваться. На сборы можно продолжать приезжать т.т. даже мячу понятно, что многие гораздо позже раскрываются. Пример - Хуммельс. В Баварии ему сказали, что вряд ли из него получится игрок нужного им уровня, то в дортмундскую Боруссию подался... Кстати никакого отношения к государству программа эта не имеет т.к . DFB - общественная организация.
28.07.2015
sc#6
АВРААМ! АВРААМ!! АВРААМ!!! Это-ГРАНТ! Это -АВР!! ЭТ-ААМ!!!!
28.07.2015
sc#6
РАБИНЁР! РАБИНЁР!! РАБИНЁР!!! Это- РА! Это-БИ!! Это-НЁР!!!
28.07.2015
BayDin
Чизкейк со своим племяшей жгут!
28.07.2015
sergs1
Thomas_Boy Малоизвестный тренер, как правило, долго метается из команды в команду и, в конце концов, находит свою, в которой у него получается, и он даже начинает кое-где переигрывать великих. Однако, затем, перейдя на следующее место работы, а часто такие после некоторых успехов уходят на повышение, но там кишка оказывается тонка, и все возвращается на круги своя. Насчет достижений Капелло в сборных, я согласен, их нет. Но изначально, если снова вернуться на 5 лет назад и выбирать между Капелло и Грантом,то конечно Капелло...
28.07.2015
Thomas Boy
sergs1___ Можно ли сравнить Гомельского и Политиса, например? Можно. Гомельский - великий тренер, Политис известен только узкому кругу болельщиков. Но именно Политис в 1987-ом переиграл Гомельского тактически. А если сравнить достижения Лобановского и Непомнящего на ЧМ-90? Иногда малоизвестный тренер может добиться большего, чем самый что ни на есть великий. Кто такой Капелло? Великий тренер клубных команд. Клубных. На уровне сборных - ничего. Так что... Все мимо, все мимо.
28.07.2015
sergs1
Thomas_Boy интересный человек-это не профессия:) Кто такой грант и кто капелло на тренерском небосклоне. Примерно как гамула и лобановский соотношение. Один интересно говорит, у другого результат.
28.07.2015
Thomas Boy
Восставший из пепла___ Разделяют, полагаю. Те, которые читать умеют, процентов 20.
28.07.2015
Восставший из пепла
Thomas_Boy Скоро пойдем по украинскому варианту :) Всему свое время :) Ты еще скажи, что мусульмане теорию Графа не разделяют :)))
28.07.2015
Thomas Boy
Что же касается комментов, то таки да, они в большинстве своем убоги. Мало было дебилов на ветках, так появился Владя Романцев в обнимку с книженцией Юргена Графа.
28.07.2015
Thomas Boy
Жаль, что в свое время взяли Капелло, а не Гранта. Толковый тренер. Интересный человек.
28.07.2015
Правдоруб-2015
Значит Лобановский коньяк полюбливал...
28.07.2015
sergs1
KhSL У нас и так страна советов, своих грантов хватает:) А как вы относитесь к профессиональной деятельности Фабио Капелло? У него и жизненного опыта должно быть поболее хотя бы с учетом возраста, не говоря уже о профессиональном-достижения не сопоставимо выше Грантовских. Там, в этом интервью, явно прослеживается интонация: я самый умный, но мне не везло, давайте попробуем вместе, вижу вас железно в четверке:)
28.07.2015
KhSL
Владислав Романцев Вот ваш "шариковский" коммент - один из таких. "Рецепт прост..." далее по тексту. Наивно и невыполнимо. А Грант просто высказывает свое видение с учетом своего жизненого и профессионального опыта. Не пророссийски и не анти-, а просто как сторонний и дружелюбный человек. Ваши фобии мешают отнестись к этому совету так же дружелюбно. Я (ни к счастью, ни к сожалению) к евреям отношения не имею, но ценю любой хороший совет. А у Гранта их есть))) А как Вы относитесь к профессиональной деятельности Дэвида Блатта?
28.07.2015
Тень Мастера
ДАНЯ ДЗЮБА Очечко бы зацепить хоть одно в группе!!!!!!------Правило: хозяев подтягивают. Так что думаю из группы выйдут. Хозяева практически всегда выходят. Это выгодно организаторам и ФИФА.
28.07.2015
ДАНЯ ДЗЮБА
Какая четверка нам????)))))) Очечко бы зацепить хоть одно в группе!!!!!!
28.07.2015
Тень Мастера
Владислав Романцев даже, открою тебе великую тайну - ВЫИГРЫВАЛИ ЕВРО --- Ну тут нет никакой тайны. Гол Понедельника все знают.
28.07.2015
Владислав Романцев
Тень Мастера, даже, открою тебе великую тайну - ВЫИГРЫВАЛИ ЕВРО. И вообще по еврам мы одна из самых титулованных команд (4-е место как минимум, а то и 3-е после Германии/ФРГ и Испании).
28.07.2015
Восставший из пепла
Многим из самой толерантной нации Рассеюшки поучиться бы как друг друга пиарить и продвигать надо. Сколько Рабинер проталкивал в СЭ того же Гранта когда он из Челси ушел.
28.07.2015
Тень Мастера
Насчёт четвёрки канешь подхалимаж. Но в принципе в самом ЧМ 2018 (как и любом другом футбольном ЧМ). Любая команда может выстрелить и попасть в четвёрку. Иногда так звёзды совпадают( на небе), где то судья верно свистнет, где то чудо-гол получится. Так глядишь и в четвёрке)))) Шведы же были, болгары, хорваты . В принципе команды однотипные с Россией. Да и наши стрельнули в 1966, в на ЕВРО ваще часто в финалах и полуфиналах были.
28.07.2015
Владислав Романцев
KhSL, а это что? Опять старая еврейская жалобная песня? Старые еврейские мозги сейчас - это коррупционная власть в стране и если для вас - это знак качества, то наслаждайтесь и комментами в том числе (ибо, какой пародокс - в министерстве образования, которое дает людям это самое образование, тоже таки старые еврейские мозги)
28.07.2015
efan ekoku
Легенда Миллуола-мы тебя не забудем.
28.07.2015
KhSL
Хорошее интервью... Старые еврейские мозги - знак качества! Но уровень комментов - ниже плинтуса, увы!
28.07.2015
sergs1
И оказывается, о чудо:), Абраша Грант-"ученик" Лобановского. Пил с ним, и мэтр делился с ним тайным знанием. Мне кажется, не зря он эту историю "вспомнил" после увольнения Капелло, в смутное время для российской сборной, а друг-еврей Рабинер красиво оформил.
28.07.2015
Препод
Нашли у кого брать интервью ? Можно подумать что это специалист в мировом футболе ! Просто его мнение о том о сем ! Мнение у него по крайней мере есть !
28.07.2015
sergs1
Prostuda Не нравится не читай. Очень интересное интервью. Кстати Грант финалист лиги чемпионов и сереьрянный призер чемпионата континента. Напомни-ка нам какие европейские кубки Спалетти выигрывал, умник? ++++++++++++++++++++++++++++++++++ Сколько он там Челси тренировал после Моуриньо-несколько месяцев, с осени по весну. Там игра давно была поставлена португалом и команда была построена, просто тренер и игроки друг-другу надоели, а пришел Грант- друг еврея Абрамовича, и все раскрепостились, как часто бывает при появлении нового тренера. А кубок Африки тоже не особо показатель. Там часто добивались успеха такие тренеры, которые нигде до и после ничего особенного не добивались. А в интервью он себя любит похвалить, свои успехи и "невезения".
28.07.2015
Монте-Кристо (Мститель)...
Не в четверке, а в четвертом десятке. Кто-то там кого-то, явно, не понял................... Кстати, устал статью Рабинера перематывать. Читать его длиннющую ахинею ? Жаль время на муть тратить. В интернете есть намного более интересного и полезного.
28.07.2015
Владислав Романцев
Рецепт прост - воров в тюрьму (мутко, толстых, колосок), а управленцев - на их место. Иначе не выйдет каменный цветок. Систему надо менять. Все остальное - иудейская болтология.
28.07.2015
dintos
"Россия не хочет ничего придумывать".Еврейский товарисч первый раз в жизни хватил водочки.Столько,сколько всего придумали в России,вероятно,составляет половину мировых "придумок",если не больше...То,что сейчас нет у нас в футболе нового,так раньше было.Аркадьев был ещё тем новатором.Тот же Лобановский без России ничего бы не придумал.
28.07.2015
17
Здравствуйте, Док_. Рад вас слышать. ... Так ведь у нас и с программой (да даже элементарным планом) точно также решительно: то один тенер сборной за рекордные суммы, то его уже выгоняют с (тоже рекордной) неустойкой; то один глава РФС, то другой; то весна-осень, то осень-весна; то лимит-зло, то лимит-благо и т.д. И каждое такое решительное действие, представляется неким краеугольным камнем, способным повернуть ситуацию в нужное русло... Т.е. решительных действий как раз хватает, не хватает поступательного развития - всё время рывками. У нас и история-то вся такая: то какой-нибудь тиран и деспот (но при этом совершающий прорыв), то следом какое-нибудь "смутное время", "бироновщина" или "оттепель"... --------------------------------------------------------------------- ----------------------------------------------------------------- Мне тоже запомнилось то интервью с вопросом про Марадону. Правда, вопрос этот не без лукавства. Думаю, что существует немало тренеров, которые (даже зная о ком речь), выбрали бы универсального работягу, отказавшись от супер-звезды: не каждый может найти ключи к Личности (сразу вспомнился почему-то Черчесов и его конфликты с Титовым в "Спартаке", болгарами в "Амкаре" и Денисовым в "Динамо").
28.07.2015
Slim Taller
Одно место в четвёрке забронировано за Северной Кореей.Уже можно разыгрывать свой чемпионат мира.
28.07.2015
poligraf poligrafovich
Про четвёрку и Россию в ней, это сильно......Это что это такое ? Это за кого он нас тут держит ? За круглых идиотов ? Ну никак ни меньше ! Так вот, мусье Рабинёр и Грант Абрамыч.....что вы нам тут "Горбатого лепите", а ! Какая четвёрка, что за бред сивой кобылы ? Гану тренируете ? Хорош уровень, ничего не скажешь ! Попробуйте Россию ? Уровень примерно тот же, А ? Не хочется ? Пиликать и дуру гнать, так мы все - мастера......переливать из пустого ...строить воздушные замки и аххинею нести. Вы одного не учли, вас не только идиоты читают. К сожалению.....
28.07.2015
Док
17 "Знаю, что если уж русские люди решили что-то делать, то делают это так, что не придерешься. Другое дело, что нередко до решительных действий они так и не созревают..." - интересно, что он имел ввиду? Казалось бы, именно решительными действиями мы и славимся - кидаемся из одной крайности в другую. 11:21 ====================================================================== ========================== Привет))! Возможно то, что чемпионат мира дали пять лет назад, а у нас никакой программы (да даже элементарного плана) подготовки своей сборной к нему нет? В целом со всем в интервью согласен. Разве что корейский опыт у нас точно не покатит. Мне так кажется. Кстати, именно в том интервью от мая 2009 года Грант ставил вопрос - какого футболиста выбрать (за смысл ручаюсь): технично-добротного, высокого, атлетичного, одинаково владеющего обоими ногами, здорово играющего головой, отрабатывающего в обороне и прочая или маленького, толстенького, одноногого, головой не играющего, в обороне не отрабатывающего (добавлю, с мерзким характером - выпить не дурак, наркота, бабы, пошлет соперников, судей, своих тренеров и партнеров)??? Если выберете первого, то потеряете Марадону)).
28.07.2015
17
"Знаю, что если уж русские люди решили что-то делать, то делают это так, что не придерешься. Другое дело, что нередко до решительных действий они так и не созревают..." - интересно, что он имел ввиду? Казалось бы, именно решительными действиями мы и славимся - кидаемся из одной крайности в другую.
28.07.2015
Владислав Романцев
Еврей о евреях. Спорт-Эврейс таки зажигает.
28.07.2015
baltiec39
Это интервью или резюме на пост главного тренера России?
28.07.2015
kshev
Классное вью, а уровень комментов, такой же как общий уровень газеты, ниже плинтуса.
28.07.2015
rowkein
Кто такой Грант? Вывел Челси в финал ЛЧ? Ну так таких много - с ДиМаттео поговорите... Если хочется собеседника, то с Гамулой или с Шустером... Опять эта чушь про защиту доморощенных футболистов - от кого их защищать? Вот читаю сегодня новости: депутат госдумы предлагает ввести лимит в ресторанах на иностранную кухню. Лимит на легионеров - из той же степени адекватности. Россия в четверке сильнейших? Хаха, это видимо, устная благодарность корреспонденту за то, что взял интервтю и попиарил. Место России в лучшем случае - в 20-тке рейтинга ФИФА.
28.07.2015
\AleXiuS/
Интересное вью, Грант в адеквате
28.07.2015
Aravir1966
Интервью понравилось. Но фраза о четвёрке дала повод улыбнуться. Такое даже Задорнов не смог бы придумать. Пока у руля нашего футбола люди далёкие от этого вида спорта, даже о восьмёрке можно не мечтать.
28.07.2015
Нефан
Хорошее интервью. Весьма разумный человек.
28.07.2015
Prostuda
Не нравится не читай. Очень интересное интервью. Кстати Грант финалист лиги чемпионов и сереьрянный призер чемпионата континента. Напомни-ка нам какие европейские кубки Спалетти выигрывал, умник?
28.07.2015
sergs1
vyakhir3 потому что раби-молодой еврей, а грант-старый еврей
28.07.2015
vyakhir3
А почему Раби бегает получать комментарии от Гранта по каждому поводу? Этот тренер что-то выиграл? Брал ЛЧ, ЧМ? Захудалый кубок УЕФА наконец? Я еще понимаю, если бы высказались Спалетти или другой иностранец, реально поработавший в России...
28.07.2015
Солёный
В Гане чем уделываются?
28.07.2015