Статьи

28 сентября 2015, 23:30

Виталий Мутко: "Ситуация с Блаттером? Да я уже в Швейцарию боюсь ездить!"

Михаил ГОНЧАРОВ
Корреспондент
В понедельник министр спорта и президент РФС ответил на вопросы о футболе после заседания, посвященного развитию физкультуры и спорта в сельской местности

Михаил ГОНЧАРОВ из Москвы

– Во вторник и среду "Зениту" и ЦСКА предстоят матчи Лиге чемпионов. Какие ожидания?

– Игры будут непростыми. "Гент" и ПСВ – очень серьезные соперники, чемпионы своих стран. В Бельгии футбол на подъеме. У Голландии сейчас, может, сборная не очень, но ПСВ – серьезный клуб. "Зенит" первую игру выиграл, у ЦСКА очков нет. Хочется пожелать нашим ребятам успехов, чтобы они улучшали свой футбол и в итоге вышли из группы. Наша задача – три российские команды в Лиге чемпионов в ближайшие годы. А еще хочу, чтобы футболисты российской сборной провели матчи здорово и не получили никаких травм. Поэтому – удачи! Надеемся, ЦСКА и "Зенит" нас порадуют.

– Собираетесь встретиться со сборниками перед игрой с Молдавией?

– Конечно! И обязательно полечу на сам матч. Мы уже направили туда делегацию, получили подробный отчет об обстановке, стадионе, ситуации с билетами, месте проживания. Подробно рассмотрим эти вопросы в ближайшие дни.

– Вы на днях сказали, что необходимо заняться работой судейского корпуса. Что имели в виду?

– Я не могу давать окончательных оценок, но к системе управления судейским корпусом есть определенные вопросы. Людям по три-четыре месяца не выплачивается зарплата. Это ведь тоже сказывается на работе – нет средств на сборы, обучение, семинары. Воздержусь от глубоких выводов, но я тут понаблюдал внимательно несколько туров… Нам нужно прежде всего вернуть уважение к арбитрам. А судьи, в свою очередь, должны это уважение заслужить, быть равноудаленными по отношению ко всем, последовательными и логичными в своих решениях.

А то, что я порой вижу… Судей у нас толкают, оскорбляют, обращаются к ним только на известном русском языке. Потом читаешь, как кто-то не понимает, за что его удалили, и удивляешься. Ты лучше поделись тем, что сказал арбитру! Мы обязательно обсудим все это.

– Как можете прокомментировать ситуацию с президентом ФИФА Йозефом Блаттером, на которого завели уголовное дело?

– Да я уже боюсь в Швейцарию ездить! В первый раз прилетел, там арестовали всех. Сейчас приезжаю – снова уголовные дела какие-то. Сложно мне на эту тему говорить. На мой взгляд, все, что происходит вокруг ФИФА, не совсем справедливо. Организация не заслуживает такого отношения. Но, к сожалению, ее авторитет сегодня подорван. Она проводит на высочайшем уровне такие мощные турниры, как чемпионат мира, вкладывает миллиарды в развитие футбола по всему миру. Найдите другую такую организацию!

Другое дело – управление. В ФИФА входят 209 ассоциаций. Это сколько людей! И не может она отвечать за всех своих членов, нести ответственность за то, что где-то в Сенегале или на Ямайке кто-то сделал что-то не так. При чем здесь вся организация? Но для расследования коррупции привлечены лучшие силы мира. Пока ФИФА выступает в качестве пострадавшей стороны. Если сегодня действует презумпция невиновности, то мы должны ждать судебных решений. А дергаться и реагировать на обвинения, заявления в газетах… Это ведь звенья одной цепи.

ФИФА свое решение уже вынесла. На 26 февраля назначена конференция, на которой выберут нового президента. Тогда же будет рассмотрен вопрос о проведении реформ. Хотелось бы, чтобы люди сами определили судьбу своей организации. А то там чего уже не предлагали – дошли до внешнего управления. Есть в ФИФА независимый этический комитет, и если он посчитает нужным отстранить человека от работы, приостановить членство, – у него есть такое право. А вообще мне сложно комментировать – я, как и вы, узнаю все из газет. В Швейцарии находишься – одно слышишь, возвращаешься в Россию – уже другие новости.

– На прошлой неделе ФИФА утвердила сроки проведения ЧМ-2022 в Катаре. Он состоится с 21 ноября по 18 декабря…

– Пока нет окончательного решения. Исполком его еще не вынес. Там не так однозначно все. Английская премьер-лига против этой перестройки календаря, ряд немецких клубов... Они ведь зимой и играют как раз. На данный момент просто создана рабочая группа, которая вырабатывает предложение. Оно, в свою очередь, должно согласовываться с конфедерациями, профсоюзами, ассоциациями лиг и выноситься на исполком. Пока все просто обсуждается. Финальное решение будет позже. Наверное, после выборов президента ФИФА.

Мы-то в случае чего сможем перестроить наш чемпионат. Нам давно пора это сделать – ведь в декабре играть в футбол в России просто смешно! Я вообще не знаю авторов этой идеи. Как проводить матчи зимой в Перми или Томске?

– Халк снова пожаловался на проявление расизма со стороны болельщиков. Как вы к этому относитесь?

– Давайте я пока не буду на это реагировать. Есть система проведения чемпионата. Если она несовершенна, мы это можем обсудить. На каждом матче РФПЛ находятся два делегата: один отвечает за судейство, другой – за обстановку на стадионе и безопасность. Также премьер-лиге выделен специалист по расизму, который должен анализировать все матчи тура. Меры по данному вопросу выработаны жесткие – в регламенте прописаны наказания вплоть до лишения очков. Сейчас ФИФА их даже ужесточает. Поэтому мы работаем. Если случаи проявления расизма будут доказываться, мы, конечно же, будем реагировать.

А по данной конкретной ситуации мне что-либо говорить сложно. Понимаете: закончилась игра, я себе почесал в одном месте и сказал вдруг: "Меня оскорбили". Мне кажется, что это уже во многом надумано по отношению к России. Вы посмотрите, сколько у нас футболистов из других стран. Они есть почти в каждом клубе! Если бы действительно были проблемы, они давно бы уехали. Да, случаются какие-то отдельные расистские и экстремистские вещи, никто не спорит. И мы это признаем, намерены возродить совет по болельщикам, поговорить с объединениями фанатов. Всем необходимо работать и нести ответственность. Впереди чемпионат мира, а для нас это не пустой звук.

Но вообще смотрю я матчи внимательно. Появляются определенные вопросы, которые беру на карандаш. И сказать, что проявление расизма – главная наша проблема, не могу.

– Просто с Халком это уже не в первый раз. В прошлом сезоне был известный инцидент с арбитром...

– Помню один случай с электрошокером, который так до конца и не довели. Я просил тогда футболиста: "Ну, напиши заявление, разберемся, начнем расследование". А он ничего не хочет. А просто обвинять... Сложно мне сказать. Халк – великий футболист, звезда. Для нашего чемпионата – очень важный игрок. Если действительно что-то было, то это покажет запись. Сейчас на стадионах она ведется, тем более на современной арене "Спартака". Все можно проверить.

– Вы говорили, что сегодня (в понедельник. – Прим. "СЭ") рассчитаетесь с Капелло...

– Должны были – значит, рассчитаемся. Вообще мы должны были сделать это до конца месяца. Но рассчитаемся сегодня.