Разговор с Бастой состоялся на регбийном матче, куда артист приехал записывать клип в поддержку сборной России. Василия вообще многое связывает со спортом — он общается с Овечкиным, Панариным, Кузнецовым, Радуловым, поддерживает футбольный ЦСКА, делал на YouTube интервью с Акинфеевым, входит в попечительский совет регбийных армейцев.
А в последнее время имя Басты бурно обсуждается в нашем футболе в связи с тем, что Вакуленко всерьез взялся возрождать традиции выступающего в ПФЛ ростовского СКА, за который болеет с самого детства.
— Есть ряд вопросов по СКА. Не хочу показаться хейтером...
— Я из русского рэпа, спокоен к хейту.
— Тем не менее с хейтом в плане футбола вы пока не сталкивались.
— Сталкивался. Многие болельщики в секторе ЦСКА волновались по поводу моей персоны. Я спокоен на этот счет. Вы имеете в виду общественность, которая скажет: «Вот, взялся за клуб...»?
— Нет, я про тех, кто после вашего прихода в СКА сразу выставил в интернете ваше фото с розой «Ростсельмаша».
— Могу объяснить, все очень просто. Я поддерживал родной город, поздравлял игроков. Когда мы болели в Ростове, все относились с пониманием. Да и я без претензий на то, чтобы быть идеальным фанатом. Поддерживаю один клуб, но всегда радуюсь, когда донской футбол показывает высокий класс. Может, хейтить меня и за то, что я поздравляю наших волейболисток или гандболисток? Всегда найдется сумасшедший, которого что-то заденет. Мне все равно.
— Какие у СКА амбиции — ПФЛ, ФНЛ, РПЛ?
— Амбиции — чтобы клуб продолжал существовать. Не умер, не задохнулся.
— Есть такая вероятность?
— Клуб может разориться, обанкротиться и исчезнуть. Даже с учетом того, что власти области осуществляют поддержку — за что им спасибо, — нужно, чтобы это была не поддержка ради того, чтобы клуб не умер, а поддержка ради того, чтобы СКА мог показать себя, получить еще один шанс.
— То есть вам бы хотелось, чтобы это был успешный спортивный и бизнес-проект?
— Конечно! На одном энтузиазме далеко не уедешь. Там работают люди, которым нужно кормить свои семьи, поэтому мотивация должна быть соизмерима. С учетом деталей, СКА, возможно, станет первым клубом, который будет играть на частные деньги, а это предусматривает ответственность инвестора и игроков. Не секрет, что ходит много слухов о трансферах, контрактах, нечестных обращениях средств в футбольной среде. Это печально.
— Какой бюджет у СКА? Уровень середняка или топ-клуба ПФЛ?
— Могу сказать, что для существования СКА нужно 60-70 миллионов рублей в год. А чтобы расти и развиваться — значительно больше.
— Сколько сейчас есть?
— Ничего нет.
— При этом вход на матчи СКА бесплатный. Неужели деньги с билетов не помогли бы клубу?
— Помогли бы, конечно. Но сейчас об этом рано говорить. Здесь нужно сделать первый шаг навстречу болельщикам. Мы об этом много думаем.
— Регбийный ЦСКА уже помогает вам возрождать СКА. А есть ли такая возможность у футбольных армейцев?
— Не знаю. Лично я буду счастлив, если нам поможет футбольный клуб. Пока нам помогает РК ЦСКА, и эта поддержка делает нас счастливыми. Это очень круто!
— Есть планы сыграть товарищеский матч, может, пусть и не с основным составом ЦСКА?
— Такое желание, конечно, есть. Но сегодня приоритетные задачи СКА другие. Мы пытаемся сохранить клуб. Отступить и сказать: «Будь, что будет» — лично мне, как патриоту родного города, не хочется. 13-е место, на котором сейчас идет команда, — это провал. Можно говорить все что угодно, но клуб «Ростов» знают сейчас, а клуб СКА знали всегда. СКА-Ростов — легендарнейший клуб, особенно после победы над «Спартаком» в Кубке СССР. Ради истории стоит жертвовать силами, временем и деньгами.
— Когда вы поймете, что ваша миссия в СКА выполнена? Когда на стадионе будет звучать гимн Лиги чемпионов?
— Моя мечта — чтобы донская земля воспитала 20-30 футболистов международного уровня. Чтобы мальчишки, которым сейчас 8-9 лет, добились успеха и прославили Ростовскую область, чтобы они играли в Англии, Испании, российских топ-клубах. Очень хочется подарить им надежду на завтра. Мне кажется, это и есть патриотизм.
— Есть к клубу интерес со стороны крупных компаний?
— Есть. И администрация области стала активнее. Очевидно, что внимание возросло даже от утечки информации о моем участии в судьбе СКА. Сейчас мы будем обращаться и к бюджету области. Мне кажется, что не только один клуб в Ростове заслуживает внимания и поддержки. Будем ходить, разбираться, ходатайствовать, просить. Уверен, что область не бросит родной клуб.
— Если сравнить с бюджетом «Ростова», сумма, нужная СКА, — мелочь?
— Да. Было бы очень приятно, если бы в Ростове было дерби, если бы «Ростов Арена» делилась пополам: желто-синие и красно-синие. Синий бы сливался, оставались бы желтый и красный. Бомба!
— У вас были сложности с концертами на «Ростов Арене»...
— Да был ****** [ужас] просто.
— Кто-то в «Ростове» затаил на вас обиду? Уже встречаетесь с тем, что кто-то ставит вам палки в колеса?
— Естественно, мне просто непонятно отношение клуба «Ростов» к «Ростов Арене». Это разные вещи, я изучил этот вопрос и прекрасно понимаю («Ростов Арена» принадлежит ФГУП «Спорт-Инжиниринг», ФК «Ростов» арендует этот стадион. — Прим. «СЭ»). «Ростов» — великий клуб, у него есть свой стадион...
— Вы об арене «Олимп-2»?
— Там можно играть (улыбается). Просто если болельщики «Ростсельмаша» думают, что у них хватит напора, южного темперамента, чтобы меня погасить, то нет. Я такой же ростовчанин, у меня ростовская прописка, я прописан там, где родился и жил. Имею право отстаивать интересы своего клуба и своего боления, так же, как и другие ростовчане имеют право на боление за «Сельмаш». Это футбол, мы готовы рисковать своими нервами. Это взрослая игра, и мне нравится быть в ней.
— Когда вам хотелось бы увидеть клуб в ФНЛ?
— После последнего матча, на котором я был, не хочется давить на ребят. Сказал им, что мы хотим побед любимого клуба, но никто не заставляет футболистов, никто ничего из них не выдавливает. Мы хотим, чтобы на поле каждый раз была драма, чтобы игроки были готовы рисковать, страдать, жертвовать. За это мы готовы болеть, хоть тысячу раз проиграйте. Это и есть армейский дух.
— Вы привыкли, что ваше имя скандируют в клубах и на концертах. Это ваши персональные фанаты. Сейчас на матче СКА фан-трибуна заряжала: «Это Баста все купил!» Что испытали?
— Это большой аванс от болельщиков, потому что я еще ничего не сделал. Мы шли по стадиону, они «заряжали» нам, мы в ответ кричали им — это шок и мурашки по коже. Спасибо им за доверие.
— Очень похоже на слова Сергея Галицкого — владельца «Краснодара». Вы тоже идейный человек, как и он?
— Да, именно так. Для меня это важно.
— Если вынести Гинера за скобки, Галицкий — пример в построении клуба?
— Несомненно. Галицкий — человек, в котором есть несколько важных составляющих. Он и бизнесмен, и фанат, и просто настоящий патриот. Не знаю, представлен ли он к каким-то наградам, но его бы раньше наградили званием Герой социалистического труда, что приравнивалось к званию Герой Советского Союза. Как по мне, такое надо возвращать. Сделать «Героя отечественного спорта». Люди жертвуют своими деньгами, здоровьем, талантом ради того, чтобы на Кубани был замечательный клуб с хорошей школой. Пример для всех нас.
— К слову, есть ли у СКА академия? Если нет, то собирается ли клуб ее открывать? Раньше ведь была, называлась в честь Понедельника, Андреева, носила имена легенд ростовского футбола.
— Есть детская школа, но нужно очень многое сделать... Помимо Глушакова школа СКА воспитала многих сильных футболистов.
— Максименко сейчас в воротах «Спартака», Митрюшкин уехал в «Сьон»...
— Я ведь не только о футболе. Есть олимпийские чемпионы, в той же борьбе Вартерес Самургашев. У меня много друзей-борцов. Хочется обратиться к Сергею Шойгу (министр обороны РФ. — Прим. «СЭ»), возможно, такого уровня внимание способствует восстановлению спортивной культуры и процессов, с этим связанных. Нужно задуматься о том, чтобы сплотить между собой все маленькие спортивные общественные объединения. Последние партизаны там держатся. Нужно возвращать славу «конскому движу», время собирать камни (улыбается).
— Удивились, когда после ухода из «Спартака» Денис Глушаков звонил в «Ростов», но его туда не захотели взять?
— Троянский конь, так я его называю. Когда с ним разговариваю, спрашиваю: «Троянский конь, ты установку ЦСКА выполнил, получается?»
— Вы его не звали в СКА?
— Я рассказывал ему о клубе.
— Зарплату не потянули?
— Нет-нет, я в шутку его звал. Говорил, что возрождаем СКА, он: «Круто». Я сказал, что мы ждем его у себя, он три раза поплевал через плечо.
— А если серьезно, что он вам сказал?
— Он сказал: «***** [Зачем] тебе это все надо?» Я говорю: «Сам знаешь». Он: «Понимаю».
— Он финансово не хочет поучаствовать?
— Нам это не нужно (смеется).
— Почему? Эти деньги заработаны честным путем.
— Кстати, неплохая идея, чтобы Глушак вложил деньги «Спартака» в армейский клуб (смеется).
— И все-таки откажитесь от денег Глушакова, если он вдруг предложит?
— Не откажемся, конечно. Просто он так клялся в любви «Спартаку»...
— Так он и «Локомотиву» клялся в любви.
— А да?
— Да.
— (Смеется. ) Тогда будем рады, конечно. Если серьезно говорить, то для СКА будет событием, если Глушаков по приезде в Ростов придет на стадион и разыграет мяч. Это было бы очень интересно.
— Сейчас в СКА есть вы, есть Виктория Лопырева...
— Второй раз такое слышу.
— Разве нет? Все говорят о том, что Лопырева будет в проекте.
— На данный момент ее точно не будет.
— Кого из медиафигур планируете приглашать в СКА?
— Пока не могу называть фамилии. Ответ на этот вопрос будет осенью.
— У спортивного директора СКА Виктора Панченко на примете уже много футболистов, которые усилят команду?
— Эти вопросы лучше адресовать ему. Я в это не лезу. Моя роль — фронтмен. Или, как говорю, свадебный генерал (смеется).
— Неужели ваше слово ничего не решает в СКА?
— Моя позиция — не лезть в структуру клуба. Понимаю, кто и чем занимается, они профессионалы и специалисты. В СКА же пришел не я один, у нас команда. Ребята мне сказали: «Вась, давай мы начнем, а ты посмотришь, как это все будет». Поэтому не лезу, а доверяю профи. Быть самодуром и требовать убрать с поля условного мальчика под номером восемь — это история не про меня.
— После матча «Ростов» — «Спартак» сотрудники ОМОНа били фанатов из Москвы. Как вы оцениваете эту ситуацию?
— Для меня это непонятная жесткость. Так нельзя. Мне было очень неловко за Ростов, когда избили людей. В Питере была такая же история, но там болельщики дали отпор, а позже были извинения. Я так скажу, когда мужчина в полной боевой выкладке бьет людей, это просто недостойно.
— Футбольная общественность сильно ополчилась на ОМОН за инцидент в Ростове. Но вам не кажется, что сами омоновцы не виноваты, у них был приказ?
— Я из военной семьи. И мне отец всегда говорил: «У офицера есть приказ. Но если приказ преступный, то офицер руководствуется своей совестью». Да, из-за своей совести он может пострадать, но на то он и офицер с погонами и звездами на них. Да, это очень сложная ситуация.
— Как оцените работу ростовского ОМОНа, когда он в подтрибунном помещении просто влетел в толпу спартаковских болельщиков?
— Это было очень жестоко. Страшно представить, если бы я пошел на стадион со своей семьей и там случилось такое. В такой ситуация я, наверное, тоже полез бы драться с сотрудниками и защищать свою семью. Всю эту ситуацию я бы назвал провокацией со стороны силовиков.
— Удивляет, что никто не понес наказания?
— Конечно. На мой взгляд, необходимо разобраться, кто отдал этот приказ, и по меньшей мере извиниться перед болельщиками. Меня очень огорчает, что у нас не принято извиняться перед людьми. Это очень плохо! Ударил — извинись. Признайтесь, что пережали ситуацию из-за того, что боялись агрессивного ответа.
— Вы дружите со многими звездами спорта — с Овечкиным, Радуловым, Панариным. Нет ли желания устроить с ними что-то для регбийного ЦСКА? Или же привезти их в Ростов?
— Желание есть, но для этого нужно, чтобы многое сошлось. Организовать сложно, все заняты. Если возвращаются в Россию, то хотят побыть с семьей. Хотя всем интересно. Мне многие позвонили, когда вышла новость про СКА. И все выражали только слова поддержки, говорили, что это круто.
— Овечкин сильно изменился после рождения сына и победы в Кубке Стэнли?
— Мне сложно сказать, что мы с ним приятели. Хотя я был у него в Вашингтоне, когда выступал в США, был на его свадьбе. И когда мы пересекаемся, то он и я охотно откликаемся на просьбы друг друга. Саша — замечательный русский парень.
И если говорить о его победе в Кубке Стэнли, то тут встает вопрос заслуженности. И Саша, как никто другой, заслужил этот трофей. И когда человек понимает, чего ему стоила эта победа, то она лишает его задатков звездной болезни. В общем, Саня каким был, таким и остался — замечательным человеком.
— Овечкин этим летом заявил, что через пару лет может завершить карьеру. Верите в это?
— Мне кажется, он заработал достаточно средств, их ему хватит на достойную жизнь. Саша Овечкин в глазах не только россиян, но и граждан других стран является кумиром. Мне кажется, он всем доказал, что он великий спортсмен.
— Знаю, что вы общаетесь и с другим форвардом «Вашингтона» — Евгением Кузнецовым. Как отреагировали на майский скандал, когда в интернете опубликовали видео, на котором он в окружении каких-то людей, а на столе лежит подозрительный белый порошок?
— Да, с Жекой дружим. Я ему сразу позвонил и сказал, чтобы он не обращал внимания, потому что это идиотизм. Кто знает Женю, тот в курсе, что этот человек — фанатик хоккея. Не в обиду другим, но, мне кажется, таких больше нет. Женя — тот человек, который приходил на лед утром со сверстниками, работал днем, а вечером гонял шайбу со старшаками. Знаю, что порой он вообще оставался ночевать на стадионе.
— Он даже часть своей свадьбы отметил в ледовом дворце «Трактор». Там, кстати, был и Овечкин.
— Ну вот и я о том же. У меня тоже было приглашение на торжество, но я не смог попасть, потому что был в туре. В судьбе каждого публичного человека, к сожалению, бывают такие идиотские моменты, как случился у Жеки. Мне кажется, все разобрались, и все стало понятным. А человеку, который опубликовал это видео, я бы набил ***** [лицо]. Этот человек просто животное, которое могло испортить замечательному парню и хоккеисту карьеру. По-ростовски, я бы пошел и отбил ему потроха.
— Вы футбольный, хоккейный болельщик, но вас, кажется, ни разу не спрашивали, занимались ли вы спортом сами.
— В детстве занимался дзюдо.
— Почему тогда вас так привлекают игровые виды спорта?
— Это семейное. Дедушка у меня учился в военном училище в Киеве, потом в Москве закончил академию химической обороны. Он играл в хоккей с мячом, занимался штангой, играл в футбол, шахматы. Все в семье тоже занимались спортом. Раньше же развлечений было немного. Все мы должны были чем-то заниматься.
— Но сейчас мы на регбийном матче сборной России. На регби попали впервые?
— Нет, уже бывал до этого. В Ростове на «Труде» играли.
— И как вам этот вид спорта?
— Мне очень нравится, зрелищно. Кажется, опасный вид. Такие мужественные люди: уши, носы, зубы — все можно сломать. Хотя говорят, что английский футбол по статистике травматичнее, чем регби.
— На ваш взгляд, у этого вида спорта есть потенциал побороться за зрителя с хоккеем, футболом или баскетболом?
— Мне кажется, вопрос в промо. Мы именно для этого сняли с Алексеем Митрюшиным (президент регбийного клуба ЦСКА. -Прим. «СЭ») «Мама, мы ЦСКА». Для продвижения промо необходимо делать. У зарубежных коллег это очень развито. Там люди, которые играют в регби, — суперзвезды, ничем не уступают по контрактам спортсменам из футбола, хоккея или баскетбола. Нужно уметь заинтересовать людей.
— И вы, как член попечительского совета РК ЦСКА, готовы двигать этот спорт в массы?
— ЦСКА — отдельная история. Я поклонник «конского движа» в целом... Мы ничего из пальца не высасывали. Просто пересекаемся по болению за футбольный клуб, в целом за большой ЦСКА, и так совпало, что я оказался полезен для регби. Для меня это круто. Чем могу — всегда помогаю. Сегодня вот снимаем здесь мотивационное видео для сборной России и ЦСКА. Надеюсь, оно привлечет мальчишек и девчонок идти в регби. Мне кажется, это крутой и увлекательный вид спорта для детей.
— Какие еще планируются промо? Нет планов записать песню про регбийный ЦСКА?
— Мы с Лешей (Митрюшиным. — Прим. «СЭ») шутим, что нам уже не переплюнуть — «Мама, мы ЦСКА». Зашло так, что все армейские команды теперь ее кричат.
— Как и «Сансару».
— Конечно, везде, во всех видах спорта. Про СКА Ростов, кстати, сделаю песню, пишу ее. Записал припев, получается эмоционально. Хотим снять видео в Ростове, сделать большой проход, позлить фанатов «Ростова».
— Когда вы зашли на стадион, то почти каждый армейский регбист подошел к вам и поздоровался за руку. Лично знакомы с каждым?
— Конечно. Мы много где снимаем, пересекаемся. Ребята всегда помогают, это практически наша съемочная группа (смеется).
— Есть ли в планах сделать что-то совместное со СКА?
— Несомненно, мы с Алексеем (Митрюшиным. — Прим. «СЭ») обсуждаем это. Он сказал, что готов помочь возрождению великого СКА.
— И вы уже обращались?
— Конечно. Мы к нему постоянно обращаемся. Конская взаимовыручка — это круто. Это — как секта. Мы всегда стараемся друг другу в чем-то помогать. В планах по СКА: мы хотим собрать три-четыре автобуса и фанатами поехать в Ростов на сектор, поболеть, поддержать братский клуб.
— Как вам обновленный футбольный ЦСКА?
— Круто. Я был на программе, с оппонентами из красно-белого клуба разговаривали. Дискутировали о судьбе ЦСКА. Мне нравится то, что происходит в клубе. Называю это «весна». Все так зелено, молодо, чувствуется, как цветет. Есть легкость, свежесть.
— В общем, март в Ростове.
— Ну да. Мне нравится игра, движение игроков на поле, все здорово.
— И на что сможет претендовать такой весенний ЦСКА?
— Несомненно — чемпионство!
— Неужели можно справиться «Зенитом»?
— Слушайте, ну если наличие звезд обеспечивало «Зениту» или другому клубу исключительно победы, то клубы покупали бы себе только звезд. Вы сами знаете, что в спорте очень много нюансов. И я, как болельщик ЦСКА, могу надеяться только на чемпионство. В прошлом сезоне команда показала, что может таким составом показывать отличную игру. Особенно запомнился последний матч с «Крыльями», на котором я был, и он закончился со счетом 6:0.
— Еще и «Спартак» в финишном створе обошли.
— Конечно (смеется). Там вообще много всего совпало. А ведь еще были победы над «Реалом»... Клуб показал свою сплоченность и самоотверженность. Он во время игры из маленького партизанского отряда превратился в несокрушимую армаду, которая побеждала и убивала.