Статьи

27 июля 2017, 16:15

Памяти Валерия Маслова

На 78-м году жизни скончался легендарный динамовец, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер России Валерий Маслов. В феврале 2012 года Валерий Павлович стал героем рубрики "Разговор по пятницам". Предлагаем вспомнить то интервью.

***

Он – последний, кому на уровне сборных удавалось совмещать футбол и хоккей с мячом. Да так удавалось, что футболиста и хоккеиста Маслова помнят до сих пор.

Мы же открыли для себя еще и удивительного рассказчика. Истинного артиста – который в самые драматичные моменты переходит на шепот.

– Вы ведь "заслуженный" по двум видам спорта?

– У нас только по одному можно. Мне дали за хоккей с мячом в 1965-м, когда стал трехкратным чемпионом мира. В 1963-м футбольное "Динамо" выиграло чемпионат СССР, а клуб праздновал сорокалетие. Начали оформлять документы на "заслуженных". Положили на стол начальнику – а тот в больницу загремел. Бумаги пролежали, дата прошла – и идите к черту. Никому не присвоили.

– Народ поражался вашему здоровью.

– Это все чепуха. Не слушайте. Здоровье как здоровье. Если б я не играл в хоккей – может, и с футболом не сложилось бы. Обстановку менял: сегодня футбол – завтра хоккей, потренировались – пошли выпили. Кстати, в "Динамо" денег мне за хоккей не платили. Чтоб заработать 250 рублей премии, надо было первенство мира выиграть.

– Вы их выиграли восемь. Прибавка к пенсии полагается?

– Никакой. Мне эти восемь победных чемпионатов приравнять бы к одной Олимпиаде. Приплачивали бы 15 тысяч.

– Вам скоро 72. Но за ветеранов, говорят, по-прежнему играете?

– Да, и в футбол, и в хоккей. На пять минут выйду, на три.

– Игоря Нетто тоже обычно выпускали на пять минут. А он потом уходить с поля отказывался.

– И Сальникова было не заменить. Мне ветераны говорили: "Палыч, ты главный, давай установку". Решали так: чью майку вытаскиваю из кучи – тот играет. И начиналась беда: кто вышел – отказывается меняться. Сальников не шевелится уже, а туда же: "Валер, дай еще поиграть…"

– В раздевалке он и умер.

– Да, а за три года до этого Коле Тищенко в ветеранском матче на поле плохо стало – тоже не спасли.

– В последние годы вы работали селекционером "Локомотива". Но внезапно переместились на ту же должность в динамовскую академию.

– Со Смородской у меня хорошие отношения. Дурного не скажу. Из "Локомотива" уволили Виктора Тищенко, который отвечал за селекцию. Набрали молодых. А мне с ними неинтересно. У них своя компания – зачем им старик? Смородская на прощание говорит: "Будешь без денег сидеть" – "Ольга Юрьевна, я двадцать лет бесплатно в хоккей играл – и ничего…" Когда первый раз вызвала, я на секунду глаза прикрыл: это ж Александр Семенович Пономарев в юбке! И выражения – как у него!

– В футболе разбирается?

– Очень прилично. Уж лучше, чем бывший вице-президент Киричек. Кто ее обмануть пытается – с тем моментально расстается.

– Тищенко сейчас где?

– У Сэма (Юрия Семина. – Здесь и далее прим. "СЭ"), в Киеве. Отслеживает игроков в Южной Америке.

– Работая селекционером, какого игрока предлагали "Локомотиву" – но клуб покупать его не стал?

– У меня взгляд набитый – достаточно увидеть, как футболист вышел на поле. Я в свое время много в Югославию ездил – и положил глаз на отличного опорного хава. Но Филатов брать не стал – решил, что тягучий. Я говорю: "Валера, ты Воронина вспомни. Он что, скоростной был? Но мяч к себе прямо притягивал!" Того югославского парнишку быстро потом кто-то перехватил.

– Одемвингие не вы просматривали?

– Нет, Нигматуллин. Одемвингие приехал, понравился Липатову – и сразу ему сделали лучший контракт в "Локомотиве". Позже выяснилось, что он получал бонусы даже за выход на поле. Да, футболист талантливый, не спорю. Но играть не хотел. Зачем – когда и так деньги капают? Такими контрактами мы развращаем легионеров. И они вместо того, чтоб поднимать российский футбол, сами до нашего уровня опускаются. Начинают валять дурака, ходить по девочкам, ресторанам. Понимают, черти: лучше быть стройным тунеядцем, чем горбатым стахановцем.

– Мы-то думали, вы в "Динамо" больше не вернетесь. Обронили когда-то в интервью, что с Виктором Царевым у вас напряги.

– Так пил я много, ребята.

– Вам это играть не мешало?

– Нет. Старая плеяда тренеров вообще странно к этому делу относилась. Пономарев подзывает: "Ты сколько принял, Валера?" – "Да граммов двести". – "Пошел вон". Либо не пей, либо пей так, чтоб тебя под руки волокли. И Бесков был такой же.

– Слухи ходили – Константин Иванович, став тренером, мог выпить хоть ведро. И держался на ногах.

– Две бутылки перед игрой выдувал – и не определишь по нему! Но я-то понимал, в чем секрет. Он, когда игроком был, с Лерой ходил по театрам, там пригубит шампанского, и всё. Вот бочка у него и не была заполнена. Это уж потом прикладываться начал. Но всегда аккуратненький, с проборчиком. Как-то были мы на турнире в Чили, смотрю – выпивает. Я к ребятам: "Тренировки точно не будет!"

– И что?

– Видим – шагает бодрячком. Помылся, побрился. Костюм, галстук и белая рубашечка. Стал гонять нас как никогда. Ребята шипят на бегу: "Маслов, а ты говорил – не будет…" Для меня Бесков – тренер номер один. От Бога. Где-то следом Михей (Якушин) и Валерка (Лобановский).

– Бесков выше Лобановского?

– Конечно. Вспомните, какой у Лобана был состав. Блоха (Блохин) – уникум. Вася Хмель (Хмельницкий) – под которого, как под бронепоезд броситься. Буряк будто рукой мяч забрасывал куда угодно. А Коньков? Сабо, Медвидь даже в сборную ездить не хотели!

– Почему?

– У Киева в воскресенье официальный матч, за него 160 платили. А на неделе дважды проедутся по колхозам. 250 рублей за каждую игру. Улавливаете?

– Нет.

– От сборной какие доходы? Товарищеская игра – 100 рублей. Но еще победить надо. За официальную – 300. К тому же в Киеве сорок человек. Медвидь уехал в сборную, вернулся – а на его месте Мунька (Мунтян) заиграл. Против Муньки разве попрешь? Так что у Лобановского во все времена народу на две команды было – могли в чемпионате СССР первое и второе место занять. А Бесков чем силен был? Интуицией. Игроков чувствовал. Бывало, с утра вскочишь, хочется побегать, но он едва взглянет: "В лес, погуляйте". Или от мяча уже тошнит – а Бесков тренировку на час дает. В день игры! Зато после нее летаешь. Была, правда, у него слабость.

– Какая?

– Перед игрой мандраж начинался. Трясло. В "Динамо" все замены за Бескова Голодец делал. Удивительная пара, словно Боженька их друг для друга создал. А в "Спартаке" Бесков с Андреем Старостиным сидел, сам замену сделать не мог.

Полностью "Разговор по пятницам" с Валерием Масловым – по ссылке

3