9 ноября 2016, 19:00
– Вы один из новых представителей итальянской тренерской школы, востребованной во всем мире. Мы лучшие?
– Возможно, это так, потому что для побед необходимо нечто большее – приверженность тактическим идеям, организация игры команды. Это позволяет добиваться успеха.
– Без обид, но вы оказались в нынешнем положении, по большому счету, случайно…
– Я не обижаюсь, потому что так и есть. Я стал главным тренером по воле случая. Начал как помощник Аленичева, так как "Спартак" желал иметь итальянского специалиста для работы с обороной. После вылета из Лиги Европы руководство хотело перемен, и меня спросили, готов ли я быть исполняющим обязанности на два матча. А теперь я главный тренер "Спартака"… случайно.
– Вспомните какой-нибудь любопытный эпизод.
– В прошлую субботу на выезде в Томске болельщик команды соперника подарил мне клюшку для хоккея. Но не того, который является национальным спортом в России, а хоккея на траве. Очень любезно с его стороны.
– Какой вы тренер? Глушаков сказал, что у вас по раздевалке столы летают.
– Он преувеличил. Я никогда не позволяю себе таких вещей. Но когда мне не нравится игра команды, я не ограничиваюсь только голосом. Могу ударить кулаком по двери или по стене. Только для того, чтобы привлечь внимание игроков, заставить их собраться.
– У вас было три поражения кряду. В Италии вы бы были на грани увольнения.
– Здесь я по этому поводу не переживал. Мы проиграли и были плохи только в кубковом матче. Но это было исключение: девятичасовой перелет и семь часов разницы во времени… С "Уфой" было иначе. Единственный полумомент у наших ворот закончился голом, а мы не смогли воспользоваться двадцатью возможностями. А потом была игра с "Зенитом", который считается самой сильной командой чемпионата. Правда, там некоторые решения арбитра были не в нашу пользу. Но болельщики всегда меня поддерживали.
– "Зенит" реально обойти? Луческу – хитрый лис…
– Великий тренер. Его команда намерена выиграть чемпионат, и у нее все для этого есть.
– Назовите трех российских игроков, которые бы не затерялись в Италии.
– Мне очень нравится Михаил Смолов (имя Михаил указано в оригинальной публикации Il Corriere dello Sport. – Прим. "СЭ"). Очень сильный нападающий "Краснодара". Из "Спартака" я бы взял всех. В перспективе, думаю, может выстрелить полузащитник Роман Зобнин и защитник Илья Кутепов. Но я всегда в первую очередь смотрю на человеческие качества футболиста, а не на игровые.
– Чему вы научились у Конте?
– Он мой учитель. Я рос как тренер под его руководством. Мы часто созваниваемся, общаемся, спорим. Для меня главные вещи – это страсть и желание в отношении футбола. Сначала я должен увидеть эти качества вне поля, а потом уже в игре.
– Что вам пришлось изменить прежде всего после переезда в Москву?
– Начал с организации игры, особенно в обороне. Затем тактика, физика, а также питание. Спортсмен – это машина, за которой нужно ухаживать. Сейчас мы отказались от яиц и сосисок на завтрак и перешли на злаки, хлебцы и варенье. В качестве основного блюда – паста и курица. Я разговаривал на эту тему с клубным доктором и поваром, и мы достигли полного взаимопонимания.
– Назовите итальянца, которого бы взяли в Россию.
– Взял бы Барцальи. Видел, что он получил травму, мне очень жаль. Говорят, что он похож на меня. У нас действительно много общего.
– Сборная Италии сейчас меняется. Кого бы из молодых игроков "Скуадры адзурры" посоветовали руководству "Спартака"?
– Романьоли. Затем Белотти и Иммобиле. Они выкладываются по полной.
– Для вас сборная Италии – это, прежде всего, чемпионат Европы во Франции?
– Мы были там настоящей семьей. Даже те, кто не играл. Команда сделала все, что могла. Вылет с турнира был двойным ударом, потому что мы понимали, что наши пути с Конте расходятся. Спустя пять лет. А ведь мы могли пройти дальше.
– Какая у вас цель в Москве?
– Постараться создать такую же атмосферу. Семью. Это первый шаг к успеху. Команда, независимо от того, кто именно находится на поле, должна выкладываться на сто процентов. Каждый должен держать в голове "мы", а не "я". Для тренера это важно. Мы постараемся выиграть чемпионат. Этого не происходило с 2001 года. Если же завершим сезон в тройке, то признаем, что две команды были лучше. Не будем ни о чем сожалеть и искать виноватых. Я полностью сконцентрирован на работе в "Спартаке". Мне не хватает лишь итальянской еды, потому что я классический итальянец.
– Как вам видится итальянский футбол из России?
– "Ювентус" остается сильнейшим. Есть две-три команды, которые могут воспользоваться осечками туринцев. "Рома" – в большей степени. Римляне наладили механизмы и находят баланс. Открытием стала "Аталанта". Гасперини – отличный тренер. Он дает играть молодым, и его команды всегда находятся высоко.
– Что скажете о европейском футболе?
– Вперед, "Челси"! Конте может выиграть чемпионат Англии. Он – номер один. Если футболисты смогут его понять, то команда добьется многого.
– Какой вы тренер?
– Предпочитаю спортивный костюм и кроссовки пиджаку и галстуку. Когда я играл сам, все было так же.